Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Неизбежный МиГ


3 апреля 2018 года Илья Крамник, Известия


Последовательный провал нескольких попыток найти замену постепенно выводимым из строя истребителям МиГ-21, истребителям-бомбардировщикам «Ягуар» и МиГ-27 заставляет военное руководство Индии искать быстрые решения. Одним из таких может стать закупка в России очередной партии истребителей МиГ-29. Iz.ru изучает возможные последствия решения.

Проверенный вариант

Сообщения о возможной покупке Индией 21 истребителя МиГ-29 появились на фоне подготовки визита в Россию министра обороны Индии Нирмалы Ситхараман. Это количество позволит полностью укомплектовать еще одну эскадрилью (по штатам ВВС Индии истребительная эскадрилья включает 18 самолетов). В настоящее время Индия располагает 37 эскадрильями боевых самолетов, в том числе 12 — на истребителях Су-30МКИ, 11 — на МиГ-21, шесть на «Ягуарах», по три — на «Миражах-2000» и МиГ-29 — и две — на МиГ-27. По данным индийских источников, к 2027 году это число сократится до 31 — с учетом расформирования всех эскадрилий на МиГ-21 и МиГ-27 и сокращения боеготовых частей на «Ягуарах» до трех эскадрилий. Вместо них в состав ВВС поступят две эскадрильи, укомплектованные истребителями «Рафаль» и шесть — «национальным истребителем» Tejas, кроме того, возрастет до 14 число эскадрилий на Су-30МКИ. При этом большая часть эскадрилий на МиГ-21 должна быть расформирована уже в ближайшие пять лет.

При этом планы строительства ВВС Индии требуют наличия минимум 40, а лучше 42 эскадрилий боевых самолетов, что означает необходимость приобретения до 200 многоцелевых истребителей сверх уже законтрактованных. Потребность Индии в таком составе ВВС определена исходя из численности военной авиации основных соперников: Пакистан и Китай располагают примерно 20 и более чем 80 истребительными эскадрильями соответственно.

История последних 20 лет, однако, показала, что считающаяся основной «тендерная» процедура выбора самолетов практически лишилась смысла. Тендер MMRCA, призванный дать Индии 126 истребителей, что позволило бы укомплектовать до семи эскадрилий, фактически провалился — обернувшись контрактом на закупку 36 истребителей «Рафаль», поставки которых так до сих пор и не начались. После этого Индия вновь попыталась объявить тендер на поставку одномоторных истребителей, но в итоге вернулась к поискам двухмоторной машины в средней и тяжелой весовой категории. Всё это сопровождается мучительным процессом выбора истребителя пятого поколения, в котором участвуют российско-индийский проект FGFA, очередной «национальный проект» AMCA, и с некоторых пор — американский F-35, однако решения в пользу какого-либо из вариантов пока нет.

В целом стандартная политическая процедура приводит фактически к параличу закупок, то заставляет прибегать ко «внетендерным» вариантам обновления парка боевой техники. Таким образом, например, было принято решение о закупке в России ЗРС С-400, прошедшее вне стандартной тендерной процедуры.

Покупка 21 МиГ-29 на этом фоне выглядит логичным решением: эти машины уже есть в строю ВВС Индии, ставшей в 1987 году их первым покупателем. 62 истребителя из числа полученных в 1988–1991 годах в настоящее время проходят модернизацию в вариант МиГ-29UPG, и прибавление к ним новых бортов со схожим уровнем оборудования позволит увеличить парк однотипных современных истребителей среднего класса.

Более продвинутый по своим ТТХ Су-30МКИ одновременно и более дорог — покупка 21 истребителя этого типа сегодня обойдется более чем в $2 млрд, в то время как МиГ-29М/М2 будут примерно вдвое дешевле. При этом Су-30МКИ уже является самым многочисленным самолетом ВВС Индии, число укомплектованных им частей будет расти, и дополнительное расширение парка этих довольно сложных и дорогих в эксплуатации машин, по мнению некоторых специалистов, нецелесообразно с точки зрения потребностей индийских военных.

В этих условиях альтернативы МиГ-29 в качестве «экстренной закупки» не остается: его ровесник и конкурент Мираж-2000 уже более 10 лет как снят с производства компанией Dassault в пользу намного более дорогостоящего и сложного «Рафаля».

Что дальше?

Возможный контракт на 21 МиГ-29М/М2 не сделает погоды: возможность Индии поддерживать боеготовность своих ВВС на заданном уровне зависит от того, насколько быстро будет принято решение о закупках истребителя пятого поколения и, видимо, выбора нового «среднего истребителя». Здесь Индии предстоит сделать нелегкий выбор между «Рафалем», который она вроде как уже решила закупать, «Супер Хорнетом», который интенсивно лоббируют США, и, видимо, всё же истребителем на платформе МиГ-29 — будь то очередной МиГ-29М или всё же МиГ-35. Возможны и нестандартные варианты, включая закупку Су-35, особенно на фоне приобретения этих самолетов Китаем и Индонезией.

Комментируя возможное возвращение Нью-Дели к закупкам МиГа, можно отметить, что за последние 10 лет «Микояновская» платформа очень серьезно изменилась, получив новое оборудование, вооружение, двигатели и ряд других улучшений. С учетом завершающейся разработки для этой машины радара с активной фазированной антенной решеткой, МиГ становится вполне разумным выбором, что подтверждается ростом его поставок на экспорт в последние годы. Не в пользу крупного (на 100 и более машин) контракта на МиГ в индийских условиях может говорить разве что традиционное для Индии стремление к диверсификации поставщиков. За вычетом этого фактора МиГ-29М/МиГ-35 будет, очевидно, более сбалансированным по цене и качеству решением, чем «Супер Хорнет» и тем более «Рафаль».

Make in India и беды от разнообразия

Программа с этим названием, предусматривающая стремление к максимально возможной локализации в Индии производства импортируемой высокотехнологичной продукции, становится в последние годы одной из причин противоречий в индийской системе военных закупок. Промышленность, добившаяся определенных успехов в локализации техники российского производства, нервно относится к попыткам навязать ей западные машины, учитывая как сложность освоения изделий иной инженерной школы, так и в принципе меньший уровень локализации (а следовательно и долю в цене), который готовы предоставить западные производители. В свою очередь, военные, в рамках упомянутой выше политики диверсификации поставщиков, стремятся не допустить монополии одного производителя.

Однако это стремление может в итоге оказаться не под силу индийскому военному бюджету, в результате чего руководство страны и вооруженных сил окажется перед нелегким выбором между сохранением разнообразия поставщиков и поддержанием боеготовности ВВС. У основных соперников Индии такой проблемы нет: Пакистан вынужденно ориентируется в закупках военной техники на Китай, а тот, в свою очередь, развивает собственную разработку и производство боевых самолетов с опорой в основном на российскую техническую школу. Заметно меньший, чем у КНР, объем военных расходов в итоге, скорее всего, подтолкнет Индию к уменьшению разнообразия. Вопрос, кто будет выбран основным техническим донором, остается открытым.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBho1z
Курьер на час: http://courier.youdo.com/courier-services/geo/egorevsk/ - подробное описание здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer