Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Авиапром с китайским клеймом


3 апреля 2018 года Казанин Максим, Военно-промышленный курьер


С-919 – самый большой пассажирский самолет китайской разработки. Это узкофюзеляжный среднемагистральный лайнер. Обозначение модели расшифровывается так: 9 – срок разработки и достижения летной годности, 19 указывает на максимальное количество пассажиров, а именно 190 при моноклассной компоновке.

Новейшие «Боинг-737 МАХ8» и «Эрбас А-320NEO» позволяют перевозить более 200 пассажиров, а значит, обладают конкурентным преимуществом перед китайским лайнером. К тому же максимальная дальность полета американского и европейского аналогов достигает 6500 километров, что позволяет выполнять рейсы Торонто – Манчестер (5500 км) и даже Нью-Йорк – Франкфурт (6220 км).

Заказов больше, чем возможностей

Следует отметить, что уже к моменту первой выкатки С-919 компания-производитель Commercial Aircrfat Corporation of China (COMAC) подписала контракты на поставку 570 самолетов, из которых более 50 процентов выкуплено 28 китайскими лизинговыми компаниями, а также национальными и зарубежными авиаперевозчиками. После успешного первого испытательного полета количество твердых заказов выросло до 850 (по другим данным – до 815). Китайские специалисты отмечают, что заводы страны не смогут даже в течение 15 лет выполнить все заказы в силу загруженности производством авиатехники для НОАК и гражданских эксплуатантов. В этой связи вполне вероятно строительство еще одного сборочного предприятия. По расчетам, в ближайшие 20 лет авиакомпаниям КНР понадобится около четырех тысяч самолетов вместимостью 50 человек и более. Стоимость такого авиапарка оценивается в 300 миллиардов долларов.

Согласно требованиям Управления гражданской авиации КНР для прохождения программы госиспытаний необходимо предоставить минимум пять самолетов, два из которых выполнят этап полетов в Тибете, два будут направлены в северо-восточные провинции для тестирования в холодных условиях, еще один борт предназначен для проверки всех элементов планера на птицестойкость.

Разработка и испытания

Лайнер создавался почти десять лет. Ключевые вехи:

ноябрь 2008-го – начало проектирования;

сентябрь 2009-го – первый масштабный макет представлен на Азиатской международной авиационной выставке;

май 2014-го – на авиазаводе в Наньчане изготовлен первый образец центральной части фюзеляжа;

июль 2014-го – на авиазаводе в Чэнду собран первый образец носовой части, утверждено расписание статических и динамических испытаний, начата разработка бортового оборудования;

19 сентября 2014-го начата установка оборудования на центральной производственной базе в аэропорту «Пудун» (Шанхай);

2 ноября 2015-го состоялась выкатка первого опытного образца самолета с обозначением В-001А;

10 апреля 2016-го опытный образец самолета передан на статические вибрационные испытания;

8 ноября 2016-го опытный образец прошел испытания с перегрузкой 2,5g, впервые запущены двигатели самолета;

13 февраля 2017-го выполнена первая серия пробегов по взлетно-посадочной полосе на средних скоростях;

1 марта 2017-го самолет успешно выполнил программу испытаний по разгону и торможению на полосе в аэропорту «Пудун» на средних скоростях;

20 марта 2017-го технический комитет в составе 63 академиков и специалистов принял согласованное решение о проведении испытаний на электромагнитные возмущения фюзеляжа, систем механизации и подачи топлива, бортовой электрики и электроники;

17 апреля выполнены контрольные пробеги по полосе;

18 апреля комиссия из 25 сотрудников АН КНР, Академии инженерных наук, Управления гражданской авиации, Китайской авиакосмической промышленной корпорации и COMAC пришла к выводу о необходимости проведения контрольных разбегов до максимальной взлетной скорости и торможения; получен сертификат летной годности от Федерального авиационного агентства США;

22 апреля выданы специальное летное разрешение для опытного лайнера, временный национальный сертификат типа воздушного судна, разрешение на использование радиочастот;
23 апреля в аэропорту «Пудун» успешно проведена четвертая серия разгонов до максимальной скорости и торможений;

5 мая первый летный экземпляр С-919 выполнил тестовый полет продолжительностью 79 минут, развив скорость 400 километров в час и выполнив два разворота в форме буквы S в воздушном районе севернее о. Чунмидао, максимальная высота была определена на уровне 4000 метров, однако реально С-919 поднимался до 2400 метров, лайнер сопровождали два самолета-наблюдателя – ARJ21-700 и ЕМВ-135;

17 декабря в указанном выше районе воздушных испытаний первый тестовый полет выполнил второй опытный экземпляр С-919, который затем совершил перелет в Сиань.

Там оба опытных летных образца С-919 выполняют программу ресурсных испытаний, поскольку в отличие от основной производственной базы компании, расположенной в Шанхае, в западной части КНР воздушное движение менее интенсивное, а кроме того, в провинции Шэньси расположено пять аэродромов, которые примут лайнер при нештатной ситуации. Как было доведено до сведения членов 1-й сессии 13-го созыва Всекитайского собрания народных представителей, третий опытный самолет будет собран во второй половине этого года.

Композитный ресурс

Известно, что самолет на 8,8 процента состоит из алюминиевых сплавов и на 12 процентов – из композитных материалов. Фюзеляж, крыло, хвостовое оперение и элементы механизации делают на предприятиях в Харбине, Хунду, Чэнду, Сиане.

Ресурс планера, по заверениям китайских специалистов, составляет 90 тысяч часов, то есть на уровне «Боинга-737 МАХ», тогда как у «Эрбаса-320 НЕО» – 65 тысяч часов.

Китайские конструкторы смогли разместить два ряда по три кресла в каждом. Ширина крайних кресел в ряду составляет 18 дюймов, центральное шире – 18,5. Центральный проход – 20 дюймов, как у «Боинга-737» и А-320. Нижний грузовой отсек рассчитан на стандартные контейнеры типа LD3.

По данным китайского специализированного издания «Авиационное знание», в случае приобретения самолета в стандартной версии (условное производственное обозначение С-919ST) авиакомпании могут совершать перелеты внутри КНР по таким маршрутам, как Харбин – Гуанчжоу (2800 км), Шанхай – Урумчи (3300 км). Версия с удлиненным фюзеляжем (условное производственное обозначение C-919 ER) позволит выполнять рейсы между Пекином и Сингапуром (4400 км), Гуанчжоу и Мальдивами (4900 км), Шанхаем и Сингапуром (3800 км), Москвой и Урумчи (3750 км).

С миру по лопатке

Опытные образцы воздушных лайнеров проходят программу ресурсных испытаний с двигателями LEAP-1C. Это совместная разработка General Electric и французской Safran Aircraft Engines. Тяга – от 124,5 до 133,4 килоньютона. Двигатели LEAP-1A устанавливают на А-320NEO, а для «Боинга-737 МАХ-9» выпускается модель LEAP-1B. Следует отметить, что представители франко-американского совместного предприятия разрабатывали данный двигатель именно под требования китайских заказчиков, которым необходим простой в обслуживании турбовентиляторный двигатель с надежной системой реверса тяги для посадки в высокогорных аэропортах.

В отношении вентилятора LEAP-1C известно, что 18 лопастей изготовлены благодаря технологии 3D WRTM из углеволоконного материала с сотовым резиновым заполнителем, что позволяет повысить скорость раскрутки, снизить массу и аэродинамические потери.

Интересна двухкольцевая камера сгорания, в которую топливовоздушная смесь подается вертикально из центральной камеры предварительного смешения. Конструкция обладает лучшими характеристиками в плане охлаждения.

Гондолу двигателя и систему реверса тяги разработали специалисты французской компании Nexcelle. Снабжение двигателей топливом обеспечивают насосы от американской Parker Aerospace. Антиобледенительня система фюзеляжа создана в немецкой Liebherr-Aerospace, модули борьбы с обледенением крыльев – от Nexcelle.

По данным китайских специалистов, разработка двигателя CJ-1000A для этого лайнера была начата восемь лет назад по проекту «Коммерческий двигатель-А» (SF-A). За основу CJ-1000А был взят ТВД WS-20, который предназначен для комплектации военно-транспортного «Юнь-20». Этот самолет разработан как альтернатива российским Ил-76МД, составляющим основу подразделений тяжелой транспортной авиации ВВС НОАК. Конструкция CJ-1000A включает следующие компоненты:

одноступенчатый вентилятор с широкими трехмерными пустотелыми лопатками, изготовленными из титанового сплава ТС4, благодаря чему CJ-1000A сопоставим с ТВД третьего поколения Trent 800/900 производства британской Rolls-Royce;

трехступенчатый компрессор с активным контролем тяги;

10-ступенчатый компрессор высокого давления – степень компрессии от 21:1 до 22:1, расчет формы цельнолитых лопаток и их производство осуществляет компания MTU (Германия);

одиночная кольцевая камера сгорания с предварительной камерой смешения топливной смеси, китайские специалисты указывают, что такая конструкция была характерна для двигателей третьего поколения типа CFM56-5B;

двухступенчатая высокотемпературная турбина высокого давления по своим показателям сопоставима с аналогичными узлами двигателей V-2500 и CFM-56;

шестиступенчатая турбина низкого давления, рабочие лопатки выполнены из титанового сплава, а направляющие лопатки – из керамических композитных материалов, которые позволяют выдержать температуру 1200 градусов.

Всего для создания двигателя 24 компании изготавливают 3500 деталей.

Известно, что первый натурный образец CJ-1000AX компания China Aviation Commercial Aviation Engine Ltd. представила в декабре 2017 года на специализированной выставке в Шанхае. При диаметре вентилятора 1,95 метра длина двигателя составляет 3,29 метра.

По данным китайских источников, двигатель должен пройти 18-месячные стендовые испытания в 2018–2019-м, а динамические – в период с 2020 по 2022 год. Задача всего комплекса исследований – подтвердить возможность получения тяги в диапазоне от 113 до 134 килоньютонов. К настоящему моменту проведено 46 тестовых запусков на стенде.

Китайские двигателестроители должны передать опытную партию CJ-1000A для С-919 к 2022-му, далее три года отводится на получение сертификата. Одновременно будут идти работы над CJ-1000B, серийные поставки которого запланированы на 2026 год. При проектировании китайские специалисты рассчитывают широко использовать трехмерные технологии печати комплектующих, которые они надеются получить от компаний Concept Laser и RCAM.

Таким образом, самолет – пример тесной кооперации китайских, американских, немецких и французских компаний.

В отношении создания на базе С-919 военной модификации китайские аналитики не испытывают большого оптимизма, поскольку авиастроители КНР не обладают достаточным опытом создания подобных машин.



комментарии (0):








Материалы рубрики

Иван Петров
Известия
Небо, самолет, денежка: подробности дела о коррупции в Росавиации
Михаил Ходаренок
Газета.ru
Проекция силы: зачем Ту-160 полетели в Венесуэлу
Анастасия Николаева
Интерфакс
Операция в открытом космосе
Екатерина Мареева, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Ту-160 отработали мирные цели
Константин Кадочников
КоммерсантЪ
В заксобрании обсудили полетное задание
Владимир Лузянин
Журнал "Оборона России" № 11 (ноябрь) 2018 год
Отсутствие серийного производства самолетов гражданского назначения - вот основная проблема авиастроителей
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
Смольный принуждает "Аэрофлот" к посадке в аэропорту Пулково
Валерия Решетникова, Дмитрий Решетников
ТАСС
Космическое расследование. Кто просверлил "Союз"?



Иван Сафронов, Владислав Трифонов; Кирилл Антонов
КоммерсантЪ
Стартовый долг. Налоговые проблемы генподрядчика строительства космодрома Восточный встревожили "Роскосмос"
Герман Костринский, Анатолий Джумайло
КоммерсантЪ
Utair возвращается к реструктуризации
Татьяна Шадрина
Российская газета
Предъявите пальчики
Герман Костринский, Анастасия Веденеева
КоммерсантЪ
Airbus A321Neo улетают к лету
Валерий Чусов
Forbes
Так полетим: новые бизнес-джеты и VIP-вертолеты 2018 года
Герман Костринский, Татьяна Дятел, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Двигатель МС-21 опускают на землю
Виктор Галенко
ИА REGNUM
Создан "летающий трактор" для блокчейна и Книги рекордов Гиннесса. Зачем?
Дмитрий Астахов, Вячеслав Суханов
Коммерсант
Березникам просят взлет
Сергей Птичкин
Российская газета
"Аллигатор" прилетел
Наталья Пономарева
Интерфакс
В честь великих
Анна Бебекина, Анастасия Феостистова
Euromag
В честь кого названы европейские аэропорты
Софья Самохина, Лада Шамардина
КоммерсантЪ
Аэропорты вышли во второй тур
Алексей Козаченко, Алексей Рамм
Известия
"Болван" с пропеллером: на боевые вертолеты подвесят фугасы
Илья Максимов, Сергей Птичкин
Российская Газета
МиГом на продажу
С. Самохина, Л. Шамардина, А. Прах, К. Антонов, К. Кальярова
КоммерсантЪ
Регионы поспорили за соотечественников
Николай Новичков
Военно-промышленный курьер
Самолеты против США
Юлия Тишина, Владислав Новый, Иван Сафронов, Денис Скоробогатько
КоммерсантЪ
ГЛОНАСС без права передачи
Герман Костринский, Анастасия Веденеева
КоммерсантЪ
"Ансаты" улетают в Азию
Роман Азанов, Дмитрий Федюшко
ТАСС
Российские вертолеты произвели фурор в Юго-Восточной Азии
Валерия Комарова
РБК
Минтранс рассмотрит введение платы за регистрацию в аэропортах
Алексей Песляк
ТАСС
Космический состав. Кто летит на МКС?
Олег Москвин, Анна Кукушкина, Михаил Мошкин
Взгляд
Турция поплатилась за отказ от российского вертолета
Николай Якубович
Независимое военное обозрение
Су-35 вступает в бой
Леонид Нерсисян
Regnum
Ил-112В близок к первому полёту — нужен ли России этот самолёт?

КоммерсантЪ - Приложение (Business Guide)
Достижения высокого полета
Александр Запольскис
Regnum
"Роскосмос" как конец остатков советской мечты
Анна Героева
КоммерсантЪ - Приложение (Business Guide)
Центр высокого полета
Ирина Цырулева, Полина Гриценко
Известия
Посадочный эталон: в России начнут пускать в самолет по смартфону
Александра Джорджевич, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Полеты во сне и на Луну
Герман Костринский, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
МС-21 увяз в узлах

ИА MagadanMedia
Землю под строительство магаданского аэропорта на 56 км решено было выделить 60 лет назад
Ирина Юзбекова
РБК
Туристические летчики: как Royal Flight увеличила выручку в четыре раза
Татьяна Володина
КоммерсантЪ - Приложение (Business Guide)
Путевка в небо
Анна Героева
КоммерсантЪ - Приложение (Business Guide)
Парк высоких технологий
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
Аэроэкспрессу до Пулково ищут альтернативу
Тимур Латыпов
Бизнес-ONLINE
"Есть люди, которые ничего не прошли – может, на ком-то женились, и они руководят нами!"
Александра Джорджевич
КоммерсантЪ - Приложение (Business Guide)
Полет в будущее
Геннадий Амирьянц
КоммерсантЪ - Приложение (Business Guide)
Сто лет ЦАГИ
Герман Костринский, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
SSJ 100 ищет коридор в Европу
Герман Костринский, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Плавдок пошел на дно с трещиной
Анастасия Николаева
Интерфакс
Проверка с выводами
Георгий Олтаржевский
Известия
Высота вокруг: как первая русская школа авиаторов стала элитной

 

 

 

 

Реклама от YouDo
Услуги профессионалов: ремонт каркаса дивана, смотреть варианты >>
Услуги специалиста: ремонт квартир стоимость материалов, описание.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer