Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


"Судя по всему, реально мало что готово": зачем миру напомнили о "преемнике" Ту-160?


9 ноября 2018 года Тимур Латыпов, Бизнес Онлайн


С подачи Объединенной авиастроительной корпорации одной из главных новостей страны накануне стало сообщение о начале разработки перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА). Подчеркивается, что проект на особом контроле у верховного главнокомандующего. Но эксперты «БИЗНЕС Online» полагают, что всерьез данную новость воспринимать не стоит, а для военных сейчас главное — это «Белый лебедь» в руках, а не летающее крыло в небе.

«…И НА КАКИЕ УХИЩРЕНИЯ ПОШЛИ»
 
Настоящую бурю в СМИ вызвало накануне ночное сообщение Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). «… Кроме того, начата разработка перспективного авиационного комплекса дальней авиации, — помимо прочего говорится в нем. — При этом работы по модернизации и развитию этого уникального комплекса — на особом контроле у верховного главнокомандующего Вооруженными силами РФ и министра обороны, в чем убеждает и посещение ими авиационного завода в Казани».
 
Справедливости ради отметим, что упоминание ПАК ДА встало в один ряд с перечислением наиболее важных военных тем, над которыми сегодня работает ОАК. Но пресса почему-то подала информацию так, будто разработка стартовала вчера. «В России создадут новый стратегический бомбардировщик…» — пестрят заголовки СМИ. Между тем программе ПАК ДА уже лет 10. Но так ли уж виноваты СМИ в подобном «преломлении» информации? Увы, дурной пример подает сам авиапром (что ОАК, что «Вертолеты России») с их бесконечными выкатками/подъемами в воздух якобы новых прорывных самолетов и вертолетов. Одни лишь только истории с Ту-160М2, Ту-22М3М и Ми-38 чего стоят. ПАК ДА, о котором уже написаны километры новостей, из того же ряда: все о нем знают, но конкретики ноль.
 
«Я бы нынешнее упоминание в новости ПАК ДА всерьез не воспринимал: как представляется, за ней ничего конкретного нет, — отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов. — Судя по всему, по проекту ПАК ДА реально мало что готово. К сожалению, сегодня делается много подобных заявлений, в разных областях промышленности. Сначала говорят или пишут, а что за этим последует, никто не думает.
 
Если официальные лица не врут, есть проект ПАК ДА, который прошел некие стадии бумажной разработки. Допускаю, что могут разрабатываться отдельные комплектующие. Но все прекрасно понимают, что ранее середины 2020-х никакого ПАК ДА не появится — денег на производство нет, а что будет в 2025 году, одному богу известно. Прекрасно известна ситуация с новым Ту-160: когда было принято решение, сколько времени прошло для того, чтобы хотя бы выкатить, по сути, готовый планер, и на какие ухищрения пошли, чтобы это произошло.
 
С учетом того, что гособоронзаказ уменьшается, военные расходы падают, программа ПАК ДА пока останется в зачаточном состоянии. Для военных сейчас главное — «Белый лебедь» в руках, а не летающее крыло в небе. И Казани сейчас главное Ту-160М освоить, а уж потом думать о ПАК ДА».
 
«БИЗНЕС Online» предложил прокомментировать сообщение о ПАК ДА помощника президента РТ по авиакомплексу Равиля Зарипова, но он ответил, что ПАК ДА «достаточно закрытая тема», которую есть указание не обсуждать. В ОАК об этом, очевидно не знают.
 
ТАИНСТВЕННЫЙ «ПОСЛАННИК»
 
О ПАК ДА говорят достаточно много, но при этом конкретная информация отсутствует. Что же известно?
Конкурс на создание ПАК ДА объявили в 2007 году, его выиграло КБ Туполева. В 2009-м оно подписало с министерством обороны России трехлетний контракт на НИР «Посланник» (переводная информация из блога центра анализа стратегий и технологий), в рамках которой подготовило эскизный проект «изделия 80», его одобрили весной 2013 года. 23 декабря 2013-го ОАК подписала контракт на разработку технического проекта, он был одобрен в 2016 году. Главный в разработке — «Туполев», но в деле участвует едва ли не вся ОАК.
 
ПАК ДА должен заменить нынешние дальние и стратегические бомбардировщики Ту-22М3, Ту-95 и Ту-160, а также их будущие модернизированные варианты. Это будет дозвуковой носитель высокоточного оружия, выполненный по схеме «летающее крыло». Взлетная масса аппарата — 145 т, полезная нагрузка — 30 т (для сравнения, Ту-160 весит 275 т, Ту-95МС — 185 т, Ту-22М3 — 124 т). Дальность полета — 15 тыс. км без дозаправки. Самолет будет оснащен двумя двигателями на базе НК-32-02 (предназначен для Ту-160М2). «ОДК-Кузнецов» начал его разработку в конце 2014 года. В нынешнем октябре сообщалось, что «Кузнецов» объявил тендеры на опытно-конструкторские работы по системам двигателя. В соответствии с ТЗ электронная система двигателя (основная и дублирующая) должна обеспечить прогнозирование состояния агрегата, который рассчитан на выполнение полета продолжительностью 30 часов, работу при температурах от минус 60 до плюс 50 градусов Цельсия и устойчивость к воздействию поражающих факторов ядерного взрыва.
 
Выпускать машину будут на Казанском авиазаводе — филиале ПАО «Туполев» (КАЗ). В разное время источники «БИЗНЕС Online» сообщали, что под ПАК ДА и перезапуск производства Ту-160 предприятию выделяют серьезные деньги, при этом отдельно на Ту-160 средства не дают — только с перспективой производства ПАК ДА. «Предполагается, что Ту-160М2 имеет высокий приоритет, но, насколько знаю, программы ПАК ДА и Ту-160, условно говоря, объединили. — говорил источник. — Зачем? Это беспроигрышный вариант: чтобы деньги, которые пойдут на техперевооружение и модернизацию КАЗа, если с Ту-160М2 не получится, пошли бы на ПАК ДА. Кроме того, для создания ПАК ДА нет ни технологий, ни опыта. Как их получить? Можно десятилетиями возиться, но времени, похоже, уже нет. А производство модернизированного Ту-160 позволит и технологии отладить, и опыт получить, и парк стратегической авиации пополнить. И сроки для решения, думаю, жесткие, поскольку вопрос насущный. Что такое 15 имеющихся сегодня Ту-160, из которых летают максимум 5? Это несерьезно. Думаю, новый Ту-160 должен стать промежуточной машиной до появления ПАК ДА».
 
Судя по сайту госзакупок, в марте 2015 года (то есть еще до заявлений по Ту-160М2) «Казанский ГипроНИИавиапром» стал победителем двух тендеров, связанных, по всей видимости, с модернизацией КАЗа под ПАК ДА. Работы должны быть завершены в 2018–2019 годах. Стоимость проектов — примерно 5 млрд рублей, проектирования — 140 миллионов. Интересно, что в минувшем августе заместитель министра промышленности РФ Олег Бочаров заявил о том, что минпромторг намерен выбить для КАЗа под производство ПАК ДА дополнительные 19 млрд рублей. Недавно стало известно о создании на КАЗе летающей лаборатории для отработки в полете комплексов бортового оборудования Ту-160 и в перспективе — ПАК ДА.
 
«СТРАНА СОЗДАНИЯ ВИДИМОСТЕЙ»
 
Изначально сообщалось, что ПАК ДА взлетит в 2019 году и поступит в строевые части в 2023–2025-м. Однако в 2015 году из-за решения о возобновлении производства Ту-160М2 программа была сдвинута на более поздний срок: первый полет — 2025–2026 годы, серия — в 2028–2029-м. Но и это весьма сомнительно. Ведь, по информации центра анализа стратегий и технологий, только на создание двигателя потребуется 32 млрд рублей. А сколько же надо для проектирования и запуска в серию самой машины?!
 
Так для чего же плодить странную новостную информацию? Свою версию в разговоре с «БИЗНЕС Online» дал известный футуролог и писатель Максим Калашников:
 
«О том, что должен появиться новый дальний комплекс, мне рассказывал еще ветеран Дальней авиации и ее теоретик Валентин Григорьевич Рог. Это было 19 лет назад. Тогда выдвигалось несколько проектов, например, с несущим фюзеляжем: очень перспективное направление, которое и в гражданской авиации пошло бы, потому что возможности самолетов с традиционной аэродинамической схемой уже выбраны. Это был бы рывок для гражданского авиастроения. С тех пор прошли годы, и все ушло в болтовню, сотрясение воздуха, хотя страна долго просто лопалась от нефтяных денег. Увы, Российская Федерация — это страна создания видимостей. Это страшно. И политика вечной бутафории вылезает сейчас. Ну постройте хоть чего-нибудь новое! За время путинского правления ничего принципиально нового для рынка (имею в виду не только вооружения) Россия не показала. Разве что плавучую АЭС, но и ее начали обсуждать в 2001 году, то есть прошло 17 лет. Это что, скорость прогресса в современном мире?! С нынешним качеством верховного управления никакого ПАК ДА не появится. А ведь теоретически все есть для развития — кадры, разработки, производственные мощности…
 
И еще на одном моменте хочу заострить внимание. Адмирал Сергей Георгиевич Горшков писал, что на один военный корабль должно приходиться 10 гражданских судов, то есть основа ВМФ — сильный мирный флот. То же самое можно сказать об авиации: ты не можешь иметь сильную боевую авиацию, если у тебя нет сильного гражданского авиастроения, если не строишь на один военный самолет 10 мирных. В России этого нет, хотя в начале 2000-х можно было, пользуясь притоком нефтедолларов, строить тот же Ту-334. Но никто же ничего не сделал! Зато у нас футбольные стадионы есть. Видимо, это они будут летать, перевозить грузы, нас защищать. То, что огромные деньги были вложены куда угодно, но только не в науку и промышленность, сейчас проявится в громадных региональных проблемах. Психология наших верхов — это… как кошка ненавидит воду, как черт ненавидит крестное знамение, так наша «элита» ненавидит производство, науку и технику. Она вложит куда угодно — в картины, футбольный клуб, Олимпиаду, Универсиаду, но только не туда».



комментарии (0):






Материалы рубрики

Алексей Сивашенков
Forbes
Гадкий утенок. Есть ли будущее у Sukhoi Superjet 100 в Европе
Иван Ткачёв, Инна Сидоркова, Петр Канаев
РБК
Не поставленные в Китай ракеты С-400 оказались поводом для санкций США
Анна Юранец
Газета.ru
«Попали в шторм»: С-400 не добрались до Китая

Forbes
СМИ сообщили об отказе в Европе от российских Sukhoi Superjet 100
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Авиационные выбросы некому принять
Сергей Самарин
Известия
Вид сверху: ВКС России нуждаются в обновлении парка «летающих радаров»
Андрей Меньшенин
Фонтанка
Почему самый большой самолет больше не нужен. Даже в самой большой стране
Первин Мамед-заде
ТАСС
Курс на Касабланку. Марокко укрепляет статус важного авиатранспортного узла Африки



Иван Сафронов, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
В третий раз на те же «МиГи»
Мария Бухарова, Алексей Петров
Известия
Отменный курс: снегопады оставили пассажиров «Аэрофлота» дома
Анастасия Николаева
Интерфакс
Сверхзвуковой, пассажирский
Александр Рассохин
КоммерсантЪ
Сверхзвуковые пассажирские самолеты ускорили высшим указом
Валерия Комарова, Петр Канаев, Мария Кокорева
РБК
Лебедев создаст VIP-авиакомпанию с совладельцем Внуково, ВЭБом и ОАК
Сергей Бабкин
Российская газета
В операционную по воздуху
Мария Кокорева, Алина Фадеева, Валерия Комарова
РБК
Правительство решило не компенсировать авиакомпаниям рост цен на керосин
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Utair собирает аргументы для кредиторов
А. Фадеева, В. Комарова, Т. Дзядко, П. Канаев
РБК
Акимов и Козак обсудят механизм ограничения роста цен на авиатопливо
Тимофей Дзядко, Петр Канаев, Мария Кокорева, Евгения Маляренко
РБК
В правительстве назвали варианты вывода Utair из кризиса
Андрей Загорский
КоммерсантЪ-FM
Льготные условия ускользают от авиакомпаний
Вера Кюппер
Наука и техника
ХХI век: эра электросамолетов и реактивных электродвигателей
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Государство оплатит укорачивание SSJ. Но для МС-21 в бюджете пока средств не нашли
Мария Кокорева, Екатерина Литова, Валерия Комарова
РБК
На совещании в Минтрансе UTair не представила новую финансовую модель
Ксения Чемоданова
360TV
«Аэродромные службы работают отвратительно». Почему самолет в аэропорту Домодедово врезался в столб
Роман Азанов
ТАСС
"Небо как соты. И там очень мало места". Как авиадиспетчеры разводят самолеты
Иван Сафронов, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Госбанки поставят на крыло. ОАК рассчитывает привлечь их в свои гражданские проекты
Иван Сафронов, Всеволод Инютин
КоммерсантЪ
А вместо сердца пламенный министр. Владимир Пучков перешел на работу в авиастроение
Алексей Рамм
Известия
Спорная солянка: нужны ли России крылатые ракеты средней дальности

РИА Новости
В "Роскосмосе" заявили, что госкорпорация выходит из кризиса
Фокеева Людмила
Военно-промышленный курьер
Микроны – в миллионы
Алексей Рамм Алексей Козаченко
Известия
Северная Миграция: в Арктике будет создан истребительный авиаполк
Максим Рубченко
РИА Новости
Утомленные рынком: авиакомпании опять требуют повышения цен на билеты
Ольга Коленцова
Известия
Сверхпроводник на борту: в России создали мощный электрический авиадвигатель
Наталья Ионова
Forbes
Битва на равных: зачем «Аэрофлот» судится с недовольными клиентами
Иван Сафронов, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
Россия продала Армении истребители как себе. Четыре Су-30СМ ушли покупателю по внутрироссийским ценам
Антон Лавров
Известия
Не все "Панцири" по зубам
Герман Костринский, Дмитрий Козлов
КоммерсантЪ
Авиакеросин встал поперек двигателей. Перевозчики вынуждены чаще их ремонтировать

ТАСС
Пассажиропоток аэропортов РФ в 2018 году поставил рекорд за историю гражданской авиации
Александра Джорджевич, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Военной авиации обещано скорейшее исправление
Наталья Козлова
Российская газета
Посадка себе дороже
Юрий Гаврилов
Российская газета
По команде - "Перехват"
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
От бинта: армия начнет закупать медицинские вертолеты
Алексей Рамм, Алексей Козаченко
Известия
Полчаса до полюса: скоростные истребители взяли Арктику под контроль
Тимур Латыпов
БИЗНЕС Online
"Смирно"! Для оборонщиков и градозащитников: 5 интриг визита Сергея Шойгу в Казань
Полина Гриценко
Известия
Пальцем в небо: граница в аэропортах станет электронной
Роман Шимаев, Анна Лушникова
RT
Приближался к госгранице: российский истребитель Су-27 перехватил самолёт-разведчик США в небе над Балтикой
Герман Костринский, Дмитрий Козлов
КоммерсантЪ
Авиакеросин подешевел без последствий
Николай Проценко
Взгляд
Почему цены на авиабилеты должны неизбежно расти
Анатолий Цыганок
Независимое военное обозрение
Пассажиров встретят снарядами и ракетами
Марина Мазина
РБК
Бум авиаперелетов в действии: акции United Technologies резко подорожали
Ольга Коленцова
Известия
Бери больше, лети дальше: новый конвертоплан может преодолеть 300 км

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer