Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Китайский самолет с английскими двигателями назовут российским


16 апреля 2018 года Анатолий Комраков, Независимая газета


Rolls-Royce собирается поставлять двигатели для будущего китайско-российского дальнемагистрального самолета CR929. Ни у России, ни у Китая пока нет конкурентоспособных двигателей для этого лайнера, сборка которого будет организована в Китае.

В декабре 2017 года компания CRAIC – совместное предприятие российской Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и Китайской корпорации гражданского авиастроения (COMAC) – запросило потенциальных поставщиков комплектующих для самолета, которые должны сделать предложение до конца мая.

«CR929 – отличный самолет. Мы хотим быть поставщиком двигателя», – заявил представитель Rolls-Royсe Пол Стейн. 

Россия и Китай хотят создать широкофюзеляжный дальнемагистральный лайнер вместимостью 250–300 пассажиров, который, как предполагается, сможет создать конкуренцию продукции европейского Airbus и американского Boeing. Стоимость программы оценивается в 16–20 млрд долл. Первый полет самолета ожидается в 2025 году.

Эксперты оценивают рынок дальнемагистральных самолетов в ближайшие 20 лет в 2,3 трлн долл., с помощью CR929 часть этого рынка РФ и КНР хотят оставить за собой. Это может произойти, только если российско-китайский самолет окажется более эффективным, чем Boeing 787 и Airbus А350.

В ОАК посчитали, что до 2045 года авиаперевозчикам понадобится свыше 7 тыс. таких самолетов, причем только Китаю понадобятся 15% из них, еще около 30% купят другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Спрос на российском рынке составит не более 5%. CR929 находится пока на стадии эскизного проектирования. 

Самая большая его проблема, пожалуй, это двигатель. Известно, что в мире есть только четыре страны, которые могут делать подходящие силовые установки: США, Великобритания, Франция и РФ. Кроме отечественных компаний только фирмы США (Pratt & Whitney, General Electric, Honeywell), Англии (Rolls-Royce) и Франции (Snecma) владеют технологиями полного цикла создания современных двигателей для гражданской авиации. Многолетние усилия Китая до сих пор не привели к успеху в этой области. Аналитики обращают внимание, например, что китайцы быстро скопировали и оснастили собственными системами российский истребитель Су-27, выпуская его под индексом J-11, но скопировать двигатель этого самолета им так и не удалось, поэтому Китай до сих пор вынужден закупать этот уже давно не самый современный движок в России.

В России, однако, с двигателями тоже все не просто, сказываются 20 лет простоя в этой области. Только недавно для среднемагистрального самолета МС-21 был создан ПД-14 – первый новый авиадвигатель в России после распада СССР, причем он стал первым отечественным авиадвигателем 5-го поколения. Основное техническое отличие от предыдущих генераций – температура газа: если у двигателей первого поколения, которые, кстати, появились в конце 1940 годов, она не превышала 1150 градуса, то лопатки турбин двигателей 5-го поколения, первые образцы которых появились на Западе в середине 90-х годов, работают при температуре 1900 градусов. Однако в действительности серийного двигателя ПД-14 пока нет. И когда он появится – точно не знает никто. Поэтому российский МС-21 летает не на отечественных, а на иностранных двигателях.

Современные двигатели легче, экологичнее и экономичнее. Как ожидается, оснащенный такими двигателями среднемагистральный МС-21 будет расходовать 15 г топлива на перевозку одного пассажира на 1 км. Для сравнения, у самого распространенного советского самолета Ту-154М этот показатель составлял 27,5 г, за час он сжигал 5,3 т топлива. Более современному Ту-204-120 нужно 19,1 г на пассажиро-километр, а Airbus A319-100 – 20,5 г.

Однако, как это часто случается, доводка двигателя отстает от самого самолета, и МС-21 пока сертифицируется с двигателями Pratt & Whitney, Как сообщил представитель Комитета по авиационной промышленности Союза машиностроителей России Равиль Хакимов, ПД-14 включится в эту работу с 2019 года. Сейчас уже очевидно, что и с CR929 будет то же самое, российско-китайское детище из гнезда выпорхнет скорее всего на Rolls-Royce или General Electric. Дело в том, что ПД-35 – это совершенно уникальная задача для российской инженерии, его тяга должна быть свыше 30 т (у ПД-14 соответственно 14 т), а таких машин ни в СССР, ни, понятно, в РФ до сих пор не делали.

Общая стоимость программы ПД-35 оценивается в 180 млрд руб. Из них около 60 млрд составят инвестиционные затраты (в Пермском крае строится фактически новое предприятие для создания двигателя, в России просто нет стендов для испытания двигателей такого размера и такой тяги). Таким образом, непосредственно на создание двигателя и работу конструкторов будет направлено 120 млрд руб. Ожидается, что так называемый образец-демонстратор ПД-35 будет создан в 2023 году, а к серийному производству пермский завод сможет приступить в 2028 году. Кроме CR929 этого гиганта планируют ставить и на перспективные военные самолеты.

Что касается предложения Rolls-Royсe, то скорее всего речь идет об основной современной модели этого предприятия – Trent 1000, которая может быть адаптирована под конкретный самолет, когда РФ и КНР определятся с его окончательным обликом и техническими характеристиками. Впрочем, в линейке компании уже сейчас есть монстры с тягой, далеко превосходящей 30 т. Например, тяга базовой версии Trent XWB-84, которую устанавливают на Airbus A350-900, составляет 38 т. А в прошлом году Европейское агентство по безопасности авиаперевозок (EASA) сертифицировало самый мощный двигатель семейства турбовентиляторных моторов Trent XWB-97 тягой почти 44 т. Этот аппарат предназначен для установки на широкофюзжеляжные самолеты Airbus A350-1000.       



комментарии (0):








Материалы рубрики

Марианна Беленькая, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
Истребители и Ил-20 развели во времени
Александра Джорджевич, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
ОАК перенастроила управление
Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
"Роскосмос" взял на себя всю полноту отверстия
Инна Алейникова
Аргументы и Факты
Помощь свыше. Авиамедицинские бригады переходят на круглосуточное дежурство

MagadanMedia
Летевший из Магадана Ил-12 разбился возле поселка имени Лазо 60 лет назад
Наталья Решетникова
Российская газета
История на взлете
К. Гулов, Э. Байназаров, А. Рамм, А. Козаченко, Р. Крецул, Б. Степовой
Известия
"Цепь трагических случайных обстоятельств". Россия обеспечит дополнительную безопасность своих военных после катастрофы Ил-20 в САР
Николай Грищенко
Российская газета
Винты закрутятся



Александр Шарковский
Независимая газета
Расследование гибели рейса MH17 пошло по ложному следу
А. Джорджевич, Н. Сергеев, К. Кривошеев, Я. Соколовская
КоммерсантЪ
Путь ракеты отследили до Теребовли
Александр Шишкин
Взгляд
ВМФ предлагают проект ущербного авианосца
Наталья Голобурдова, Тимур Латыпов, Максим Кирилов
Бизнес-ONLINE
МиГ-29 в полях Татарстана: как Константин Тимофеев устроил под Казанью "аэродром подскока"
Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
На "Бук" зашли через архивы
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Степь стратегического назначения
Александр Манякин
Независимое военное обозрение
"Бархатный сезон" отечественной гидроавиации
Александр Емельяненков
Российская газета
Встречайте "Циклон"
Николай Грищенко
Российская газета
Как авиастроители из Ростовской области завоевывают Америку
Владислав Викторов, Яна Пашаева
КоммерсантЪ FM
Малайзийский Boeing разглядели в зарослях
Дмитрий Людмирский
Известия
Нейтроны против бомбы: физики создали средство борьбы с терроризмом
Андрей Станавов
РИА Новости
Охотники за подлодками. Зачем Россия возрождает самолеты-амфибии А-40
Тимур Латыпов
Бизнес-ONLINE
Пустовгаров откупоривает шампанское: санавиация заказала 104 "Ансата"
Илья Крамник
Известия
Турбореактивная унификация: получит ли Су-30 двигатели от Су-35
Николай Якубович
Независимое военное обозрение
Универсальные орудия самолетов Второй мировой
Игорь Надеждин
Lenta
Внешний фактор
Татьяна Жданова
Деловой Петербург
"Климов" едет в Улан–Удэ: завод претендует на многолетний контракт объемом 75 млрд рублей
Юрий Грудинин
Журнал "АвиаСоюз"
Модернизация производства – основа развития авиастроения
Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
Санкции стоят, а двигатели идут
Инна Деготькова
Московский Комсомолец
Цены на авиабилеты при онлайн-бронировании решила изменить ФАС
Яков Лысенко, Лидия Мисник
Газета.Ru
«Все решали секунды»: почему в Сочи загорелся Boeing
Анастасия Парфенова, Елена Иванова
КоммерсантЪ FM
Пассажиры Boeing жалуются на скорость реакции

Spuntik Латвия
Версия Польши о взрыве при крушении самолета Качиньского не подтвердилась
Николай Сергеев
КоммерсантЪ
Boeing не хватило полосы
Михаил Замарин, Владимир Солдатов, Николай Бодрихин
Независимое военное обозрение
Радиоэлектронные средства мониторинга и защиты гидроавиации
Виталий Барсуков
Независимая газета
Аэропортовый скандал довел иркутского губернатора до суда
Владимир Щербаков
Независимое военное обозрение
Большой смотр гидроавиации
Александр Заблотский
Независимое военное обозрение
Маленькое "Монино" российской глубинки
Сергей Машкин, Галина Дудина
КоммерсантЪ
Польские прокуроры повторят работу над обломками
Роман Азанов
ТАСС
Истребитель вертикального взлета. Самолет будущего или хорошо забытое прошлое?
Елизавета Кузнецова, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Лопасти пойдут под нож
Александр Ермаков
Известия
Ломая шаблоны: новый британский авианосец впервые отправился за океан
Павел Панов
Известия
В небо на батарейках
Наталья Гусаченко
РЖД Партнер
Российские эксперты считают SSJ-100 безопасным
Екатерина Геращенко, Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Еда проследовала в зону вылета
Татьяна Шадрина
Российская газета
Ожидание денег стоит

Финобзор
Российский МС-21: неожиданный конкурент Boeing и Airbus
Роман Рожков, Александра Мерцалова
КоммерсантЪ
Sindbad попал в шторм
Ирина Дронина
Независимое военное обозрение
Китайский шлем для пилотов Су-35
Илья Крамник
Известия
Авианесущие загадки: что обещают чиновники
Сергей Титов
КоммерсантЪ - самара
Авиастроители расписались после развода
Евгений Девятьяров
Известия
Президентский Ил-96-300 хотят оставить в строю еще на два года

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer