Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Гражданка" без пилота


17 мая 2018 года Алена Маркина, Российская газета


На уральском страховом рынке появился новый продукт - страхование ответственности владельцев беспилотных летательных аппаратов. Предполагается, что полис, работающий наподобие "автогражданки", заинтересует корпоративных клиентов, использующих дронов на производстве или в сфере услуг. Его стоимость зависит от ряда факторов, например цели и интенсивности работы дрона, опыта оператора, маршрута полетов. Полис защищает от финансовых потерь "внешнего пилота" - оператора, управляющего машиной, в случае, если она потерпит крушение. Средний лимит страхования - миллион рублей.

- Создание нового продукта для защиты ответственности оператора дрона - не только дань моде и времени, но и ответ на запрос клиента, крупной компании, использующей беспилотники для обеспечения аудиовизуального контроля своих объектов в режиме 24/7, - рассказывает ведущий специалист страховой компании Александр Кондрашов. - Несмотря на уникальность продукта, мы уверены, что он будет востребован рынком. Учитывая скорость распространения технологий, зоны применения дронов стремительно расширяются, растет нагрузка и ответственность, лежащая на операторах.

Будучи изначально аппаратами военного применения, сегодня беспилотники востребованы бизнесом и специальными службами повсеместно. В регионах Уральского федерального округа они следят за всем, что можно увидеть с воздуха: за нарушителями правил дорожного движения, "черными" лесорубами, действующими стройками, добычей углеводородов и уборкой урожая. Только МЧС Свердловской области запускает 40 беспилотников для обнаружения лесных пожаров и поиска пропавших людей. А, например, одно из горнодобывающих предприятий Южного Урала использует квадрокоптеры для проведения маркшейдерских работ. Они оборудованы специальной аппаратурой и программным обеспечением для проведения аэросъемки карьеров и передачи информации на базу для преобразования в точную модель.

Впрочем, дроны перестают быть просто наблюдателями: все чаще их начинают использовать в качестве курьеров или даже грузовых транспортных средств. Так, технически продвинутые предприятия общепита в региональных городах-миллионниках вроде Екатеринбурга и Челябинска с интересом присматриваются к зарубежному и столичному опыту доставки пиццы и роллов: с поправкой на пробки по воздуху курьер прибудет к клиенту в 3-4 раза быстрее, чем по земле.

Крупный бизнес берет выше: еще в конце прошлого года беспилотный летательный аппарат доставил первый груз весом 4,5 килограмма на ямальское Пограничное месторождение, принадлежащее одной из нефтегазодобывающих компаний. Расстояние в 40 километров "птичка" преодолела за 42 минуты, доказав саму возможность использования беспилотников для доставки грузов на отдаленные производственные площадки, с которыми в распутицу нет наземного сообщения. Сейчас компания планирует опробовать беспилотные суда весом до полутонны и грузоподъемностью 200 килограммов для доставки на удаленные промыслы запчастей и мелкого оборудования. Их использовать дешевле, чем вертолет.

Разумеется, столь массовое коммерческое применение дронов ведет к росту рисков. По словам директора управления страхования морских и авиационных рисков одной из профильных компаний Виталия Костюкова, интерес к страхованию начали проявлять и продавцы, и покупатели дронов. Последние озабочены сохранностью своей летающей собственности, а некоторые готовы страховать и ответственность.

Эксперты предупреждают еще об одном риске. Над нами часто летают недорогие устройства, использующие для связи с внешним пилотом так называемые протоколы общего назначения, которые не имеют надежной аутентификации.

- Учитывая уязвимость прошивки, дроны могут угонять хакеры и после взлома направлять в любое место, - говорит эксперт в сфере информационной безопасности Илья Шарапов. - Кто в этом случае будет возмещать урон владельцу аппарата или клиенту, ожидающему посылку? Однако рынок пока не готов к страхованию от киберрисков: во-первых, это лишние затраты, во-вторых, у нас в стране такие угрозы еще не воспринимают всерьез.

По данным Российской ассоциации авиационных и космических страховщиков (РААКС), риски ответственности перед третьими лицами стали сейчас самым актуальным и перспективным видом страхования. То есть, условно говоря, бизнес волнуется не о пропавшей пицце или разбившейся "птичке", а о своих убытках, если та вдруг спикирует на дорогую машину. А если речь идет об аппарате в полтонны весом, то ущерб третьим лицам может быть гораздо более серьезным. Из этих соображений в некоторых странах владельцы дронов страхуют их добровольно. А вот в странах Евросоюза покупка полиса для аппарата весом более 20 килограммов обязательна, причем его стоимость изрядно "кусается": при максимальном взлетном весе до 500 килограммов она составляет от 0,75 миллиона евро. Любопытно, что за рубежом помимо вреда имуществу, жизни и здоровью страхуется и причинение вреда личности (включая моральный). То есть владелец беспилотника может застраховаться от риска кого-нибудь напугать.

Российский Воздушный кодекс требует, чтобы все беспилотники, имеющие максимальный взлетный вес более 30 килограммов, имели статус воздушного судна, который обязывает их страховать ответственность перед третьими лицами, отмечают в ассоциации. Минимальный лимит ответственности должен составлять два МРОТ за каждый килограмм веса. В итоге для аппарата весом, допустим, 50 килограммов, лимит составит 10 тысяч рублей.

- Как такая сумма защитит имущественные интересы владельца, если его дрон причинит вред жизни и здоровью человека, повредит чей-то дорогой автомобиль или столкнется в полете с воздушным судном? - задает риторический вопрос руководитель РААКС Павел Шутов. - Но у нас, к сожалению, до сих пор актуальна поговорка: "Пока гром не грянет, мужик не перекрестится".

Это действительно так. Например, по словам пресс-секретаря управления Росгвардии по Свердловской области Ольги Бельской, принадлежащие ведомству дроны (именно их использует МЧС) летают со всеми возможными разрешениями, однако ни сами аппараты, ни ответственность перед третьими лицами не застрахованы "по финансовым причинам".

Кстати

Зимой 2016 года квадрокоптер, принадлежащий частному лицу, запутался в грозотросе линии электропередачи, которая обеспечивает электроснабжение пяти подстанций в Екатеринбурге. Затраты сетевой компании на ликвидацию последствий нарушения составили 60 тысяч рублей. Разумеется, аппарат застрахован не был, его владелец за ним не явился.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer