Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Двигатель МС-21 опускают на землю


6 декабря 2018 года Герман Костринский, Татьяна Дятел, Иван Сафронов, КоммерсантЪ


Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК, входит в «Ростех») ищет способ окупить инвестиции в разработку авиадвигателя ПД-14, созданного для самолета МС-21. По традиции, двигатель предложено использовать в газотурбинных установках для энергетики и транспортировки газа. ПД-14 уже сертифицирован в России, а серийный выпуск МС-21 постоянно откладывается. Но, по оценкам источников “Ъ”, на создание энергоустановки на базе ПД-14 потребуется еще до 15 лет.

ОДК сообщила, что запускает разработку семейства промышленных газотурбинных установок (ГТУ) на базе авиадвигателя ПД-14, созданного для еще запущенного в серийное производство нового российского самолета МС-21-300. В корпорации рассчитывают реализовать проект к 2030 году в рамках сотрудничества с «Газпромом», мощность установок составит 6–8 МВт и 12–16 МВт.

Старший аналитик по электроэнергетике центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Юрий Мельников говорит, что такой диапазон мощности применяется прежде всего для транспорта газа. «Газпром», по его оценке, использует не менее 2,5–3 тыс. ГТУ, в том числе до 1 тыс. мощностью 12–16 МВт. Значительная часть этих машин может нуждаться в обновлении и модернизации, отмечает господин Мельников, но закупки монополии невелики: в 2017 году «Газпром» приобрел лишь 26 турбин, в первую очередь для новых компрессорных станций. Эксперт уточняет, что цена ГТУ на рынке — $400–500 тыс. за 1 МВт, то есть турбина на 12–16 МВт стоит 400–534 млн руб. по текущему курсу.

В «Ростехе» считают оценку стоимости агрегатов на базе ПД-14 преждевременной, но обещают, что «продукт будет на рынке и даже дешевле импортных аналогов», конкурируя с ГТУ американской Solar, немецкой Siemens и украинской «Мотор Сич».

Для авиастроителей ПД-14 дешевле рыночных цен на ГТУ. В 2012 году «Иркут» (разработчик самолета МС-21) собирался закупать партию ПД-14 и американских двигателей Pratt & Whitney. Каталожная стоимость PW1000G составляла $5,4 млн, или 159,25 млн руб. при курсе доллара 29,49 руб., российский стоил $6 млн, или 177 млн руб. С тех пор курс доллара вырос, и теперь $5,4 млн — это уже 360 млн руб. «Авиадвигатель может быть относительно легко преобразован в ГТУ, которую можно использовать в транспорте газа или энергетике — в конструкцию добавляется турбина. Эта технология хорошо отработана»,— объяснил Юрий Мельников. Так, ПС-90ЭУ-25 используется в составе газотурбинной электростанции ГТЭС-25П и разработан на базе авиадвигателя ПС-90А, который используется на Ту-204, Ту-214 и Ил-96-300ПУ. Американская GE производит энергетические газовые турбины авиационного типа мощностью 16–116 МВт. ОАО «Сатурн — Газовые турбины» выпускает наземное энергооборудование на базе авиадвигателей производства НПО «Сатурн».

По словам источника “Ъ” в аппарате правительства, на ПД-14 делается высокая ставка: на его разработку под проект МС-21-300 ушли колоссальные средства, окупить их чистыми продажами двигателей «будет сложновато». «С учетом задачи по диверсификации продукции, которую поставил президент, вариант с доработкой ПД-14 под задачи ТЭК выглядит логичным»,— считает собеседник “Ъ”, отмечая, что использовать под данный проект зарубежные двигатели (типа PW1000G) нецелесообразно. Как сообщали «Ведомости», ОДК потратило на разработку ПД-14 около 70 млрд руб., большая часть — из госбюджета. При этом серийное производство МС-21 постоянно откладывается и начнется не ранее середины 2020 года (см. “Ъ” от 29 ноября), однако открыть для двигателя еще и энергорынок не так уж просто.

Топ-менеджер одного из предприятий оборонпрома отмечает, что пока ПД-14 сертифицирован Росавиацией и в 2019 году ему предстоит валидация сертификата в европейской EASA, а только потом начнется серийное производство. «Планы неавиационного применения ПД-14 существуют лишь на бумаге, для их реализации потребуется проведение ряда НИОКР, и только потом, если получится, начнется внедрение в промышленности,— убежден собеседник “Ъ”.— А это дорога длиной до 15 лет». Глава Infomost Борис Рыбак отмечает, что для успешного выхода на рынок ГТУ должна иметь высокий КПД и большой ресурс эксплуатации. Эксперт считает, что в условиях санкций ГТУ на базе ПД-14 имеет хорошие перспективы: выводить новый продукт на открытый рынок «было бы тяжело», но Запад не отменит санкции и к 2030 году, когда установка будет готова.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer