Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Судьба человека: от сына "врага народа" до профессора МАИ


27 марта 2018 года Игорь Елков, Российская газета


"Сегодня самый значимый проект нашей авиации - это перспективный самолет-штурмовик С-2 конструкции Житомирского", - заявил вчера на вечере в честь юбилея известного ученого Георгия Иосифовича Житомирского российский авиаконструктор и ректор Московского авиационного института Михаил Погосян.

Погосян, в прошлом гендиректор "Сухого", "МиГа" и "Объединенной авиастроительной корпорации", отметил, что ученики профессора МАИ Житомирского составляют лицо современного самолетостроения.

Сам профессор Житомирский оценивает число своих учеников, которых он научил летать и конструировать самолеты, в 7 тысяч. Но это крайне скромная оценка. Можете сами провести эксперимент: зайдите на любой профессиональный авиафорум и задайте вопрос о Житомирском. Самая распространенная реакция: "А я учился по его учебникам!".

Сегодня Георгий Иосифович принимает поздравления со всех концов света, профессору - 95. Он - человек-эпоха. Родился 27 марта 1923 года. Это было время, когда еще был жив Ленин.

Спрашиваю профессора: "Правда ли, что дети "врагов народа" должны были в школе публично отрекаться от отцов? В кино показывают, в книгах о таком пишут".Что мы знаем о той эпохе? Ленин в первой половине болел, умер в 1924-м, наступило время Сталина. С одной стороны - массовые аресты "врагов народа", с другой - эпоха всеобщего энтузиазма и надежд. Молодежь массово увлекалась спортом и вступала в движение "ворошиловских стрелков", был популярен лозунг: "Комсомолец - на самолет".

Это не только страницы учебника истории, но и биография Георгия Житомирского, тогда еще просто подростка Жоры. Он отлично стрелял, занимал призовые места в республиканских конкурсах, как с малокалиберной винтовкой, так и с боевой трехлинейкой Мосина. Как сам вспоминает, жили тогда в Ташкенте, дома было много оружия, тренировался на пустыре. Отец организовывал перегон скота, часто брал сына с собой в экспедиции. Где Жоре доверяли роль разведчика: на лихом коне скакал впереди отряда, смотрел, чтобы не наткнуться на засаду басмачей. Строго говоря, с басмачеством к тому времени было уже покончено, но лихие люди в степях еще водились.

А в 1937-м отца арестовали. По совершенно надуманной причине: скот во время перегона терял вес, и это сочли вредительством. Георгий с мамой стали семьей "врага народа". Последовали опись имущества, быстрые сборы, переезд к родственникам в Чимкент. И жизнь без денег, и без работы. 14-летний Георгий тогда тоже мечтал стать летчиком. Как, собственно, и все сверстники. Но на этой мечте пришлось поставить крест. Правда, как оказалось, не навсегда.

Отвечает: в его жизни такого не было. Никто не заставлял отрекаться. Отец еще был в лагерях (его выпустили только во время войны), когда семья вернулась в Ташкент. В родной школе Жора встретил всемерную поддержку со стороны педагогов. Опять занимался стрельбой, стал помощником военрука, освоил пулемет "Максим". Лично подготовил сотни "ворошиловских" стрелков. Школа заняла третье место по - как бы сейчас сказали - военному многоборью. Во многом благодаря ему, будущему профессору. Педагогический талант раскрылся рано.

Школу он закончил с золотой медалью, поступил в Ташкентский институт железнодорожного транспорта. После сдачи экзаменов за первый курс намеревался с невестой сбежать на пару недель на озеро Иссык-Куль. Билеты были куплены на 22 июня. Шел 1941 год...

В военкомате его сначала оформили в пехоту, потом военком вдруг передумал. Спросил: летчиком хочешь стать?.. Сначала отучился а Алма-Ате в школе пилотов первоначального обучения. Затем - школа летчиков-штурманов. Была возможность служить в запасных полках. Вопреки стереотипам из кино, во второй половине войны в Советском Союзе подготовили уже достаточно летчиков, причем готовили их хорошо, не "взлет-посадка и в бой". Голод в летном составе, объективно возникший в 1941-м, давно прошел, многие так и не воевали. Георгий Житомирский на фронт рвался.

В боевую часть - в 566 штурмовой авиаполк - был зачислен летом 1944-го. Воевал на Ил-2.

Был сбит в Восточной Пруссии. Для себя решил: в плен не сдамся, последняя пуля - себе. Перетянул через линию фронта, приземлился на брюхо. Затем полгода провалялся в госпиталях. Левая рука висела как плеть, врачи даже собирались ее ампутировать. Обошлось.

Несмотря на тяжелое ранение вернулся в полк. И... летал! Первое время почти не мог шевелить пальцами левой руки, но штурмовик все-равно пилотировал. Затем была академия, служба испытателем (испытывал на устойчивость к срыву в штопор послевоенные штурмовики). Последние 40 лет - профессор МАИ. Летал, кстати, до 80 лет.

А руку он вылечил фактически сам: тридцать лет ежедневных занятий с эспандером.

Профессор показывает мне фотографии: вот он в буденовке с красной звездой, ефрейтор летной школы. На фронте, в кабине штурмовика. А вот Путин вручает ему орден.

Интересуюсь: "Георгий Иосифович, а жизнь вас сталкивала с другими первыми лицами страны?".

"Последствия были?""Сталкивала, но скорее не меня с ними, а наоборот, - демонстрирует неподражаемое чувство юмора ветеран. - В конце августа 1948 года умер Андрей Жданов. В одной из коробок парадных расчетов стоял и я. Сталин, выходя из траурного зала, локтем зацепил меня. Можно сказать - вот и столкнулись. Я застыл по стойке "Смирно".

"Это был Василий Сталин?" - уточняю на всякий случай.

"Нет, не Василий, а Иосиф Виссарионович, генералиссимус".

"Нет. Сталин отступил, посмотрел удивленно на меня: как бы измерил взглядом снизу вверх и... Пошел дальше. У меня рост тогда был 193 см, - смеется профессор. - Это сегодня я усух".

Кстати, это неправда, совсем не усох. И в свои 95 - он высокий и стройный человек, с живым умом, прекрасной памятью.

Вчера, на вечере в честь юбиляра, офицер, представляющий главкома сухопутных войск, дал фронтовику очень точную формулировку: "Он из людей, которые несут свет и победу".

А что касается встречи со Сталиным, то на самом деле в те годы ситуация было совсем не комичной. Именно смерть видного большевика Жданова стала поводом для разработки печально знаменитого "дела врачей". За обвинением врачей в злонамеренном "убийстве" видных государственных лиц последовала истерия в масштабах всей страны. С национальным подтекстом. Которая отразилась и на карьере Георгия Житомирского. Кадровики припомнили его национальность. Офицера с академическим образованием, летчика-фронтовика и летчика-испытателя, орденоносца, отправили в отдаленный полк техником самолета. Тем не менее, все завершилось благополучно - в конечном итоге.

Имена тех бдительных кадровиков сегодня никто не знает. Канули в безвестность. А десятки тысяч летчиков и инженеров при упоминании имени Житомирского восклицают: "А я ведь учился по его учебникам!".

Жизнь все всегда расставляет на свои места. Все и всех.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC6J8Y
Услуги репетитора: https://youdo.com/coach/tancy/sovremennye/brejk/, лучшие цены тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer