Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Между небом и землей. Авиарынок поставил правительство перед сложной дилеммой


28 декабря 2018 года Герман Костринский, КоммерсантЪ


Российский авиатранспорт поставил власти перед непростым выбором — либо снизить уровень конкуренции, допустив крах ряда перевозчиков, либо посадить сектор на иглу госдотаций. Оба варианта не выглядят привлекательно. Первый приведет к социальным проблемам, второй превратит еще недавно успешную отрасль в еще одного постоянного просителя бюджетных средств.

Уходящий год внешне прошел для российской гражданской авиации спокойно: ее не сотрясали ни банкротства перевозчиков, ни громкие отставки. Глядя на растущий пассажиропоток, который по итогам января—ноября побил исторические рекорды, достигнув 107,8 млн человек, легко сделать напрашивающийся вывод о здоровом развитии авиатранспорта.
 
Но в диссонанс с этой благополучной картиной вступают финансовые показатели. В январе—сентябре, то есть с учетом высокого сезона, российские авиакомпании получили общий убыток в размере 19 млрд руб., к концу года он может достигнуть 39 млрд руб. В отрасли ситуацию объясняют ростом цен на топливо и очередным ослаблением рубля. Серьезность проблемы в декабре подтвердил дефолт пятой в стране Utair по кредитам.
 
Традиционно высококонкурентный российский рынок авиаперевозок оказался в положении, когда даже небольшое (в расчете на один билет) увеличение затрат приводит к проблемам почти у всех игроков. Авиаторы сами устанавливают цены на билеты, но из-за высокой конкуренции не могут переложить растущие расходы на пассажиров. В условиях стагнации экономики и низкого потребительского спроса главной причиной роста пассажиропотока стал продолжающийся не первый год демпинг — так называемое скрытое субсидирование пассажира.
 
Влияние конкуренции на ценовую политику авиакомпаний подтверждается колебаниями средней цены на билеты. По данным ГК «Аэроклуб» (организует деловые поездки для корпоративных клиентов), цены синхронно выросли в 2016 году после краха «Трансаэро». Тогда перелет из Москвы в Петербург подорожал на 8%, в Екатеринбург — на 12%, в Сочи — на 1%. Наблюдая рост цен, перевозчики приступили к увеличению флота. Но уже в 2017 году цены на билеты упали ниже уровня 2015 года: билет из Москвы до Петербурга подешевел на 14%, до Екатеринбурга — на 17%, до Сочи — на 17%. Компании жертвовали прибылью ради заполнения самолетов, чтобы иметь возможность закрывать лизинговые платежи. В результате в 2018 году отрасль показывает очень высокую загруженность самолетов (в январе—октябре занятость кресел составила 84,6%) и рекордные убытки.
 
К началу 2019 года российская авиация подошла к развилке, и направление поворота во многом зависит от позиции государства. Правительство может предоставить перевозчикам субсидии, запрошенные ими в расчете на рост доходов и исправление ситуации на рынке. К этому варианту призывают, в частности, в Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта. Второй сценарий предполагает отказ от дотаций и передачу судьбы отрасли «невидимой руке рынка» с неизбежным болезненным процессом «очищения» от слабых и неэффективных игроков.
 
Несмотря на то что второй подход выглядит откровенно катастрофичным, на самом деле серьезные риски есть и у первого. Это риски подсаживания отрасли на иглу субсидий, как это уже произошло, например, в сельхозмашиностроении, где приостановка бюджетных вливаний даже на несколько месяцев вызывает немедленный обвал рынка. Предоставление отрасли самой себе в конечном итоге создаст гораздо более сбалансированную систему, однако на первом этапе будет чревато серьезной социальной напряженностью из-за неизбежного роста цен на билеты и необходимости разбираться явно не с одним банкротством авиакомпании. А это развоз тысяч пассажиров, сорвавшиеся отпуска и командировки, то есть еще один повод для недовольства граждан и многочисленных контрагентов банкрота.
 
Отсутствие окончательного решения о господдержке, ее размерах и сроках может служить индикатором того, что в правительстве до сих пор не выбрали стратегию. Оглядываясь на ситуацию на топливном рынке, можно предположить, что правительство будет искать очередное половинчатое «удовлетворяющее все стороны» решение. Но это означает только, что российская гражданская авиация окажется в подвешенном состоянии на еще один сезон, и вполне вероятно, что через год нам придется писать новогоднюю колонку примерно того же содержания.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного



Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer