Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Поймай меня, если сможешь. Как операторы бизнес-джетов наживаются на миллиардерах


14 марта 2018 года Антон Вержбицкий, Forbes


Обслуживанием частных самолетов стоимостью более $20 млн занимаются компании-операторы, и процедура эта непрозрачна

Соинвестор компании My Sky Алексей Гарбер рассказывает, что ее сотрудников не любят на рынке и иногда им угрожают. Компания My Sky занимается необычным видом бизнеса — ведет финансовый контроль и бенчмаркинг расходов по эксплуатации бизнес-джетов. Основали My Sky бывший банкир Кирилл Ким и авиаэксперт из Швейцарии Кристофер Марич.  Сегодня более 80 сотрудников My Sky контролируют затраты на обслуживание полусотни бортов предпринимателей из ЕС, России, Казахстана и Китая.

Бизнесмены, летающие на частных джетах, тратят на их обслуживание миллионы долларов в год. Но собственник самолета или сотрудники его family office вряд ли могут знать, сколько стоит замена микроволновки на борту или почему ценник крепежного болта — €1500.  Обслуживанием частных самолетов Bombardier, Dassault Falcon, Embraer, Gulfstream, Boeing и Airbus стоимостью более $20 млн, а в ряде случаев и более $50 млн занимаются компании-операторы. 

Бизнес-авиация быстро развивается в России. С начала 2000-х число рейсов увеличилось в шесть раз, сейчас только из Москвы джеты совершают примерно 21 000 вылетов в год. По оценке управляющего директора компании Jet24 Павла Захарова, общий объем годового рынка бизнес-авиации составляет примерно $3 млрд (без учета сделок по купле-продаже). Средний чек на заказ частного самолета — порядка $35 000. Рейсы из России очень популярны и до кризиса входили в мировой топ-10 в бизнес-авиации. Даже иностранных летчиков вряд ли можно удивить рейсами из Москвы в Ниццу или в Лондон. Востребованным внутренним направлением остается Москва — Санкт-Петербург.

После нескольких финансовых кризисов рынок начал меняться. Управляющий партнер клуба «Бизнес Авиация» Андрей Калинин говорит, что российский рынок был диким до 2008 года, когда никто не считал деньги и операторы накручивали комиссионные, а сейчас миллиардеры стали более прижимистыми.

Мутное небо

Руководитель family office одного из российских миллиардеров отмечает, что обслуживание частных джетов непрозрачно и поймать кого-то на воровстве очень сложно. «Раньше на некоторых самолетах якобы умудрялись воровать до €1,5 млн в год. Сейчас такое встречается редко, только если оператор очень наглый и владелец подписывает все счета не глядя», — рассказывает Калинин. Обычно клиенты заранее депонируют оператору от €200 000–300 000 в зависимости от направления и частоты будущих перелетов. Целиком же владение Bombardier Global Express с базированием в Москве обходится владельцу около €3–4 млн в год. Калинин говорит, что недобросовестные компании могут зарабатывать на скрытых комиссиях еще €200 000–300 000 в год. Когда Кирилл Ким был сотрудником банка одного из миллиардеров и следил за затратами его двух джетов, его смущали странные счета, которые порой выставлял оператор джетов, он даже решился на сторонний аудит. «Мы подозревали, что нас обманывают, но не могли понять, где и как», — говорит Ким. В результате он захотел построить бизнес, который бы контролировал расходы джетов.

Основатели My Sky поставили задачу выявить необоснованные траты и создать сервис, понятный непрофессионалу. К июлю 2015 года за несколько сотен тысяч евро была создана IT-система. Первоначально ее тестировали на трех самолетах состоятельных друзей Кима и Гарбера — Bombardier Challenger 605, Bombardier Global Express XRS и Gulfstream G450. Затраты на обслуживание самолетов и стоимость летного часа сравнивали с аналогичными расходами других владельцев. Софт обрабатывал тысячи счетов операторов (инвойсов), но процесс оказался не так прост из-за того, что у операторов нет единой формы отчетности. Софт My Sky помогает оптимизировать траты и найти отклонения, связанные с мошенничеством или ошибками. Результат показал, что экономия при контроле трат оператора может составлять до 25% от годовых затрат. Стоимость услуг My Sky зависит от типа самолета и сервиса — от €42 000 до €60 000 в год за один борт. Представитель family office собственника самолета Bombardier Global Express — Global 6000 Гаспард Бут говорит, что потенциальная экономия (в год) превышает ежемесячную стоимость услуг.

Сотрудники My Sky выявили сотни нарушений. Среди них, например, счет от подставной компании на оплату 120 порций суши из элитного ресторана на рейс без пассажиров в немецкий Баден-Баден, где джет должен был забрать родственников владельца. В другой ситуации в счет включили 220 пластиковых стаканчиков по цене €30 каждый. Кому-то установили DVD-проигрыватель за €190 000 (при цене максимум €50 000) на старом джете Challenger 604.

Отдельная строка — оплата расходов экипажа. Владелец джета обязан покрывать затраты пилотов, связанные с рейсом, — питание, прачечная, проживание вне города базирования. Однажды выяснилось, что перед рейсом из Лондона один из пилотов для храбрости неоднократно выпивал в баре виски на £500 и выставлял счета владельцу. «Здесь уже дело не только в сумме, но и в безопасности частного рейса», — говорит Гарбер.

Калинин уточняет, что обычно нарушения пилотов не столь вопиющие, иногда они тратят деньги с корпоративной карты (привязанной к борту) на личные вещи на €100–300 в месяц, иностранные пилоты заказывают слишком дорогие отели (например, Ritz Carlton в Москве).

Часто операторы списывают завышенные траты на техническое обслуживание самолета, топливо, услуги аэропортов, интернет. Присылают повторные счета или чеки на оплату услуг чужих бортов. Управляющий партнер «Перемена-­Авиа» Григорий Иоффе говорит, что такие случаи обычно не придают огласке: из-за специфики бизнеса, ограниченности количества клиентов, довольно тесной сферы в целом почти все дела решаются в досудебном порядке.

Статусные дебоширы

В 2015 году пьяный пассажир частного джета на рейсе Москва — Ницца никак не мог успокоиться, он приставал к стюардессам, полез к пилотам отбирать штурвал и начал перебранку. Ситуация потребовала экстренной посадки в Праге. В отличие от регулярных рейсов буянов с частного джета в полицию никто на сдает. Успокоив пассажира на земле, пилоты через какое-то время вновь продолжили путь в Ниццу с состоятельным дебоширом на борту. Хотя бывали случаи, рассказывает один из операторов, когда перебравших пассажиров оставляли на земле.

Необычное поведение и трудно объяснимая жадность пассажиров частных джетов давно не удивляют операторов. Особенно отличаются клиенты из России, Украины и Казахстана. По словам одного из сотрудников оператора, украинские бизнесмены, купившие перелет на бизнес-джете, в целях экономии могут отказаться от еды или не пойти в VIP-зал за несколько сотен долларов. Порой клиенты готовы контролировать мелочи и, например, рассчитать для пилота путь от отеля до аэропорта, чтобы не переплатить за трансфер несколько десятков евро, но буквально тут же не глядя подписать счет на €50 000 за обтянутое новой кожей кресло джета.

«Клиенты считают, что если ты получил деньги, то всегда обязан решить любой вопрос», — говорит Калинин. Состоятельных пассажиров редко волнуют нормативы и стандарты, принятые в авиации, они уверены, что под них все должны подстраиваться. Например, пилот должен летать не больше 12 часов с учетом времени на земле (дороги до аэропорта), а бизнесмен говорит, что опоздает на несколько часов и еще хочет провести встречу в бизнес-зале аэропорта. В таких случаях нужно договариваться с пилотом.
Воздушные замки

В 2016 году на электронную почту сотрудника My Sky пришло письмо, в котором менеджер британского оператора джетов недвусмысленно предложил отказаться от лишних вопросов к его компании за £300 000. Этот оператор обслуживал два борта клиентов My Sky. Владельцы джетов отказались от его услуг, и вскоре компания обанкротилась: оказалось, что она не только выставляла липовые счета, но и не платила контрагентам, имея годовую задолженность перед поставщиками.

Огласки на этом рынке никто не хочет. Крупное банкротство оператора Ocean Sky, одним из основных инвесторов которого был Тимур Сардаров, сын президента Южно-Уральской промышленной компании Рашида Сардарова, пресса вообще обошла вниманием, хотя компания обслуживала сотни российских клиентов, среди которых были миллиардеры и чиновники.

Ocean Sky появилась на рынке в 2003 году в период бума: чартерный рынок был еще не освоен, клиенты платили компании около $10 млн в год за обслуживание, ее оборот превышал $100 млн. В 2014 году компания обанкротилась. Судя по отчетности Ocean Sky UK, она не оплатила услуги клиентов на £500 000, а сами клиенты потеряли не менее £800 000. Среди кредиторов Ocean Sky оказались крупнейшие авиационные компании и аэропорты мира. По словам Калинина, клиентам оператора Ocean Sky пришлось оплачивать счета дважды.

Прошлой осенью обанкротилась Zetta Jet, ставшая одним из самых быстрорастущих чартерных операторов в Азиатско-Тихоокеанском регионе с флотом из самолетов Bombardier Global и Challenger. Zetta Jet оценивала свои обязательства от $50 млн до $100 млн. Директора компании Джеффри Кэссиди обвинили в краже $20–30 млн из компании, после чего он был уволен в середине августа 2017 года. Кэссиди покупал на деньги клиентов дома, автомобили и яхты, сам бесплатно пользовался самолетами компании.

Дорогая «внучка»

Более 75% частных рейсов в Московском регионе сосредоточено во Внуково, в терминале Внуково-3. Чуть менее 75% аэропорта принадлежит миллиардеру, депутату Госдумы Андрею Скочу (F 17) (формально все его активы записаны на его отца Владимира Скоча) и его младшему партнеру Виталию Ванцеву, у государства — блокпакет. Скоч — давний партнер миллиардера Алишера Усманова (F 5), которому принадлежит самый крупный частный борт столицы — Airbus A340 (для него во Внуково построен огромный ангар). Во Внуково базируются борта Романа Абрамовича (F 12) и крупный оператор бизнес-джетов NetJets. Стоимость услуг во Внуково выше, чем в европейских аэропортах. Приблизительная разовая стоимость наземного обслуживания Embraer Legacy 600 (без стоянки, топлива, VIP-зала и питания) во Внуково-3 — €2500, в лондонском аэропорту Лутон — €2000, на Лазурном Берегу (аэропорт Cote D’Azur в Ницце) — €1000. По статистике My Sky, средняя стоимость обслуживания дальнемагистрального самолета Bombardier Global 6000 за один разворотный рейс (прилет-вылет) в два раза превышает цену за набор аналогичных услуг в Домодедово.

По словам Кима, в инвойсах Внуково-3 в базовое обслуживание входят дорогостоящие пункты — плата за представителя компании (representation) или за услуги связи (communication). В итоге счет за обслуживание джета массой 45 т составляет от €6000 до €12 000 без заправки. «Стоимость 24-часовой парковки за первые сутки во Внуково может быть в три раза выше, чем в Ницце, для одного и того же типа самолета», — говорит Ким.

Похожая ситуация и с топливом, которое поставляет ТЗК «Внуково». На практике цены во Внуково примерно на 25% выше, чем в Домодедово, разница может составлять до €200 за тонну, говорят в My Sky. Топливный бак разных моделей Bombardier вмещает более 6 т топлива, популярного Embraer Legacy — более 8 т.

«Бороться с наценками на топливо в аэропортах сложно, но мы их видим. Клиенты в одном и том же аэропорту почти одновременно заливали одинаковое топливо: двум бортам заправили по одной цене, а двум другим — по другой», — говорит Ким. По его словам, во Внуково разные услуги взаимосвязаны: не закажешь базовые услуги и заправку — могут возникнуть трудности с предоставлением тягача и машин сопровождения. Калинин объясняет, что инфраструктура для бизнес-джетов в других московских аэропортах развита слабее. Владельцы Внуково, по мнению Калинина, вправе сами выставлять цены за свои услуги. Во Внуково на запрос Forbes не ответили.

Альтернативой Внуково выступает аэропорт Шереметьево (обслуживание на 15–20% дешевле), но основной его акцент все-таки на регулярные рейсы, и там не хватает парковочных мест, а аэропорты Домодедово и Остафьево отпугивают дальностью поездки.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer