Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Наручное управление


18 декабря 2018 года Владислав Куликов, Иван Петров, Российская газета


Госдума начала сбор отзывов на законопроект, разрешающий экипажам авиалайнеров использовать наручники, чтобы успокоить буйных пассажиров.

Соответствующие поправки в Воздушный кодекс предложил внести один из депутатов. Но сама идея витает в воздухе уже несколько лет. В свое время глава одной крупной российской авиакомпании поднимал вопрос даже на самом высоком государственном уровне.

Именно "Аэрофлот" выступил с инициативой разрешить возможность применения членами экипажа и сотрудниками службы авиационной безопасности специальных средств сдерживания к дебоширам, на которых не действуют словесные внушения.

"Если пассажир буйный, на борту должны быть средства сдерживания - пластиковые наручники и ремни. Мы чем их связываем? Лентами! Еще и другие пассажиры помогают", - рассказывал тогда глава авиакомпании "Аэрофлот" Виталий Савельев.

Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, по данным наших крупнейших авиакомпаний, "во время полетов регулярно фиксируются случаи нападения и физического воздействия на бортпроводников и пассажиров". Государственные ведомства это подтверждают.

По данным Росавиации, ежегодно органы внутренних дел на воздушном транспорте привлекают к административной ответственности более тысячи человек, а с рейсов снимают около 500 пассажиров в год.

Если поправки в Воздушный кодекс будут приняты, правительство страны сможет установить перечень специальных средств сдерживания, которые смогут применять стюардессы, чтобы утихомирить буйных пассажиров. Наручники обязательно будут в списке, уверены эксперты. 

Председатель Общественного совета при МВД, заслуженный юрист РФ Анатолий Кучерена в беседе с корреспондентом "РГ" согласился с тем, что проблема есть и ее надо решать:

- Я очень аккуратно отношусь к вопросам, касающимся общественной безопасности. Я говорю о том, когда кто-то обеспечивает нашу с вами личную безопасность, и не важно где - в полете, на улице, в общественном транспорте или еще где-то. Так вот я считаю, что этими вопросами должны заниматься исключительно профессионально обученные люди. Это же касается предотвращения инцидентов, связанных с поведением дебоширов на борту.

Крупнейшая южнокорейская авиакомпания не так давно разрешила стюардессам использовать электрошокеры для самообороны

- Поэтому, может, следует сделать так, чтобы на борту обязательно находился член экипажа, который был бы специально обучен некоторым приемам противодействия буянам. Чтобы он мог оградить других пассажиров от буйного пассажира, - добавил Кучерена.

- Если вводить предлагаемые изменения в Воздушный кодекс РФ, то надо подумать над подготовкой таких сотрудников, - считает Кучерена. - Ответственность же предлагается возложить на командира воздушного судна. Значит, командир либо назначенный им сотрудник из экипажа должен быть специально обучен, чтобы легко мог справиться с дебоширом.

Правило "клиент всегда прав" автоматически перестает действовать, как только пассажир поднимается на борт самолета. Об этом сейчас нелишне вспомнить всем, кто в новогодние каникулы планирует улететь в жаркие страны.

С проблемами невоспитанных пассажиров сталкиваются авиакомпании всего мира. И все ищут способы, как обезопасить рейсы от буянов. В Китае, например, стюардесс даже учат единоборствам, чтобы они в споре с буяном могли привести особенно убедительные аргументы. И самолет спокойно полетит дальше. А крупнейшая южнокорейская авиакомпания не так давно разрешила стюардессам использовать электрошокеры для самообороны.

Достаточно бегло пролистать ленту новостей, чтобы убедиться: все так и есть. На рейсе Москва - Тель-Авив пассажир избил и обругал проводника, позвал того в Солнцево дальше на разборки, а все из-за того, что у мужчины куда-то подевался мобильный телефон. Как выяснилось: просто упал и найти его можно было без драки.

На рейсе Хабаровск - Красноярск крепкий 34-летний детина сначала накричал на соседей, потом обругал стюардессу и в конце концов попытался прорваться в кабину пилота. В полиции, куда его доставили сразу после посадки, мужчина, кстати, тоже какое-то время пробовал бушевать.

На рейсе Москва - Владивосток пассажир, начав небольшую перепалку с соседом по креслу, довел дело до драки со всем салоном. В итоге дебошира связали ремнями безопасности.

И так далее. Для любителей жанра в интернете есть целые подборки видеороликов с дебошами на борту.

Рассматриваемый в Госдуме проект предполагает, что правительство сможет устанавливать списки специальных средств сдерживания, которые разрешено использовать экипажам воздушных судов. Это могут быть, например, пластиковые наручники. Если какой-то пассажир разойдется не на шутку, капитан корабля даст команду, и на человека наденут браслеты. Или то, что положено.

Напомним также, что летом вступил в силу закон, разрешающий авиакомпаниям составлять черные списки пассажиров. За дебоши на борту авиакомпания теперь вправе на год включить человека в стоп-лист. Сделать это можно только в том случае, если суд признал гражданина нарушителем и наказал по КоАП или УК. Единого списка персон нон грата у авиакомпаний нет, каждая ведет свой отдельный реестр. Но первые фамилии в листах запрета у некоторых авиакомпаний уже появились.

Как поясняют юристы, решение о включении в черный список можно попытаться обжаловать в суде. Но лучше все-таки не давать стюардессам повода усомниться в своей благовоспитанности.

Кроме того, сейчас в Госдуме рассматривается инициатива, резко увеличивающая штрафы за мелкое хулиганство на транспорте. За брань в адрес стюардессы или трамвайное хамство нарушителю придется заплатить от 30 до 50 тысяч рублей. Напомним, недавно был принят закон, усиливающий уголовную ответственность за хулиганство на транспорте. Однако далеко не всегда у хама получается надебоширить на уголовную статью - его могут остановить и раньше. Как правило хамам, из-за которых порой задерживают рейсы или даже разворачивают самолеты, вменяют статью КоАП "мелкое хулиганство".

Также сегодня в Кодексе об административных правонарушениях предусмотрено наказание за невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна. За это нарушителю грозит штраф от 2 тысяч до 5 тысяч рублей или административный арест на срок до 15 суток. Статистика по этой статье небольшая, по данным Судебного департамента при Верховном суде всего по ней за полгода был оштрафован один человек. Но, по словам экспертов, дело в том, что в основном авиапассажиры-дебоширы попадают под статью "мелкое хулиганство", так как формально с командиром экипажа не пререкаются, а "всего лишь" напиваются до неприличия и матерятся.

Эксперты согласны с тем, что не всегда конфликтное поведение пассажира, например брань, можно квалифицировать как преступление. Лучший выход - административная и гражданско-правовая ответственность. Проще говоря: серьезное наказание в рамках КоАП.

Помимо этого авиакомпания вправе взыскать с дебошира убытки, если по его вине пришлось задержать рейс или совершить вынужденную посадку Такая практика есть. Счета составляют в среднем 150-200 тысяч рублей. Но был и случай, когда с дебоширки, из-за которой развернули самолет, взыскали 400 тысяч рублей.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?



Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer