Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Эта музыка будет вечной


12 апреля 2018 года Константин Богданов, Известия


В индийских сериалах о военных закупках начинается новый сезон, поразительно похожий на прежние. ВВС страны опять вернулись к идее радикально обновить парк истребителей страны. Что произошло на этот раз — в материале iz.ru (с тяжелым чувством deja vu).

Индийские военные на днях опубликовали так называемый «запрос сведений» (RFI) о возможной покупке новых истребителей. Документы такого рода обычно рассылаются по основным производителям профильной техники, в них содержатся самые грубые рамочные требования к будущим изделиям и оценочный объем поставок. По итогам сбора отзывов на RFI формируется более детальный документ, чаще всего это RFP («запрос предложения»), содержащий более точные параметры сделки и перечень требований к поставке.

110 самолетов за 12 лет

В документе указано, что Индия намерена за 12 лет обзавестись «приблизительно 110» новыми многоцелевыми истребителями, из которых 75% одноместных, остальные — двухместные. Предложения заинтересованных авиастроителей собираются до 6 июля 2018 года.

Последние два года индийские военные готовили техзадание на 114 однодвигательных многоцелевых истребителей. Они жаловались, что по утвержденным нормативам в ВВС должны быть 42 эскадрильи многоцелевых истребителей, а в наличии всего 31, а будет еще меньше (МиГ-21 и МиГ-27 выводятся из состава), поэтому брешь надо чем-то закрывать. Однако в феврале 2018 года условие по количеству двигателей было снято, а задание сфокусировали на «боевых возможностях платформы».

Контракт должен быть вписан в программу «Делай в Индии», поэтому не более 16 машин должно быть передано в готовом виде от производителя не позднее чем через 60 месяцев после заключения контракта. Остальные соберут на индийских предприятиях в срок между пятым и двенадцатым годом с момента подписания сделки.

Дополнительно выдвигаются требования трансфера в Индию «самых передовых» технологий, связанных с машиной.

О суммах пока говорить рано, но, скажем, аналитики сборника Jane’s Defense Weekly, ссылаясь на источники среди индийских военных, оценивают весь контракт не менее чем в $15 млрд.

Вторая мама

Людей, давно следящих за индийскими оборонными закупками, трудно удивить, но довольно легко рассмешить. Как и в этом случае.

Перед нами попытка еще раз продать мировому авиапрому прославленную «матерь всех тендеров» — конкурс MMRCA («Средний многоцелевой истребитель»), по которому Индия впервые разослала RFI в 2005 году. Требовалось заменить в ВВС страны устаревшие МиГ-21.

Тогда Нью-Дели попросил 126 самолетов за $10–12 млрд: 18 в готовом виде и остальные — произведенными на индийских заводах. В очередь встали все, у кого было хоть что-то подходящее, — тендер называли крупнейшим событием «возможно, нескольких десятилетий» и упустить его было бы совсем непростительно.


Американский палубный истребитель-бомбардировщик и штурмовик Boeing F/A-18E/F Super Hornet

США представляли Lockheed Martin с F-16IN Block 70/72 и Boeing с F/A-18E/F Super Hornet. Трое производителей из Евросоюза: Франция с Dassault Rafale и консорциум Eurofighter с Typhoon (эти двое функционально одно и то же, просто появились на свет в результате военно-политической хирургии), а также Швеция с Saab Gripen NG. И, на закуску, Россия с загадочным самолетом-концептом МиГ-35.

В апреле 2011 года Индия отобрала шорт-лист из двух кандидатов, которыми стали «сиамские близнецы» Eurofighter Typhoon и Dassault Rafale. Но уже к этому моменту всё пошло наперекосяк. Становилось понятно, что технологий в Индию передавать никто особо не рвется, а уложить 126 дорогущих машин со всем жизненным циклом в $12 млрд нереально.

31 января 2012 года был объявлен победитель — Rafale. Тогда же военные оценили стоимость покупки в $18 млрд, что уже было форменным скандалом. Гораздо хуже было то, что французы такую оценку подтверждать не хотели и многозначительно рассказывали через «источники» о 20 и даже 25 млрд. Переговоры о заключении контракта затягивались.

В конце концов сами индийские военные заговорили о 23 млрд, которых, впрочем, все равно не было на тот момент. Кроме того, производитель уперся и совершенно не желал делиться «передовыми технологиями», передача которых включалась в условия тендера. Сюжет тянулся три года, пока летом 2015-го тендер не был официально аннулирован. Вместо него в 2016 году была подписана прямая закупка у Dassault 36 готовых машин типа Rafale за $8,85 млрд.

Продолжение банкета

10 лет прошло, МиГ-21 продолжают летать. Теперь нас ждет вторая серия, и не факт, что последняя.

Для начала, видимо, следует осторожно указать на избыточно оптимистичный характер независимых оценок по стоимости тендера. При соблюдении требований к машинам (а опубликованное ВВС Индии почти дословно повторяет запросы по MMRCA) 110 новых единиц обойдутся, особенно с учетом долларовой инфляции, никак не меньше тех же 20 млрд.

Пока два года обсуждался однодвигательный самолет, в фаворитах ходили Lockheed Martin с F-16IN и Saab с Gripen NG. Однако теперь воспроизводится ситуация с исходным MMRCA, и итоговый состав участников конкурса, скорее всего, будет таким же.

В этот раз у РСК «МиГ» появляются определенные шансы в связи с тем, что машина, которую 10 лет назад можно было вежливо определить как «набор пожеланий для технического облика перспективного самолета поколения 4++», уже проходит испытания по заказу Минобороны России и в том или ином количестве будет закуплена для оснащения отечественных ВВС.

Другие отечественные варианты, связанные с фирмой Сухого, формально не пройдут по условиям конкурса, так как относятся к тяжелым машинам. Эту нишу в ВВС Индии занимает Су-30МКИ (заказаны 272 самолета, поставлены более 200). Это не значит, что, скажем, Су-35С не может там появиться по факту, но это потребует дополнительных обоснований со стороны индийских военных, и весьма весомых.



комментарии (0):








Материалы рубрики

Иван Петров
Известия
Небо, самолет, денежка: подробности дела о коррупции в Росавиации
Михаил Ходаренок
Газета.ru
Проекция силы: зачем Ту-160 полетели в Венесуэлу
Анастасия Николаева
Интерфакс
Операция в открытом космосе
Екатерина Мареева, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Ту-160 отработали мирные цели
Константин Кадочников
КоммерсантЪ
В заксобрании обсудили полетное задание
Владимир Лузянин
Журнал "Оборона России" № 11 (ноябрь) 2018 год
Отсутствие серийного производства самолетов гражданского назначения - вот основная проблема авиастроителей
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
Смольный принуждает "Аэрофлот" к посадке в аэропорту Пулково
Валерия Решетникова, Дмитрий Решетников
ТАСС
Космическое расследование. Кто просверлил "Союз"?



Иван Сафронов, Владислав Трифонов; Кирилл Антонов
КоммерсантЪ
Стартовый долг. Налоговые проблемы генподрядчика строительства космодрома Восточный встревожили "Роскосмос"
Герман Костринский, Анатолий Джумайло
КоммерсантЪ
Utair возвращается к реструктуризации
Татьяна Шадрина
Российская газета
Предъявите пальчики
Герман Костринский, Анастасия Веденеева
КоммерсантЪ
Airbus A321Neo улетают к лету
Валерий Чусов
Forbes
Так полетим: новые бизнес-джеты и VIP-вертолеты 2018 года
Герман Костринский, Татьяна Дятел, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Двигатель МС-21 опускают на землю
Виктор Галенко
ИА REGNUM
Создан "летающий трактор" для блокчейна и Книги рекордов Гиннесса. Зачем?
Дмитрий Астахов, Вячеслав Суханов
Коммерсант
Березникам просят взлет
Сергей Птичкин
Российская газета
"Аллигатор" прилетел
Наталья Пономарева
Интерфакс
В честь великих
Анна Бебекина, Анастасия Феостистова
Euromag
В честь кого названы европейские аэропорты
Софья Самохина, Лада Шамардина
КоммерсантЪ
Аэропорты вышли во второй тур
Алексей Козаченко, Алексей Рамм
Известия
"Болван" с пропеллером: на боевые вертолеты подвесят фугасы
Илья Максимов, Сергей Птичкин
Российская Газета
МиГом на продажу
С. Самохина, Л. Шамардина, А. Прах, К. Антонов, К. Кальярова
КоммерсантЪ
Регионы поспорили за соотечественников
Николай Новичков
Военно-промышленный курьер
Самолеты против США
Юлия Тишина, Владислав Новый, Иван Сафронов, Денис Скоробогатько
КоммерсантЪ
ГЛОНАСС без права передачи
Герман Костринский, Анастасия Веденеева
КоммерсантЪ
"Ансаты" улетают в Азию
Роман Азанов, Дмитрий Федюшко
ТАСС
Российские вертолеты произвели фурор в Юго-Восточной Азии
Валерия Комарова
РБК
Минтранс рассмотрит введение платы за регистрацию в аэропортах
Алексей Песляк
ТАСС
Космический состав. Кто летит на МКС?
Олег Москвин, Анна Кукушкина, Михаил Мошкин
Взгляд
Турция поплатилась за отказ от российского вертолета
Николай Якубович
Независимое военное обозрение
Су-35 вступает в бой
Леонид Нерсисян
Regnum
Ил-112В близок к первому полёту — нужен ли России этот самолёт?

КоммерсантЪ - Приложение (Business Guide)
Достижения высокого полета
Александр Запольскис
Regnum
"Роскосмос" как конец остатков советской мечты
Анна Героева
КоммерсантЪ - Приложение (Business Guide)
Центр высокого полета
Ирина Цырулева, Полина Гриценко
Известия
Посадочный эталон: в России начнут пускать в самолет по смартфону
Александра Джорджевич, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Полеты во сне и на Луну
Герман Костринский, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
МС-21 увяз в узлах

ИА MagadanMedia
Землю под строительство магаданского аэропорта на 56 км решено было выделить 60 лет назад
Ирина Юзбекова
РБК
Туристические летчики: как Royal Flight увеличила выручку в четыре раза
Татьяна Володина
КоммерсантЪ - Приложение (Business Guide)
Путевка в небо
Анна Героева
КоммерсантЪ - Приложение (Business Guide)
Парк высоких технологий
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
Аэроэкспрессу до Пулково ищут альтернативу
Тимур Латыпов
Бизнес-ONLINE
"Есть люди, которые ничего не прошли – может, на ком-то женились, и они руководят нами!"
Александра Джорджевич
КоммерсантЪ - Приложение (Business Guide)
Полет в будущее
Геннадий Амирьянц
КоммерсантЪ - Приложение (Business Guide)
Сто лет ЦАГИ
Герман Костринский, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
SSJ 100 ищет коридор в Европу
Герман Костринский, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Плавдок пошел на дно с трещиной
Анастасия Николаева
Интерфакс
Проверка с выводами
Георгий Олтаржевский
Известия
Высота вокруг: как первая русская школа авиаторов стала элитной

 

 

 

 

Реклама от YouDo
Смотрите здесь - сломался телефон samsung galaxy e5, подробности по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer