Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Эволюционные настроения


13 декабря 2018 года Вероника Маслова, КоммерсантЪ


Интерес к оперативному лизингу на российском рынке растет, но по своему размеру сегмент пока уступает европейским странам. Использование этой модели, фактически предполагающей аренду техники, оказывается более эффективным и выгодным вариантом, чем более привычный финансовый лизинг.

На сегодняшний день оперативный лизинг пока остается новым направлением на российском рынке. Если в Европе он представлен в основном сегментами легкового и грузового транспорта, то в России он более развит в сегменте авиа- и железнодорожного транспорта. Значительная часть оперативного лизинга приходится на авиационную технику, отмечает эксперт-аналитик ГК "Финам" Алексей Калачев. Судя по отчетности, у крупнейших авиакомпаний, включая "Аэрофлот", часть бортов находится в операционной аренде (так в МСФО учитывается оперативный лизинг). "Большой импульс это направление вынужденно получило после банкротства авиаперевозчика номер два — "Трансаэро". Его авиапарк, полученный по лизингу, вернулся лизингодателям, а через них частично достался другим авиакомпаниям",— говорит Алексей Калачев.
 
Дорогое удовольствие
 
Согласно исследованиями агентства "Эксперт РА", в 2017 году доля оперативного лизинга составляла 21% от объема нового бизнеса, в 2016 году — 16%. По данным компании Carcade, за девять месяцев 2018 года в целом по России доля сегмента снизилась по сравнению с аналогичным периодом 2017 года на 9% и составила 12%. Основные сделки вновь пришлись на авиализинг: около 84% от объема оперативного лизинга против 58% соответствующего периода прошлого года, а доля железнодорожной техники упала с 39 до 10%. При этом в авиасегменте оперлизинг остается на уровне 67%, отмечает генеральный директор компании Carcade Олег Заглядин.
 
"Неизбежно доля оперативного лизинга будет расти, это эволюционный путь развития финансового инструмента, который прошли западные страны. Доля оперлизинга в Европе более 50%, в России около 20%. Появляется спрос в первую очередь на тяжелый грузовой транспорт со стороны автомобильных грузоперевозчиков",— отмечает коммерческий директор компании "Интерлизинг" Сергей Жарков. Главный сдерживающий фактор развития, по его мнению,— стоимость финансовых ресурсов для лизинговой компании, а значит, конечного предложения для предпринимателей. У лизинговых компаний пока не хватает компетенций для запуска массового предложения.
 
"Это дорогой и специфический продукт, который не все могут себе позволить, и он по-прежнему остается новинкой и диковинкой для российского потребителя",— отмечает Антон Морозов, директор по продажам ООО "ГКР-Лизинг". По его оценкам, в целом по стране на долю такого продукта приходится 10-15% от всех сделок. За девять месяцев 2018 года этот сегмент вырос на 5-10%, оценивает эксперт. Основная причина роста — целенаправленное и регулярное его продвижение лидерами рынка.
 
Рынок оперлизинга характеризуется сильной концентрацией. В 2016 году на три крупнейшие компании (Государственная транспортная лизинговая компания, "Сбербанк Лизинг", "ВЭБ-лизинг") приходилось 81% от всего объема нового бизнеса, а в 2017-м — 73%, по итогам девяти месяцев 2018 года — 79%. "Концентрация на крупнейших лизингодателях в новом бизнесе оперативного лизинга значительно превосходит концентрацию в финансовом, поскольку с основным видом оборудования, передаваемым в оперлизинг,— авиатехникой — работает ограниченное число компаний",— говорит господин Заглядин.
 
Сервисная надстройка
 
Оперативный лизинг — это, по сути, аренда техники, предоставляемой на время и без необходимости ее выкупать. Срок оперлизинга намного меньше периода амортизации оборудования. По истечении договора оперативного лизинга техника возвращается лизингодателю и может снова предоставляться другому лизингополучателю.
 
В первую очередь оперативный лизинг отличается от финансового включенным в договор набором сервисных услуг, связанных с эксплуатацией имущества. При этом сервисный пакет может быть как минимальным, например, страховое покрытие и регламентное техническое обслуживание, так и расширенным — включающим внеплановый ремонт, шинный сервис, пакет управления автопарком, мойки, помощь на дорогах. В каждом отдельном случае он согласовывается с клиентом в зависимости от его потребностей и в то же время выполняет функцию обеспечения того размера остаточной стоимости, риск которой берет на себя лизинговая компания, отмечает руководитель дирекции продуктового развития и взаимоотношений с партнерами компании "Балтийский лизинг" Андрей Волков.
 
"Привлекательность оперативного лизинга в удобстве: единый платеж за автомобиль, включающий практически все эксплуатационные расходы, специальная служба лизинговой компании, которая напомнит о необходимости пройти очередное техобслуживание или сделать шиномонтаж и запишет на сервис, простая и удобная замена автомобиля на новый в конце срока эксплуатации",— перечисляет господин Волков.
 
Работа на массу
 
Авиатехника занимает наибольшую долю в оперлизинговом портфеле в силу высокой стоимости. Однако если говорить о более массовом корпоративном сегменте, то это легковой и грузовой автотранспорт для крупного бизнеса, которому каждые два-три года надо полностью менять автопарк. "Этот продукт остается одним из самых востребованных инструментов для бизнеса при обновлении автопарков. Среди потребителей — российские представительства крупных иностранных компаний, а в Петербурге, например, дочерние компании финских предприятий",— отмечает генеральный директор компании "ВТБ Лизинг" Дмитрий Ивантер. По его словам, спрос на оперативный лизинг связан со стремлением компаний сократить издержки на содержание своих автопарков, переводя их на аутсорсинг.
 
"Заинтересованность проявляют многие компании из разных отраслей. На наш взгляд, это очень хорошая тенденция: бизнес стремится оптимизировать затраты и интересуется новыми формами владения автопарком, новыми продуктами, основанными на современных технических решениях",— говорит господин Волков. Преимущественно это компании, для которых автотранспорт — непрофильное направление, а парк необходим для обслуживания основной деятельности (для менеджеров по продажам, сервисных специалистов, руководителей и других сотрудников).
 
Лизингополучателям эта форма может быть интересной из-за более низкой цены старта для бизнеса, считает господин Калачев. Также она интересна в тех отраслях, где быстро происходит технологическое обновление и выгоднее арендовать новую технику, чем брать на баланс устаревшую. Кроме того, для проектов с определенным сроком реализации, например строительных, нет смысла покупать технику, гораздо эффективнее брать ее в оперативный лизинг, добавляет эксперт.
 
Оперативный лизинг будет занимать определенную долю рынка и впредь, тем не менее тот бурный рост доли, который наблюдался в последние годы, вероятнее всего, был временным явлением, вызванным трудностями у ряда лизингополучателей, считает господин Калачев. Техника оказалась невыкупленной и вернулась лизинговым компаниям. Но не все можно продать на вторичном рынке — что-то приходится возвращать в оборот через аренду.
"Многие участники лизингового сообщества прогнозировали начало развития операционного лизинга с легкового транспорта. Я считаю, что, начавшись с авиационного, железнодорожного, далее перейдя в сегмент грузового транспорта и строительной техники, операционный лизинг в конце концов получит развитие в массовом сегменте легковых машин",— отмечает Сергей Жарков. На рынке давно уже существуют развитые системы мониторинга лизингового имущества и развит вторичный рынок транспорта, что является важными составляющими для развития этого сегмента, добавляет он.



комментарии (0):







Материалы рубрики

Дмитрий Сикорский
Экономика сегодня
Двигатель ПД-14 сделает гражданскую авиацию РФ недосягаемой для санкций США
Мария Кокорева, Тимофей Дзядко, Владимир Дергачев
РБК
Треть россиян после катастрофы SSJ захотели летать на западных самолетах
Владимир Тучков
Свободная пресса
Зачем Индия атаковала российский Су-57?
Александр Волобуев
Известия
Окно из Парижа: паспортный контроль для бизнес-класса могут ускорить
Роман Крецул, Алексей Рамм, Алексей Козаченко, Эльнар Байназаров, Екатерина Постникова
Известия
Мост на Босфор: поставка Турции основных элементов С-400 займет неделю
Илья Максимов
Российская газета
Грозный противник: ветераны ВВС США рассказали о встрече с МиГ-29
Марина Гусенко
Российская газета
Закурим перед стартом
Сергей Птичкин
Российская газета
Су-30 полетят в Ташкент



Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Слышу цель: РЛС научат узнавать самолеты и корабли
Роман Крецул, Алексей Козаченко, Богдан Степовой
Известия
Блочный док: С-500 оснастят ремонтной машиной
Роман Маркелов
Российская газета
Керосин разогревается. Спрос на авиационное топливо в России и в мире будет только расти
Сабина Адлейба
Интерфакс
Полет временно недоступен
Игорь Кармазин
Известия
Прерванный полет: как Грузия ищет замену россиянам
Александр Плеханов
Популярная механика
Самолет-беглец: самая нелепая катастрофа советского истребителя
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Памятник авиационному технику
Роман Азанов
ТАСС
Техника, способная удивлять. Летчик-испытатель о боевом потенциале вертолетов России
Сабина Адлейба
Интерфакс
Без НДС
Евгений Гайва
Российская газета
Пролет нормальный
Сергей Сергеев
КоммерсантЪ
Тюменскую катастрофу рассудят во Франции
Герман Костринский, Наталья Скорлыгина, Александра Мерцалова
КоммерсантЪ
Размен крыла. Спор авиарегуляторов России и Чехии обернулся отменой рейсов
Александр Волобуев, Ирина Цырулева, Дмитрий Лару, Евгения Перцева
Известия
Летательный исход: лишатся ли россияне прямых рейсов в Чехию
Анастасия Николаева
Интерфакс
Неделя на переговоры
Роман Барский
Наука и техника
На чем экономил Boeing? Фатальные последствия дешевого программного обеспечения
Ольга Кантемирова, Яна Войцеховская, Константин Куркин
КоммерсантЪ - Санкт-Петербург
Сиверский открыл счет инвесторам
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ - Санкт-Петербург
Пулково перенасытился в мае
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Взвод на винтах: российские войска переходят на боевые мини-коптеры
Александр Ермаков
Известия
Громыхнуло в небесах: зачем России нужна "летающая канонерка"
Анастасия Николаева
Интерфакс
Система с технологиями
Сергей Сергеев
КоммерсантЪ
В деле о хищениях злоупотребили с обвинением
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Бизнес-авиации согласовали взлет
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Бей до дна: Арктику прикроют новейшие бомбардировщики
Елена Сидоренко, Александр Волобуев
Известия
Честь командира: капитан Ан-24 спас пассажиров ценой собственной жизни
Александр Буланов
Известия
Посекундно свысока: о проблемах на борту сообщат по интернету
Дмитрий Ладыгин, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Манипулирование от убытков
Наталья Пономарева
Интерфакс
Разбился на полпути
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Минтранс просчитает грузинское небо
Наталья Пономарева
Интерфакс
Минимальное наказание
Александр Волобуев
Известия
Пересадка по требованию: кто заработает на запрете полетов в Грузию
Анна Старицкая
360
Самолеты в простое. Как катастрофы 737 MAX ударили по Boeing
Эльнар Байназаров, Дмитрий Лару, Ирэна Шекоян
Известия
Год горы не видать: полеты в Грузию не возобновят до конца 2019-го
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вынужденные меры
Александра Мерцалова, Анатолий Костырев, Герман Костринский, Георгий Двали
КоммерсантЪ
Завтрак без туриста. В этом сезоне Грузия недополучит 150 тыс. российских путешественников
Марат Кузаев
ТАСС
NASA испытает "зеленое" топливо для космических аппаратов. Дело не в заботе о природе
Алексей Леонков
Российская газета
Самолет непростой судьбы: первый полет Ту-22 состоялся 61 год назад
Илья Крамник
Известия
Выполнить форму: чем примечательна выставка "Ле-Бурже-2019"
Дмитрий Козлов, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Дело пахнет президентом
Екатерина Постникова, Татьяна Байкова, Ирэна Шекоян, Роман Крецул
Известия
Голландский план: Амстердам нашел новых подозреваемых по делу MH-17
Андрей Калий
Красная звезда
Первый Герой советской морской авиации
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Заход на просадку
Кирилл Кривошеев
КоммерсантЪ
Расследование гибели MH17 никак не долетит до конца

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer