Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Як-152 приучит курсантов к небу


21 февраля 2018 года Александр Артамонов, Правда.ru


После развала Советского Союза, то есть в течение последних 20 лет, в России отсутствовала четкая система обучения летчиков гражданской и военной авиации. К сожалению, самое плохое положение сложилось именно в системе первоначальной летной подготовки, которую многие, по традиции, продолжают еще именовать, как и во время оно, ДОСААФ.

К слову, такой клуб существует и поныне, причем обладает парком самолетов для подготовки будущих курсантов на самой первой ступени летной практики. Тем не менее, по сути, те воздушные суда отечественного производства, которые доживают (или уже дожили) свой век в многочисленных летных сообществах "по интересу", не только не устраивают профессионалов летной подготовки, но и нередко элементарно опасны в применении из-за усталости металла и латанной-перелатанной механической части и двигателя при весьма устарелой приборной панели.

Естественно, для грамотной организации летной работы будущих пилотов с самых первых шагов обучения необходимы самолеты, оборудованные современной системой управления и, по возможности, дающие практиканту представление о так называемой glass cabin, где максимальное количество аналоговых приборов заменены на экраны. В противном случае при переходе на более-менее современные самолеты курсантов приходится переучивать буквально с азов, что и затратно для училищ и будущих работодателей, да и в принципе небезопасно.

Именно по вышеназванным причинам нередко обучение будущих кадров проводилось на технике западного образца, хорошо себя зарекомендовавшей в зарубежных летных школах и соответствующей всем требованиям EASA (European Aviation Safety Agency). Среди наиболее распространенных типов крылатой техники для первоначального обучения можно, например, назвать такие машины, как одномоторный (DA20-A1 Katana), или двухмоторный (Da42) австрийский Diamond, или классическую американскую Cessna 172R/S Skyhawk. Вполне предсказуемо представители мира российской легкой авиации стали лоббировать массовое приобретение отечественными училищами именно такой надежной и современной зарубежной техники.

Тем не менее, Россия все же обладает собственными одномоторными и двухмоторными аппаратами производства знаменитых КБ, способными научить будущих военных и гражданских авиаторов летать.

В этой связи появление в мире авиации общего назначения, а также военной авиации продуманного бинома Як-152 — Як-130 можно только приветствовать. Сразу оговоримся, что речь идет о самолетах, находящихся в различной степени эксплуатационной готовности. Но так или иначе указанные конструкции не являются миражом или чертежами, так как вполне реализованы в металле, а Як-130 уже пользуется сбытом как в России, так и за рубежом.

Для подготовки будущих пилотов истребителей семейства Су-30 МКИ и выше или даже ПАК ФА было принято решение учить пилотов на учебно-боевом Як-130, детище КБ имени Яковлева и его тогдашнего генерального конструктора Олега Демченко (в настоящее время вице-президент ОАК).

К слову, в момент, когда Олег Демченко стал отвечать за "партийную линию" ОАК, обусловившую ставку корпорации именно на его Як-130 взамен устаревшей чешской машины L-39, у России уже существовал вполне летающий и разработанный при глубокой кооперации с французами (авионика и двигатели) МиГ-АТ. Но Як-130 (весьма схожий даже по внешнему виду планера с МиГ-АТ) все же победил конкурента и стал обязательной частью любого авиасалона с участием российской техники. Не исключено, что в пользу выбора именно этого самолета сработал и сам факт кооперации "Сухого" в рамках ОАК именно с итальянской Alenia Aeromacchi, которая, как известно, единственный за всю историю советско-российского самолетостроения западный концерн с мировым именем, ставший полноправным партнером и инвестором российского самолета (имеется ввиду Supejet-100 производства "Гражданские самолеты Сухого").

Вышесказанное нисколько не умаляет достоинства новой учебной машины, которую многие страны-заказчики, в частности Алжир, рассматривают как вполне состоявшуюся боевую единицу (первые самолеты были отгружены в эту страну корпорацией "Иркут" еще в 2011 году).

Но даже Як-130 — слишком сложный самолет для обучения на самом первом этапе, когда будущие курсанты должны просто попробовать себя, чтобы понять, способны ли они сесть за штурвал профессиональных машин. Так и появился проект Як-152, который призван с успехом заменить иностранные аналоги в авиаклубах.

В отличие от Як-130 этот "небесный тихоход" с 500-сильной дизельной силовой установкой в принципе не может выполнять военные миссии, так как изначально предназначен исключительно для учебного процесса. Кстати, фонарь кабины и общие обводы планера "птички" выдают его отдаленное родство со старшим собратом. Но поршневой аппарат, летающий на невысоких скоростях, прежде всего отличается надежностью при простоте управления и многофункциональном современном комплексе управления машиной. В 2017 году его серийное производство полностью подготовлено именно на предприятии "Иркут-2" системы корпорации "Иркут" (часть ОАК). Первый полет прототипа был проведен в 2016 году.

Можно смело утверждать, что с появлением недорогого и хорошо приспособленного под тяжелые российские условия эксплуатации самолета стало возможно полномасштабное возрождение первоначальной подготовки летных кадров. На наш взгляд, Як-152 может также найти достойное применение и в аэроклубах, то есть не у профессионалов, а в среде многочисленных российских любителей авиации.


комментарии (62):

rw4hfn      23/02/2018 [22:58:45]#1
Райхлину уже помогли построить завод в России?

Иначе отечественного серийного двигателя пока нет и вся статья смахивает на пустое балабольство...

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      24/02/2018 [10:15:31]#2
У Вас в кармане нет отечественного смартфона. Все, жизнь закончилась?

crj-2      25/02/2018 [09:43:49]#3
Обе проблемы, - реальны)))

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      25/02/2018 [13:36:56]#4
У швейцарца в кармане тоже нет отечественного смартфона, а в небе отечественной авиации. И ничего, смотрят на всех со своих гор свысока ))))

rw4hfn      25/02/2018 [16:36:57]#5
Швейцария не позиционирует себя великой державой.

Мы же застали времена, когда имели отечественную авиаиндустрию. От производства авиатакси ЯК-12 с Аи-14, на котором я летал в аэроклубе, до могучего Ил-76, который кормил меня и мою семью всю лётную жизнь.

Извините за банальность, за державу обидно...

rw4hfn      25/02/2018 [16:40:50]#6
Кстати, мой сын окончил 2-ой фак Аэрокоса, если вам это о чём-то говорит... Работы по специальности нет.

Наверное, в журналисты отдать нужно было...

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      25/02/2018 [20:03:46]#7
И чем же теперь держава не великая? Новый Ил-76, полностью отечественный, и сегодня кормит чьи-то семьи. А учиться летать в советское время на чешском Л-29 не подрывало Ваше представление о великой державе?

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      25/02/2018 [20:06:01]#8
Все, работающие у меня журналисты мужского пола, и я сам, с высшим техническим, в том числе и с авиационным, образованием. Но, извините, в данный момент свободных вакансий нет.

rw4hfn      26/02/2018 [16:34:34]#9
"Новый Ил-76, полностью отечественный, и сегодня кормит чьи-то семьи."

Хватит жизни, чтобы увидеть хотя бы сотый выпущенный?

Про 900-й, как это было 30 лет назад, уж не говорю.

Всё это имитация бурной деятельности для фото на фоне президента для лохов.

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      26/02/2018 [16:45:41]#10
А зачем Вам именно 100 самолетов? На какой театр боевых действий собираетесь перебрасывать столько личного состава и техники? Или Ваше понимание величия страны связано исключительно с наличием сотни самолётов? А если 99, то уже не великая?

[+] Посмотреть все комментарии (62)









Материалы рубрики

Николай Якубович
Независимое военное обозрение
Почему асы Геринга боялись воздушного тарана
Владимир Щербаков
Независимое военное обозрение
Ту-22М3: крылатый ужас НАТО
Ирина Дронина
Независимое военное обозрение
Ил-276 – самолет для войны и мира

BFM
Под чьим контролем может оказаться "Внуково"?
Елизавета Кузнецова, Полина Хрестюхина
КоммерсантЪ
Дронам станет свободнее
Валерий  Мигунов
Журнал "АвиаСоюз"
"Антей" на земле и в воздухе
Сергей Машкин
КоммерсантЪ
Катастрофу в Сочи оценят в Лондоне

КоммерсантЪ FM
Государство уходит из Внуково



Иван Сафронов
КоммерсантЪ
"Роскосмос" по-другому не стыкуется
Максим Бут
Экономика сегодня
"Хоть на грунт, хоть на льдину": транспортный беспилотник России "облетит" проблемы навигации в Арктике
Николай Протопопов
РИА Новости
"Сухих" готовят к НАТО. Как Украина адаптирует авиацию под нормы альянса
Александр Круглов, Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Авиация получила усовершенствованную защиту
Сергей Петунин
КоммерсантЪ - Саратов
Авиакомпании делят небо над Саратовом
Илья Крамник
Известия
Невозвращаемый "Руслан"
Николай Протопопов
РИА Новости
Истребитель авианосцев. Чем улучшенные Ту-22М3 могут угрожать флоту США
Александр Ахтырко
TourDom
Путин – за расширение субсидий на дальневосточных рейсах
Александр Шарковский
Независимое военное обозрение
Китайский "Темный меч" способен преодолеть российскую ПВО
Роман Азанов
ТАСС
Сверхтяжелый "Руслан": чем самолет превзошел американскую "Галактику"
Владимир Мухин
Независимая газета
Боевая авиация РФ – в трех минутах лёта от Мариуполя
Тимур Латыпов
БИЗНЕС Online
"КВЗ просто начинают дербанить": Николай Колесов создает "параллельный" вертолетный завод?
Василий Маринин, Валерия Комарова, Мария Кокорева
РБК
"Аэрофлот" начал набор военных летчиков
Владимир Мухин
Независимая газета
Россия не готова строить "Русланы"
Елизавета Кузнецова, Вадим Никифоров
КоммерсантЪ
Небо Крыма теряет высоту
Михаил Задорожный
BFM
Дебоширам полет запрещен

BFM
Турбулентность торговых войн. Мировым авиаперевозкам грозит снижение?

ВВС Россия
Станут ли российские "Русланы" немецкими, чтобы возить грузы НАТО
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Пилоты возвращают штурвал через суд
Андрей Сазонов
КоммерсантЪ - Самара
"Нордавиа" не полетит в Орск
Сергей Петунин
КоммерсантЪ - Саратов
"Саратовские авиалинии" совершили посадку
Светлана Рагимова
КоммерсантЪ
Дроны как предчувствие
Елизавета Кузнецова, Александра Мерцалова, Анастасия Веденеева
КоммерсантЪ
Саратову выбирают новые крылья
Александр Воронов
КоммерсантЪ
Авиадебоширам перекрывают воду и сушу
Евгений Девятьяров, Николай Сурков
Известия
Воздушный флот для космонавтов
Бэлла Волкова, Ольга Махмутова
ТАСС
Как летать всю жизнь, получить часы из рук де Голля и работать в 100 лет
Татьяна Шадрина
Российская газета
Берегите чеки
Руслан Мельников
Российская газета
Степь под крылом
Инна Сидоркова
РБК
Президент "Мотор Сич" рассказал об ущербе от антироссийских санкций

InformБюро
KADEX-2018: казахстанские оборонные компании расширяют сотрудничество
Иван Жуковский
Газета.Ru
Замена F-35: Турция может купить у России Су-57
Сергей Сергеев, Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Ростовскую авиакатастрофу примерят к нормам шариата
Алексей Горбачев
Независимая газета
Прокуратура проверит авиадиспетчеров в Шереметьево
Михаил Козачков
Время
Система Гёпель
Дмитрий Козлов, Елизавета Кузнецова, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
Экс-министру транспорта ищут новую дорогу
Николай Якубович
Независимое военное обозрение
МиГ против «мессера»
Андрей Смирнов
КоммерсантЪ - Казань
Подсудимый в свободном полете
Елизавета Кузнецова, Александра Мерцалова
КоммерсантЪ
"Саратовские авиалинии" еще полетают
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Росавиации меняют экипаж
Александр Круглов Алексей Рамм Николай Сурков
Известия
"Кинжал" доверили новому носителю
Дмитрий Трунин
N+1
Зафиксированную тягу "невозможного двигателя" EmDrive объяснили плохим экранированием
Инара Халмеева
Business FM
"Саратовские авиалинии" не сдаются

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

© Aviation Explorer