← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Крылатые ракеты утилизировали Украине


19 февраля 2018 года Юрий Сенаторов, КоммерсантЪ


Как стало известно “Ъ”, вынесен первый приговор по скандальному уголовному делу о незаконной продаже на Украину из России турбореактивных двигателей для крылатых ракет, которые подлежали утилизации на средства, выделенные Минобороны РФ. Участвовавший в незаконных операциях бизнесмен получил два года заключения. Вскоре также в особом порядке будет назначено наказание его компаньону. При этом фигуранты основного расследования знакомятся с его материалами. Одному из них, бывшему коммерческому директору АО «Корпорация “Тактическое ракетное вооружение”» (КТРВ) Виктору Вагану, помимо мошенничества инкриминируется хищение боеприпасов и взрывчатки.

Уголовное дело предпринимателя Михаила Дзамы, обвиняемого СКР в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ), лично рассмотрел председатель горсуда подмосковного Воскресенска Анатолий Карпиченко. Он признал раскаявшегося предпринимателя виновным в хищении «частей высокоскоростных авиационных управляемых ракет» мошенническим путем. Из текста приговора — а в суд поступило 107 томов выделенного в отдельное производство уголовного дела — следовало, что руководителями ряда подмосковных оборонных предприятий в 2010–2011 годах была создана организованная преступная группа для хищений турбореактивных двигателей.

Для реализации преступного умысла в группу были привлечены руководители федерального казенного предприятия «Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем» (ФКП ГкНИПАС), одного из крупнейших в России полигонов, расположенного в 60 км от Москвы, на котором проводятся наземные испытания и отработка авиационной техники. Из речи председателя суда выяснилось, что подмосковный полигон заключил в 2013 году госконтракт на утилизацию 93 турбореактивных двигателей, снятых с крылатых ракет Х-55 класса «воздух-поверхность» средней дальности. Однако, как следовало из приговора, все двигатели были похищены участниками преступной группы, под видом металлолома вывезены на Украину и проданы ОАО «Мотор Сич» — одному из крупнейших предприятий в мире по выпуску двигателей для самолетов и вертолетов. Заказчику же в лице Минобороны РФ были представлены фальшивые документы о якобы полной утилизации крылатых ракет. Роль господина Дзамы в этом преступлении заключалась в том, что он занимался переводом выделенных на утилизацию денежных средств по фиктивным договорам на подконтрольные ему фирмы. Затем средства были обналичены и присвоены участниками хищений.

В результате суд счел доказанным, что предприниматель в составе организованной группы нанес ущерб государству в размере более 67 млн руб. Однако с учетом ряда смягчающих обстоятельств и полного признания подсудимым вины судья Карпиченко в особом порядке приговорил Михаила Дзаму всего к двум годам заключения в колонии общего режима. Подсудимый заявил, что приговор ему понятен, и обжаловать его не стал.

Вскоре суд рассмотрит дело еще одного предпринимателя, обвиняемого в мошенничестве. Он также полностью признал свою вину, дав показания на нераскаявшихся участников хищений и незаконных сделок с ОАО «Мотор Сич».

Уголовное дело о мошенничестве при утилизации крылатых ракет, расследованием которого занималось второе следственное управление по расследованию особо важных дел ГСУ СКР по Московской области, было возбуждено в сентябре 2015 года. Помимо Михаила Дзамы и его компаньона фигурантами расследования стали бывшие гендиректор ПАО «Тураевское машиностроительное конструкторское бюро “Союз”» Николай Яковлев, исполнительный директор ФКП ГкНИПАС Владимир Ниязов и коммерческий директор КТРВ Виктор Ваган. Причем последнему помимо мошенничества в составе организованной группы следствие вменяет еще и ст. 226 УК — хищение оружия, боеприпасов или взрывчатки. Сейчас обвиняемые знакомятся с материалами дела, которые составили 300 томов. Затем обвинительное заключение будет передано на утверждение в Мособлпрокуратуру. Адвокаты фигурантов, которые находятся под домашними арестами, от комментариев воздержались.



URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2018/2/20/29244/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.