Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"У Мурсекаевых явно есть имущество": у руля банкротства "ВИМ-Авиа" – нефтяники Татарстана


26 февраля 2018 года Елена Иванова, Елена Галеева, БИЗНЕС Online


Структура, близкая к «Татнефти», скупила долги «ВИМ-Авиа», в том числе у «Зенита», и поставила своего конкурсного управляющего вести банкротство авиакомпании. Удастся ли Татарстану вернуть хоть что-то из миллиардов, вложенных в бизнес сбежавшего за границу Рашида Мурсекаева? Эксперты «БИЗНЕС Online» констатируют: при авиабанкротствах кредиторы получают дырку от бублика, но есть резон поискать в личных закромах владельца.

БИЗНЕС МУРСЕКАЕВЫХ ПЕРЕХОДИТ ПОД КОНТРОЛЬ ЛЮДЕЙ «ТАТНЕФТИ»

Как стало известно «БИЗНЕС Online», структура, близкая к «Татнефти» на правах главного кредитора взяла под контроль крупнейшее банкротство авиакомпании прошлого года — крах «ВИМ-Авиа». Из судебной картотеки следует, что ряд долговых обязательств скупило ООО «РНГО». По данным «Контур.Фокуса», фирма занимается производством стальных труб, полых профилей и фитингов. 51% принадлежит Владимиру Полякову — это известный московский нефтетрейдер, участвующий в бизнесе «Татнефти». Остальные 49% через аффилированные структуры тоже принадлежат группе лиц, тесно связанных с «Татнефтью», среди которых, к примеру, главный инженер нефтедобывающей компании Наиль Ибрагимов, главный геолог Раис Хисамов, руководитель НГДУ «Лениногорскнефть» Рафаиль Нурмухаметов.

Так, РНГО выступает правопреемником банка «Зенит», контролируемого «Татнефтью», в судебном разбирательстве с «дочкой» «ВИМ-Авиа» — аэропортом «Братск» на 3 млрд рублей. «Зенит» здесь выступает третьим лицом, а РНГО упоминается в качестве правопреемника банка в судебных документах. Сброс проблемного долга на афиллированные структуры вполне логичен для банка, чтобы не создавать резервов. Не исключено, что РНГО также выступало и непосредственным поставщиком топлива для авиакомпании.

Дело началось еще в октябре прошлого года, а в ноябре заявление о взыскании аналогичной суммы поступило в отношении самой «ВИМ-Авиа». РНГО просило принять обеспечительные меры в отношении всего имущества должника, однако суд отказал.

РНГО же поспешило перехватить инициативу и в банкротстве «ВИМ-Авиа». 13 февраля в отношении авиакомпании ввели процедуру наблюдения. Причем авиакомпания еще пыталась бороться: изначальный истец, «Спектр-авиа», требовал всего 3 млн рублей, так что ответчик просил судью дать шанс закрыть долг в течение месяца. Однако там же и всплыло, что долг истца тоже перекупило РНГО, которое заняло жесткую позицию, потребовав ввести банкротство и свою кандидатуру арбитражного управляющего.

Любопытно, что вокруг арбитражного управляющего у кредиторов, пришедших на заседание, возникли разногласия. РНГО предложило москвичку Марию Булатову. Представитель авиакомпании тут же возразил, что у перевозчика есть сведения безопасности, содержащие государственную тайну, так что временный управляющий должен иметь разрешение на допуск к ним. Среди кредиторов оказалось агентство по страхованию вкладов (какой лопнувший банк-кредитор «ВИМ-Авиа»  он представлял, неизвестно), которое предложило свою кандидатуру и высказалось против Булатовой. «Она ведет огромное дело о банкротстве группы компаний „Жилищный капитал“ в Московской области. Там 1,5 тысячи дольщиков. У нее много судов по другим компаниям, потому что ГК состоит из 20 компаний. Она оспаривает сделки, ходит в суды. Как она будет успевать? Плюс у нее еще есть дело в Пермском крае. Как она давала согласие? Может быть, она не понимала?» — проявил осведомленность представитель АСВ в суде. Впрочем, перепалка ответчиков и кредиторов ни к чему не привела — суд согласился с кандидатурой РНГО Булатовой.

Почему татарстанских нефтяникам было так важно перехватить инициативу? Напомним, что «Татнефть» и ее банк «Зенит» фигурируют в истории с крахом зарегистрированной в Сабинском районе авиакомпании с самого начала, когда решалось, вылетят самолеты с туристами из-за рубежа или нет. «У авиакомпании есть 6 банков-кредиторов, ведущий банк-кредитор — „Зенит“. Общая кредиторская задолженность перед кредиторами составляет около 7 миллиардов рублей», — говорил глава Росавиации Александр Нерадько. По сведениям ТАСС, «ВИМ-Авиа» была должна «Зениту» 3,1 млрд рублей. В банке, согласно данным «Контур.Фокуса», заложено не менее 5% акций компании. Но и это не окончательная сумма возможных потерь компаний из Татарстана. «Татнефть» помогала авиакомпании не только деньгами «Зенита», но и собственным авиатопливом. Так, в злополучное для «ВИМ-Авиа» 25 сентября СМИ сообщили, что компания давала гарантии на оплату топлива за авиакомпанию аэропортам, а общий долг за топливо тогда превышал 500 млн рублей. Сама «Татнефть» подтверждала, что поставляла топливо, но суммы долга назвать отказалась.

Ни «Татнефть», ни «Зенит» на запрос «БИЗНЕС Online» по поводу банкротства авиакомпании не ответили.

ОХОТА ЗА САМОЛЕТАМИ ИЛИ ИМУЩЕСТВОМ МУРСЕКАЕВЫХ?

Чего же ждать «Татнефти» от участия в банкротном процессе «ВИМ-Авиа»? Уже сейчас понятно, что с авиакомпании, которая не может даже расплатиться со своими сотрудниками за несколько месяцев, взять будет практически нечего. Татарстан, где в последние годы обанкротились две крупные авиакомпании — «Татарстан» и «Ак Барс Аэро», прекрасно помнит, что кредиторы в конечном итоге получили дырку от бублика — в «Татарстане» — 0,67% долга, в «Ак Барс Аэро» — менее 2%.

Единственный реальный интерес, в котором можно заподозрить «Татнефть», — это самолеты «ВИМ-Авиа». Ведь у нефтяников есть собственная авиакомпания — «ЮВТ-Аэро», которую нужно развивать. По состоянию на сентябрь 2017 года, парк «ВИМ-Авиа» насчитывал 23 воздушных судна: 12 Boeing 777 (взяты в лизинг в 2015–2017 годах), по четыре Airbus A319 и Boeing 757, два Airbus A330 и один Boeing 767. Средний возраст самолетов — 19 лет. Самому старшему, Boeing 767-300 (бортовой номер VP-BVI), — 26,3 года. Самому младшему, Airbus A319-100 (бортовой номер VQ-BTK), — 9,5 лет.

Большая часть судов находится в лизинге (об этом свидетельствует и участие в судах ирландской лизинговой компании), на них претендовать не приходится — их придется вернуть лизингодателю, но у «ВИМ-Авиа» есть и собственные суда.

Тем не менее в самом «ЮВТ-Аэро», заинтересованной стороне, на имущество «ВИМ-Авиа» не рассчитывают. «Я не знаю, что там было с парком воздушных судов „ВИМ-Авиа“. Вряд ли там что-то можно забрать кредиторам, — говорит глава авиакомпании „ЮВТ-Аэро“ Петр Трубаев. — Взять хотя бы ситуацию с авиакомпанией „Татарстан“: они, конечно, смогли что-то раздать, в том числе нашей авиакомпании какие-то вещи продали, но это все мелочи». Трубаев назвал процедуру «крайне неприятной» как для учредителей, так и для самих кредиторов.

По сведениям председателя совета директоров ГК «Тулпар» Азата Хакима, у «ВИМ-Авиа» в собственности было четыре Boeing 757, но эти воздушные судна уже ничего не стоят из-за приличного возраста. «Я думаю, «Татнефть» мало что выиграет, овладев этими самолетами. Максимум — добавят себе головную боль. Ведь, выдернув эти самолеты, компании придется платить за стоянку, хранение и обслуживание. Вряд ли они будут рады такой покупке», — считает он.

«Рашид Мурсекаев занимался не столько авиационным бизнесом, сколько финансовым, и мог достаточно эффективно использовать ту же авиакомпанию в своих финансовых интересах. Когда вся эта ситуация всплыла, оказалось, что у некоторых других авиакомпаний летают самолеты Мурсекаевых»Фото: скриншот

Редактор портала Avia.ru Роман Гусаров обращает внимание, что Мурсекаев был достаточно закрытым бизнесменом, поэтому об активах компании известно мало. «Насколько я знаю, у учредителей, четы Мурсекаевых, в личной собственности есть самолеты. Вряд ли они были оформлены на само юрлицо, то есть авиакомпанию, но есть предположения, что «ВИМ-Авиа» летала именно на них. И тогда при банкротстве кредиторы с юридического лица ничего взять не смогут», — говорит он. В СМИ проходила информация, что Мурсекаевы в 2004 году приобрели для компании у Condor (Германия) и American Trans Air (США) 16 пассажирских самолетов Boeing 757, выпущенных в 1990-х годах. Сумма сделки составила около $85 миллионов. «Забрать имущество учредителей можно будет только в том случае, если будет доказано следственными органами или другими, что банкротство было преднамеренным, умышленным и имел место вывод капитала. И вот тогда может быть возбуждено уголовное дело на учредителей и появится шанс истребовать деньги непосредственно у владельцев авиакомпании», — замечает Гусаров.

В целом же эксперт соглашается со своими коллегами, полагая, что, когда авиакомпания идет по пути банкротства, учредители все стоящие активы, если они и были, успевают вывести. «У авиакомпании очень ресурсоемкий бизнес, огромные обороты, большие заимствования. Авиакомпания имеет большую выручку, но при этом низкую маржу, мало активов. Оргтехника и офисные предметы — это ничто, они не могут удовлетворить кредиторов», — обращает внимание Гусаров.

Источник «БИЗНЕС Online» в авиационной отрасли добавляет, что участие «Татнефти» может быть вызвано двумя вариантами: либо она заинтересована в том, чтобы замять это банкротство и погасить скандал, либо, наоборот, хочет взять это дело в свои руки и доказать мошенничество Мурсекаева, наложив арест на его личное имущество. «У Мурсекаевых явно есть другое имущество и в России, и за границей. Он [Рашид Мурсекаев] занимался не столько авиационным бизнесом, сколько финансовым, и мог достаточно эффективно использовать ту же авиакомпанию в своих финансовых интересах. Когда вся эта ситуация всплыла, оказалось, что у некоторых других авиакомпаний летают самолеты Мурсекаевых. Так что, возможно, именно за этим имуществом гоняется «Татнефть», — рассказывает источник.

КРУШЕНИЕ АВИАКОМПАНИИ ИЗ САБОВ

Напомним, что первые новости о трудностях туристической авиакомпании «ВИМ-Авиа» из-за долгов перед аэропортами появились в сентябре 2017 года. На тот момент было задержано 19 рейсов более чем на 10 часов из-за долгов за топливо. Уже через два дня задержки рейсов составляли более 24 часов, а за границей остались брошены десятки тысяч российских туристов. Тревогу забили туроператоры — вызволять людей бросились «Аэрофлот» и другие авиакомпании.

Росавиация констатировала, что у «ВИМ-Авиа» отсутствовали ресурсы для работы, прекратилась заправка воздушных судов, регулярные рейсы авиакомпании были переведены из Домодедово в аэропорт Внуково. В связи с большой просроченной задолженностью перед лизинговыми компаниями суда находились под угрозой ареста. 26 сентября авиакомпании остановила чартерные перевозки.

В тот же день следственный комитет возбудил уголовное дело в связи с хищением денег пассажиров должностными лицами «ВИМ-Авиа». 28 сентября были задержаны генеральный директор Александр Кочнев и главный бухгалтер Екатерина Пантелеева. И тут же стало известно, что владельцы авиакомпании — чета Мурсекаевых, Рашид и Светлана (бизнес принадлежал им пополам) — сбежали за пределы страны. Позднее они были арестованы заочно в Московском горсуде. 30 октября у «ВИМ-Авиа» отозвали сертификат эксплуатанта.

Авиакомпания была зарегистрирована в Татарстане — за год до краха она сменила прописку с Москвы на поселок Богатые Сабы. Местные авиаторы говорят, что прекрасно знают чету Мурсекаевых. «Я хорошо знаю Рашида Мурсекаева. Он не из Татарстана, он из Барнаула, просто он этнический татарин. Много лет знакомы. Руководитель интересный, толковый, но, к сожалению, не рассчитал свои финансовые силы», — говорил нам, к примеру, Хаким. По сведениям нашего источника в отрасли, Мурсекаев планировал развивать грузовые воздушные перевозки по направлению Китай — Европа через Казань и, соответственно, намеревался «подружиться» с казанским аэропортом. Чтобы наладить работу в Татарстане, он по совету своих бизнес-партнеров, крупных бизнесменов, зарегистрировал компанию в Сабах. Однако грузовой проект не пошел, а действующий начал испытывать трудности. Два основных направления работы «ВИМ-Авиа» — чартерная перевозка туристов и вахтовиков, первая из которых дала сбой. Компания развивалась стремительно, слишком динамично и в конечном итоге «подорвала силы».



комментарии (1):

AVIADED      26/02/2018 [16:30:03]#1
Блин, это только вот Вим и Трансаэро не повезло! У остальных же все нормально! Вот S7 1млн пассажиров перевезла.













Материалы рубрики

София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов



Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBbQFz
Косметология и уход за телом: https://youdo.com/beauty/massage/ здесь.
Смотрите здесь - http://perevozki.youdo.com/voronezh/gruzchiki/: варианты >>
Смотрите: http://perevozki.youdo.com/samara/arendaavto/gazeli/: лучшие цены здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer