← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

От "Страны Советов" до "Медведя". Лучшие самолеты Туполева


9 ноября 2018 года Анна Юдина, ТАСС


В канун 130-летия со дня рождения знаменитого авиаконструктора ТАСС совместно с фирмой Туполева составил топ-10 выдающихся самолетов, созданных при его непосредственном участии. Под руководством Андрея Николаевича Туполева было разработаноболее 200 проектов различных типов летательных аппаратов, аэросаней и катеров. На самолетах было установлено более 270 мировых авиационных рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелетов. В каждом туполевском самолете было что-то новое — многие его проекты опередили свое время и стали настоящим прорывом в отечественном и мировом самолетостроении.

АНТ-1
Первый самолет ОКБ Туполева.

 
Его проектирование началось в апреле 1922 года. Это был небольшой спортивный свободнонесущий моноплан с двигателем в 35 л.с. При его конструировании помимо ткани и дерева впервые использовался алюминиевый сплав. Первый полет на нем 21 октября 1923 годасовершил летчик-испытатель Евгений Погосский. Опытный образец самолета остался в единственном экземпляре.
 
АНТ-4 (ТБ-1)
Первый тяжелый цельнометаллический самолет-бомбардировщик.

 
Был выполнен по схеме свободнонесущего двухмоторного моноплана. По своим компоновочным решениям АНТ-4 во многом определил дальнейшее развитие мирового тяжелого самолетостроения. Первый полет на нем 26 ноября 1925 года совершил летчик-испытатель Аполлинарий Томашевский.
 
АНТ-9
Первый отечественный магистральный пассажирский самолет.

 
Один из первых отечественных магистральных пассажирских самолетов, рассчитанный на девять пассажиров. Впервые в небо его поднял летчик-испытатель Михаил Громов 5 мая 1929 года. На АНТ-9, названном "Крылья Советов", 10 июля 1929 года был совершен перелет с восемью пассажирами по маршруту Москва — Берлин — Париж — Рим — Марсель — Лондон — Париж — Берлин — Москва для демонстрации достижений советского авиастроения. Во время этого рекордного перелета Громов преодолел расстояние в 9037 км за 53 летных часа со средней скоростью 170,5 км/ч.
 
АНТ-40 (СБ)
Скоростной бомбардировщик, выпускавшийся серийно.

 
Один из лучших самолетов в своем классе в середине 1930-х годов, имел самые высокие летные характеристики среди фронтовых бомбардировщиков мира, превосходил по скорости лучшие истребители-бипланы. Первый полет 7 октября 1934 года на нем совершил летчик-испытатель Константин Попов.
 
Ту-2
Серийный двухмоторный бомбардировщик.

 
По совокупности летно-технических характеристик, технологичности производства и соотношению боевых потерь на один вылет Ту-2 считается одним из лучших фронтовых бомбардировщиков времен Второй мировой войны.
 
За создание этого самолета Туполеву было присвоено звание генерал-майора. Первый полет на Ту-2 совершил 29 января 1941 года летчик-испытатель Михаил Нюхтиков. Всего было построено более 2,6 тыс. серийных экземпляров в различных модификациях.
 
Ту-16
Дальний бомбардировщик-ракетоносец со стреловидным крылом, первый советский дальний скоростной самолет-ракетоносец.

 
Первый полет на нем 27 апреля 1952 года совершил летчик-испытатель Николай Рыбко. Было создано около 50 модификаций различного назначения и уровня сложности, серийно выпущено более 1,5 тыс. самолетов. Ту-16 стал лучшим в мире самолетом своего класса. До 1990-х годов стоял на вооружении ВВС России. В настоящее время в модернизированном виде состоит на вооружении КНР.
 
Ту-95
Турбовинтовой дальний межконтинентальный стратегический бомбардировщик-ракетоносец.

 
Первый отечественный серийный межконтинентальный носитель ядерного оружия. Считается самым скоростным в мире самолетом с винтовыми двигателями, получил неофициальное название "Медведь". Первый полет 12 ноября 1952 года на нем совершил летчик-испытатель Алексей Перелет. Глубоко модернизированный Ту-95МС и поныне стоит на вооружении дальней авиации ВКС России.
 
Ту-104
Первый реактивный пассажирский самолет.

 
Первый в мире реактивный пассажирский самолет, который начал успешно эксплуатироваться на регулярных авиалиниях. Был спроектирован на основе агрегатов и технических решений дальнего бомбардировщика Ту-16. Первый полет 17 июня 1955 года на нем совершил летчик-испытатель Юрий Алашеев.
 
Ту-114
Самый большой и самый скоростной в мире турбовинтовой дальнемагистральный пассажирский самолет, спроектированный на основе бомбардировщика Ту-95 и построенный менее чем за два года.

 
Ту-114 стал первым в мире двухпалубным аэробусом. Многие решения по размещению и жизнеобеспечению пассажиров на Ту-114 стали основой для будущих самолетов подобного типа. Первый полет 15 ноября 1957 года совершил экипаж летчика-испытателя Алексея Якимова.
 
Ту-144
Первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет.

 
Первый опытный Ту-144 поднялся в небо на два месяца раньше англо-французского проекта "Конкорд" — 31 декабря 1968 года под командованием летчика-испытателя Эдуарда Еляна.
 
Главным конструктором этого проекта стал сын А.Н. Туполева — Алексей Туполев. Всего было выпущено порядка 20 лайнеров. В 1977 году начались регулярные пассажирские перевозки. До окончания эксплуатации в мае 1978 года было выполнено 55 рейсов и перевезено 3284 пассажира.



URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2018/11/9/29848/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.