Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


"Гражданка" без пилота


17 мая 2018 года Алена Маркина, Российская газета


На уральском страховом рынке появился новый продукт - страхование ответственности владельцев беспилотных летательных аппаратов. Предполагается, что полис, работающий наподобие "автогражданки", заинтересует корпоративных клиентов, использующих дронов на производстве или в сфере услуг. Его стоимость зависит от ряда факторов, например цели и интенсивности работы дрона, опыта оператора, маршрута полетов. Полис защищает от финансовых потерь "внешнего пилота" - оператора, управляющего машиной, в случае, если она потерпит крушение. Средний лимит страхования - миллион рублей.

- Создание нового продукта для защиты ответственности оператора дрона - не только дань моде и времени, но и ответ на запрос клиента, крупной компании, использующей беспилотники для обеспечения аудиовизуального контроля своих объектов в режиме 24/7, - рассказывает ведущий специалист страховой компании Александр Кондрашов. - Несмотря на уникальность продукта, мы уверены, что он будет востребован рынком. Учитывая скорость распространения технологий, зоны применения дронов стремительно расширяются, растет нагрузка и ответственность, лежащая на операторах.

Будучи изначально аппаратами военного применения, сегодня беспилотники востребованы бизнесом и специальными службами повсеместно. В регионах Уральского федерального округа они следят за всем, что можно увидеть с воздуха: за нарушителями правил дорожного движения, "черными" лесорубами, действующими стройками, добычей углеводородов и уборкой урожая. Только МЧС Свердловской области запускает 40 беспилотников для обнаружения лесных пожаров и поиска пропавших людей. А, например, одно из горнодобывающих предприятий Южного Урала использует квадрокоптеры для проведения маркшейдерских работ. Они оборудованы специальной аппаратурой и программным обеспечением для проведения аэросъемки карьеров и передачи информации на базу для преобразования в точную модель.

Впрочем, дроны перестают быть просто наблюдателями: все чаще их начинают использовать в качестве курьеров или даже грузовых транспортных средств. Так, технически продвинутые предприятия общепита в региональных городах-миллионниках вроде Екатеринбурга и Челябинска с интересом присматриваются к зарубежному и столичному опыту доставки пиццы и роллов: с поправкой на пробки по воздуху курьер прибудет к клиенту в 3-4 раза быстрее, чем по земле.

Крупный бизнес берет выше: еще в конце прошлого года беспилотный летательный аппарат доставил первый груз весом 4,5 килограмма на ямальское Пограничное месторождение, принадлежащее одной из нефтегазодобывающих компаний. Расстояние в 40 километров "птичка" преодолела за 42 минуты, доказав саму возможность использования беспилотников для доставки грузов на отдаленные производственные площадки, с которыми в распутицу нет наземного сообщения. Сейчас компания планирует опробовать беспилотные суда весом до полутонны и грузоподъемностью 200 килограммов для доставки на удаленные промыслы запчастей и мелкого оборудования. Их использовать дешевле, чем вертолет.

Разумеется, столь массовое коммерческое применение дронов ведет к росту рисков. По словам директора управления страхования морских и авиационных рисков одной из профильных компаний Виталия Костюкова, интерес к страхованию начали проявлять и продавцы, и покупатели дронов. Последние озабочены сохранностью своей летающей собственности, а некоторые готовы страховать и ответственность.

Эксперты предупреждают еще об одном риске. Над нами часто летают недорогие устройства, использующие для связи с внешним пилотом так называемые протоколы общего назначения, которые не имеют надежной аутентификации.

- Учитывая уязвимость прошивки, дроны могут угонять хакеры и после взлома направлять в любое место, - говорит эксперт в сфере информационной безопасности Илья Шарапов. - Кто в этом случае будет возмещать урон владельцу аппарата или клиенту, ожидающему посылку? Однако рынок пока не готов к страхованию от киберрисков: во-первых, это лишние затраты, во-вторых, у нас в стране такие угрозы еще не воспринимают всерьез.

По данным Российской ассоциации авиационных и космических страховщиков (РААКС), риски ответственности перед третьими лицами стали сейчас самым актуальным и перспективным видом страхования. То есть, условно говоря, бизнес волнуется не о пропавшей пицце или разбившейся "птичке", а о своих убытках, если та вдруг спикирует на дорогую машину. А если речь идет об аппарате в полтонны весом, то ущерб третьим лицам может быть гораздо более серьезным. Из этих соображений в некоторых странах владельцы дронов страхуют их добровольно. А вот в странах Евросоюза покупка полиса для аппарата весом более 20 килограммов обязательна, причем его стоимость изрядно "кусается": при максимальном взлетном весе до 500 килограммов она составляет от 0,75 миллиона евро. Любопытно, что за рубежом помимо вреда имуществу, жизни и здоровью страхуется и причинение вреда личности (включая моральный). То есть владелец беспилотника может застраховаться от риска кого-нибудь напугать.

Российский Воздушный кодекс требует, чтобы все беспилотники, имеющие максимальный взлетный вес более 30 килограммов, имели статус воздушного судна, который обязывает их страховать ответственность перед третьими лицами, отмечают в ассоциации. Минимальный лимит ответственности должен составлять два МРОТ за каждый килограмм веса. В итоге для аппарата весом, допустим, 50 килограммов, лимит составит 10 тысяч рублей.

- Как такая сумма защитит имущественные интересы владельца, если его дрон причинит вред жизни и здоровью человека, повредит чей-то дорогой автомобиль или столкнется в полете с воздушным судном? - задает риторический вопрос руководитель РААКС Павел Шутов. - Но у нас, к сожалению, до сих пор актуальна поговорка: "Пока гром не грянет, мужик не перекрестится".

Это действительно так. Например, по словам пресс-секретаря управления Росгвардии по Свердловской области Ольги Бельской, принадлежащие ведомству дроны (именно их использует МЧС) летают со всеми возможными разрешениями, однако ни сами аппараты, ни ответственность перед третьими лицами не застрахованы "по финансовым причинам".

Кстати

Зимой 2016 года квадрокоптер, принадлежащий частному лицу, запутался в грозотросе линии электропередачи, которая обеспечивает электроснабжение пяти подстанций в Екатеринбурге. Затраты сетевой компании на ликвидацию последствий нарушения составили 60 тысяч рублей. Разумеется, аппарат застрахован не был, его владелец за ним не явился.



комментарии (0):








Материалы рубрики

Алексей Заквасин
RT
Беспилотный Су-57: какими возможностями будет обладать российский БПЛА нового поколения
Екатерина Каткова
Газета.Ru
Возвращение Хургады: о чем договорились Путин и ас-Сиси
Александра Джорджевич, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Ступень ракеты не так подняли

Крыминформ
Курс на взлет: продолжение модернизации аэропорта Симферополь
Елизавета Кузнецова, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Авиаколлегию приблизили к экономике и бизнесу
Олег Рубникович
КоммерсантЪ
Управляющего "Трансаэро" завели на посадку
Василий Сычёв
N+1
Изображение широко открытых глаз испугало птиц в аэропорту
Александра Джорджевич, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Заместительная космонавтика



Николай Проценко
Взгляд
Российским авиакомпаниям угрожает массовое разорение
Денис Комаровский
Известия
Отреклись от дрона: что случилось с проектом "Альтаир"
Тимур Алимов
Российская Газета
Эффективный и смертоносный: в США оценили модернизацию Ту-22

Национальная служба новостей
Авиакомпании России в 2018 году понесли убытки в 40 миллиардов рублей

BFM
Нужно ли наказывать перевозчиков за овербукинг?

BFM
Зачем создавать аналог Межгосударственного авиационного комитета?
Инна Деготькова
Московский Комсомолец
Авиакомпании предложили жестко штрафовать за жадность: пассажиров защитят от овербукинга
Ирина Цырулева
Известия
Тихая гавань: в аэропортах хотят сократить число голосовых сообщений
Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Аварию "Союза" соберут по частицам
Анна Юркова
Российская газета
Летает такой парень
Максим Кустов
Военно-промышленный курьер
Секрет "живучести" Пе-2 под огнем с земли
Фернандо Дуарте
Русская служба ВВС
Профессия будущего: миру нужны тысячи новых пилотов, но где их взять?
Елизавета Королева
Газета.Ru
Все дело в трубке: Пентагон посадил все F-35
Захар Гельман
Независимое военное обозрение
Ил-20М: трагедия, которую никто не ждал
Марта Литвинова, Оксана Соломатина
RT
Бой с природой: США планируют вырубить охраняемые леса в Польше для расширения военной базы
Алексей Заквасин
RT
«Фактор сдерживания Вашингтона»: на что будет способен новый китайский стратегический бомбардировщик
Иван Жуковский
Газета.Ru
"С-300 бессильны перед F-35": Украина раскрыла все секреты
Иван Сафронов
Коммерсантъ
Распад "Союза"
Дина Непомнящая
Российская газета
Сухая посадка
Елизавета Кузнецова, Николай Сергеев
КоммерсантЪ
"Якутия" поскользнулась на SSJ 100
С. Самохина, Е. Кузнецова, С. Петунин, Н. Павлова
КоммерсантЪ
Малые родины вспомнят своих героев
Карина Кальярова
КоммерсантЪ - Челябинск
Челябинский аэропорт станет знаменитостью

Интерфакс
Частные акционеры "Шереметьево" отложили продажу 10% аэропорта из расчета на рост цены
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ - Санкт-Петербург
«Аэроэкспресс» до Пулково задерживается
Майя Иванова, Дарья Кучеренко
КоммерсантЪ - Уфа
Кто ж его посадит
Алексей Брусилов, Алексей Моисеев
Российская Газета
Лучший вариант: почему Алжир выбрал российские Ми-171Ш
Наталья Пономарева
Интерфакс-АВН
Скользкая полоса
Юрий Гень
Российская газета
Роботы прилетели
Илья Крамник
Известия
Санкции или цунами: продаст ли Россия Су-35 Индонезии
Яков Лысенко
Газета.Ru
"Удержать было невозможно": авария самолета в Якутии
Геня Джавршян
ИА Комиинформ
Жители Коми присвоят Сыктывкарскому аэропорту имя достойного соотечественника
Алексей Сивашенков
Forbes
Двигатели торговли. МС-21 добавят экспортной привлекательности
Олег Фаличев
Военно-промышленный курьер
Контракт безжизненного цикла
Андрей Коц
РИА Новости
"Раптор" против "Фаворита". Сможет ли F-22 обмануть С-300 в Сирии
Тимур Латыпов
Бизнес-ONLINE
Допилились: "Альтаир" улетает из Казани в Екатеринбург
Роман Рожков
КоммерсантЪ
Совладелец Biletix поменял кресло
Виктор Сокирко
Взгляд
Зачем нужна революция в подготовке военных летчиков

Интерфакс-АВН
"Победа" обжаловала решение ВС РФ о ручной клади сверх нормы
Юрий Пономарев
Жуковские вести
Новый этап летных испытаний двигателя ТВ7-117СТ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Без разбега

ТАСС
В регионах выбирают имена аэропортам

Газета.Ru
Выстрелов не было: СК отверг версию крушения вертолета

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer