Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Минтранс определился с налоговым нулем


7 февраля 2018 года Анна Занина, Елизавета Кузнецова, КоммерсантЪ


Минтранс предложил более четкие правила освобождения от НДС услуг, оказываемых в российских аэропортах. По идее министерства, налогом не будет облагаться только аэронавигационное обслуживание в воздушном пространстве РФ. Кроме того, нулевая ставка НДС будет применяться для ряда услуг в рамках международных воздушных перевозок. По расчетам Минфина, при реализации этой инициативы бюджет в 2018–2021 годах лишится части сборов по НДС, но в итоге получит 14 млрд руб. дополнительных доходов от роста пассажиропотока и развития смежных отраслей.

На regulation.gov.ru опубликован законопроект Минтранса, касающийся налогообложения аэропортовых услуг. Сейчас от обложения НДС, согласно ст. 149 Налогового кодекса (НК), освобождены услуги, «оказываемые непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание». Министерство же предлагает освободить от НДС только аэронавигационное обслуживание в российском воздушном пространстве. Прочие услуги в аэропортах, например, наземное обслуживание пассажиров, багажа, воздушных судов, тогда должны облагаться в общем порядке по ставке 18%.

Проблема с НДС для аэропортовых услуг существует давно. Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, значительная часть услуг в обязательном порядке освобождается от НДС. Как следствие, аэропорты должны вести раздельный учет «входящего» НДС, относящегося к необлагаемым услугам. В результате этот «входящий» НДС они вынуждены включать в себестоимость, что в итоге влечет удорожание услуг, отмечают юристы. «На практике многие аэропорты, однако, пренебрегают данным правилом, в нарушение норм закона выставляя НДС по необлагаемым услугам,— объясняет партнер юрфирмы Taxology Алексей Артюх.— В соответствии с судебной практикой Верховного суда РФ аэропорты обязаны перечислить выставленный НДС в бюджет, а авиакомпании вправе принять его к вычету. В свою очередь, аэропорты свой “входящий” НДС также могут принять к вычету уже без упомянутых ограничений».

По мнению юристов, такая модель поведения аэропортов не влечет значимых проблем для российских авиакомпаний — они вынуждены платить несколько больше за обслуживание, но взамен получают право на вычет налога в размере 18%. Но иностранные авиакомпании, которые не являются плательщиками НДС в России, не могут принять к вычету предъявленный им аэропортами налог, поэтому он для них становится в чистом виде дополнительным расходом.

Предложения Минтранса «позволят исключить разрыв в цепочке предъявления НДС и завышенное налогообложение добавленной стоимости», говорит Вадим Зарипов из юрфирмы «Пепеляев групп». «Сегодняшнее освобождение работает не как льгота, а наоборот, поскольку из-за этого между плательщиками В2В теряется значительная сумма налогового вычета,— продолжает юрист.— Освобождение от НДС нормально работает только на этапе В2С». Заметим, что эта проблема не раз приводила и к судебным разбирательствам (“Ъ” сообщал о подобных спорах еще в 2016 году). Господин Зарипов добавляет, что по навигационному сопровождению освобождение от НДС оставили, так как эти услуги оказывают учреждения Росавиации.

Поправки Минтранса делают исключение для международных воздушных перевозок (МВП): ряд услуг, оказываемых в аэропортах России в рамках МВП, все же будут облагаться НДС по нулевой ставке.

В пакете опубликованных документов содержится и проект постановления правительства с перечнем таких услуг: обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов, предоставление аэровокзального комплекса, обеспечение авиабезопасности, заправка воздушных судов и хранение топлива. «Нулевая ставка НДС для МВП — это обычная международная практика»,— признает Вадим Зарипов. Господин Артюх с ним согласен, добавляя, что это «должно удешевить международные перевозки и снять дополнительные финансовые сложности для иностранных перевозчиков».

Установление правительством четкого перечня услуг, облагаемых по нулевой ставке, юристы тоже поддерживают. «Как показывает многолетняя практика, очень часто возникают споры вокруг правильной квалификации тех или иных услуг с точки зрения налогообложения. Большая степень конкретизации в данном вопросе должна помочь снизить вероятность таких споров»,— указывает Алексей Артюх. По его мнению, в целом инициатива Минтранса выглядит здраво: «Во-первых, она по сути идет навстречу сложившемуся положению в отрасли. А во-вторых, любое сокращение перечня необлагаемых НДС услуг и работ стоит лишь приветствовать, поскольку появление в экономике отдельных “вырванных” из цепочки налогообложения операций приводит в итоге лишь к диспропорциям в налогообложении участников оборота и, как это ни парадоксально, к увеличению налоговой нагрузки в целом». «Законопроект довольно продуман и надо побыстрее его принимать, так как сейчас аэропорты к чемпионату мира по футболу несут большие расходы»,— поддерживает его господин Зарипов.

В Utair сообщили, что положительно относятся к инициативе. «Часть услуг аэропорта уже подлежит налогообложению, расширение списка не приведет к увеличению издержек перевозчика»,— отметили в авиакомпании. В аэропортовом холдинге «Новапорт» Романа Троценко сообщили, что принимали участие в работе над инициативой и ее поддерживают.

В пояснительной записке к поправкам отмечается, что по итогам научной работы, проведенной Научно-исследовательским финансовым институтом при Минфине, в случае реализации законопроекта бюджет в итоге выиграет. За 2018–2021 годы он недополучит 29 млрд руб. НДС, но дополнительные поступления по налогу на прибыль составят 5,8 млрд руб., а в результате увеличения пассажиропотока и налоговых доходов от развития смежных отраслей бюджет получит дополнительно еще 37,4 млрд руб. Итоговый кумулятивный эффект (с учетом всех вероятных поступлений и уменьшений) для бюджетной системы будет положительным и составит 14,2 млрд руб. «Надо отметить, что это первый законопроект, в котором я вижу реальное финансово-экономическое обоснование и приведены расчеты, а не ритуальная фраза о том, что не потребуется расходов бюджета»,— обращает внимание Вадим Зарипов.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC7Hjn
Услуги частных мастеров: http://remont.youdo.com/building/zabor/profnastil/, недорого.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer