Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Самолеты против США


4 декабря 2018 года Николай Новичков, Военно-промышленный курьер


Поставку 24 Су-35 в Китай российское руководство сферой военно-технического сотрудничества вполне обоснованно считает «беспрецедентным контрактом» с Поднебесной. Пекин так давно не приобретал наши истребители, что эйфория от продажи двух эскадрилий Су-35 еще долго будет воздействовать на умы отечественных чиновников.

Действительно, в 2000–2002 годах КНР приобрела 28 истребителей Су-27СК и Су-27УБК примерно на миллиард долларов. В 2000–2001-м Китай импортировал 38 Су-30МКК стоимостью до двух миллиардов долларов. В 2002–2003 годах Поднебесной была приобретена еще одна партия самолетов данного типа из 38 машин стоимостью два миллиарда долларов. В 2004-м КНР получила 24 истребителя морской авиации Су-30МКК2. Более того, в 1998–2007 годах осуществлялась лицензионная сборка на авиазаводе в Шеньяне истребителей Су-27СК, однако из 200 законтрактованных самолетов в конечном счете было собрано только 105. В ВВС НОАК они получили обозначение «Цзянь-11» (J-11). Сборка остальных 95 истребителей была отменена китайской стороной. О причинах этого решения российская сторона старалась не упоминать, но тайное стало явным спустя некоторое время: китайская промышленность успешно освоила выпуск J-11 и нуждалась только в наших двигателях для них.

Спустя 15 лет для ВВС НОАК были закуплены 24 Су-35. Однако продолжится ли дальнейшее приобретение Пекином истребителей этого типа – большой вопрос.

Дело за двигателем

Несмотря на секретность вокруг программ истребительной авиации Китая, новости о развитии этих проектов продолжают публиковаться как в газете «Чайна дейли», размещаемой на веб-сайте Министерства обороны КНР, так и на национальных онлайн-форумах, которые являются местом дебатов и спекуляций о своих военных самолетах. Отмечается, что наибольшее внимание уделяется истребителю пятого поколения J-20 («Цзянь-20»), хотя этот самолет является всего лишь одним из элементов широкой модернизации парка боевой авиации ВВС НОАК. Открытой информации по программе J-20 пока недостаточно, однако постепенно появляется больше деталей, поскольку самолет, впервые показанный в 2010 году, в настоящее время переходит на этап серийного производства малыми темпами.

“Китай производит монокристаллические лопатки турбины и освоил порошковую металлургию. Обе технологии позволяют двигателям работать при экстремальных температурах”

В марте 2017 года «Чайна дейли» процитировала официального представителя корпорации «Аэро энджин корпорейшн оф Чайна» (Aero Engine Corporation of China) Чэнь Сянбао, который заявил: «Для нашего пятого поколения боевых самолетов не потребуется много времени на оснащение двигателями китайского производства». Вероятно, он имел в виду турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой (ТРДДФ) WS-15 с тягой 13,6 тонна-силы (134 кН), который разрабатывается с 90-х годов. Несмотря на то, что J-20 фактически «икона» китайской авиации, на ранних моделях этого истребителя установлены импортные российские ТРДДФ АЛ-31.

Но, как отмечают китайские официальные лица, серийное производство по-прежнему остается проблемой и качество продукции не очень удовлетворительное. «Путь к успеху наполнен проблемами и неудачами, – говорит Чэнь. – Каждая из мировых двигателестроительных компаний шла по этой дороге». Эксперты полагают, что один или два самолета J-20 оснащены китайскими двигателями. Каков прогресс в создании двигателя WS-15, выяснить достаточно трудно. Китайский рынок настолько непрозрачен, что любое внешнее определение может оказаться преждевременным или ненадежным. Хотя есть сообщения, указывающие на улучшение конструкции и технологии изготовления двигателя, а военные чиновники заявляют, что он должен быть готов к серийному производству к концу 2018 года, Прогресс с WS-15 станет важным шагом для Китая. Раньше в области современных авиационных двигателей страна полагалась на Россию. Собственный успех обеспечил бы для J-20 возможность выполнения устойчивого полета на сверхкрейсерской скорости и приблизил бы китайское авиадвигателестроение к западным конкурентам.

В марте «Чайна дейли» цитировала по программе J-20 эксперта Чжан Хао, который возглавляет Центр испытаний истребителей ВВС НОАК. Поскольку это произошло вскоре после сообщения агентства «Синьхуа» о том, что J-20 вошел в состав ВВС НОАК, замечания эксперта были весьма интересными. В войне, сказал Чжан, J-20 проложит дорогу другим самолетам в воздушном сражении. Это предполагает выполнение задачи борьбы за превосходство в небе, аналогичную миссии американского истребителя F-22 «Рэптор», с которым J-20 часто сравнивают. Далее эксперт сказал, что J-20 в конечном итоге станет большим семейством самолетов, а Пекин сосредоточился на постоянном совершенствовании своих возможностей в области обработки информации и разведки.

В дополнение к плану разработки большего количества вариантов J-20 необходимо отметить, что ВВС НОАК не позволят экспортировать истребитель этого типа. Также сообщалось, что истребитель участвовал в испытаниях по перехвату воздушных целей за пределами дальности прямой видимости.

Малколм Дэвис, старший аналитик Австралийского института стратегической политики и эксперт по китайской авиации, подчеркнул, что СМИ часто сравнивают J-20 с F-22, а это не совсем правильно. F-22 является истребителем для борьбы за превосходство в воздухе, в то время как J-20, по его мнению, больше предназначен для дальнего перехвата, противовоздушной обороны и ударных операций.

Последнее с точки зрения поражения морских целей особенно важно в контексте стратегии преграждения доступа и блокирования отдельной зоны A2/AD (anti-access, area-denial). J-20 имеет малозаметность со стороны передней полусферы, а не всеракурсную, большую дальность и увеличенную массу полезной нагрузки, в связи с чем больше подходит для наступательных ударных операций, независимо от того, являются ли они воздушными или морскими.

Стратегия A2/AD является краеугольным камнем китайского военного планирования и призвана заставить потенциальных противников, а именно США действовать слишком далеко от материка – настолько, чтобы не быть эффективными. Ударные самолеты дальнего действия, а также крылатые и баллистические ракеты – важные компоненты этой стратегии.

Кого ждут авианосцы

Несмотря на то, что другой истребитель пятого поколения – FC-31 привлекает меньше внимания, чем J-20, этот самолет также интересен для специалистов. Он предназначен для ведения наступательных и оборонительных воздушных операций, нанесения ударов в глубине обороны противника, подавления ПВО, обеспечения непосредственной воздушной поддержки, ведения разведки, наблюдения и сбора информации. В видеоролике, показанном во время краткой презентации на авиасалоне в Дубае в 2015 году, эскадрилья FC-31 связывается друг с другом через защищенную линию передачи данных. На другом слайде было показано, как небольшое поперечное сечение самолета уменьшает радиус действия датчиков и оружия противника. Никаких подробностей относительно комплекта оборудования или оружия FC-31 представлено не было, но разработчик самолета – корпорация АВИК утверждает, что вся бортовая электроника и связь могут быть адаптированы к требованиям заказчика.

Самолет имеет шесть внешних жестких узлов подвески для авиационных средств поражения (АСП), а также внутренний отсек вооружения, в котором могут находиться еще четыре АСП. Масса полезной нагрузки – 8000 килограммов, из которых 2000 могут размещаться во внутреннем отсеке. Боевой радиус с АСП во внутреннем отсеке составляет 1200 километров, а максимальная взлетная масса – 25 тысяч килограммов.

«Что касается платформ пятого поколения, стоит обратить внимание на FC-31, который наряду с «Цзянь-15» (J-15) может оказаться на палубе третьего авианосца Китая и последующих кораблей по аналогии с американским F-35C, – говорит Дэвис. – J-31, предшественник FC-31, создавался с трудом, но эти проблемы, похоже, были решены в обновленной конструкции самолета FC-31, который также нацелен на экспортный рынок».

К сожалению, неясно, кто из клиентов Пекина в области военной авиации имеет средства для финансирования столь амбициозного проекта. Хотя Пакистану в конечном итоге такой самолет может быть интересен, он по-прежнему занят разработкой совместного с китайской компанией «Чэнду» истребителя JF-17 «Тандер». Пекин пользуется успехом, продавая самолеты за рубеж, но не побеждает на крупнейших мировых тендерах, которые привлекают европейских, российских и американских производителей истребителей.

Неясно, какой двигатель применяется на FC-31, но считается, что это российский ТРДДФ РД-93 разработки ОАО «Климов», который устанавливается на российские МиГи.

Поднебесный копипаст

«Приобретение Су-35 является одним из самых важных событий для ВВС НОАК, – полагает Дэвис. – Этот самолет представляет собой вершину дизайна в семействе Су-27, и Китай теперь может многому научиться и усовершенствовать свои технологии и производство, доведя их до идеальных конструкций, таких как J-11D и J-16, или разработать другие перспективные боевые самолеты. Ожидайте увидеть, как китайцы изучат Су-35 до мельчайших деталей, а затем интегрируют его системы в будущий самолет ВВС НОАК».

Отмечается, что Россия изначально опасалась продавать этот тип истребителя Китаю из-за склонности последнего использовать российские технологии для внутреннего развития и производственных целей. Действительно, два из самых важных самолетов китайских ВВС имеют иностранную родословную. Некоторые наблюдатели считают, что серия J-10 основана на проекте израильского истребителя «Лави» корпорации «Исраэль эйркрафт индастриз» (Israel Aerospace Industries Lavi). Хотя по конфигурации J-10 похож на «Лави» с одним подфюзеляжным воздухозаборником и передним горизонтальным оперением (ПГО), китайские официальные лица настаивали на том, что J-10 – традиционный национальный дизайн. С другой стороны, истребитель J-11 считается копией Су-27. Независимо от их происхождения эти два типа ключевые для ВВС НОАК. J-10 имеет три варианта – A, B и C. J-10B получил ряд важных отличий от J-10A, включая воздухозаборник, оптимизированный для снижения демаскирующих признаков, IRST-датчик и другие новые системы. На J-10C появилась бортовая РЛС с активной фазированной антенной решеткой (БРЛС с АФАР). Дэвис считает, что этот вариант сравним с истребителем F-16C Block 52 корпорации «Локхид Мартин». В дополнение к нескольким вариантам J-10 ВВС также развернули усовершенствованный вариант J-11, обозначенный как J-16. Этот истребитель имеет тандемно расположенные кресла экипажа, двигатель WS-10A и рассматривается как многоцелевой самолет типа F-15E корпорации «Боинг». В настоящее время разрабатывается вариант носителя средств РЭБ J-16D, который даст Китаю возможности, какие обеспечивают EA-18G «Гроулер» (Growler) корпорации «Боинг».

«J-16 – настоящий многоцелевой боевой самолет в отличие от J-11B/BS и имеет возможность заправки в полете, – говорит Дэвис. – Он также сможет нести китайские ракеты класса «воздух-воздух» дальнего действия и применять их по самолетам ДРЛОиУ для того, чтобы лишить авианосные силы ВМС США возможности действовать в пределах китайской зоны A2/AD».

Что кроме

Пекин работает над созданием авиационных сил различного назначения. В их числе собственный парк самолетов ДРЛОиУ, примером которого является KJ-2000 – платформа на базе Ил-76, а также KJ-200 на основе тактического транспортного Shaanxi Y-9. Китай разработал более совершенную платформу ДРЛОиУ, известную как KJ-500. Кроме того, продолжается создание самолета противолодочной обороны на базе Y-9 и стратегического военно-транспортного Y-20. Пекин продолжает наращивать возможности бомбардировщика H-6, созданного на основе Ту-16, и разрабатывает перспективный малозаметный бомбардировщик H-X, который аналогичен по конструкции американскому В-2 корпорации «Нортроп Грумман» (Northrop Grumman). В последние годы немногие страны развивали свои ВВС так же быстро, как Китай. Но основные проблемы развития боевой авиационной техники у Поднебесной по-прежнему связаны с силовыми установками.




комментарии (0):






Материалы рубрики


Forbes
СМИ сообщили об отказе в Европе от российских Sukhoi Superjet 100
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Авиационные выбросы некому принять
Сергей Самарин
Известия
Вид сверху: ВКС России нуждаются в обновлении парка «летающих радаров»
Андрей Меньшенин
Фонтанка
Почему самый большой самолет больше не нужен. Даже в самой большой стране
Первин Мамед-заде
ТАСС
Курс на Касабланку. Марокко укрепляет статус важного авиатранспортного узла Африки
Иван Сафронов, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
В третий раз на те же «МиГи»
Мария Бухарова, Алексей Петров
Известия
Отменный курс: снегопады оставили пассажиров «Аэрофлота» дома
Анастасия Николаева
Интерфакс
Сверхзвуковой, пассажирский



Александр Рассохин
КоммерсантЪ
Сверхзвуковые пассажирские самолеты ускорили высшим указом
Валерия Комарова, Петр Канаев, Мария Кокорева
РБК
Лебедев создаст VIP-авиакомпанию с совладельцем Внуково, ВЭБом и ОАК
Сергей Бабкин
Российская газета
В операционную по воздуху
Мария Кокорева, Алина Фадеева, Валерия Комарова
РБК
Правительство решило не компенсировать авиакомпаниям рост цен на керосин
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Utair собирает аргументы для кредиторов
А. Фадеева, В. Комарова, Т. Дзядко, П. Канаев
РБК
Акимов и Козак обсудят механизм ограничения роста цен на авиатопливо
Тимофей Дзядко, Петр Канаев, Мария Кокорева, Евгения Маляренко
РБК
В правительстве назвали варианты вывода Utair из кризиса
Андрей Загорский
КоммерсантЪ-FM
Льготные условия ускользают от авиакомпаний
Вера Кюппер
Наука и техника
ХХI век: эра электросамолетов и реактивных электродвигателей
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Государство оплатит укорачивание SSJ. Но для МС-21 в бюджете пока средств не нашли
Мария Кокорева, Екатерина Литова, Валерия Комарова
РБК
На совещании в Минтрансе UTair не представила новую финансовую модель
Ксения Чемоданова
360TV
«Аэродромные службы работают отвратительно». Почему самолет в аэропорту Домодедово врезался в столб
Роман Азанов
ТАСС
"Небо как соты. И там очень мало места". Как авиадиспетчеры разводят самолеты
Иван Сафронов, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Госбанки поставят на крыло. ОАК рассчитывает привлечь их в свои гражданские проекты
Иван Сафронов, Всеволод Инютин
КоммерсантЪ
А вместо сердца пламенный министр. Владимир Пучков перешел на работу в авиастроение
Алексей Рамм
Известия
Спорная солянка: нужны ли России крылатые ракеты средней дальности

РИА Новости
В "Роскосмосе" заявили, что госкорпорация выходит из кризиса
Фокеева Людмила
Военно-промышленный курьер
Микроны – в миллионы
Алексей Рамм Алексей Козаченко
Известия
Северная Миграция: в Арктике будет создан истребительный авиаполк
Максим Рубченко
РИА Новости
Утомленные рынком: авиакомпании опять требуют повышения цен на билеты
Ольга Коленцова
Известия
Сверхпроводник на борту: в России создали мощный электрический авиадвигатель
Наталья Ионова
Forbes
Битва на равных: зачем «Аэрофлот» судится с недовольными клиентами
Иван Сафронов, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
Россия продала Армении истребители как себе. Четыре Су-30СМ ушли покупателю по внутрироссийским ценам
Антон Лавров
Известия
Не все "Панцири" по зубам
Герман Костринский, Дмитрий Козлов
КоммерсантЪ
Авиакеросин встал поперек двигателей. Перевозчики вынуждены чаще их ремонтировать

ТАСС
Пассажиропоток аэропортов РФ в 2018 году поставил рекорд за историю гражданской авиации
Александра Джорджевич, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Военной авиации обещано скорейшее исправление
Наталья Козлова
Российская газета
Посадка себе дороже
Юрий Гаврилов
Российская газета
По команде - "Перехват"
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
От бинта: армия начнет закупать медицинские вертолеты
Алексей Рамм, Алексей Козаченко
Известия
Полчаса до полюса: скоростные истребители взяли Арктику под контроль
Тимур Латыпов
БИЗНЕС Online
"Смирно"! Для оборонщиков и градозащитников: 5 интриг визита Сергея Шойгу в Казань
Полина Гриценко
Известия
Пальцем в небо: граница в аэропортах станет электронной
Роман Шимаев, Анна Лушникова
RT
Приближался к госгранице: российский истребитель Су-27 перехватил самолёт-разведчик США в небе над Балтикой
Герман Костринский, Дмитрий Козлов
КоммерсантЪ
Авиакеросин подешевел без последствий
Николай Проценко
Взгляд
Почему цены на авиабилеты должны неизбежно расти
Анатолий Цыганок
Независимое военное обозрение
Пассажиров встретят снарядами и ракетами
Марина Мазина
РБК
Бум авиаперелетов в действии: акции United Technologies резко подорожали
Ольга Коленцова
Известия
Бери больше, лети дальше: новый конвертоплан может преодолеть 300 км
Валерия Комарова, Петр Канаев
РБК
Минтранс запросил больше 200 млрд руб. на региональные аэропорты
Валерия Комарова
РБК
Авиакомпании не смогли переложить рост стоимости топлива на пассажиров
Максим Казанин
Военно-промышленный курьер
"Длинный меч" замахнется на Корею и Японию

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer