← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

"ИрАэро" сдала SSJ 100 на сторону


17 апреля 2018 года Елизавета Кузнецова, КоммерсантЪ


На фоне роста пассажиропотока UTair арендовала для своих маршрутов три самолета SSJ 100 у «ИрАэро». По данным “Ъ”, в 2017 году «ИрАэро» взяла в лизинг дополнительные пять SSJ 100 в максимальной версии специально для полетов по маршрутам стороннего заказчика. Но эксплуатация еще двух самолетов в базовой комплектации затруднена из-за технических трудностей с двигателем, из-за чего «ИрАэро» судится с лизингодателем ГТЛК.

UTair начала выполнять часть полетов из Внуково на трех самолетах SSJ 100, входящих в парк иркутской авиакомпании «ИрАэро». Партнерство строится на базе найма дополнительных провозных емкостей: UTair продает авиабилеты на свои рейсы, а ежедневные полеты в Казань, Архангельск, Нальчик и Ульяновск выполнит «ИрАэро». Президент «UTair — Пассажирские авиалинии» Павел Пермяков пояснил “Ъ”, что это «взаимная инициатива» авиакомпаний: UTair начала искать партнера, переговоры с «ИрАэро» стартовали в 2018 году. «Бизнес "ИрАэро" состоит из регулярных рейсов и сдачи самолетов во фрахт»,— говорит господин Пермяков, отмечая, что SSJ 100, о которых идет речь, «предназначались изначально не для полетов по маршрутной сети иркутского перевозчика, а для работы под заказчика». UTair предложила хорошие условия и цены, на которые согласилась «ИрАэро». В «ИрАэро» комментариев не дали.

С начала года пассажиропоток UTair вырос на 16%, прогнозируется дальнейший рост, «в том числе за счет интеграции партнеров в сетевое расписание». При этом в конце 2017 года господин Пермяков говорил, что программа обновления флота перевозчика начнется не ранее 2019 года. Сейчас в нем 74 самолета, более половины — Boeing 737. Проанализировав маршруты, UTair решила, что на ряде направлений «выгодны именно ближнемагистральные самолеты на 100 кресел с загрузкой SSJ 100», что «позволит сохранить низкие цены на билеты и качество сервиса», говорит Павел Пермяков.

«ИрАэро» начала эксплуатировать SSJ 100 в 2016–2017 годах. Сейчас в ее парк входят девять самолетов такого типа, семь из которых передала в лизинг ГТЛК (в том числе два, бывших в эксплуатации у Red Wings). Источник “Ъ”, близкий к «ИрАэро», говорит, что в 2017 году компания взяла в лизинг «дополнительно пять новых SSJ 100 в максимальной версии специально для полетов по маршрутам стороннего заказчика». Он отметил, что за счет полетов на SSJ 100 в 2017 году показатели компании значительно улучшились (по данным Росавиации, рост перевозок составил почти 60%, до 374 тыс. человек, а занятость кресел выросла на 3%, до 65,4%).

Но два SSJ 100 в базовой версии сейчас не летают из-за проблем с двигателем. У перевозчика есть задолженность перед ГТЛК в 283 млн руб.— 123 млн руб. за аренду самолета, около 20 млн руб.— неустойка за просроченную аренду, $489 тыc.— за неоплату техресурсов. Пока перевозчик возместил 20 млн руб. ГТЛК подала в суд, «ИрАэро» заявила встречный иск о взыскании убытков, возникших из-за недостатков самолетов, препятствующих их эксплуатации, следует из картотеки арбитражных дел. «ИрАэро» также ходатайствовала о привлечении к участию в деле производителя «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) и двигателей PowerJet (пока его суд не удовлетворил). В ГТЛК не стали комментировать иск, отметив, что знают о заключенном партнерстве. В ГСС отметили, что если эксплуатация SSJ 100 окажется эффективной, то UTair может рассмотреть возможность их приобретения.

Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов полагает, что схема аренды может быть экономически оправданна для обеих компаний и, по сути, является скрытой формой «мокрого лизинга», когда самолеты вместе с экипажем полностью передаются третьей стороне в операционное управление. Применение такой схемы более эффективно и удобно для авиакомпаний, но в РФ она не реализуется из-за отсутствия законодательной базы и негативной позиции Росавиации.



URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2018/4/17/29386/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.