Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Двигатель МС-21 опускают на землю


6 декабря 2018 года Герман Костринский, Татьяна Дятел, Иван Сафронов, КоммерсантЪ


Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК, входит в «Ростех») ищет способ окупить инвестиции в разработку авиадвигателя ПД-14, созданного для самолета МС-21. По традиции, двигатель предложено использовать в газотурбинных установках для энергетики и транспортировки газа. ПД-14 уже сертифицирован в России, а серийный выпуск МС-21 постоянно откладывается. Но, по оценкам источников “Ъ”, на создание энергоустановки на базе ПД-14 потребуется еще до 15 лет.

ОДК сообщила, что запускает разработку семейства промышленных газотурбинных установок (ГТУ) на базе авиадвигателя ПД-14, созданного для еще запущенного в серийное производство нового российского самолета МС-21-300. В корпорации рассчитывают реализовать проект к 2030 году в рамках сотрудничества с «Газпромом», мощность установок составит 6–8 МВт и 12–16 МВт.

Старший аналитик по электроэнергетике центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Юрий Мельников говорит, что такой диапазон мощности применяется прежде всего для транспорта газа. «Газпром», по его оценке, использует не менее 2,5–3 тыс. ГТУ, в том числе до 1 тыс. мощностью 12–16 МВт. Значительная часть этих машин может нуждаться в обновлении и модернизации, отмечает господин Мельников, но закупки монополии невелики: в 2017 году «Газпром» приобрел лишь 26 турбин, в первую очередь для новых компрессорных станций. Эксперт уточняет, что цена ГТУ на рынке — $400–500 тыс. за 1 МВт, то есть турбина на 12–16 МВт стоит 400–534 млн руб. по текущему курсу.

В «Ростехе» считают оценку стоимости агрегатов на базе ПД-14 преждевременной, но обещают, что «продукт будет на рынке и даже дешевле импортных аналогов», конкурируя с ГТУ американской Solar, немецкой Siemens и украинской «Мотор Сич».

Для авиастроителей ПД-14 дешевле рыночных цен на ГТУ. В 2012 году «Иркут» (разработчик самолета МС-21) собирался закупать партию ПД-14 и американских двигателей Pratt & Whitney. Каталожная стоимость PW1000G составляла $5,4 млн, или 159,25 млн руб. при курсе доллара 29,49 руб., российский стоил $6 млн, или 177 млн руб. С тех пор курс доллара вырос, и теперь $5,4 млн — это уже 360 млн руб. «Авиадвигатель может быть относительно легко преобразован в ГТУ, которую можно использовать в транспорте газа или энергетике — в конструкцию добавляется турбина. Эта технология хорошо отработана»,— объяснил Юрий Мельников. Так, ПС-90ЭУ-25 используется в составе газотурбинной электростанции ГТЭС-25П и разработан на базе авиадвигателя ПС-90А, который используется на Ту-204, Ту-214 и Ил-96-300ПУ. Американская GE производит энергетические газовые турбины авиационного типа мощностью 16–116 МВт. ОАО «Сатурн — Газовые турбины» выпускает наземное энергооборудование на базе авиадвигателей производства НПО «Сатурн».

По словам источника “Ъ” в аппарате правительства, на ПД-14 делается высокая ставка: на его разработку под проект МС-21-300 ушли колоссальные средства, окупить их чистыми продажами двигателей «будет сложновато». «С учетом задачи по диверсификации продукции, которую поставил президент, вариант с доработкой ПД-14 под задачи ТЭК выглядит логичным»,— считает собеседник “Ъ”, отмечая, что использовать под данный проект зарубежные двигатели (типа PW1000G) нецелесообразно. Как сообщали «Ведомости», ОДК потратило на разработку ПД-14 около 70 млрд руб., большая часть — из госбюджета. При этом серийное производство МС-21 постоянно откладывается и начнется не ранее середины 2020 года (см. “Ъ” от 29 ноября), однако открыть для двигателя еще и энергорынок не так уж просто.

Топ-менеджер одного из предприятий оборонпрома отмечает, что пока ПД-14 сертифицирован Росавиацией и в 2019 году ему предстоит валидация сертификата в европейской EASA, а только потом начнется серийное производство. «Планы неавиационного применения ПД-14 существуют лишь на бумаге, для их реализации потребуется проведение ряда НИОКР, и только потом, если получится, начнется внедрение в промышленности,— убежден собеседник “Ъ”.— А это дорога длиной до 15 лет». Глава Infomost Борис Рыбак отмечает, что для успешного выхода на рынок ГТУ должна иметь высокий КПД и большой ресурс эксплуатации. Эксперт считает, что в условиях санкций ГТУ на базе ПД-14 имеет хорошие перспективы: выводить новый продукт на открытый рынок «было бы тяжело», но Запад не отменит санкции и к 2030 году, когда установка будет готова.




комментарии (0):








Материалы рубрики

Герман Костринский, Анатолий Джумайло
КоммерсантЪ
Utair возвращается к реструктуризации
Татьяна Шадрина
Российская газета
Предъявите пальчики
Герман Костринский, Анастасия Веденеева
КоммерсантЪ
Airbus A321Neo улетают к лету
Валерий Чусов
Forbes
Так полетим: новые бизнес-джеты и VIP-вертолеты 2018 года
Герман Костринский, Татьяна Дятел, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Двигатель МС-21 опускают на землю
Виктор Галенко
ИА REGNUM
Создан "летающий трактор" для блокчейна и Книги рекордов Гиннесса. Зачем?
Дмитрий Астахов, Вячеслав Суханов
Коммерсант
Березникам просят взлет
Сергей Птичкин
Российская газета
"Аллигатор" прилетел



Наталья Пономарева
Интерфакс
В честь великих
Анна Бебекина, Анастасия Феостистова
Euromag
В честь кого названы европейские аэропорты
Софья Самохина, Лада Шамардина
КоммерсантЪ
Аэропорты вышли во второй тур
Алексей Козаченко, Алексей Рамм
Известия
"Болван" с пропеллером: на боевые вертолеты подвесят фугасы
Илья Максимов, Сергей Птичкин
Российская Газета
МиГом на продажу
С. Самохина, Л. Шамардина, А. Прах, К. Антонов, К. Кальярова
КоммерсантЪ
Регионы поспорили за соотечественников
Николай Новичков
Военно-промышленный курьер
Самолеты против США
Юлия Тишина, Владислав Новый, Иван Сафронов, Денис Скоробогатько
КоммерсантЪ
ГЛОНАСС без права передачи
Герман Костринский, Анастасия Веденеева
КоммерсантЪ
"Ансаты" улетают в Азию
Роман Азанов, Дмитрий Федюшко
ТАСС
Российские вертолеты произвели фурор в Юго-Восточной Азии
Валерия Комарова
РБК
Минтранс рассмотрит введение платы за регистрацию в аэропортах
Алексей Песляк
ТАСС
Космический состав. Кто летит на МКС?
Олег Москвин, Анна Кукушкина, Михаил Мошкин
Взгляд
Турция поплатилась за отказ от российского вертолета
Николай Якубович
Независимое военное обозрение
Су-35 вступает в бой
Леонид Нерсисян
Regnum
Ил-112В близок к первому полёту — нужен ли России этот самолёт?

КоммерсантЪ - Приложение (Business Guide)
Достижения высокого полета
Александр Запольскис
Regnum
"Роскосмос" как конец остатков советской мечты
Анна Героева
КоммерсантЪ - Приложение (Business Guide)
Центр высокого полета
Ирина Цырулева, Полина Гриценко
Известия
Посадочный эталон: в России начнут пускать в самолет по смартфону
Александра Джорджевич, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Полеты во сне и на Луну
Герман Костринский, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
МС-21 увяз в узлах

ИА MagadanMedia
Землю под строительство магаданского аэропорта на 56 км решено было выделить 60 лет назад
Ирина Юзбекова
РБК
Туристические летчики: как Royal Flight увеличила выручку в четыре раза
Татьяна Володина
КоммерсантЪ - Приложение (Business Guide)
Путевка в небо
Анна Героева
КоммерсантЪ - Приложение (Business Guide)
Парк высоких технологий
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
Аэроэкспрессу до Пулково ищут альтернативу
Тимур Латыпов
Бизнес-ONLINE
"Есть люди, которые ничего не прошли – может, на ком-то женились, и они руководят нами!"
Александра Джорджевич
КоммерсантЪ - Приложение (Business Guide)
Полет в будущее
Геннадий Амирьянц
КоммерсантЪ - Приложение (Business Guide)
Сто лет ЦАГИ
Герман Костринский, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
SSJ 100 ищет коридор в Европу
Герман Костринский, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Плавдок пошел на дно с трещиной
Анастасия Николаева
Интерфакс
Проверка с выводами
Георгий Олтаржевский
Известия
Высота вокруг: как первая русская школа авиаторов стала элитной
Сергей Сергеев
КоммерсантЪ
Хищения в ЦУПе не прошли прокурорскую проверку
Дмитрий Людмирский
Известия
Облегчение: разработана уникальная методика снижения веса самолета

РИА Новости
"Волшебник на вертолете": как санитарная авиация спасает жизни в Москве
Тимур Латыпов
Бизнес Онлайн
Этот день приближали 30 лет: казанский Ми-38 купят и для Путина
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Минтранс отложил бронирование
Мария Киселева
Русская служба ВВС
Перенос в Россию сервисов авиабилетов откладывается. А что будет с ценами?
Виктор Миронов
Российская газета
Электрический ветер: как создание ионолёта может изменить современную авиацию
Герман Костринский, Ольга Никитина
КоммерсантЪ
Авиакомпании просят вычесть побольше
Сергей Птичкин
Российская Газета
Стратег на одном крыле

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer