← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Аэроэкспресс срывает стоп-кран. Смольный подготовил альтернативные варианты транспортного сообщения с Пулково


27 декабря 2018 года Яна Войцеховская, КоммерсантЪ


Как стало известно "Ъ" от источника в Смольном, конкурс на создание железнодорожной линии до аэропорта Пулково, перенесенный на февраль, будет отменен. Добираться до Пулково придется на автобусах по крайней мере до 2023 года. Правда, их интервал движения доведут до трех-четырех минут.

Власти Петербурга проанализировали возможные маршруты сообщения с Пулково помимо аэроэкспресса. Альтернативными способами добраться до аэропорта остаются трамвай, метро и автобусы. Самым дорогостоящим вариантом — за 74,7 млрд рублей — является метро, аэроэкспресс обойдется в 18,9 млрд рублей, трамвайная линия — 15,7 млрд рублей, а автобусное сообщение — 3,1 млрд рублей. По данным одного из источников "Ъ", конкурс на аэроэкспресс, перенесенный на февраль 2019 года, все-таки будет отменен.
 
Смольный решил подвергнуть ревизии проект в конце ноября (см. "Ъ" от 28.11.2018). Тогда чиновники заявляли, что аэропорт еще не достиг предела по пассажиропотоку и решение о строительстве инфраструктуры может подождать. Как заявил "Ъ" заместитель генерального директора по взаимодействию с органами власти и связям с общественностью "Воздушные ворота Северной столицы" (ВВСС, оператор Пулково) Денис Павшинский, темпы роста пассажиропотока Пулково в последующие годы вряд ли повторят уровень 2017-2018 года (22% и 11% соответственно), они будут замедляться и составят около 7%. При этом, добавил он, к 2023 году, по текущим оценкам, пассажиропоток Пулково составит около 25 млн человек. "Этот прогноз на сегодняшний день — осторожный оптимизм. Проектирование, строительство и запуск любого вида транспорта до аэропорта займет около трех-пяти лет, так или иначе мы в ближайшей перспективе будем развиваться в существующей дорожной сети",— говорит господин Павшинский. Он добавил, что при этом в Пулково рассчитывают рано или поздно получить скоростное рельсовое сообщение с городом.
 
Всего рассматривается четыре варианта сообщения с Пулково. Первый — железнодорожное сообщение аэроэкспрессом от Витебского вокзала до аэропорта. Реализация этого проекта потребует около 4,5 лет, следует из сравнительной таблицы (имеется в распоряжении "Ъ"). До центра города (в расчетах центральной точкой, к которой считают маршруты, является станция метро "Площадь Восстания") на аэроэкспрессе можно будет добраться за 66 минут (с учетом среднего времени ожидания и пересадки на станцию метро "Пушкинская". Пассажиропоток на этом маршруте к времени ввода (2022 год) может составить 3,7 млн человек в год, к 2035 — 6,6 млн человек. Проект аэроэкспресса до Пулково предполагается реализовывать по схеме ГЧП, при этом город готов выделить капитальный грант в размере 10 млрд рублей. Нерешенным остался вопрос с модернизацией инфраструктуры РЖД на Витебском направлении (см. "Ъ" от 11.10.2018).
 
Среди преимуществ этого вида транспорта чиновники отмечают независимость от ситуации на дорогах и минимальное время в пути, если поезда будут ходить чаще, чем каждые 30 минут. С другой стороны, отмечается в докладе, аэроэкспресс зависит от показателей пассажиропотока Пулково: если авиаперевозки упадут, это повлечет за собой снижение спроса. К тому же, отмечают чиновники, железнодорожная линия не ведет к терминалу Пулково-2 (его предлагали использовать как лоукост-терминал в будущем). По данным источника "Ъ", конкурс, объявленный комитетом по инвестициям летом этого года, в конце концов будет отменен.
 
Строительство трамвайной линии от станции метро "Купчино" до аэропорта займет три года, к 2035 году ежегодный пассажиропоток на линии может составить до 10,5 млн чел. Этот маршрут можно построить за счет бюджета и привлечения инвестиций, однако в последнем случае размер минимального гарантированного дохода, который будут выплачивать инвестору, составит 4,5 млрд рублей в год на протяжении 12 лет, следует из драфта документа. Плюсом этого варианта является охват территории, которую покрывает трамвай: она может включать в себя и аэропорт, и общественно-деловую зону вокруг Пулково, и Пулковское шоссе с Авиагородком. При этом общее время в пути вместе с остановками может составить около 73 минут, а станции "Звездная" и "Купчино" высоко загружены.
 
Метро до Пулково в отраслевой схеме развития рассматривается как альтернативный маршрут (вместо линии "Александрино" и "Проспект Маршала Жукова" за станцией "Проспект Ветеранов"). При этом строить линию придется за счет бюджетных средств, а реализация проекта займет до 6,5 лет. Прогнозный пассажиропоток линии к 2035 году — 15,6 млн человек, время в пути до центра города составит 40 минут. Недостатком этого варианта чиновники считают высокую стоимость строительства, а также предельную загруженность участка метро "красной" ветки. Среди преимуществ — максимальная интеграция в транспортную систему города и обеспечение транспортной доступности районов Ульянка и Авиагородок.
 
Запуск скоростных автобусов на выделенных полосах обойдется бюджету города в 3,1 млрд рублей (1 млрд рублей — на капитальные затраты, 1,1 млрд рублей — на закупку автобусов, еще 1 млрд — на строительство инфраструктуры). Организовать такую перевозку можно за два года с момента определения источника финансирования, говорится в документе. При этом будет создана выделенная полоса, остановочный пункт на Алтайской улице. К 2035 году пассажиропоток на линии составит 8,3 млн человек. Общее время в пути — между 50-70 минут. Как сообщалось ранее, такое сообщение можно организовать на базе городского перевозчика ГУП "Пассажиравтотранс". Однако этот вариант сильно зависит от ситуации на дороге и не обеспечит доступность аэропорта в долгосрочной перспективе (только до 2023 года). К тому же статус проекта — "на уровне идеи", признают чиновники.



URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2018/12/27/29981/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.