Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Як-152 приучит курсантов к небу


21 февраля 2018 года Александр Артамонов, Правда.ru


После развала Советского Союза, то есть в течение последних 20 лет, в России отсутствовала четкая система обучения летчиков гражданской и военной авиации. К сожалению, самое плохое положение сложилось именно в системе первоначальной летной подготовки, которую многие, по традиции, продолжают еще именовать, как и во время оно, ДОСААФ.

К слову, такой клуб существует и поныне, причем обладает парком самолетов для подготовки будущих курсантов на самой первой ступени летной практики. Тем не менее, по сути, те воздушные суда отечественного производства, которые доживают (или уже дожили) свой век в многочисленных летных сообществах "по интересу", не только не устраивают профессионалов летной подготовки, но и нередко элементарно опасны в применении из-за усталости металла и латанной-перелатанной механической части и двигателя при весьма устарелой приборной панели.

Естественно, для грамотной организации летной работы будущих пилотов с самых первых шагов обучения необходимы самолеты, оборудованные современной системой управления и, по возможности, дающие практиканту представление о так называемой glass cabin, где максимальное количество аналоговых приборов заменены на экраны. В противном случае при переходе на более-менее современные самолеты курсантов приходится переучивать буквально с азов, что и затратно для училищ и будущих работодателей, да и в принципе небезопасно.

Именно по вышеназванным причинам нередко обучение будущих кадров проводилось на технике западного образца, хорошо себя зарекомендовавшей в зарубежных летных школах и соответствующей всем требованиям EASA (European Aviation Safety Agency). Среди наиболее распространенных типов крылатой техники для первоначального обучения можно, например, назвать такие машины, как одномоторный (DA20-A1 Katana), или двухмоторный (Da42) австрийский Diamond, или классическую американскую Cessna 172R/S Skyhawk. Вполне предсказуемо представители мира российской легкой авиации стали лоббировать массовое приобретение отечественными училищами именно такой надежной и современной зарубежной техники.

Тем не менее, Россия все же обладает собственными одномоторными и двухмоторными аппаратами производства знаменитых КБ, способными научить будущих военных и гражданских авиаторов летать.

В этой связи появление в мире авиации общего назначения, а также военной авиации продуманного бинома Як-152 — Як-130 можно только приветствовать. Сразу оговоримся, что речь идет о самолетах, находящихся в различной степени эксплуатационной готовности. Но так или иначе указанные конструкции не являются миражом или чертежами, так как вполне реализованы в металле, а Як-130 уже пользуется сбытом как в России, так и за рубежом.

Для подготовки будущих пилотов истребителей семейства Су-30 МКИ и выше или даже ПАК ФА было принято решение учить пилотов на учебно-боевом Як-130, детище КБ имени Яковлева и его тогдашнего генерального конструктора Олега Демченко (в настоящее время вице-президент ОАК).

К слову, в момент, когда Олег Демченко стал отвечать за "партийную линию" ОАК, обусловившую ставку корпорации именно на его Як-130 взамен устаревшей чешской машины L-39, у России уже существовал вполне летающий и разработанный при глубокой кооперации с французами (авионика и двигатели) МиГ-АТ. Но Як-130 (весьма схожий даже по внешнему виду планера с МиГ-АТ) все же победил конкурента и стал обязательной частью любого авиасалона с участием российской техники. Не исключено, что в пользу выбора именно этого самолета сработал и сам факт кооперации "Сухого" в рамках ОАК именно с итальянской Alenia Aeromacchi, которая, как известно, единственный за всю историю советско-российского самолетостроения западный концерн с мировым именем, ставший полноправным партнером и инвестором российского самолета (имеется ввиду Supejet-100 производства "Гражданские самолеты Сухого").

Вышесказанное нисколько не умаляет достоинства новой учебной машины, которую многие страны-заказчики, в частности Алжир, рассматривают как вполне состоявшуюся боевую единицу (первые самолеты были отгружены в эту страну корпорацией "Иркут" еще в 2011 году).

Но даже Як-130 — слишком сложный самолет для обучения на самом первом этапе, когда будущие курсанты должны просто попробовать себя, чтобы понять, способны ли они сесть за штурвал профессиональных машин. Так и появился проект Як-152, который призван с успехом заменить иностранные аналоги в авиаклубах.

В отличие от Як-130 этот "небесный тихоход" с 500-сильной дизельной силовой установкой в принципе не может выполнять военные миссии, так как изначально предназначен исключительно для учебного процесса. Кстати, фонарь кабины и общие обводы планера "птички" выдают его отдаленное родство со старшим собратом. Но поршневой аппарат, летающий на невысоких скоростях, прежде всего отличается надежностью при простоте управления и многофункциональном современном комплексе управления машиной. В 2017 году его серийное производство полностью подготовлено именно на предприятии "Иркут-2" системы корпорации "Иркут" (часть ОАК). Первый полет прототипа был проведен в 2016 году.

Можно смело утверждать, что с появлением недорогого и хорошо приспособленного под тяжелые российские условия эксплуатации самолета стало возможно полномасштабное возрождение первоначальной подготовки летных кадров. На наш взгляд, Як-152 может также найти достойное применение и в аэроклубах, то есть не у профессионалов, а в среде многочисленных российских любителей авиации.


комментарии (62):

rw4hfn      23/02/2018 [22:58:45]#1
Райхлину уже помогли построить завод в России?

Иначе отечественного серийного двигателя пока нет и вся статья смахивает на пустое балабольство...

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      24/02/2018 [10:15:31]#2
У Вас в кармане нет отечественного смартфона. Все, жизнь закончилась?

crj-2      25/02/2018 [09:43:49]#3
Обе проблемы, - реальны)))

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      25/02/2018 [13:36:56]#4
У швейцарца в кармане тоже нет отечественного смартфона, а в небе отечественной авиации. И ничего, смотрят на всех со своих гор свысока ))))

rw4hfn      25/02/2018 [16:36:57]#5
Швейцария не позиционирует себя великой державой.

Мы же застали времена, когда имели отечественную авиаиндустрию. От производства авиатакси ЯК-12 с Аи-14, на котором я летал в аэроклубе, до могучего Ил-76, который кормил меня и мою семью всю лётную жизнь.

Извините за банальность, за державу обидно...

rw4hfn      25/02/2018 [16:40:50]#6
Кстати, мой сын окончил 2-ой фак Аэрокоса, если вам это о чём-то говорит... Работы по специальности нет.

Наверное, в журналисты отдать нужно было...

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      25/02/2018 [20:03:46]#7
И чем же теперь держава не великая? Новый Ил-76, полностью отечественный, и сегодня кормит чьи-то семьи. А учиться летать в советское время на чешском Л-29 не подрывало Ваше представление о великой державе?

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      25/02/2018 [20:06:01]#8
Все, работающие у меня журналисты мужского пола, и я сам, с высшим техническим, в том числе и с авиационным, образованием. Но, извините, в данный момент свободных вакансий нет.

rw4hfn      26/02/2018 [16:34:34]#9
"Новый Ил-76, полностью отечественный, и сегодня кормит чьи-то семьи."

Хватит жизни, чтобы увидеть хотя бы сотый выпущенный?

Про 900-й, как это было 30 лет назад, уж не говорю.

Всё это имитация бурной деятельности для фото на фоне президента для лохов.

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      26/02/2018 [16:45:41]#10
А зачем Вам именно 100 самолетов? На какой театр боевых действий собираетесь перебрасывать столько личного состава и техники? Или Ваше понимание величия страны связано исключительно с наличием сотни самолётов? А если 99, то уже не великая?

[+] Посмотреть все комментарии (62)








Материалы рубрики


РИА Новости
Минобороны представило хронологию крушения Ил-20
Б. Степовой, А. Рамм, А. Козаченко, К. Гулов, А. Забродин
Известия
Перечеркнуть одним ударом
Ирина Цырулева
Известия
Придадут скорости: багаж трансферных пассажиров перестанут досматривать
Глеб Силко
КоммерсантЪ FM
Сирийское небо закроют для авиации Израиля
Марианна Беленькая, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
Истребители и Ил-20 развели во времени
Александра Джорджевич, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
ОАК перенастроила управление
Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
"Роскосмос" взял на себя всю полноту отверстия
Инна Алейникова
Аргументы и Факты
Помощь свыше. Авиамедицинские бригады переходят на круглосуточное дежурство




MagadanMedia
Летевший из Магадана Ил-12 разбился возле поселка имени Лазо 60 лет назад
Наталья Решетникова
Российская газета
История на взлете
К. Гулов, Э. Байназаров, А. Рамм, А. Козаченко, Р. Крецул, Б. Степовой
Известия
"Цепь трагических случайных обстоятельств". Россия обеспечит дополнительную безопасность своих военных после катастрофы Ил-20 в САР
Николай Грищенко
Российская газета
Винты закрутятся
Александр Шарковский
Независимая газета
Расследование гибели рейса MH17 пошло по ложному следу
А. Джорджевич, Н. Сергеев, К. Кривошеев, Я. Соколовская
КоммерсантЪ
Путь ракеты отследили до Теребовли
Александр Шишкин
Взгляд
ВМФ предлагают проект ущербного авианосца
Наталья Голобурдова, Тимур Латыпов, Максим Кирилов
Бизнес-ONLINE
МиГ-29 в полях Татарстана: как Константин Тимофеев устроил под Казанью "аэродром подскока"
Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
На "Бук" зашли через архивы
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Степь стратегического назначения
Александр Манякин
Независимое военное обозрение
"Бархатный сезон" отечественной гидроавиации
Александр Емельяненков
Российская газета
Встречайте "Циклон"
Николай Грищенко
Российская газета
Как авиастроители из Ростовской области завоевывают Америку
Владислав Викторов, Яна Пашаева
КоммерсантЪ FM
Малайзийский Boeing разглядели в зарослях
Дмитрий Людмирский
Известия
Нейтроны против бомбы: физики создали средство борьбы с терроризмом
Андрей Станавов
РИА Новости
Охотники за подлодками. Зачем Россия возрождает самолеты-амфибии А-40
Тимур Латыпов
Бизнес-ONLINE
Пустовгаров откупоривает шампанское: санавиация заказала 104 "Ансата"
Илья Крамник
Известия
Турбореактивная унификация: получит ли Су-30 двигатели от Су-35
Николай Якубович
Независимое военное обозрение
Универсальные орудия самолетов Второй мировой
Игорь Надеждин
Lenta
Внешний фактор
Татьяна Жданова
Деловой Петербург
"Климов" едет в Улан–Удэ: завод претендует на многолетний контракт объемом 75 млрд рублей
Юрий Грудинин
Журнал "АвиаСоюз"
Модернизация производства – основа развития авиастроения
Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
Санкции стоят, а двигатели идут
Инна Деготькова
Московский Комсомолец
Цены на авиабилеты при онлайн-бронировании решила изменить ФАС
Яков Лысенко, Лидия Мисник
Газета.Ru
«Все решали секунды»: почему в Сочи загорелся Boeing
Анастасия Парфенова, Елена Иванова
КоммерсантЪ FM
Пассажиры Boeing жалуются на скорость реакции

Spuntik Латвия
Версия Польши о взрыве при крушении самолета Качиньского не подтвердилась
Николай Сергеев
КоммерсантЪ
Boeing не хватило полосы
Михаил Замарин, Владимир Солдатов, Николай Бодрихин
Независимое военное обозрение
Радиоэлектронные средства мониторинга и защиты гидроавиации
Виталий Барсуков
Независимая газета
Аэропортовый скандал довел иркутского губернатора до суда
Владимир Щербаков
Независимое военное обозрение
Большой смотр гидроавиации
Александр Заблотский
Независимое военное обозрение
Маленькое "Монино" российской глубинки
Сергей Машкин, Галина Дудина
КоммерсантЪ
Польские прокуроры повторят работу над обломками
Роман Азанов
ТАСС
Истребитель вертикального взлета. Самолет будущего или хорошо забытое прошлое?
Елизавета Кузнецова, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Лопасти пойдут под нож
Александр Ермаков
Известия
Ломая шаблоны: новый британский авианосец впервые отправился за океан
Павел Панов
Известия
В небо на батарейках
Наталья Гусаченко
РЖД Партнер
Российские эксперты считают SSJ-100 безопасным
Екатерина Геращенко, Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Еда проследовала в зону вылета
Татьяна Шадрина
Российская газета
Ожидание денег стоит

Финобзор
Российский МС-21: неожиданный конкурент Boeing и Airbus
Роман Рожков, Александра Мерцалова
КоммерсантЪ
Sindbad попал в шторм

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer