Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Эта музыка будет вечной


12 апреля 2018 года Константин Богданов, Известия


В индийских сериалах о военных закупках начинается новый сезон, поразительно похожий на прежние. ВВС страны опять вернулись к идее радикально обновить парк истребителей страны. Что произошло на этот раз — в материале iz.ru (с тяжелым чувством deja vu).

Индийские военные на днях опубликовали так называемый «запрос сведений» (RFI) о возможной покупке новых истребителей. Документы такого рода обычно рассылаются по основным производителям профильной техники, в них содержатся самые грубые рамочные требования к будущим изделиям и оценочный объем поставок. По итогам сбора отзывов на RFI формируется более детальный документ, чаще всего это RFP («запрос предложения»), содержащий более точные параметры сделки и перечень требований к поставке.

110 самолетов за 12 лет

В документе указано, что Индия намерена за 12 лет обзавестись «приблизительно 110» новыми многоцелевыми истребителями, из которых 75% одноместных, остальные — двухместные. Предложения заинтересованных авиастроителей собираются до 6 июля 2018 года.

Последние два года индийские военные готовили техзадание на 114 однодвигательных многоцелевых истребителей. Они жаловались, что по утвержденным нормативам в ВВС должны быть 42 эскадрильи многоцелевых истребителей, а в наличии всего 31, а будет еще меньше (МиГ-21 и МиГ-27 выводятся из состава), поэтому брешь надо чем-то закрывать. Однако в феврале 2018 года условие по количеству двигателей было снято, а задание сфокусировали на «боевых возможностях платформы».

Контракт должен быть вписан в программу «Делай в Индии», поэтому не более 16 машин должно быть передано в готовом виде от производителя не позднее чем через 60 месяцев после заключения контракта. Остальные соберут на индийских предприятиях в срок между пятым и двенадцатым годом с момента подписания сделки.

Дополнительно выдвигаются требования трансфера в Индию «самых передовых» технологий, связанных с машиной.

О суммах пока говорить рано, но, скажем, аналитики сборника Jane’s Defense Weekly, ссылаясь на источники среди индийских военных, оценивают весь контракт не менее чем в $15 млрд.

Вторая мама

Людей, давно следящих за индийскими оборонными закупками, трудно удивить, но довольно легко рассмешить. Как и в этом случае.

Перед нами попытка еще раз продать мировому авиапрому прославленную «матерь всех тендеров» — конкурс MMRCA («Средний многоцелевой истребитель»), по которому Индия впервые разослала RFI в 2005 году. Требовалось заменить в ВВС страны устаревшие МиГ-21.

Тогда Нью-Дели попросил 126 самолетов за $10–12 млрд: 18 в готовом виде и остальные — произведенными на индийских заводах. В очередь встали все, у кого было хоть что-то подходящее, — тендер называли крупнейшим событием «возможно, нескольких десятилетий» и упустить его было бы совсем непростительно.


Американский палубный истребитель-бомбардировщик и штурмовик Boeing F/A-18E/F Super Hornet

США представляли Lockheed Martin с F-16IN Block 70/72 и Boeing с F/A-18E/F Super Hornet. Трое производителей из Евросоюза: Франция с Dassault Rafale и консорциум Eurofighter с Typhoon (эти двое функционально одно и то же, просто появились на свет в результате военно-политической хирургии), а также Швеция с Saab Gripen NG. И, на закуску, Россия с загадочным самолетом-концептом МиГ-35.

В апреле 2011 года Индия отобрала шорт-лист из двух кандидатов, которыми стали «сиамские близнецы» Eurofighter Typhoon и Dassault Rafale. Но уже к этому моменту всё пошло наперекосяк. Становилось понятно, что технологий в Индию передавать никто особо не рвется, а уложить 126 дорогущих машин со всем жизненным циклом в $12 млрд нереально.

31 января 2012 года был объявлен победитель — Rafale. Тогда же военные оценили стоимость покупки в $18 млрд, что уже было форменным скандалом. Гораздо хуже было то, что французы такую оценку подтверждать не хотели и многозначительно рассказывали через «источники» о 20 и даже 25 млрд. Переговоры о заключении контракта затягивались.

В конце концов сами индийские военные заговорили о 23 млрд, которых, впрочем, все равно не было на тот момент. Кроме того, производитель уперся и совершенно не желал делиться «передовыми технологиями», передача которых включалась в условия тендера. Сюжет тянулся три года, пока летом 2015-го тендер не был официально аннулирован. Вместо него в 2016 году была подписана прямая закупка у Dassault 36 готовых машин типа Rafale за $8,85 млрд.

Продолжение банкета

10 лет прошло, МиГ-21 продолжают летать. Теперь нас ждет вторая серия, и не факт, что последняя.

Для начала, видимо, следует осторожно указать на избыточно оптимистичный характер независимых оценок по стоимости тендера. При соблюдении требований к машинам (а опубликованное ВВС Индии почти дословно повторяет запросы по MMRCA) 110 новых единиц обойдутся, особенно с учетом долларовой инфляции, никак не меньше тех же 20 млрд.

Пока два года обсуждался однодвигательный самолет, в фаворитах ходили Lockheed Martin с F-16IN и Saab с Gripen NG. Однако теперь воспроизводится ситуация с исходным MMRCA, и итоговый состав участников конкурса, скорее всего, будет таким же.

В этот раз у РСК «МиГ» появляются определенные шансы в связи с тем, что машина, которую 10 лет назад можно было вежливо определить как «набор пожеланий для технического облика перспективного самолета поколения 4++», уже проходит испытания по заказу Минобороны России и в том или ином количестве будет закуплена для оснащения отечественных ВВС.

Другие отечественные варианты, связанные с фирмой Сухого, формально не пройдут по условиям конкурса, так как относятся к тяжелым машинам. Эту нишу в ВВС Индии занимает Су-30МКИ (заказаны 272 самолета, поставлены более 200). Это не значит, что, скажем, Су-35С не может там появиться по факту, но это потребует дополнительных обоснований со стороны индийских военных, и весьма весомых.



комментарии (0):







Материалы рубрики

Роман Крецул, Алексей Рамм, Алексей Козаченко
Известия
Наглотаться пыли: «Ночной суперохотник» обкатают жарой и песком
Алексей Козаченко
Известия
Изображая жертву: пилотов подготовят в дуэльных боях
Иван Синергиев, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Интернет очистят от околокосмического мусора. По заявлению Дмитрия Рогозина возбуждено уголовное дело о клевете
Елизавета Королева
Газета.ru
Тайна раскрыта: о чем говорили пилоты разбившегося Boeing

ТАСС
Безбагажные тарифы "Аэрофлота" позволят получить премиум-услуги за меньшие деньги
Елизавета Королева
Газета.ru
Смертельная посадка: у пассажирского самолета загорелся двигатель

Газета.ru
Шанс для Airbus? Кому выгодно падение Boeing
Волгин Владимир
Военно-промышленный курьер
Самолет в светлое будущее



Герман Костринский
КоммерсантЪ
Авиация катастроф
Черкасов Сергей
Военно-промышленный курьер
Камикадзе Калашников
Алексей Афонский
Lenta.ru
Денежная петля
Юлия Насулина
РИА Новости
Родные погибших в авиакатастрофе в Ростове продолжают тяжбу с Flydubai
Илья Крамник
Известия
Почти пятое поколение: зачем Египту понадобились Су-35
Анастасия Николаева
Интерфакс
Контракт на истребители

РИА Новости
Немецкие эксперты назвали две возможные причины катастрофы Boeing в Эфиопии
Иван Сафронов, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
Су-35 укрепят египетскую силу. Каир осваивается в клубе крупнейших покупателей российского оружия

Business FM
С небес на землю. Полеты Boeing 737 MAX приостановлены по всему миру
Светлана Баева
РИА Новости
Пилоты рассказали, чем опасны неадекватные пассажиры
Ксения Чемоданова, Ксения Чернухина
360TV
Кошелек или жизнь. Сколько денег потеряют компании из‐за отказа от Boeing 737 Max

Национальная служба новостей (НСН)
Эксперт спрогнозировал подорожание авиабилетов на 15-20%

Sputnik
До особого распоряжения: Россия прекратила полеты сомнительных "боингов"
Ольга Самофалова
Взгляд
Авиационный мир сумел поставить американцев на колени
Инна Сидоркова, Наталья Галимова
РБК
Россия и Китай договорились об условиях создания тяжелого вертолета
Антон Ширяев
Lenta.ru
Крутое пике
Юлия Гарднер
Российская газета
Экономное небо
Татьяна Шадрина
Российская газета
Boeing 737 идет на стоянку
Герман Костринский, Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
На Пулково махнули крылом. "Победа" отказалась от международных рейсов из Петербурга
Олег Рубникович
КоммерсантЪ
СКР проявился в сфере джетов
Александр Волобуев, Ирина Цырулева
Известия
Джет лег: какие схемы могла использовать авиамафия в Домодедово

Интерфакс
Большинство стран мира запретили летать на Boeing 737 MAX
Анастасия Николаева
Интерфакс
Присоединились к ограничению
Роман Барский
Наука и техника
Boeing 737 MAX 8 – «слишком сложный, чтобы летать»?

РИА Новости
Все больше стран запрещают полеты Boeing 737 MAX 8
Ольга Самофалова
Взгляд
Boeing может не пережить новую авиакатастрофу
Олег Рубникович
КоммерсантЪ
Строителя Восточного арестовали за хищения у ВТБ. Генпрокуратура просит выдать беглого заемщика из Чехии
Денис Передельский, Татьяна Шадрина
Российская газета
Забыли правила
Игорь Затямин
Независимая газета
На каком топливе будет летать авиация XXI века

Forbes
«Тревога в авиационной отрасли»: компании приостанавливают эксплуатацию Boeing 737 Max 8
Анастасия Курилова
КоммерсантЪ
Трое россиян погибли в катастрофе Boeing в Африке
Игорь Дунаевский
Российская газета
Ведал, что творил
Диана Чабанова
Business FM
Катастрофа в Эфиопии: опасно ли летать на Boeing 737 MAX 8?
Валентина Гаврикова
РБК
Delta попробует спасти авиакомпанию Alitalia. Пора избавляться от акций?
Юрий Дарымов
Журнал "АвиаСоюз"
Авиационный английский
Анастасия Николаева
Интерфакс
Космодром для туристов
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Авиабилеты дорожают над Пакистаном
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
По прозвищу «Суперкрокодил»: армия начала модернизацию вертолетов
Ольга Вандышева
БИЗНЕС Online
Александр Хинштейн: "В Саров мышь не проскочит, а дрон пролетит. Что делать охране?"
Александр Мосесов
ТАСС
Малыми усилиями. Япония вступает в клуб "авианосных держав"

Радио 1
Далеко ли улетит подмосковный «Слон»?
Алексей Нечаев
Взгляд
Эксперт рассказал о запчастях к военной технике, ставших причиной коррупционного скандала на Украине

 

 

 

 

Реклама от YouDo
Смотрите здесь - сломался телефон samsung galaxy e5, подробности по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer