Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


"Гражданка" без пилота


17 мая 2018 года Алена Маркина, Российская газета


На уральском страховом рынке появился новый продукт - страхование ответственности владельцев беспилотных летательных аппаратов. Предполагается, что полис, работающий наподобие "автогражданки", заинтересует корпоративных клиентов, использующих дронов на производстве или в сфере услуг. Его стоимость зависит от ряда факторов, например цели и интенсивности работы дрона, опыта оператора, маршрута полетов. Полис защищает от финансовых потерь "внешнего пилота" - оператора, управляющего машиной, в случае, если она потерпит крушение. Средний лимит страхования - миллион рублей.

- Создание нового продукта для защиты ответственности оператора дрона - не только дань моде и времени, но и ответ на запрос клиента, крупной компании, использующей беспилотники для обеспечения аудиовизуального контроля своих объектов в режиме 24/7, - рассказывает ведущий специалист страховой компании Александр Кондрашов. - Несмотря на уникальность продукта, мы уверены, что он будет востребован рынком. Учитывая скорость распространения технологий, зоны применения дронов стремительно расширяются, растет нагрузка и ответственность, лежащая на операторах.

Будучи изначально аппаратами военного применения, сегодня беспилотники востребованы бизнесом и специальными службами повсеместно. В регионах Уральского федерального округа они следят за всем, что можно увидеть с воздуха: за нарушителями правил дорожного движения, "черными" лесорубами, действующими стройками, добычей углеводородов и уборкой урожая. Только МЧС Свердловской области запускает 40 беспилотников для обнаружения лесных пожаров и поиска пропавших людей. А, например, одно из горнодобывающих предприятий Южного Урала использует квадрокоптеры для проведения маркшейдерских работ. Они оборудованы специальной аппаратурой и программным обеспечением для проведения аэросъемки карьеров и передачи информации на базу для преобразования в точную модель.

Впрочем, дроны перестают быть просто наблюдателями: все чаще их начинают использовать в качестве курьеров или даже грузовых транспортных средств. Так, технически продвинутые предприятия общепита в региональных городах-миллионниках вроде Екатеринбурга и Челябинска с интересом присматриваются к зарубежному и столичному опыту доставки пиццы и роллов: с поправкой на пробки по воздуху курьер прибудет к клиенту в 3-4 раза быстрее, чем по земле.

Крупный бизнес берет выше: еще в конце прошлого года беспилотный летательный аппарат доставил первый груз весом 4,5 килограмма на ямальское Пограничное месторождение, принадлежащее одной из нефтегазодобывающих компаний. Расстояние в 40 километров "птичка" преодолела за 42 минуты, доказав саму возможность использования беспилотников для доставки грузов на отдаленные производственные площадки, с которыми в распутицу нет наземного сообщения. Сейчас компания планирует опробовать беспилотные суда весом до полутонны и грузоподъемностью 200 килограммов для доставки на удаленные промыслы запчастей и мелкого оборудования. Их использовать дешевле, чем вертолет.

Разумеется, столь массовое коммерческое применение дронов ведет к росту рисков. По словам директора управления страхования морских и авиационных рисков одной из профильных компаний Виталия Костюкова, интерес к страхованию начали проявлять и продавцы, и покупатели дронов. Последние озабочены сохранностью своей летающей собственности, а некоторые готовы страховать и ответственность.

Эксперты предупреждают еще об одном риске. Над нами часто летают недорогие устройства, использующие для связи с внешним пилотом так называемые протоколы общего назначения, которые не имеют надежной аутентификации.

- Учитывая уязвимость прошивки, дроны могут угонять хакеры и после взлома направлять в любое место, - говорит эксперт в сфере информационной безопасности Илья Шарапов. - Кто в этом случае будет возмещать урон владельцу аппарата или клиенту, ожидающему посылку? Однако рынок пока не готов к страхованию от киберрисков: во-первых, это лишние затраты, во-вторых, у нас в стране такие угрозы еще не воспринимают всерьез.

По данным Российской ассоциации авиационных и космических страховщиков (РААКС), риски ответственности перед третьими лицами стали сейчас самым актуальным и перспективным видом страхования. То есть, условно говоря, бизнес волнуется не о пропавшей пицце или разбившейся "птичке", а о своих убытках, если та вдруг спикирует на дорогую машину. А если речь идет об аппарате в полтонны весом, то ущерб третьим лицам может быть гораздо более серьезным. Из этих соображений в некоторых странах владельцы дронов страхуют их добровольно. А вот в странах Евросоюза покупка полиса для аппарата весом более 20 килограммов обязательна, причем его стоимость изрядно "кусается": при максимальном взлетном весе до 500 килограммов она составляет от 0,75 миллиона евро. Любопытно, что за рубежом помимо вреда имуществу, жизни и здоровью страхуется и причинение вреда личности (включая моральный). То есть владелец беспилотника может застраховаться от риска кого-нибудь напугать.

Российский Воздушный кодекс требует, чтобы все беспилотники, имеющие максимальный взлетный вес более 30 килограммов, имели статус воздушного судна, который обязывает их страховать ответственность перед третьими лицами, отмечают в ассоциации. Минимальный лимит ответственности должен составлять два МРОТ за каждый килограмм веса. В итоге для аппарата весом, допустим, 50 килограммов, лимит составит 10 тысяч рублей.

- Как такая сумма защитит имущественные интересы владельца, если его дрон причинит вред жизни и здоровью человека, повредит чей-то дорогой автомобиль или столкнется в полете с воздушным судном? - задает риторический вопрос руководитель РААКС Павел Шутов. - Но у нас, к сожалению, до сих пор актуальна поговорка: "Пока гром не грянет, мужик не перекрестится".

Это действительно так. Например, по словам пресс-секретаря управления Росгвардии по Свердловской области Ольги Бельской, принадлежащие ведомству дроны (именно их использует МЧС) летают со всеми возможными разрешениями, однако ни сами аппараты, ни ответственность перед третьими лицами не застрахованы "по финансовым причинам".

Кстати

Зимой 2016 года квадрокоптер, принадлежащий частному лицу, запутался в грозотросе линии электропередачи, которая обеспечивает электроснабжение пяти подстанций в Екатеринбурге. Затраты сетевой компании на ликвидацию последствий нарушения составили 60 тысяч рублей. Разумеется, аппарат застрахован не был, его владелец за ним не явился.



комментарии (0):







Материалы рубрики

Евгения Перцева
Известия
О дыме думать надо: Минздрав призвал не возвращать курилки в аэропорты
Галина Бояркова, Юлия Никитина
Фонтанка
Потому и не летают. Что стоит за угрозой «Победы» отменить международные рейсы из Пулково
Герман Костринский, Александра Мерцалова
КоммерсантЪ
Чартеры опять опаздывают
Анастасия Николаева
Интерфакс
Столкновение в воздухе
Валерия Комарова, Екатерина Литова, Петр Канаев
РБК
Большая часть кредиторов Utair не поддержала план реструктуризации долгов
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
ВДВойне сильней: воздушно-десантные войска получат собственную авиацию
Наталья Скорлыгина, Герман Костринский, Ольга Никитина
КоммерсантЪ
Экспорт перевозок набирает высоту
Алексей Заквасин
RT
"Французам ничего другого не остаётся": как Париж модернизирует истребитель Dassault Rafale



Олег Москвин, Александр Колпаков
Взгляд
Стоит ли обращать внимание на американскую критику Су-57
Ксения Чемоданова
Телеканал 360
"Аэрофлот" отправил пассажиров из Вены в Ниццу через Москву. Из‐за этого можно судиться
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Авиаперевозки поставили рекорд на дешевых билетах
Наталья Пономарева
Интерфакс
На особых условиях

BFM
Можно ли рассчитывать на компенсацию при опоздании на стыковочный рейс?
Юлия Сырова
КоммерсантЪ
Достать билет и плакать
Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
Лаосским летчикам прилетело
Андрей Райский, Анна Занина, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Открыта регистрация на иск
Полина Гриценко
Известия
Посадят цены: Минтранс хочет избавить авиакомпании от "лишних" сборов
Анастасия Демченко
Buying Business Travel Russia
В 2019 году заработают пять международных аэропортов
К. Кривошеев, Е. Черненко, С. Строкань, Я. Соколовская
КоммерсантЪ
Турция поддержала Украину с воздуха
Татьяна Шадрина
Российская газета
Самолеты разводят с домами

РИА Новости
Ученые потеряли связь с российским космическим телескопом "Спектр-Р"
Иван Петров
Российская газета
Минобороны предложило сбивать пассажирские самолеты при реальной угрозе
Николай Протопопов
РИА Новости
Чем обновленный "Ночной охотник" может превзойти американский "Апач"
Тимур Латыпов, Александр Андреев, Алексей Лучников
БИЗНЕС Online
«Альтаир» улетает из ОКБ им. Симонова в "уральские" владения… Азата Хакима
Алексей Рамм, Александр Круглов, Богдан Степовой
Известия
Курс на поражение: самолеты — нарушители госграницы разрешат сбивать

Газета.ru
"Эмоции зашкаливали": Boeing застрял в Иране из-за санкций
Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
От NASA ждут особого неприглашения
Михаил Большаков
Взгляд
Почему американские военные самолеты падают все чаще
Марина Мазина
РБК
Новый рекорд Boeing. Почему котировки авиастроителя выросли на 4%
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Исламскую революцию оставили без SSJ 100
Татьяна Ренкова
РБК
Деньги на воздух: авиаторы РТ рассчитывают на более 1 млрд руб. субсидий
Алексей Рамм, Александр Круглов
Известия
Дроны-поводыри: беспилотники впервые указали путь эскадре
Андрей Станавов
РИА Новости
К барьеру. Почему у боевой авиации отобрали гиперзвук

Интерфакс
Экстренная посадка в регионах
Владимир Смирнов, Анастасия Румянцева, Полина Полетаева
RT
"Значительное расширение боевого потенциала": модернизированный бомбардировщик Ту-22М3М совершил первый полёт
Александр Волобуев, Полина Гриценко, Ирина Цырулева
Известия
Цены на взлет: авиабилеты в 2019 году подорожают вслед за керосином
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Между небом и землей. Авиарынок поставил правительство перед сложной дилеммой

ТАСС
"ОДК-Климов" решило проблему импортозамещения ряда авиадвигателей
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
Аэроэкспресс срывает стоп-кран. Смольный подготовил альтернативные варианты транспортного сообщения с Пулково
Роман Азанов
ТАСС
"Предела совершенствованию нет". Конструктор Михеев об уникальности вертолетов марки "Ка"

РИА Новости
Мировое воздушное пространство беззащитно перед БПЛА, считают эксперты

BFM
"Решение за акционерами". UTair приостановила выплаты по части кредитов
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Самая большая "Мрия"
Олег Сальманов
КоммерсантЪ - Приложение (Наука)
"Аэрофлот" летит за цифрой
Герман Костринский
КоммерсантЪ
"Аэропортам Севера" поднимают доходы. ФАС увеличивает тарифы в Якутии и на Колыме
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дорога домой
Владислав Куликов, Иван Петров
Российская газета
Наручное управление
Иван Петров
Российская газета
Тесты в боевых условиях
Александр Манякин
Независимое военное обозрение
"Третий глаз Шивы" в небе
Инна Сидоркова, Максим Солопов
РБК
"Ростех" продал 75% холдинга "Технодинамика" владельцу НК Банка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer