Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Амбарчики" над Заполярьем


27 апреля 2018 года Александр Заблотский, Независимая газета


МБР-2, в обиходе называвшийся летно-техническим составом «амбарчиком», был единственным массовым отечественным гидросамолетом, созданным в СССР в предвоенные годы. Он был создан Георгием Бериевым и впервые поднялся в воздух в Севастополе 3 мая 1932 года. А уже в 1934 году МБР-2 с двигателем М-17 был запущен в серийное производство на авиазаводе № 31 в Таганроге.

На серийных самолетах МБР-2 впоследствии был установлен более мощный двигатель М-34 и усовершенствовано оборудование кабин, улучшены условия работы экипажа. Были разработаны и серийно строились различные варианты для перевозки грузов и пассажиров. В общей сложности в Таганроге было построено 1365 гидросамолетов МБР-2 различных модификаций. С 1937 года МБР-2 стал основным гидросамолетом советской морской авиации. И хотя к началу Великой Отечественной войны самолет устарел, это была самая массовая летающая лодка на всех флотах, внесшая свой значимый вклад в достижение победы над врагом.

РАЗВЕДЧИКИ, НО НЕ ТОЛЬКО

К началу Великой Отечественной войны в составе ВВС Северного флота насчитывалось 49 МБР-2 (из них 44 исправных), входивших в состав 118-го отдельного разведывательного авиационного полка (орап) и 49-й отдельной эскадрильи. 118-й орап, являвшийся основной разведывательной авиационной частью флота, имел 37 (32 исправных) гидросамолетов МБР-2 и семь (5 исправных) гидросамолетов ГСТ, базировавшихся на гидроаэродроме в губе Грязная Кольского залива.

С началом войны самолеты полка начали ведение морской разведки в операционной зоне флота, однако очень скоро МБР-2 приступили и к нанесению бомбовых ударов по наступавшим частям немецкого горнострелкового корпуса «Норвегия». Однако практика быстро показала, что появляться летающим лодкам днем в пределах радиуса действия немецких истребителей было более чем рискованно. Так, 29 июня 1941 года звено из трех МБР-2 отбомбилось по складам в порту Линахамари, но на обратном пути их перехватили «мессершмитты». Шансов уйти от преследования у тихоходных летающих лодок не было, и все три машины были сбиты.

Кроме ведения разведки и нанесения ударов в интересах сухопутных войск летом 1941 года летчикам 118-го полка пришлось скрестить свое оружие с таким серьезным противником, как эсминцы немецкой 6-й флотилии. Последние осуществили тогда несколько набеговых операций на советских прибрежных коммуникациях. Впрочем, после неудачной охоты за немецкими кораблями летающие лодки опять вернулись к своей обычной боевой работе, причем вполне закономерно, что МБР-2 на этот раз перешли к боевым вылетам в темное время суток. Как только позволяла погода, летающие лодки вели беспокоящие бомбардировки войск противника на линии фронта. Однако эффект от ночных налетов не ограничился только лишением немцев нормального сна по ночам. В ночь с 5 на 6 декабря 1941 года самолеты МБР-2 совершили 20 боевых вылетов на бомбардировку, в том числе и по судам в порту Лиинахамари. В результате прямым попаданием был поврежден транспорт «Aнтье Фритцен», погибли три и были ранены пять человек из экипажа.

ОХОТНИК ЗА НАЦИСТСКИМИ СУБМАРИНАМИ

К началу войны МБР-2 был единственным самолетом советской морской авиации, специально предназначенным для решения задач противолодочной обороны. Поэтому важной задачей «амбарчиков» стала противолодочная борьба и проводка конвоев. 49-я эскадрилья, вошедшая в состав Беломорской военной флотилии (БВФ) вместе со звеном МБР-2 из 118-го орап, базировавшегося на Йоканьгу, начала вести поиск подводных лодок над Белым морем и подходами к нему.

4 сентября пара МБР-2 49-й эскадрильи обнаружила и атаковала к западу от мыса Канин Нос немецкую подлодку в позиционном положении. После перезарядки самолеты еще раз бомбили масляное пятно, образовавшееся после первой атаки. Экипажам засчитали потопленную субмарину, но послевоенные документы не подтверждают гибели здесь немецкой ПЛ. В итоге противолодочное патрулирование заставило командование кригсмарине снизить активность своих субмарин на подходах к Белому морю.

Впрочем, свой «главный противолодочный калибр» – глубинные бомбы ПЛАБ-100 гидросамолетам довелось применить не только по чужим, но и по своим. 7 октября 1941 года пара МБР-2 по ошибке атаковала подлодку С-101, совершавшую переход из Беломорска в Полярный.

События лета 1942 года – активизация немецких субмарин у Новой Земли и прорыв «карманного линкора» «Адмирал Шеер» в Карское море – заставили командование флота сформировать Новоземельскую военно-морскую базу (ВМБ) и 3-ю авиагруппу, основу которой составили 17 МБР-2. Кроме того, в состав Беломорской флотилии вошел 22-й разведывательный полк, переброшенный на Север с Каспия и имевший в своем составе 32 МБР-2.

С 26 августа по 5 сентября 9 МБР-2 перелетели на новоземельские аэродромы, начав постоянные разведывательные полеты в Карском море, там, где раньше летали только летчики полярной авиации. Но тем не менее МБР-2 не нашли широкого применения в Арктике, прежде всего, из-за малой дальности и продолжительности полета.

ПЕРЕЛОМ

В 1943 году начался количественный и наконец-то качественный рост авиации флота. Но полярные ночи еще полностью принадлежали «амбарчикам». В ночь с 24 на 25 января 1943 года в заполярном порту Киркенес прозвучал сигнал воздушной тревоги. Это с очередным «визитом вежливости» немцев посетили МБР-2 из 118-го орап. Всего за одну ночь 12 летающих лодок сделали 22 самолето-вылета на бомбардировку судов в порту, сбросив 40 ФАБ-100 и 200 осколочных АО-2,5.

Прямых попаданий в суда не было, но одна из бомб разорвалась вблизи борта, стоявшего на рейде в ожидании разгрузки парохода «Ротенфельс» (7854 брт). Этим бы все и закончилось, но от близкого разрыва воспламенилось сено, которое вместе с другими грузами находилось на борту, и огонь начал распространяться по судну. Несмотря на принятые меры – на «Ротенфельс» срочно перебросили норвежскую пожарную команду и 200 советских военнопленных, которые должны были выбросить опасный груз в море, – пожар продолжал усиливаться. Немцам скрепя сердце самим пришлось затопить судно. Хотя его вскоре подняли, было потеряно 4 тыс. тонн грузов, а сам пароход надолго встал в ремонт. Этот успех скромных «амбарчиков» тем более весом, поскольку «Ротенфельс» оказался не только самым крупным судном, потопленным ВВС СФ в 1943 году, но и вообще самым крупным успехом советской морской авиации в этом году на всех театрах.

В 1943–1944 годы накал борьбы на полярных коммуникациях усиливался. Немецкие подлодки от одиночных атак перешли к знаменитой тактике «волчьей стаи», причем субмарины получили на вооружение новейшие акустические и маневрирующие торпеды, а по опыту действий в Атлантике усилили зенитное вооружение субмарин. Теперь «волки» Деница вполне могли отбиться от слабовооруженного МБР-2. В то же время гидросамолеты BV138 стали регулярно появляться в Карском море и вести воздушную разведку вплоть до пролива Вилькицкого.

Разница в боевых возможностях МБР-2 и его противников была очень велика, поэтому эффективным противолодочным самолетом ни на одном из наших флотов МБР-2 так и не стал. Прежде всего из-за отсутствия радиолокационной станции (что, впрочем, вообще было «больным местом» советского ВМФ в годы войны), которая к 1943–1944 годам стала непременным атрибутом самолета ПЛО. Тем не менее основную тяжесть противолодочной борьбы в 1943 году вынесли именно МБР-2. Из 130 боевых вылетов в интересах ПЛО, выполненных самолетами БВФ, – 73 вылета на счету «амбарчиков».

Учитывая сложившуюся обстановку, МБР-2 в Арктике и Баренцевом море заменялись ленд-лизовскими «Каталинами», а за «амбарчиками» оставалось Белое море. Там они вели воздушную и ледовую разведку, проводили конвои, продолжали поиск подлодок, особенно в районах мысов Святой Нос и Канин Нос. К июню 1944 года в составе ВВС БВФ числилось 33 МБР-2, которые использовались достаточно интенсивно: в 1944 году они выполнили 905, а в 1945 году – 259 вылетов на воздушную разведку и поиск ПЛ в Белом море. Одновременно начался закономерный процесс списания отработавших свое летающих лодок. Но экипажи МБР, имевшие к этому времени большой боевой опыт, несмотря на все недостатки своих изрядно устаревших машин, при случае могли доставить неприятные сюрпризы немецким подводникам.

Так, 22 октября 1944 года два МБР-2 из 53-го смешанного полка ВВС БВФ вылетели на поиск подводной лодки, 15 часов назад обнаруженной флотской радиоразведкой и после этого отметившейся безуспешной попыткой атаки траулера РТ-89. «Немка», а это была U-737, действительно находилась в указанном для поиска районе, и, обнаружив ее в надводном положении, гидросамолеты немедленно атаковали противника. Сначала «амбарчики» сбросили противолодочные авиабомбы (ПЛАБ), которые подводники назвали сверхтяжелыми парашютными бомбами, а затем обстреляли погружающуюся лодку из пулеметов. В результате субмарина получила легкие повреждения, три члена экипажа были ранены. Лодка прервала боевой поход и вернулась в норвежский порт Гаммерфест.

ЦЕННЫЙ ТРОФЕЙ

Кроме рутинной боевой работы, случалось, на долю МБР-2 выпадали и не совсем обычные операции. 19 октября 1944 года летающая лодка BV-138C-1 из состава эскадрильи 3.(F.) авиагруппы SAGr130 вылетела на разведку восточной части Баренцева моря. Около четырех часов утра следующего дня наблюдатели с острова Моржовец обнаружили летящий на большой высоте самолет, который выпустил серию цветных ракет и скрылся в западном направлении. Примерно около того же времени радиоразведка Северного флота зафиксировала в этом районе работу неизвестной самолетной радиостанции. В воздух были подняты МБР-2 из состава 53-го авиаполка ВВС БВФ, которые утром 22 октября обнаружили севшую на воду немецкую летающую лодку в точке, отстоявшей на 27 миль к северу от Моржовца. «Амбарчики» установили непрерывное воздушное наблюдение за своими неудачливыми коллегами и навели на них гидрографическое судно «Мгла». Гидрограф прибыл к месту вынужденной посадки в 08.30 23 октября. Спуск флага и сдача экипажа немецкого дальнего разведчика в плен прошли достаточно мирно. Ценный трофей решили отбуксировать в базу. Этим занялся эсминец «Жгучий», принявший приз в два часа ночи 24 октября. К сожалению, вскоре погода начала портиться, летающая лодка стала заполняться водой и, несмотря на все усилия, в 10.23 того же дня затонула.

А в сентябре 1944 года МБР-2 пришлось вывозить экипаж английского тяжелого бомбардировщика «Ланкастер», участвовавшего в операции «Параван» (удар по немецкому линкору «Тирпиц» в Норвегии). При перелете из Великобритании его экипаж не дотянул до аэродрома Ягодник под Архангельском и после выработки топлива посадил свой самолет на «брюхо» прямо в болото в районе деревни Талаги. Чтобы вытащить англичан из этой глухомани, пришлось сбрасывать на парашюте проводника, который вывел их к ближайшему озеру, где их и ждал МБР.

Свою лепту в победу на Севере внесли и «амбарчики» Гражданского воздушного флота (ГВФ). В первые дни войны в Архангельске была создана Карело-Финская особая авиагруппа ГВФ, в ноябре 1942 года ставшая 5-м отдельным авиаполком ГВФ в составе ВВС Карельского фронта. Еще один, 4-й полк ГВФ находился в составе ВВС Ленинградского фронта. В составе обоих полков воевало более 10 гидросамолетов МП-1 и МП-1бис (гражданских вариантов МБР-2). Их основной задачей стало поддержание связи с партизанами. Летающие лодки сотни раз вылетали во вражеский тыл и, садясь на многочисленные северные озера, доставляли партизанам боеприпасы, оружие, продовольствие и медикаменты. МП-1 был первым самолетом, доставившим 28 июня 1944 года представителей штаба Карельского фронта в только что освобожденный Петрозаводск.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА САМОЛЕТОВ ИЗ ТАГАНРОГА

Подведем итог. К 1937–1938 годам летающие лодки Г.М. Бериева стали основными гидросамолетами советской морской авиации, на этот же период приходится пик их серийного выпуска. Но в то же самое время МБР-2 стали стремительно устаревать. К началу Великой Отечественной войны самолет уже совершенно не отвечал требованиям, предъявляемым к дневному разведчику и бомбардировщику, из-за низких летно-технических характеристик и слабого оборонительного вооружения. МБР-2 уже не мог производить фоторазведку объектов, сильно защищенных средствами ПВО. Опасными противниками для «амбарчиков» были не только «мессершмитты», но даже немецкие поплавковые гидросамолеты Аr196, имевшие высокую скорость и мощное вооружение.

Вместе с тем машина получилась надежной, не доставлявшей особых хлопот летчикам, простой в эксплуатации и ремонте. Отмечались крепость конструкции и способность «держать» боевые повреждения – качества, на долгие годы ставшие своеобразной визитной карточкой созданных в Таганроге самолетов.

Еще одним плюсом стала заложенная еще при проектировании высокая степень унификации МБР-2 и его гражданского варианта МП-1. Это позволяло быстро и без особых усилий превратить пассажирский или транспортный самолет в боевой и наоборот.

МБР-2 были хорошо освоены летным и техническим составом. Причем уровень подготовки летавших на летающих лодках авиаторов был, как правило, выше, чем в среднем по другим частям морской авиации. Все это и позволило морским летчикам успешно воевать на МБР-2 до самого конца боевых действий, выполняя самые разнообразные задачи.

К МБР-2, как к никакой другой машине, подходит определение «рабочая лошадка». Созданная Георгием Михайловичем Бериевым летающая лодка действительно не могла похвастаться ни изяществом форм, ни выдающимися характеристиками, она просто и надежно «тянула лямку» в боевом строю, достойно завершив линию ближних разведчиков в отечественной морской авиации.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC7eWk
Топ 10 мастеров: http://remont.youdo.com/tile/price/, отзывы.
Услуги автоперевозок: http://perevozki.youdo.com/pereezd/dlv/veshi/, подробности здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer