Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Минуло 30 лет. Что дальше?


06.04.18 15:58 Александр Шенгардт, Журнал "АвиаСоюз"


Во второй половине 80-х гг. прошлого столетия, наряду с другими работами, коллектив ОКБ А.Н. Туполева совместно с рядом творческих предприятий, включая, в первую очередь, ОКБ Н.Д. Кузнецова и Газпром, завершил первый этап программы освоения криогенного энергоносителя в авиастроении.

В первые в мире 15 апреля 1988 г. взлетел экспериментальный самолет Ту-155, использовавший в качестве топлива жидкий водород (LH2), а после завершения этой программы – сжиженный природный газ (СПГ). И эта программа была также успешно завершена.

Разумеется, этому предшествовала поистине огромная научная и исследовательская работа.

Достаточно вспомнить создание уникального топливозаправочного стенда, исследования в области управления потоком криогенного топлива на земле и в полете, обеспечение его заправки и перекачки, пожаровзрывобезопасность и многое другое.

В результате была составлена рассчитанная на обозримую перспективу криогенная программа, имея в виду постройку ряда криогенных самолетов – Ту-156 и Ту-136. Позже к ним должны были присоединиться криогенные Ту-204 и Ту-334.

Хотел бы напомнить, что в нашем ОКБ фактически был сконструирован самолет Ту-136, который изначально создавался специально с условием использования сжиженного природного газа в качестве энергоносителя. Поскольку для СПГ топливные емкости требуются заметно большего объема, чем для керосина, была предложена «дупланная» схема компоновки самолета, обеспечивающая большие объемы баков СПГ, к тому же отнесенных от кабин и находящихся вне зоны воздействия элементов двигателя в случае его разрушения. 

Аэродинамическая модель Ту-136 была исследована в ЦАГИ, который дал положительное заключение, а затем скрупулезно, «до мелочи» – в СибНИА, где в результате получена дополнительно единица аэродинамического качества. Была также построена летающая модель, начаты ее испытания, но…

Уместно сегодня сказать добрые слова в адрес пионеров этого начинания. К великому сожалению, многих уже нет с нами. Вот имена некоторых: Владимир Андреев, Валерий Федутинов, Владимир Петрашов, Виль Киракосов, Александр Правдивый. Продолжают трудиться у нас в ОКБ или выбрали другое поприще: Валентин Малышев, Вячеслав Борисов, Валентина Кутепова, Валерий Солозобов, Андрей Пухов, Александр Вахтин, Алексей Игнатов, Михаил Казаков, Александр Тырнов, Евгений Подопросветов, Юрий Рогожин.

Заранее приношу извинения перед теми, которых я не упомянул. Но ведь трудился большущий коллектив туполевцев со всеми нашими коллегами, товарищами и друзьями. И все они в равной мере достойны благодарности и уважения.

Но близился 1991 г., и постепенно накал в области применения альтернативного топлива стал заметно снижаться. Причин тому много, но не стоит забывать, что некоторые участники этой общей работы оказались вне России, и определенные политические настроения стали ей препятствовать. Ну как тут, учитывая сегодняшнюю обстановку, не вспомнить слова нашего выдающегося отечественного  классика Федора Михайловича Достоев-ского, направленные тем, кто стал, по их мнению, «свободными». Но это – к слову.

Несмотря на тяжелейшее положение в стране, все же в конце прошлого столетия проявился интерес в отношении применения газа в авиастроении (Распоряжение РАО «Газпром» от 12 сентября 1997 г. № 113; Решение участников «круглого стола» в Государственной Думе от 17 октября 1997 г.; письмо председателей комитетов Государственной думы по обороне и по промышленности, строительству, транспорту и энергетике от 03 ноября 1997 г. № 3.15-2050 председателю Правительства РФ В.С. Черномырдину). 

И опять – тишина.

Однако не следует думать, что конструкторы, энтузиасты нового ничего не делали. И вот, в декабре 2017 г. Российский Союз промышленников и предпринимателей обращается к министру промышленности и торговли РФ Д.В. Мантурову с рядом предложений, в том числе, по авиационной промышленности, имея в виду внедрение газомоторной техники. Большую активность в этом вопросе проявляет Министерство транспорта РФ и ряд серьезных творческих фирм. 

Но позволю себе заметить, что за последние два-три десятилетия в мире произошли некоторые изменения. Попытка наших «оппонентов» низвести Россию до второстепенного уровня не удалась. Мы по-прежнему поистине Великая Держава, причем, в первую очередь, по нравственному уровню. Санкции, препятствия в освоении новейших технологий и прочие потуги только еще больше раззадорят нас. Больше нам может грозить самоизоляция.

Попытаюсь объяснить. Перевод нашего транспорта, причем всех видов, как это предлагается, на газомоторное топливо сможет вызвать непреодолимые трудности транспортного сообщения с зарубежьем. Особенно с Западной Европой. Поэтому следовало бы «газифицировать» транспорт, прежде всего, воздушный, в большом регионе (на эту тему – статьи в журнале «АвиаСоюз» № 2 2015 г. «Хватит догонять!» и № 5 2016 г. «Не опоздать бы…» – прим. ред.). 

Страны Юго-восточной Азии и Ближнего Востока, охватывающие чуть ли не две трети населения земного шара, богаты природным газом. Ряд государств в этом регионе очень быстро развиваются. Растут объемы выпуска продукции промышленности, сельского хозяйства и, как следствие, внешней торговли. Так, может быть, стоит России предложить им объединить наши усилия в области газификации транспорта? Имею в виду совместную разработку и производство транспортных средств. С этого начать. А дальше…

Понимаю, вопрос весьма не простой. Министерству промышленности и торговли РФ и Министерству транспорта РФ его одним не решить. Нужен опытный, умный союзник. Кто? Ответ один – Министерство иностранных дел Российской Федерации. 

Кто за?



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах



София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer