Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


С-300 нацелились на Сирию


23 апреля 2018 года Иван Сафронов, Александра Джорджевич, КоммерсантЪ


Как стало известно “Ъ”, Россия уже в ближайшее время может начать поставку зенитных ракетных комплексов (ЗРК) С-300 «Фаворит» в Сирию. Еще в 2010 году Дамаск законтрактовал данные ЗРК, но уже на этапе реализации контракт был аннулирован по просьбе Израиля, опасавшегося за свое воздушное пространство. На этот раз, по данным “Ъ”, поставку «Фаворитов» планируется осуществить на безвозмездной основе, чтобы в короткие сроки на их основе создать эшелонированную систему сирийской ПВО, способную прикрыть Дамаск и места размещения авиатехники от обстрелов. Эксперты считают, что реакция израильских военных на такой шаг будет предсказуемо негативной, а некоторые не исключают нанесения ими удара по местам дислокации С-300.

Заявления о готовности поставить Дамаску комплексы С-300 впервые прозвучали через несколько часов после нанесения США, Великобританией и Францией 14 апреля массированного ракетно-бомбового удара по Сирии. Первым выступил начальник главного оперативного управления Генштаба ВС РФ Сергей Рудской: «С учетом произошедшего считаем возможным вернуться к рассмотрению этого вопроса — и не только в отношении Сирии, но и других государств». 16 апреля глава МИД РФ Сергей Лавров в интервью Би-би-си эту позицию поддержал: «Для того чтобы помочь сирийской армии сдержать агрессию, мы готовы рассмотреть все необходимые шаги». А 20 апреля он прямо заявил «РИА Новости», что после последнего обстрела Сирии «у нас теперь нет никаких моральных обязательств». В тот же день Владимир Путин провел совещание с начальником Генштаба ВС РФ Валерием Герасимовым и министром обороны Сергеем Шойгу: на встрече, согласно официальному сообщению, обсуждались «некоторые аспекты ситуации в Сирии». Каких-либо иных подробностей там не сообщили.

Два военно-дипломатических источника “Ъ” утверждают, что находившийся «преимущественно в политической плоскости» вопрос о передаче сирийской армии ЗРК практически решен.

Предполагается, что компоненты С-300 (радиолокационные станции, транспортно-заряжающие машины, пункты управления, пусковые установки и т. д.) в скором времени будут доставлены в республику либо самолетами военно-транспортной авиации, либо кораблями ВМФ РФ.

В департаменте информации и массовых коммуникаций Минобороны на вопросы “Ъ” по теме С-300 в Сирии в выходные ответить не смогли.

С-300 могли появиться в Сирии гораздо раньше. В 2010 году Минобороны республики и спецэкспортер российских вооружений «Рособоронэкспорт» подписали контракт на поставку четырех дивизионов ЗРК в варианте С-300ПМУ-2. Выполнению контракта сначала помешала начавшаяся в 2011 году гражданская война в Сирии — заказчику были переданы лишь радиолокационные станции, но не остальное оборудование (в том числе пусковые установки и ракеты).

Помимо внутренних обстоятельств были и внешние: поставку С-300 Сирии постоянно критиковал Израиль, считавший, что, получив такое мощное оружие, сирийские военные смогут контролировать его воздушное пространство. В конце концов по просьбе Тель-Авива контракт был аннулирован. «Израильтяне выразили опасения по поводу поставок тех же систем С-300 другой стране региона, поскольку с ее территории С-300 может доставать территорию Израиля»,— говорил президент Владимир Путин во время прямой линии 16 апреля 2015 года, уточняя, что Россия эту озабоченность разделила и вернула заказчику около $400 млн аванса. Впоследствии эти С-300ПМУ-2 были адаптированы под требования другого заказчика — Ирана, купившего их за $1 млрд (см. “Ъ” от 10 ноября 2015 года).

В этот раз С-300 планируется передать Сирии в рамках оказания военно-технической помощи. По крайней мере, как говорит собеседник “Ъ” в сфере ВТС, на закупку новых систем данного типа «у сирийцев нет денег», а оформление кредита в планы России не входит (хотя, по данным «РИА Новости», недавно сирийские ВС все-таки приобрели на коммерческой основе более 40 единиц зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С1»).

Так или иначе, но наиболее вероятна поставка в республику уже бывших в употреблении вооруженных сил РФ комплексов.

Вместе с советскими системами С-125, С-200, «Бук», «Квадрат» и «Оса» они составят основу эшелонированной сирийской ПВО, которая сможет прикрыть от возможных ударов Израиля и коалиции США не только Дамаск, но и ряд военных баз, где размещена сирийская авиация и находятся иранские военные инструкторы. По оценке полковника запаса Виктора Мураховского, для таких задач в Сирию имеет смысл перебрасывать не менее трех-четырех дивизионов ЗРК данного типа. Напомним, что российские зенитные ракетные системы С-400 защищают воздушное пространство в Хмеймиме и Масьяфе, а С-300В4 прикрывают пункт материально-технического обеспечения ВМФ РФ в Тартусе. По словам Сергея Рудского, во время обстрела в ночь на 14 апреля ни одна ракета в зону действия российских средств ПВО не входила.

Реакция израильских официальных лиц на планы России поставить С-300 в Сирию пока не прозвучала. Но бывшие высокопоставленные чиновники, в числе которых экс-глава управления разведки армии обороны Израиля Амос Ядлин, считают, что израильские военные нанесут по ЗРК удар. В Тель-Авиве отреагируют на поставки С-300 в Сирию очень нервно, но сейчас в Сирии «каждый ловит свою рыбку в мутной воде», убежден директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов: «После апрельского удара России надо было как-то ответить США и их союзникам, и, по всей видимости, был выбран вариант с показательной поддержкой Башара Асада».

В Москве исходят из того, что размещение С-300 в Сирии позволит стабилизировать обстановку и не позволит израильтянам и коалиции во главе с США беспрепятственно уничтожать гражданскую и военную инфраструктуру.

По крайней мере, глава комитета Совфеда по обороне Виктор Бондарев считает, что «наличие высокоэффективного оборонительного вооружения в арсенале любой суверенной страны отрезвит горячие головы не только натовских военных и генералов». В то же время на обучение сирийских офицеров управлению С-300 уйдет немало времени: бывший замглавкома ВВС РФ по Объединенной системе ПВО СНГ Айтеч Бижев считает, что на это понадобится порядка трех месяцев. При этом, по сведениям “Ъ”, в местах их развертывания на первых порах будут находиться российские военные советники, которым предстоит координировать действия сирийских специалистов. И если тот же Израиль примет решение нанести по местам дислокации С-300 ракетные удары, то последствия, по убеждению источников “Ъ”, «для всех сторон будут катастрофическими».



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBsCjJ
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer