Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Легенда-95


19 марта 2018 года Антон Морошкин, КоммерсантЪ - Огонек


"Аэрофлот" отмечает юбилей — 17 марта 1923 года было создано акционерное общество добровольного воздушного флота "Добролет", ставшее предшественником российского национального перевозчика. 95 лет истории "Аэрофлота" — это фактически вся история отечественной гражданской авиации. История самолетов, прошедших путь от небольших деревянных аппаратов до сверхсовременных лайнеров, история пилотов и самых обаятельных в мире бортпроводниц, история маршрутов, аэродромов, бортового обслуживания — всего того, что делает авиакомпанию легендой. Как это было, разбирался "Огонек"

Пилоты

Первый регулярный воздушный маршрут в нашей стране был запущен русско-германским обществом воздушных сообщений "Дерулюфт" за полтора года до создания "Добролета". Самолеты курсировали между Москвой и Кенигсбергом. А самый первый рейс, 1 мая 1922 года, выполнил пилот Иван Воедило. Сейчас имя этого пионера гражданской авиации присвоено самолету "Аэрофлота" Sukhoi Superjet 100 с номером RA-89045.

А когда 15 июля 1923 года открылась первая внутренняя авиалиния Москва — Нижний Новгород (уже под управлением "Добролета"), за штурвалом самолета сидел Яков Моисеев. В прошлом — летчик-истребитель Красной армии, в будущем — испытатель, участник знаменитого перелета из Москвы в Тегеран. В экипаж входил и механик, чтобы устранять неисправности в пути. Всех этих специалистов на первое время предоставлял "Добролету" Рабоче-крестьянский красный воздушный флот.

Прошло 9 лет, и в марте 1932 года всему Гражданскому воздушному флоту СССР было присвоено сокращенное наименование "Аэрофлот". А уже через неделю для его работников учредили форменную одежду и знаки различия.

В годы Великой Отечественной "Аэрофлот" встал на защиту родины. На второй день войны, 23 июня 1941 года, из летчиков и воздушных судов авиакомпании сформировали шесть авиагрупп особого назначения: Северную, Прибалтийскую, Белорусскую, Киевскую, Юго-Западную и Московскую, а также три авиаотряда: Северный, Балтийский, Черноморский для обеспечения частей Военно-морского флота СССР. Также пилоты "Аэрофлота" вошли в состав 81-й дивизии дальнебомбардировочной авиации. Уже в августе она бомбила Берлин. За время войны более 12 тысяч летчиков "Аэрофлота" были награждены орденами и медалями, а 15 человек удостоились звезды Героя Советского Союза.

После войны самолеты становились сложнее, а экипажи больше. В кабине первого реактивного лайнера Ту-104 находилось 5 пилотов: командир, второй пилот, штурман, бортинженер и радист. У представителя каждой профессии была даже своя эмблема на квалификационных значках. Но самолеты совершенствовались, и число людей в кабине постепенно сокращалось. Современными воздушными судами уверенно управляют два пилота.

В 1962 году в "Аэрофлоте" появилась первая женщина-пилот — Ираида Вертипрахова. Через 6 лет она стала командиром экипажа. И сейчас в "Аэрофлоте" летают пилотами и проходят подготовку 32 представительницы прекрасного пола. Всего в штате авиакомпании 2340 пилотов, из них более тысячи — командиры воздушных судов.

Флот

Первым самолетами "Добролета" были Junkers F.13, вмещавшие помимо экипажа только четверых пассажиров. Но уже в декабре 1923 года начались испытания первого отечественного пассажирского самолета АК-1. А весной 1924-го — металлического самолета конструкции А.Н. Туполева АНТ-2. В 1929 году КБ Туполева представил уже многоместный пассажирский самолет АНТ-9. И к концу 1930-х годов, когда "Аэрофлот" стал крупнейшей авиакомпанией мира, его флот уже в основном состоял из машин отечественного производства.

Правда, перед войной в СССР было организовано производство американских Douglas под маркой Ли-2. Именно на таких машинах многие пилоты "Аэрофлота" прошли войну. А 9 мая 1945 года аэрофлотовский Ли-2 доставил в Москву подписанный накануне Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.

В 1945 году советские конструкторы разработали более совершенный и уже полностью отечественный самолет Ил-12. В 1947 году он начал работать на линиях "Аэрофлота". А в 1956-м с появлением Ту-104 в пассажирской авиации началась новая, реактивная эра.

Дальнейшая история "Аэрофлота" — это целая череда новых, все более совершенных машин. Самый большой для своего времени турбовинтовой четырехмоторный Ту-114. И пришедший ему на смену реактивный дальнемагистральный Ил-62. Сверхзвуковой лайнер — Ту-144. Первый отечественный широкофюзеляжный самолет Ил-86.

После распада Союза парк "Аэрофлота" пополнился самыми современными импортными воздушными судами. А 16 июня 2011 года состоялось историческое событие. На линию "Аэрофлота" снова вышел отечественный самолет — современный Sukhoi Superjet.

На сегодняшний день российский национальный перевозчик — авиакомпания с одним из самых молодых в мире парком самолетов. Средний возраст воздушных судов 4,1 года. Всего в "Аэрофлоте" на начало марта насчитывалось 230 авиалайнеров: Airbus А320, А330, Boeing 737, Boeing 777, а также новейшие российские машины Sukhoi Superjet 100. Кроме того, заключена сделка об операционной аренде 50 лайнеров нового поколения МС-21-300 — самой современной разработки отечественного гражданского авиастроения. Первое из заказанных воздушных судов должно поступить в парк "Аэрофлота" в начале 2020 года.

Бортпроводники

Стюардессы в "Аэрофлоте" появились в 1939 году на рейсе Москва — Ашхабад. Первой представительницей этой профессии стала 20-летняя москвичка Эльза Городецкая. Числилась она, правда, по старинке "буфетчицей". Девушка летала на новеньком Ли-2, но никакой оборудованной кухни на этом самолете не было. Продукты на борт она приносила самостоятельно в простом чемодане. Доставлялись на борт воздушного судна и термосы с кипятком — пассажирам в дороге полагался чай, кофе и бутерброды.

В 1954 году появилась первая униформа бортпроводников международных линий "Аэрофлота". Она была темно-синего цвета и включала блузку, юбку, приталенный пиджак на одной пуговице, плащ, пальто с отстегивающейся подкладкой, фетровую шапочку, ботинки, пилотку и перчатки.

Стюардессы работали во всех территориальных подразделениях гражданской авиации, и только в 1967 году в аэропорту Шереметьево была создана отдельная служба бортпроводников. Ее возглавила легендарная женщина Мария Николаевна Попова — командир ночного бомбардировщика из женского полка, летчиц которого немцы прозвали "Ночными ведьмами". А через 3 года появился знаменитый плакат "Летайте самолетами "Аэрофлота"" со стюардессой Татьяной Виноградовой.

В 1978 году "Аэрофлот" стал официальным перевозчиком Олимпийских игр, и бортпроводники надели специально пошитую к Олимпиаде форму.

В 2009 году, когда в авиакомпанию пришло новое руководство, поставившее своей целью повысить качество сервиса, бортпроводникам уделили особое внимание. Среди прочего для них была заказана знаменитая форма "красный мандарин". До сих пор она впечатляет экспертов — не далее как в прошлом году престижная международная премия Business Traveller Russia & CIS Awards назвала ее "Лучшей формой бортпроводников". А по версии авиационного портала BS Aeronautics, "Аэрофлот" входит в топ-3 мировых авиакомпаний с самыми привлекательными стюардессами. Всего в штате национального перевозчика числится почти 7800 бортпроводников, из них подавляющее большинство — более 6 тысяч — очаровательные девушки и дамы.

Сервис

Первые годы авиапассажирам было не до удобств. Все привычные нам элементы воздушного сервиса появлялись постепенно. Только летом 1936 года в салонах запретили перевозить грузы, полы укрыли ковровой дорожкой, а кресла — чехлами.

Через 20 лет на борту Ту-104 был внедрен так называемый стандарт обслуживания пассажиров. Бортпроводники начали проводить предполетный инструктаж и предлагать пассажирам горячее питание, прохладительные напитки и алкоголь. Еда на борту впервые стала бесплатной — раньше за чай и кофе на борту надо было платить. Впервые появились и классы обслуживания: первый и туристический. Причем пассажиры первого класса получали изолированные купе со столиками и спальными местами.

В 1959 году на борту Ил-18 у всех кресел появились столики для приема пищи, индивидуальная вентиляция и освещение.

В конце 1969 года в салонах Ту-134, летавших из Москвы в Ленинград и из Ленинграда в Киев, в качестве эксперимента установили видеосистемы с телевизорами "Юность".

Приметами уже нового времени стало открытие в Шереметьево современного предприятия бортового питания "Аэромар" и появление дорожных наборов.

А в 2016 году сервис на борту "Аэрофлота" получил самое серьезное международное признание. Авторитетное агентство Skytrax, которое считается ведущим в мире оценщиком уровня услуг на авиатранспорте, присвоило российскому национальному перевозчику высокий рейтинг "четыре звезды". Так "Аэрофлот" вошел в клуб лучших авиакомпаний мира. В 2017 году этот рейтинг был успешно подтвержден. Кроме того, российский перевозчик был удостоен высшего рейтинга "пять звезд" в категории "Глобальная авиакомпания" от авиационной ассоциации APEX — американского аналога Skytrax.

В 2017 году "Аэрофлот" был признан лучшей европейской авиакомпанией пользователями самого крупного в мире сайта о путешествиях TripAdvisor. На основе их консолидированного мнения перевозчику присуждена премия TripAdvisor Travellers' Choice Award сразу в трех номинациях — "Лучшая авиакомпания Европы", "Лучший бизнес-класс" и "Лучшая авиакомпания России".

Популярность "Аэрофлота" неуклонно растет, в том числе на самых обширных рынках. Так, ему официально присвоено звание самой любимой иностранной авиакомпании в Китае, которое засвидетельствовано врученной в Шанхае премией Flyer Award 2017.

Аэропорты

Первым местом базирования "Добролета", а затем и "Аэрофлота" стал Центральный аэродром им. М.В. Фрунзе на Ходынском поле в Москве. В 1931 году при нем был открыт один из самых больших в мире аэровокзалов площадью 4 тысячи квадратных метров. Самолеты на посадку подавали прямо к зданию. В 1937 году аэропорт получил бетонную полосу, а через год — собственную станцию метро.

Но на Ходынском поле растущему авиаперевозчику становилось тесно. Появился аэропорт Быково. А перед войной началось строительство Внуково. И 2 июля 1941 года еще не до конца достроенные сооружения нового аэропорта приняли в эксплуатацию. Именно здесь базировалась состоявшая из пилотов "Аэрофлота" Московская авиагруппа особого назначения, в дальнейшем — 10-я гвардейская авиационная дивизия.

В 1959 году открылся аэропорт Шереметьево, быстро ставший главными воздушными воротами страны. В преддверии Олимпиады-1980 в нем заработал международный терминал Шереметьево-2. К проекту привлекли лучших иностранных специалистов. Рационально организованный терминал позволял одновременно обслуживать до 31 самолета и принимать 6 млн пассажиров в год.

На базе Шереметьево к настоящему времени "Аэрофлот" создал собственный современный хаб. Здесь функционирует уникальный для России центр управления хабом Hub Control Center. Он обеспечивает стыковку транзитных пассажиров и багажа и управление оборотом воздушных судов в базовом аэропорту.

Маршруты

Первый регулярный маршрут "Добролета" из Москвы в Нижний Новгород просуществовал только до закрытия Нижегородской ярмарки 22 сентября 1923 года. Было выполнено 94 рейса и перевезено 240 человек. Но уже 19 октября 1923-го Совет труда и обороны СССР утвердил план развития авиалиний, призванный связать Москву с Петроградом, Нижним Новгородом и Казанью, Баку с Тифлисом, Ташкент с Алма-Атой, а Бухару — с Термезом и Душанбе. В 1926 году заработала первая международная авиалиния. Она соединила Верхнеудинск (нынешний Улан-Удэ) и Улан-Батор. К началу войны самолеты "Аэрофлота" прочно связывали страну. Работали международные рейсы в Берлин и Стокгольм.

В 1946 году началось восстановление разрушенного войной авиасообщения. Самая протяженная внутренняя авиалиния достигала 7 тысяч километров и связывала Москву, Свердловск, Новосибирск, Иркутск, Читу и Хабаровск. Время полета составляло более двух суток.

В 1958 году был запущен первый беспосадочный рейс "Аэрофлота" Москва — Париж. Менее совершенные французские машины были вынуждены делать на этом маршруте посадку в Варшаве.

В 1962 году "Аэрофлот" впервые включил в свою сетку трансатлантический маршрут Москва — Гавана. Примечательно, что путь в кубинскую столицу не раз менялся. Летали туда и через Африку, и через Мурманск, над северными морями. В 1963 году у "Аэрофлота" шесть международных аэропортов: Москва, Киев, Ленинград, Иркутск, Омск и Ташкент.

В 1968 году было установлено авиасообщение с США по маршруту Москва — Монреаль — Нью-Йорк. А через год начались сложные переговоры между СССР, Японией и странами Западной Европы об открытии Транссибирской авиамагистрали. Дорога из Европы в Японию через Сибирь была существенно короче маршрута через Северный полюс и Аляску. К 1974 году авиамагистраль заработала.

В 1973 году "Аэрофлот" обзавелся самой длинной авиалинией Москва — Рабат — Гавана — Лима — Сантьяго протяженностью 18 тысяч километров. Правда, после чилийского переворота от полетов в Сантьяго пришлось отказаться.

В настоящее время ведущая авиакомпания России активно развивает деятельность на ключевых международных рынках авиаперевозок. По данным аналитического ресурса anna.aero, "Аэрофлот" стал чемпионом мира по провозным емкостям на дальнемагистральных маршрутах транзита Европа — Азия, который является самым конкурентным и перспективным рынком глобальной гражданской авиации.

Группа "Аэрофлот"

Сегодня имя "Аэрофлот" принадлежит не только крупнейшей авиакомпании России, но и целому авиационному холдингу — самому мощному и конкурентоспособному в новейшей истории страны. Группа "Аэрофлот" входит в топ-20 авиаперевозчиков мира по пассажиропотоку. Наряду с головной авиакомпанией в Группу включены авиакомпания для среднего класса "Россия", дальневосточный перевозчик "Аврора", а также низкобюджетная компания "Победа", которая обеспечивает для россиян беспрецедентные по доступности авиаперелеты. Благодаря низким тарифам лоукостера за два года его существования более 1 млн человек смогли впервые в жизни позволить себе воздушное путешествие.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии



Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Отвержение ударов: военные аэродромы проверили на прочность
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Охраняющие виды: Севморпуть начнут патрулировать Ту-142
Наталья Башлыкова,Максим Талавринов
Известия
Полет ненормальный: авиакомпании будут штрафовать за недостоверную информацию о билетах
Анастасия Ординян
ИА Регнум
Непосадочный талон. Как овербукинг рушит планы российским авиапассажирам
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Татарский» джет: «недобитый» Ту-324 превратят в летающий Aurus
Анастасия Львова,
РБК
Росавиация сообщила о росте числа инцидентов с самолетами из-за птиц
Станислав Федоров, Юлия Леонова
Известия
«Ми» не виноваты: в Росавиации прошли обыски из-за вывоза за рубеж 59 бортов
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Ремонт аэропортов предложили финансировать новым сбором с авиакомпаний
Кирилл Комаров
Профиль
"Тушка" в небе: самолеты Туполева вернулись на коммерческие маршруты в России

Известия
120 лет назад родился летчик-испытатель Валерий Чкалов
Виктор Бодров 
ТАСС
Реактивная "летающая парта": каким будет учебно-тренировочный самолет МиГ-УТС
Елена Проколова
Аргументы и Факты
«Они выжили, чтобы их судили». Летчики оценили действия пилотов Falcon 10
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Улетный план: пассажирам внутренних рейсов в аэропортах разрешат продажу алкоголя
Евгения Перцева
Известия
Остановили по требованию: «Аэрофлот» обязали отправить людей на Пхукет
Максим Талавринов
Известия
Летательный исход: пилотов разбившегося Falcon 10 лишили «прав»
Станислав Кучушев, Андрей Коршунов
Известия
Орбитальная инстанция: конструктору «российского Хаббла» светит два года
Анастасия Львова
РБК
Пулково попросило ускорить внедрение duty free на внутрироссийских рейсах
Анастасия Львова
РБК
Глава Пулково упрекнул «Аэрофлот» в непредсказуемости его планов
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Угрозы с неба вынудили предприятия Петербурга и Ленобласти искать защиту от БПЛА
Вадим Кузьмицкий
Деловой Петербург
К аэропорту Пулково хотят сделать новый подъезд с юго-запада Петербурга

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBWNVW
Смотрите здесь - http://perevozki.youdo.com/chelyabinsk/arendaavto/gazeli/: подробности здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer