Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Наручное управление


18 декабря 2018 года Владислав Куликов, Иван Петров, Российская газета


Госдума начала сбор отзывов на законопроект, разрешающий экипажам авиалайнеров использовать наручники, чтобы успокоить буйных пассажиров.

Соответствующие поправки в Воздушный кодекс предложил внести один из депутатов. Но сама идея витает в воздухе уже несколько лет. В свое время глава одной крупной российской авиакомпании поднимал вопрос даже на самом высоком государственном уровне.

Именно "Аэрофлот" выступил с инициативой разрешить возможность применения членами экипажа и сотрудниками службы авиационной безопасности специальных средств сдерживания к дебоширам, на которых не действуют словесные внушения.

"Если пассажир буйный, на борту должны быть средства сдерживания - пластиковые наручники и ремни. Мы чем их связываем? Лентами! Еще и другие пассажиры помогают", - рассказывал тогда глава авиакомпании "Аэрофлот" Виталий Савельев.

Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, по данным наших крупнейших авиакомпаний, "во время полетов регулярно фиксируются случаи нападения и физического воздействия на бортпроводников и пассажиров". Государственные ведомства это подтверждают.

По данным Росавиации, ежегодно органы внутренних дел на воздушном транспорте привлекают к административной ответственности более тысячи человек, а с рейсов снимают около 500 пассажиров в год.

Если поправки в Воздушный кодекс будут приняты, правительство страны сможет установить перечень специальных средств сдерживания, которые смогут применять стюардессы, чтобы утихомирить буйных пассажиров. Наручники обязательно будут в списке, уверены эксперты. 

Председатель Общественного совета при МВД, заслуженный юрист РФ Анатолий Кучерена в беседе с корреспондентом "РГ" согласился с тем, что проблема есть и ее надо решать:

- Я очень аккуратно отношусь к вопросам, касающимся общественной безопасности. Я говорю о том, когда кто-то обеспечивает нашу с вами личную безопасность, и не важно где - в полете, на улице, в общественном транспорте или еще где-то. Так вот я считаю, что этими вопросами должны заниматься исключительно профессионально обученные люди. Это же касается предотвращения инцидентов, связанных с поведением дебоширов на борту.

Крупнейшая южнокорейская авиакомпания не так давно разрешила стюардессам использовать электрошокеры для самообороны

- Поэтому, может, следует сделать так, чтобы на борту обязательно находился член экипажа, который был бы специально обучен некоторым приемам противодействия буянам. Чтобы он мог оградить других пассажиров от буйного пассажира, - добавил Кучерена.

- Если вводить предлагаемые изменения в Воздушный кодекс РФ, то надо подумать над подготовкой таких сотрудников, - считает Кучерена. - Ответственность же предлагается возложить на командира воздушного судна. Значит, командир либо назначенный им сотрудник из экипажа должен быть специально обучен, чтобы легко мог справиться с дебоширом.

Правило "клиент всегда прав" автоматически перестает действовать, как только пассажир поднимается на борт самолета. Об этом сейчас нелишне вспомнить всем, кто в новогодние каникулы планирует улететь в жаркие страны.

С проблемами невоспитанных пассажиров сталкиваются авиакомпании всего мира. И все ищут способы, как обезопасить рейсы от буянов. В Китае, например, стюардесс даже учат единоборствам, чтобы они в споре с буяном могли привести особенно убедительные аргументы. И самолет спокойно полетит дальше. А крупнейшая южнокорейская авиакомпания не так давно разрешила стюардессам использовать электрошокеры для самообороны.

Достаточно бегло пролистать ленту новостей, чтобы убедиться: все так и есть. На рейсе Москва - Тель-Авив пассажир избил и обругал проводника, позвал того в Солнцево дальше на разборки, а все из-за того, что у мужчины куда-то подевался мобильный телефон. Как выяснилось: просто упал и найти его можно было без драки.

На рейсе Хабаровск - Красноярск крепкий 34-летний детина сначала накричал на соседей, потом обругал стюардессу и в конце концов попытался прорваться в кабину пилота. В полиции, куда его доставили сразу после посадки, мужчина, кстати, тоже какое-то время пробовал бушевать.

На рейсе Москва - Владивосток пассажир, начав небольшую перепалку с соседом по креслу, довел дело до драки со всем салоном. В итоге дебошира связали ремнями безопасности.

И так далее. Для любителей жанра в интернете есть целые подборки видеороликов с дебошами на борту.

Рассматриваемый в Госдуме проект предполагает, что правительство сможет устанавливать списки специальных средств сдерживания, которые разрешено использовать экипажам воздушных судов. Это могут быть, например, пластиковые наручники. Если какой-то пассажир разойдется не на шутку, капитан корабля даст команду, и на человека наденут браслеты. Или то, что положено.

Напомним также, что летом вступил в силу закон, разрешающий авиакомпаниям составлять черные списки пассажиров. За дебоши на борту авиакомпания теперь вправе на год включить человека в стоп-лист. Сделать это можно только в том случае, если суд признал гражданина нарушителем и наказал по КоАП или УК. Единого списка персон нон грата у авиакомпаний нет, каждая ведет свой отдельный реестр. Но первые фамилии в листах запрета у некоторых авиакомпаний уже появились.

Как поясняют юристы, решение о включении в черный список можно попытаться обжаловать в суде. Но лучше все-таки не давать стюардессам повода усомниться в своей благовоспитанности.

Кроме того, сейчас в Госдуме рассматривается инициатива, резко увеличивающая штрафы за мелкое хулиганство на транспорте. За брань в адрес стюардессы или трамвайное хамство нарушителю придется заплатить от 30 до 50 тысяч рублей. Напомним, недавно был принят закон, усиливающий уголовную ответственность за хулиганство на транспорте. Однако далеко не всегда у хама получается надебоширить на уголовную статью - его могут остановить и раньше. Как правило хамам, из-за которых порой задерживают рейсы или даже разворачивают самолеты, вменяют статью КоАП "мелкое хулиганство".

Также сегодня в Кодексе об административных правонарушениях предусмотрено наказание за невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна. За это нарушителю грозит штраф от 2 тысяч до 5 тысяч рублей или административный арест на срок до 15 суток. Статистика по этой статье небольшая, по данным Судебного департамента при Верховном суде всего по ней за полгода был оштрафован один человек. Но, по словам экспертов, дело в том, что в основном авиапассажиры-дебоширы попадают под статью "мелкое хулиганство", так как формально с командиром экипажа не пререкаются, а "всего лишь" напиваются до неприличия и матерятся.

Эксперты согласны с тем, что не всегда конфликтное поведение пассажира, например брань, можно квалифицировать как преступление. Лучший выход - административная и гражданско-правовая ответственность. Проще говоря: серьезное наказание в рамках КоАП.

Помимо этого авиакомпания вправе взыскать с дебошира убытки, если по его вине пришлось задержать рейс или совершить вынужденную посадку Такая практика есть. Счета составляют в среднем 150-200 тысяч рублей. Но был и случай, когда с дебоширки, из-за которой развернули самолет, взыскали 400 тысяч рублей.



комментарии (0):







Материалы рубрики


Известия
В неоплатном дыму: в курилки аэропортов предложили пускать за деньги
Иван Апулеев
Газета.ru
Российско-корейская стычка в воздухе: Япония осудила всех
Евгений Гайва
Российская газета
В Счетной палате заявили об угрозе перебоев в работе аэродрома "Домодедово"
Владимир Прохоров
Военно-промышленный курьер
Как советский офицер сохранил жизни афганцев в небе над Душанбе
Сергей Изотов, Александр Волобуев, Богдан Степовой
Известия
Аэро-план: на развитие ОАК потребуется 300 млрд рублей
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
"Минога" мороженая: Ка-65 модернизируют для работы в Арктике
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Винтокрылые «лошадки»: вертолеты Ка-29 возвращаются в строй
Анатолий Вовнянко
Наука и Техника
Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрия». Из воспоминаний авиаконструктора АНТК им. Антонова



Роман Азанов
ТАСС
Точка опоры в океане. Почему у России нет авианосца
Алина Фадеева, Сергей Соболев, Светлана Бурмистрова
РБК
Минэнерго проверит случаи заправки самолетов грязным авиатопливом
Герман Костринский, Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
Петербургу и неба мало
Роман Азанов
ТАСС
Как "учат воевать" морские вертолеты. Летчик-испытатель "Камова" о секретах мастерства
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Щит и винт: Калининград защитит новый вертолетный полк
Руслан Мельников
Российская газета
Российский МиГ-35 против F-35 США: СМИ сравнили два истребителя Цитировать в комментарии Сообщить об опечатке
Татьяна Дмитракова
Российская газета
Охота в Охотск
Александр Уткин
Военно-промышленный курьер
Су-15ТМ идет на таран
Дмитрий Сикорский
Экономика сегодня
Двигатель ПД-14 сделает гражданскую авиацию РФ недосягаемой для санкций США
Мария Кокорева, Тимофей Дзядко, Владимир Дергачев
РБК
Треть россиян после катастрофы SSJ захотели летать на западных самолетах
Владимир Тучков
Свободная пресса
Зачем Индия атаковала российский Су-57?
Александр Волобуев
Известия
Окно из Парижа: паспортный контроль для бизнес-класса могут ускорить
Роман Крецул, Алексей Рамм, Алексей Козаченко, Эльнар Байназаров, Екатерина Постникова
Известия
Мост на Босфор: поставка Турции основных элементов С-400 займет неделю
Илья Максимов
Российская газета
Грозный противник: ветераны ВВС США рассказали о встрече с МиГ-29
Марина Гусенко
Российская газета
Закурим перед стартом
Сергей Птичкин
Российская газета
Су-30 полетят в Ташкент
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Слышу цель: РЛС научат узнавать самолеты и корабли
Роман Крецул, Алексей Козаченко, Богдан Степовой
Известия
Блочный док: С-500 оснастят ремонтной машиной
Роман Маркелов
Российская газета
Керосин разогревается. Спрос на авиационное топливо в России и в мире будет только расти
Сабина Адлейба
Интерфакс
Полет временно недоступен
Игорь Кармазин
Известия
Прерванный полет: как Грузия ищет замену россиянам
Александр Плеханов
Популярная механика
Самолет-беглец: самая нелепая катастрофа советского истребителя
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Памятник авиационному технику
Роман Азанов
ТАСС
Техника, способная удивлять. Летчик-испытатель о боевом потенциале вертолетов России
Сабина Адлейба
Интерфакс
Без НДС
Евгений Гайва
Российская газета
Пролет нормальный
Сергей Сергеев
КоммерсантЪ
Тюменскую катастрофу рассудят во Франции
Герман Костринский, Наталья Скорлыгина, Александра Мерцалова
КоммерсантЪ
Размен крыла. Спор авиарегуляторов России и Чехии обернулся отменой рейсов
Александр Волобуев, Ирина Цырулева, Дмитрий Лару, Евгения Перцева
Известия
Летательный исход: лишатся ли россияне прямых рейсов в Чехию
Анастасия Николаева
Интерфакс
Неделя на переговоры
Роман Барский
Наука и техника
На чем экономил Boeing? Фатальные последствия дешевого программного обеспечения
Ольга Кантемирова, Яна Войцеховская, Константин Куркин
КоммерсантЪ - Санкт-Петербург
Сиверский открыл счет инвесторам
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ - Санкт-Петербург
Пулково перенасытился в мае
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Взвод на винтах: российские войска переходят на боевые мини-коптеры
Александр Ермаков
Известия
Громыхнуло в небесах: зачем России нужна "летающая канонерка"
Анастасия Николаева
Интерфакс
Система с технологиями
Сергей Сергеев
КоммерсантЪ
В деле о хищениях злоупотребили с обвинением
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Бизнес-авиации согласовали взлет
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Бей до дна: Арктику прикроют новейшие бомбардировщики
Елена Сидоренко, Александр Волобуев
Известия
Честь командира: капитан Ан-24 спас пассажиров ценой собственной жизни
Александр Буланов
Известия
Посекундно свысока: о проблемах на борту сообщат по интернету
Дмитрий Ладыгин, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Манипулирование от убытков

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer