Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


"Гражданка" без пилота


17 мая 2018 года Алена Маркина, Российская газета


На уральском страховом рынке появился новый продукт - страхование ответственности владельцев беспилотных летательных аппаратов. Предполагается, что полис, работающий наподобие "автогражданки", заинтересует корпоративных клиентов, использующих дронов на производстве или в сфере услуг. Его стоимость зависит от ряда факторов, например цели и интенсивности работы дрона, опыта оператора, маршрута полетов. Полис защищает от финансовых потерь "внешнего пилота" - оператора, управляющего машиной, в случае, если она потерпит крушение. Средний лимит страхования - миллион рублей.

- Создание нового продукта для защиты ответственности оператора дрона - не только дань моде и времени, но и ответ на запрос клиента, крупной компании, использующей беспилотники для обеспечения аудиовизуального контроля своих объектов в режиме 24/7, - рассказывает ведущий специалист страховой компании Александр Кондрашов. - Несмотря на уникальность продукта, мы уверены, что он будет востребован рынком. Учитывая скорость распространения технологий, зоны применения дронов стремительно расширяются, растет нагрузка и ответственность, лежащая на операторах.

Будучи изначально аппаратами военного применения, сегодня беспилотники востребованы бизнесом и специальными службами повсеместно. В регионах Уральского федерального округа они следят за всем, что можно увидеть с воздуха: за нарушителями правил дорожного движения, "черными" лесорубами, действующими стройками, добычей углеводородов и уборкой урожая. Только МЧС Свердловской области запускает 40 беспилотников для обнаружения лесных пожаров и поиска пропавших людей. А, например, одно из горнодобывающих предприятий Южного Урала использует квадрокоптеры для проведения маркшейдерских работ. Они оборудованы специальной аппаратурой и программным обеспечением для проведения аэросъемки карьеров и передачи информации на базу для преобразования в точную модель.

Впрочем, дроны перестают быть просто наблюдателями: все чаще их начинают использовать в качестве курьеров или даже грузовых транспортных средств. Так, технически продвинутые предприятия общепита в региональных городах-миллионниках вроде Екатеринбурга и Челябинска с интересом присматриваются к зарубежному и столичному опыту доставки пиццы и роллов: с поправкой на пробки по воздуху курьер прибудет к клиенту в 3-4 раза быстрее, чем по земле.

Крупный бизнес берет выше: еще в конце прошлого года беспилотный летательный аппарат доставил первый груз весом 4,5 килограмма на ямальское Пограничное месторождение, принадлежащее одной из нефтегазодобывающих компаний. Расстояние в 40 километров "птичка" преодолела за 42 минуты, доказав саму возможность использования беспилотников для доставки грузов на отдаленные производственные площадки, с которыми в распутицу нет наземного сообщения. Сейчас компания планирует опробовать беспилотные суда весом до полутонны и грузоподъемностью 200 килограммов для доставки на удаленные промыслы запчастей и мелкого оборудования. Их использовать дешевле, чем вертолет.

Разумеется, столь массовое коммерческое применение дронов ведет к росту рисков. По словам директора управления страхования морских и авиационных рисков одной из профильных компаний Виталия Костюкова, интерес к страхованию начали проявлять и продавцы, и покупатели дронов. Последние озабочены сохранностью своей летающей собственности, а некоторые готовы страховать и ответственность.

Эксперты предупреждают еще об одном риске. Над нами часто летают недорогие устройства, использующие для связи с внешним пилотом так называемые протоколы общего назначения, которые не имеют надежной аутентификации.

- Учитывая уязвимость прошивки, дроны могут угонять хакеры и после взлома направлять в любое место, - говорит эксперт в сфере информационной безопасности Илья Шарапов. - Кто в этом случае будет возмещать урон владельцу аппарата или клиенту, ожидающему посылку? Однако рынок пока не готов к страхованию от киберрисков: во-первых, это лишние затраты, во-вторых, у нас в стране такие угрозы еще не воспринимают всерьез.

По данным Российской ассоциации авиационных и космических страховщиков (РААКС), риски ответственности перед третьими лицами стали сейчас самым актуальным и перспективным видом страхования. То есть, условно говоря, бизнес волнуется не о пропавшей пицце или разбившейся "птичке", а о своих убытках, если та вдруг спикирует на дорогую машину. А если речь идет об аппарате в полтонны весом, то ущерб третьим лицам может быть гораздо более серьезным. Из этих соображений в некоторых странах владельцы дронов страхуют их добровольно. А вот в странах Евросоюза покупка полиса для аппарата весом более 20 килограммов обязательна, причем его стоимость изрядно "кусается": при максимальном взлетном весе до 500 килограммов она составляет от 0,75 миллиона евро. Любопытно, что за рубежом помимо вреда имуществу, жизни и здоровью страхуется и причинение вреда личности (включая моральный). То есть владелец беспилотника может застраховаться от риска кого-нибудь напугать.

Российский Воздушный кодекс требует, чтобы все беспилотники, имеющие максимальный взлетный вес более 30 килограммов, имели статус воздушного судна, который обязывает их страховать ответственность перед третьими лицами, отмечают в ассоциации. Минимальный лимит ответственности должен составлять два МРОТ за каждый килограмм веса. В итоге для аппарата весом, допустим, 50 килограммов, лимит составит 10 тысяч рублей.

- Как такая сумма защитит имущественные интересы владельца, если его дрон причинит вред жизни и здоровью человека, повредит чей-то дорогой автомобиль или столкнется в полете с воздушным судном? - задает риторический вопрос руководитель РААКС Павел Шутов. - Но у нас, к сожалению, до сих пор актуальна поговорка: "Пока гром не грянет, мужик не перекрестится".

Это действительно так. Например, по словам пресс-секретаря управления Росгвардии по Свердловской области Ольги Бельской, принадлежащие ведомству дроны (именно их использует МЧС) летают со всеми возможными разрешениями, однако ни сами аппараты, ни ответственность перед третьими лицами не застрахованы "по финансовым причинам".

Кстати

Зимой 2016 года квадрокоптер, принадлежащий частному лицу, запутался в грозотросе линии электропередачи, которая обеспечивает электроснабжение пяти подстанций в Екатеринбурге. Затраты сетевой компании на ликвидацию последствий нарушения составили 60 тысяч рублей. Разумеется, аппарат застрахован не был, его владелец за ним не явился.



комментарии (0):









Материалы рубрики

Дмитрий Козлов, Елизавета Кузнецова, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
Экс-министру транспорта ищут новую дорогу
Николай Якубович
Независимое военное обозрение
МиГ против «мессера»
Андрей Смирнов
КоммерсантЪ - Казань
Подсудимый в свободном полете
Елизавета Кузнецова, Александра Мерцалова
КоммерсантЪ
"Саратовские авиалинии" еще полетают
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Росавиации меняют экипаж
Александр Круглов Алексей Рамм Николай Сурков
Известия
"Кинжал" доверили новому носителю
Дмитрий Трунин
N+1
Зафиксированную тягу "невозможного двигателя" EmDrive объяснили плохим экранированием
Инара Халмеева
Business FM
"Саратовские авиалинии" не сдаются




Business FM
На Кубе упал пассажирский Boeing: "На взлете любая нештатная ситуация может привести к аварии"
Иван Буранов, Анастасия Веденеева, Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Минтранс отцепляет от УК состав
Константин Богданов
Известия
Над обрывом в море
Алена Маркина
Российская газета
"Гражданка" без пилота
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Налоговая гавань для аэропортов
Наталия Ячменникова
Журнал "АвиаСоюз"
Знаете, каким он парнем был…
Никита Королев
КоммерсантЪ
Инженер отказался от таллия
Евгений Гайва
Российская газета
Россияне не вписались в поток
Михаил Коростиков
КоммерсантЪ
Китайские инженеры подарили родине авианосец
Андрей Борисов
Lenta.ru
Смерть с небес
Инна Сидоркова, Наталья Галимова
РБК
Рогозину предложили возглавить "Роскосмос"

Business FM
Иностранные авиакомпании приглашают в Россию для развоза болельщиков
Роман Азанов
ТАСС
"Лисья гончая" с "Кинжалом": как МиГ-31 стал носителем гиперзвукового оружия
Валерия Комарова, Юлия Лымарь
РБК
"Победа" отменила рейсы в Бордо из-за "препон" с французской стороны
Юлия Колбина
КоммерсантЪ - Пермь
"Победа" над Грузией
Ирина Рыбникова
Российская газета
Кодекс поведения

Business FM
Куда исчезло руководство "ВИМ-Авиа"?
Евгения Перцева
Известия
Минтранс разрешил курить перед полетом
Евгений Девятьяров Алексей Рамм Александр Круглов
Известия
"Глобальный" топливозаправщик не долетел до испытаний
Вячеслав Суханов
КоммерсантЪ - Пермь
Слишком стар для полетов
Татьяна Шадрина
Российская газета
370 тысяч за потерю багажа
Николай Сурков Алексей Рамм
Известия
"Стелс-патрульные" получат дронов-разведчиков

BFM
Что представляет собой новый терминал "Шереметьево"?
Илья Крамник
Известия
Проба пера
Евгения Аронова
Известия
Дали прикурить
Алексей Блинов
РБК
Рейс Казань-Минск будет очень популярен у транзитных пассажиров
Инна Сидоркова
РБК
"Ростех" оценил риски для проекта с Китаем после обысков в "Мотор Сич"
Виктор Медведев
Независимое военное обозрение
Как "ночные ведьмы" немцам ад устроили
Александр Заблотский
Независимая газета
"Амбарчики" над Заполярьем
Василий Маринин, Валерия Комарова
РБК
Минтранс предложил потратить 100 млрд руб. на аэропорты Дальнего Востока
Наталья Скорлыгина, Елизавета Кузнецова, Иван Буранов
КоммерсантЪ
Футбол с большой дороги

РИА Новости
Инновации и Ил-2 для ILA: в Берлине открылся аэрокосмический салон
Николай Сурков, Алексей Рамм, Александр Круглов
Известия
Крылья коротки
Александр Ермаков
Известия
После долгой и продолжительной болезни
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Полет на низком курсе доллара
Егор Созаев-Гурьев
Известия
ГЛОНАСС встанет на авиатранспорт
Александр Воронов
КоммерсантЪ
Депутаты одобряют перекур в аэропортах
Денис Соловых
ТАСС
В Анталье стартует первый в истории Турции Международный авиасалон Eurasia Airshow

ТАСС
Как развивают малую авиацию в регионах Дальнего Востока
Наталия Портякова
Известия
Санкт-Петербург готов к прямому авиасообщению с пакистанским Карачи
Михаил Фалалеев
Российская газета
Террористы будут в шоке
Илья Крамник
Известия
Не только Турция

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

© Aviation Explorer