Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Двойной форсаж: зачем боевым самолетам второй летчик


16 марта 2018 года Андрей Коц, РИА Новости


Тяжелые Су-30СМ и Су-35С — самые современные серийные истребители в составе ВКС России. "Тридцатку" строят в Иркутске, "тридцать пятый" — в Комсомольске-на-Амуре. Самолеты довольно близки по характеристикам, тем не менее Минобороны закупает их оба. Причин тому несколько, в том числе — экономическая целесообразность загрузки двух крупных заводов и разная тактика боевого применения двухместных и одноместных машин. О том, зачем в кабинах истребителей и фронтовых бомбардировщиков ставят второе кресло, — в материале РИА Новости.

Два в одном

В первый год Великой Отечественной войны советские штурмовики Ил-2 были очень уязвимы для истребителей. "Мессершмиты" заходили медленным "ильюшиным" в хвост и безнаказанно расстреливали из пушек. К концу 1942-го проблему возросших потерь в штурмовых авиаполках частично решили, сделав Ил-2 двухместным. Заднюю полусферу теперь охранял бортстрелок с пулеметом УБТ или ШКАС. Асам люфтваффе стало сложнее ловить на прицел огрызавшиеся огнем штурмовики — получить свинцовой очередью по фонарю кабины или по воздушному винту никто не хотел.

В те годы экипажи из нескольких человек управляли бомбардировщиками, разведчиками, транспортными и учебно-тренировочными машинами, где место второго пилота занимал инструктор, корректировавший ошибки курсанта. Советские истребители времен ВОВ, за редким исключением, были одноместными. Ситуация изменилась с наступлением эпохи реактивной авиации и появлением "гибридов" — многофункциональных истребителей-бомбардировщиков.

"Я немало летал на двухместных истребителях-бомбардировщиках Су-17 и фронтовых бомбардировщиках Су-24, — рассказал РИА Новости заслуженный военный летчик Владимир Попов. — Раньше бортовые вычислительные системы были не такими мощными и компактными, как сегодня. Промышленность разделила прицельно-навигационный комплекс с пилотажно-навигационным, чтобы в полете ими управляли два человека. Мы вынесли из этой практики положительный опыт — в современном боевом самолете одному очень сложно уследить за всем, а двое, напротив, способны по максимуму реализовать возможности машины. Так в итоге появился второй член экипажа — штурман, или штурман-оператор".

Секрет универсальности

Двухместные самолеты более универсальны, чем одноместные, — в боевом применении, навигации и организации полета в целом. Одноместный истребитель Су-35С хотя и способен "работать" по земле, все-таки создан для воздушных боев. При одинаковых с Су-30СМ габаритах и взлетной массе на самолете стоят более тяжелые и мощные двигатели АЛ-41Ф1С с управляемым вектором тяги. Таким образом, Су-35С выигрывает в тяговооруженности и маневренности. Отсутствие увесистого оборудования для второго пилота (комплекса приборов, катапультного кресла, системы жизнеобеспечения) также положительно сказывается на летных характеристиках. В свою очередь, за счет дополнительной аппаратуры, которой управляет второй летчик, двухместный Су-30СМ может координировать действия группы самолетов, вести разведку, радиоэлектронную борьбу, выдавать целеуказание, наносить удары по наземным целям и так далее.

"Во время боевого вылета самолет непрерывно маневрирует по скорости, высоте, в условиях плохой видимости, днем, ночью, — рассказал Владимир Попов. — По нему могут вести огонь с земли, с воздуха, ставить помехи, но летчику нужно, несмотря ни на что, прорвать систему ПВО на определенном рубеже и атаковать цель. Естественно, все внимание в это время сконцентрировано на пилотировании. А штурман-оператор спокойно ищет и сопровождает цели, пускает ракеты или сбрасывает бомбы. Групповые полеты еще сложнее. Необходимо следить, чтобы никто не потерялся в облаках, не отстал. Даже при хорошей видимости очень непросто, как мы говорим, "сосать крыло" ведущего, то есть следовать за ним на минимальной дистанции, и в точности повторять маневры. Здесь тоже второй член экипажа крайне полезен. Он осуществляет обзор — смотрит на локаторе, кто и где находится, вычисляет потенциального противника или угрозу, следит за самолетами, которые идут рядом в боевом порядке".

"Притирка" в небе

Попов подчеркнул, что в большинстве современных истребителей есть "виртуальный пилот" — электронно-вычислительный комплекс, контролирующий работу различных систем и обеспечивающий безопасность полета. Однако он все равно не разгружает летчика так, как сидящий за спиной оператор — специально обученный человек с хорошей реакцией.

По мнению экспертов, Минобороны неслучайно выбрало истребитель-перехватчик МиГ-31 в качестве носителя для новых гиперзвуковых ракет "Кинжал". Во-первых, он способен долго летать на сверхзвуковых режимах. Во-вторых, пускает ракеты в большом диапазоне высот — от малых до стратосферы. И в-третьих, он двухместный. Пилотам проще распределять между собой задачи при работе с таким сложным вооружением. К тому же эти самолеты действуют на большую дальность и чаще всего в безориентирной местности — на севере, над морем, над тайгой. Штурман может скорректировать мелкие ошибки пилота в навигации и даже дать ему отдохнуть, взяв управление на себя.

Главное в двухместном боевом самолете — не вооружение и бортовое оборудование, а слаженность летчиков. Пилот и штурман-оператор должны понимать друг друга без слов. Опытный командир в мирное время всегда "тасует" экипажи, назначает не работавших ранее вместе офицеров на один самолет и смотрит, какая комбинация наиболее результативна. И, естественно, интересуется мнением самих летчиков.



комментарии (0):









Материалы рубрики

Иван Сафронов, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
С-300 нацелились на Сирию

КоммерсантЪ
Принуждение к закупкам
Александр Губанов, Александр Ляпин
КоммерсантЪ - FM
Авиасообщение между Россией и США оказалось под угрозой
Евгений Девятьяров, Богдан Степовой, Мария Недюк
Известия
Авиакомпании предложили завершать регистрацию за час до вылета
Кирилл Комаров
Известия
Авиаплацкарт
Рафаэль Фахрутдинов
Газета.Ru
Москва обещала не вредить американскому авиасектору
Дмитрий Дрозденко
Телеканал "Звезда"
Уничтожить на глубине: как создавался легендарный вертолет Ка-15
Алексей Тарханов, Елизавета Кузнецова, Галина Дудина
КоммерсантЪ
"Русланы" увольняются со службы НАТО



Максим Казанин
Военно-промышленный курьер
Атомный интернационал
Леонид Исаев
Известия
Взлетели до небес
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
"ИрАэро" сдала SSJ 100 на сторону
Анатолий Комраков
Независимая газета
Китайский самолет с английскими двигателями назовут российским
Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
Российскую технику отправляют на Юго-Восток
А. Посыпкина, А. Балашова, В. Маринин, П. Канаев
РБК
Власти выделят новые частоты для скоростного интернета в самолетах

ТАСС
Пассажиры осваивают новый терминал аэропорта Крыма
Константин Богданов
Известия
Эта музыка будет вечной
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
"Руслайн" влетел на таможню

РИА Новости
Крушение вертолета Ми-8 в Хабаровске: шесть человек погибли, объявлен траур
Елизавета Кузнецова, Анастасия Веденеева
КоммерсантЪ
У пилотов отбирают документы
Артем Филипенок, Валерия Комарова
РБК
Росавиация аннулировала летные свидетельства 60 пилотов
Д. Серков, С. Витько, А. Рубцова, Е. Костина
РБК
Следователи рассказали о нарушениях при работах на месте крушения Ан-148
Алексей Песков
Военно-промышленный курьер
В полет по накатанной

IrkutskMedia
Мировая премьера нового авиалайнера МС-21 из Иркутска состоится осенью 2018 года
Кирилл Астахов
Независимая газета
В стратосферу на солнечных крыльях
Михаил Коростиков, Кирилл Кривошеев
КоммерсантЪ
Бомба для президента Польши
Иван Сафронов, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
Геннадий Зюганов следит за истребителями
Евгений Девятьяров, Мария Недюк
Известия
Штрафы за задержку рейсов значительно вырастут
Марина Третьякова
Парламентская газета
Авиакомпании заставят быть пунктуальными
Сергей Титов
КоммерсантЪ - Самара
"Руслану" хотят поменять органы чувств
Александр Шенгардт
Журнал "АвиаСоюз"
Минуло 30 лет. Что дальше?
Яна Пашаева
КоммерсантЪ - FM
"ВИМ-Авиа" все еще не расплатилась по счетам
Сергей Соболев
КомерсантЪ FM
Чемпионат мира пройдет без дополнительных полос
Татьяна Шадрина
Российская газета
Мимо Москвы
Евгения Приемская
Известия
"Что-то пошло не так, и он упал"
Илья Крамник
Известия
Неизбежный МиГ
Казанин Максим
Военно-промышленный курьер
Авиапром с китайским клеймом

Интерфакс Украина
Стратегия развития авиации - от постулатов до дронов и навигации
Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
Космическая конфликтология
Ксения Чемоданова
Телеканал 360°
Таджикистан ограничил полеты российских авиакомпаний. Все дело в возросшей конкуренции
Елена Талпэу
Турдом
Минфин предложил поддержать региональные авиарейсы за счет Москвы
Андрей Станавов
РИА Новости
Курьеры с десантом
Анастасия Веденеева
КоммерсантЪ
Зеркальные авиавойны
Евгений Девятьяров, Алексей Рамм
Известия
Спасение улетающих
Анастасия Николаева
Интерфакс
Долгий путь к "Триумфу"
Сергей Вальченко, Алексей Рамм, Евгений Дмитриев
Известия
Су-57 вооружат "сверхзвуковой смертью"
Александр Круглов, Евгений Девятьяров
Известия
Генералы — первым классом
Ася Сафиуллина
КоммерсантЪ
Авиакомпании нацеливают на Сабуровку
Александра Джорджевич, Иван Сафронов, Юрий Барсуков
КоммерсантЪ
Искусственный спутник нефти
Евгений Девятьяров, Александр Круглов
Известия
Российский дальнемагистральный авиалайнер готовится к ребрендингу
Константин Волков
Российская газета
Ни поездов, ни самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

© Aviation Explorer