Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Летчик принял бой на земле


5 февраля 2018 года Александра Джорджевич, Марианна Беленькая, Иван Сафронов, КоммерсантЪ


В субботу Минобороны РФ подтвердило потерю штурмовика Су-25СМ в провинции Идлиб: самолет, выполнявший разведывательный полет, был сбит из переносного зенитно-ракетного комплекса (ПЗРК). Летчик — гвардии майор Роман Филипов — сумел катапультироваться из горящей машины, но попал в окружение и погиб в ходе перестрелки со сбившими машину боевиками. Ответ последовал через несколько часов: сначала квадрат, в котором располагались исламисты, был обстрелян крылатыми ракетами «Калибр», а затем сирийский спецназ и российская авиация приступили к зачистке территории. Им поручено любой ценой забрать у боевиков тело майора Филипова.

В субботу Минобороны РФ подтвердило потерю штурмовика Су-25СМ в провинции Идлиб: самолет, выполнявший разведывательный полет, был сбит из переносного зенитно-ракетного комплекса (ПЗРК). Летчик — гвардии майор Роман Филипов — сумел катапультироваться из горящей машины, но попал в окружение и погиб в ходе перестрелки со сбившими машину боевиками. Ответ последовал через несколько часов: сначала квадрат, в котором располагались исламисты, был обстрелян крылатыми ракетами «Калибр», а затем сирийский спецназ и российская авиация приступили к зачистке территории. Им поручено любой ценой забрать у боевиков тело майора Филипова.

О первой за время операции РФ в Сирии потере штурмовика Су-25СМ стало известно 3 февраля — об этом со ссылкой на Сирийский центр мониторинга за соблюдением прав человека сообщило агентство AFP. Впоследствии информацию подтвердили и в Минобороны РФ, уточнив, что летчик смог катапультироваться, но погиб уже на земле в «бою с террористами». Ответственность за происшедшее взяли на себя две группировки: «Хайет Тахрир аш-Шам» (бывшая «Джебхат ан-Нусра», запрещена в РФ) и «Джейш ан-Насер» (находится в составе «Сирийской свободной армии»).

По данным “Ъ”, майор Роман Филипов в связке со вторым Су-25СМ выполнял стандартное боевое задание: патрулировал сирийскую провинцию Идлиб, для страховки вылет осуществлялся с полным боекомплектом. По словам военных, ЧП произошло уже после выполнения задания: при совершении маневра на достаточно низкой высоте (около 4 тыс. м) в двигатель штурмовика попала ракета, выпущенная боевиками из ПЗРК. Машина получила серьезные повреждения, однако майор Филипов, имевший большой налет на Су-25СМ, пытался удержать машину в воздухе. Вскоре положение стало критическим — вслед за отказом двигателя начались сбои с системой управления, поэтому летчик, как говорят его сослуживцы, принял единственное верное решение: катапультировался. Увидев белый парашют, боевики открыли по нему огонь из стрелкового оружия, но и в таких условиях летчику удалось приземлиться, найти укрытие, закрепиться на точке и сообщить о своем местоположении поисково-спасательной службе на Хмеймиме. Из оружия у него был только пистолет Стечкина с несколькими обоймами и ручная граната.

Попав в окружение, он отстреливался, сколько мог (по некоторым данным, он успел подстрелить двух нападавших), но, когда ситуация стала безвыходной, майор Филипов подорвал себя гранатой.

По данным “Ъ”, погибший летчик будет представлен к высокой государственной награде — возможно, даже к званию Героя России (посмертно).

Первая реакция на ЧП последовала незамедлительно. В течение нескольких часов район, где сбили самолет, был обстрелян высокоточными ракетами типа «Калибр». По информации Минобороны РФ, основывающейся на радиоперехватах боевиков, в ходе операции были уничтожены как минимум 30 радикальных исламистов. После этого, как, ссылаясь на свои источники, сообщил зампред комитета Госдумы по обороне Виктор Водолацкий, на месте уничтожения отряда боевиков к работе приступил сирийский спецназ, а российские воздушно-космические силы (ВКС) прикрывали операцию с воздуха.

По сведениям “Ъ”, только за сутки авиация, базирующаяся на авиабазе Хмеймим, нанесла свыше 60 ударов по Идлибу.

В арабских соцсетях появилась информация о том, что российский штурмовик наносил удары по объектам в районе Саракиба (входит в зону деэскалации Идлиб), но военные это опровергают.

Это первая потеря Су-25СМ с момента начала операции России в Сирии. У экспертов вызывает вопросы сам факт полета штурмовиков на столь низкой высоте: так, ракета из ПЗРК «Игла» может поразить цель на высоте до 5 тыс. м.

Один из собеседников “Ъ” предположил, что высота полета Су-25 была связана с тем, что Турция пообещала гарантию безопасности на этой территории. Именно она контролирует зону деэскалации Идлиб. «При разработке полетного задания могли положиться на это»,— считает источник “Ъ”. До последнего момента данные о наличии у боевиков ПЗРК не подтверждались, теперь же авиации придется брать в расчет и это обстоятельство, говорит военный эксперт. Полковник запаса Виктор Мураховский подчеркивает, что работать на таких малых и предельно малых высотах российские ВКС начали только с операции в Дейр-эз-Зоре. При этом в Пентагоне заявили, что «США не поставляли партнерским силам в Сирии никакие вооружения типа "земля-воздух" (например, ПЗРК.— “Ъ”) и не намерены делать этого в будущем». Проверить эту информацию российские военные смогут только после того, как сирийские бойцы найдут хотя бы один из комплексов у боевиков и изучат его.

Не менее важной задачей является возвращение тела майора Филипова. Этой работой, как правило, занимаются спецподразделения Минобороны или Службы внешней разведки. «В случае с погибшими людьми торга особого нет, удается договориться быстро»,— отметил собеседник “Ъ”. Другой источник напомнил, что по такому же принципу возвращались тела погибших 4 ноября 2015 года Олега Пешкова (летчика сбитого Турцией бомбардировщика Су-24М), а также погибшего морского пехотинца-контрактника — матроса Александра Позынича (он был на борту потерянного в ходе той же операции вертолета Ми-8). К моменту сдачи номера в печать информация о нахождении тела летчика Филипова не поступала. Однако высокопоставленный источник “Ъ” в Генштабе ВС РФ заверил, что сирийский спецназ и российские подразделения сделают для «достойного прощания с героем» все возможное.

По словам замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, после заявления Владимира Путина о победе над радикальными исламистами ВКС РФ «потеряли в Сирии больше самолетов, чем за два предыдущих года кампании». «Это говорит о том, что предположительный разгром группировок и начало политического процесса отнюдь не означают окончания войны и что выход из войны может быть более сложным, чем сама военная кампания»,— заключил эксперт. Руководитель отдела исследований ближневосточных конфликтов Института инновационного развития, эксперт РСМД Антон Мардасов считает, что происшедшее стало доказательством проведения операций России именно в зонах деэскалации. «Москва публично рапортовала об окончании операции против "Исламского государства" и стабильном функционировании зон, но на самом деле ИГ по-прежнему остается активно на востоке Сирии, а зоны деэскалации, прежде всего в Восточной Гуте (около Дамаска) и на севере страны в Идлибе, не работают»,— уверен эксперт. По его словам, бои, в которых принимает участие сирийская армия при поддержке ВКС РФ, идут на трети территории зоны деэскалации в Идлибе.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBnUhE
Услуги частных специалистов: http://remont.youdo.com/building/contractor/firm/country/, гарантии.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer