Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Власти выделят новые частоты для скоростного интернета в самолетах


16 апреля 2018 года А. Посыпкина, А. Балашова, В. Маринин, П. Канаев, РБК


Власти России намерены разрешить использование новых частот для спутниковой связи на борту самолетов, морском, железнодорожном и другом транспорте. Это будет выгодно авиакомпаниям, которые смогут увеличить доходы, говорят эксперты.

​В ближайшее время в России станет возможно использование новых частот для организации спутниковой связи на воздушном, железнодорожном, морском и автотранспорте. Речь идет о так называемом Ka-диапазоне.

В понедельник, 16 апреля, Госкомиссия по радиочастотам (ГКРЧ, основной орган, который распределяет частоты в России) планирует разрешить использовать неопределенному кругу лиц полосы частот 29,5–30 ГГц (в направлении космоса) и 19,7–20,2 ГГц (в направлении Земли) для организации спутниковой связи на транспорте. Об этом говорится в проекте решения ГКРЧ. Копия документа есть в распоряжении РБК, ее подлинность подтвердили два участника рынка спутниковой связи.

Как организован спутниковый интернет на транспорте

Чтобы обеспечить спутниковую связь на борту самолета или морского судна, на него необходимо установить специальную абонентскую станцию, которая будет принимать сигнал со спутника. Она сможет раздавать интернет на устройства пассажиров через Wi-Fi. При этом услугу пассажирам оказывает сервис-провайдер, с ним заключает контракт владелец транспортного средства. Провайдер, в свою очередь, покупает емкость у оператора спутника.

В проекте решения ГКРЧ отмечается, что использовать выделенные частоты можно будет без оформления радиочастотных присвоений (разрешений на выделение конкретных номиналов частот) при соблюдении ряда условий. В частности, весь трафик, который будет формироваться абонентскими станциями, находящимися в движении и подключаемыми к геостационарным спутникам, должен проходить через станцию сопряжения российского оператора связи. Кроме того, подобные станции не могут использоваться для построения сетей, предназначенных для обеспечения безопасности человеческой жизни. В самолетах станции смогут раздавать интернет только во время полета и не должны использоваться при взлете, заходе на посадку и самой посадке.

Если абонентская станция будет работать через иностранные спутники, российский оператор связи должен предоставить в Роскомнадзор соглашение с владельцем этого аппарата, согласованное с Минкомсвязью, Минобороны и ФСО, в котором оговаривается, что система не «носит разведывательного характера и не может нанести ущерб интересам личности, обществу и Российской Федерации».

Представитель пресс-службы Минкомсвязи (глава ведомства является председателем ГКРЧ) отказался комментировать проект решения комиссии, но подтвердил, что ее очередное заседание состоится 16 апреля.

Быстрый диапазон

Сейчас использование абонентских станций, находящихся в движении и работающих через геостационарные спутники, разрешено в так называемом Ku-диапазоне (10,7–18,0 ГГц). «Проблема в том, что его пропускная способность ограничена его широким использованием в многочисленных сетях спутниковой связи», — пояснил представитель пресс-службы российского оператора спутников ФГУП «Космическая связь» (ГПКС). Иными словами, этот диапазон уже перегружен, так что спутниковые операторы активно осваивают новые частоты.

«Ka-диапазон — это относительно новый для спутниковой связи диапазон (в коммерческих проектах он появился лет десять назад), который позволяет на порядок увеличить пропускную способность спутника, существенно снизить себестоимость передачи единицы информации и, как следствие, цену услуги для конечного потребителя», — пояснил заместитель гендиректора по маркетингу и международному бизнесу российского оператора спутников «Газпром космические системы» Игорь Кот.

По словам руководителя спутникового оператора AltegroSky Сергея Пехтерева, скорость передачи данных в Ka-диапазоне в три-четыре раза выше, чем в Ku-диапазоне: в последнем в направлении к абоненту она составляет 8–10 Мбит/с, а от абонента — 1 Мбит/с; в Ka-диапазоне это 20–30 и 3–6 Мбит/с соответственно.​

Wi-Fi в воздухе

Представители двух игроков в космической отрасли отметили, что в первую очередь решение ГКРЧ предназначено для воздушного транспорта, где спрос на услуги связи может оправдать высокие затраты на организацию соединения. В первую очередь от решения выиграют пассажиры зарубежных авиакомпаний, чьи самолеты пролетают над территорией России транзитом, но и отечественные компании будут внедрять эту услугу, говорит один из собеседников РБК.

По словам источника, в краткосрочной перспективе от решения выиграют зарубежные операторы спутниковой связи, в частности предоставляющий соответствующую услугу британский Inmarsat's Global Xpress. Однако российские ГПКС и «Газпром космические системы» также планируют в будущем развивать Ka-диапазон.

Представитель ГПКС отметил, что сейчас владельцы воздушных судов не считают целесообразным организацию беспроводного интернета на борту. «Цена высокая, а зоны охвата спутников Ku-диапазона не обеспечивают непрерывного глобального покрытия, поэтому повсеместное оказание услуг спутниковой связи для самолетов не представляется возможным», — говорит он.

Игорь Кот считает, что после выделения нового диапазона частот российские авиакомпании станут активнее предлагать услугу доступа в интернет для пассажиров. «Организовать такую услугу на борту самолета до некоторого времени могли позволить себе только крупные перевозчики из-за довольно высокой стоимости передачи данных через спутник. И делали они это, как правило, на дальнемагистральных самолетах», — отметил он. По словам эксперта, новый диапазон и высокая энергетика сигнала (то есть более высокие скорости передачи данных и более компактное абонентское оборудование) сделают услуги связи и доступа в интернет в движении доступными для широкого круга небольших региональных транспортных компаний.

Дешевле станут и сами абонентские станции, говорит представитель ГПКС. «Одной из отличительных особенностей систем спутниковой связи в Ка-диапазоне является сравнительно более низкая стоимость оборудования и, соответственно, доступность услуг спутникового широкополосного доступа в интернет для массового пользователя», — рассказал он.

Из российских перевозчиков доступ в интернет предлагает только «Аэрофлот». До недавнего времени на дальнемагистральных судах компания брала от $5 за 10 Мбайт интернет-трафика. В середине 2018 года «Аэрофлот» должен запустить безлимитный доступ в интернет на узкофюзеляжных самолетах Airbus 320 и 321. Для пассажиров услуга будет стоить 800 руб. на один час и 1 тыс. руб. на весь полет, писали «Ведомости».

Как пояснил РБК источник, близкий к «Аэрофлоту», стоимость организации спутникового интернета на воздушном судне состоит из цены оборудования (установка, сертификация и обслуживание) и оплаты услуг связи провайдера. На организацию интернета на 81 воздушном судне в ближайшие три с половиной года компания потратит более $50 млн, из которых на установку и сертификацию оборудования придется свыше $45 млн, на оказание услуг связи — более $6 млн.

По оценке генерального директора консалтинговой компании Infomost Бориса Рыбака, оборудование одного самолета обходится компании в $150–200 тыс. «По крайней мере такую цену называли три-четыре года назад, когда авиаперевозчики начинали оборудовать свои суда», — отметил он.

По оценке Сергея Пехтерева, стоимость оборудования одного самолета может доходить до $500 тыс.

Эксперт отметил, что в 2017 году к интернету было подключено через спутник 2,9 тыс. пассажирских самолетов, 72 авиакомпании в мире использовали или планировали использовать спутниковый интернет. По оценке Лондонской школы экономики, оказание услуг доступа в интернет в полете может принести авиакомпаниям по всему миру дополнительную выручку в размере $0,9 млрд в 2018 году совокупно, а к 2035-му этот показатель возрастет до $30 млрд. Более половины этой суммы придется непосредственно на услугу доступа в интернет, еще $6,8 млрд авиакомпании смогут заработать на услугах электронной коммерции на борту, $6 млрд — на рекламе и $1,4 млрд — на продаже премиального контента.

Борис Рыбак уверен, что, если стоимость этой услуги станет ниже, она будет крайне востребована у перевозчиков, так как спрос со стороны пассажиров есть.



комментарии (0):







Материалы рубрики

Кирилл Сенин
Известия
Паралич доли: за гибель пассажиров Boeing хотят заплатить по минимуму
Алексей Рамм, Алексей Козаченко, Богдан Степовой
Известия
Дуэльный комплекс: летчики и подводники переходят на совместное обучение
Виталий Воловатов
Известия
Дрон во спасение: московские пляжи будут патрулировать беспилотники
Дмитрий Серков
РБК
Куратор президентского авиаотряда попал в разработку ФСО
Роман Азанов, Дмитрий Федюшко
ТАСС
Имитация любого истребителя. Чем "умный" Як-130 превосходит зарубежных конкурентов

ТАСС
В Малайзии открывается 15-я выставка авиакосмической и морской техники LIMA 2019
Иван Апулеев
Газета.ru
Боевая лошадка: в Америке похвалили истребитель Су-35С
Ольга Захарова, Надежда Мурзаханова, Марина Шеина
ТАСС
Полет нормальный. Как на Кубани заработала новая программа для космонавтов



Сергей Титов
КоммерсантЪ
Правительство взяло управление самолетом на себя. "Авиастару-СП" указали на срыв сроков гособоронзаказа
Илья Крамник
Известия
Стратеги нелокального значения: чем угрожают России B-52 близ границ?
Герман Костринский, Иван Синергиев
КоммерсантЪ
Для МС-21 нашли запасный выход из ситуации
Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Россия выиграла цену на заправку
Кристина Бочарникова
Интерфакс
Частный космос

Naked Science
Транспорт легче воздуха: в "Ростехе" рассказали о развитии дирижаблестроения
Анастасия Николаева
Интерфакс
В "ручном управлении"
Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Юрий Борисов хочет серию без срывов
Наталья Скорлыгина, Герман Костринский, арбитражная группа
КоммерсантЪ
К «Трансаэро» накопились личные вопросы
Роман Бирюлин
Красная звезда
Есть у лётчика мечта – высота
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ - Санкт-Петербург
«Россия» жонглирует багажом
Иван Апулеев
Газета.ru
«У Москвы есть амбиции»: в США оценили гиперзвуковой «Кинжал»
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Red Wings пострадала за SSJ 100. Росавиация заблокировала ей поставки канадских A220-300
Максим Рубченко
РИА Новости
Восстание машины. Почему Boeing 737 MAX убивает людей
Роман Крецул, Алексей Рамм, Алексей Козаченко
Известия
Наглотаться пыли: «Ночной суперохотник» обкатают жарой и песком
Алексей Козаченко
Известия
Изображая жертву: пилотов подготовят в дуэльных боях
Иван Синергиев, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Интернет очистят от околокосмического мусора. По заявлению Дмитрия Рогозина возбуждено уголовное дело о клевете
Елизавета Королева
Газета.ru
Тайна раскрыта: о чем говорили пилоты разбившегося Boeing

ТАСС
Безбагажные тарифы "Аэрофлота" позволят получить премиум-услуги за меньшие деньги
Елизавета Королева
Газета.ru
Смертельная посадка: у пассажирского самолета загорелся двигатель

Газета.ru
Шанс для Airbus? Кому выгодно падение Boeing
Волгин Владимир
Военно-промышленный курьер
Самолет в светлое будущее
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Авиация катастроф
Черкасов Сергей
Военно-промышленный курьер
Камикадзе Калашников
Алексей Афонский
Lenta.ru
Денежная петля
Юлия Насулина
РИА Новости
Родные погибших в авиакатастрофе в Ростове продолжают тяжбу с Flydubai
Илья Крамник
Известия
Почти пятое поколение: зачем Египту понадобились Су-35
Анастасия Николаева
Интерфакс
Контракт на истребители

РИА Новости
Немецкие эксперты назвали две возможные причины катастрофы Boeing в Эфиопии
Иван Сафронов, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
Су-35 укрепят египетскую силу. Каир осваивается в клубе крупнейших покупателей российского оружия

Business FM
С небес на землю. Полеты Boeing 737 MAX приостановлены по всему миру
Светлана Баева
РИА Новости
Пилоты рассказали, чем опасны неадекватные пассажиры
Ксения Чемоданова, Ксения Чернухина
360TV
Кошелек или жизнь. Сколько денег потеряют компании из‐за отказа от Boeing 737 Max

Национальная служба новостей (НСН)
Эксперт спрогнозировал подорожание авиабилетов на 15-20%

Sputnik
До особого распоряжения: Россия прекратила полеты сомнительных "боингов"
Ольга Самофалова
Взгляд
Авиационный мир сумел поставить американцев на колени
Инна Сидоркова, Наталья Галимова
РБК
Россия и Китай договорились об условиях создания тяжелого вертолета
Антон Ширяев
Lenta.ru
Крутое пике
Юлия Гарднер
Российская газета
Экономное небо
Татьяна Шадрина
Российская газета
Boeing 737 идет на стоянку
Герман Костринский, Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
На Пулково махнули крылом. "Победа" отказалась от международных рейсов из Петербурга
Олег Рубникович
КоммерсантЪ
СКР проявился в сфере джетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
YouDo: гдн заказать курсовую - подробное описание здесь.
Смотрите тут - ремонт отопление в доме, подробное описание здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer