Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


МиГ против «мессера»


25 мая 2018 года Николай Якубович, Независимое военное обозрение


Из всех советских самолетов-истребителей начального периода Великой Отечественной войны самым противоречивым остается МиГ-3. Если обратиться к воспоминаниям участников тех далеких событий, то превалирует мнение, что, несмотря на высокую скорость, это был неудачный самолет. Однако были летчики, утверждавшие обратное.

РЕЗВЫЙ СТАРТ

Первоначально самолет в варианте МиГ-1 имел помимо огромной скорости приемлемые маневренные характеристики, позволявшие ему уверенно бороться с истребителями и бомбардировщиками вероятного противника, а им, несмотря на временную «дружбу», была Германия. На судьбу машины сильно повлияло решение Сталина, закрепленное октябрьским 1940 года постановлением СНК СССР об увеличении скоростной дальности полета на весьма невыгодном для этого режиме работы мотора до 1000 км. В итоге машина «налилась» тяжестью, и ее пилоты не могли на равных вести воздушные бои с основным истребителем люфтваффе Bf 109Е, или как его было принято обозначать по советской транскрипции Ме-109Е (в документах встречается и обозначение МШ-109Е). Последнее, видимо, было связано с тем, что на отечественных пишущих машинках тех лет отсутствовал латинский шрифт.

Но в июне 1941 года взгляды вождя на применение самолета-истребителя резко изменились. К тому времени в строевые части ВВС и ПВО поступило около 1000 МиГ-3 (без учета МиГ-1), преимущественно с увеличенным запасом топлива. 

Отказ от скоростной дальности полета в конце мая 1941 года позволил почти в полтора раза сократить запас горючего и, как следствие, облегчить машину. Исправлять ошибки пришлось уже в ходе войны.

В итоге заметно улучшились маневренные характеристики. Так, время виража на высоте 1000 м сократилось до 22 сек., в то время как у Bf 109E оно достигало 26,5–29,4 сек. Это позволило уверенно бороться с немцем на виражах на средних высотах. Но из-за чуть большей нагрузки на двигатель скороподъемность МиГа оставляла желать лучшего, правда ненамного. Как показали испытания, проведенные в августе 1941 года, на высоту 5000 м МиГ-3 поднимался за 7,1, а «мессер» – за 6,3 мин. Это отставание в скороподъемности и снижение горизонтальной скорости МиГа можно объяснить лишь ухудшением качества его сборки и внешней отделки в условиях военного времени. Тем не менее МиГ-3 превосходил Bf 109E по горизонтальной скорости во всем диапазоне высот.

ВООРУЖЕНИЕ

Сравнивая обе машины, следует остановиться и на их арсенале. В нашу страну немцы в 1940 году продали несколько Bf 109E с двумя вариантами вооружения. Первый из них имел три пулемета калибра 7,92 мм, включая два синхронных, а второй – две 20-мм пушки под крылом и столько же синхронных 7,92-мм пулеметов.

МиГ-3 преимущественно комплектовались 12,7-мм пулеметом Березина и двумя синхронными ШКАСами калибра 7,92 мм. Но были и другие варианты вооружения, включая «пятиточечный» МиГ-3 с дополнительными крыльевыми пулеметами БК, а также с двумя синхронными БС и одним ШКАС. Известен вариант с двумя БС и шестью реактивными орудиями РО-82 для стрельбы снарядами РС-82.

Чисто пулеметный вариант «мессершмитта» позволял выпускать по противнику около 500 г свинца в секунду, МиГ-3 же благодаря крупнокалиберному пулемету – вдвое больше. Но если на «мессере» стояли пушки, то МиГу лучше было не пересекать их трассы.

Бронебойная пуля ШКАСа не пробивала даже 6-мм бронезащиту, а зажигательная воспламеняла бензобаки немецких самолетов в редких случаях. За это пулемет ШКАС получил в строевых частях прозвище «гуманное оружие».

Куда эффективней была бронебойная пуля «Березина», пробивавшая с дистанции 100 м 16-мм броню. Бронебойно-зажигательная пуля этого пулемета воспламеняла бензобаки, разрывная – разворачивала протектор бензобаков и обшивку. Это позволяло эффективно бороться с бомбардировщиками противника.

ЗАЩИТА

Говоря об эффективности вооружения обоих самолетов в воздушном бою, следует рассмотреть и варианты их бронезащиты. У советских самолетов она была заметно слабее, чем у немцев, хотя и появилась еще в 1939 году. Так, бронеспинка МиГ-3 имела толщину 9 мм и выдерживала попадание лишь бронебойных пуль винтовочного калибра.

Бронеcпинка у Bf 109Е появилась, начиная с варианта Е-7, но на следующей модификации «мессершмитта» Bf 109F бронезащиту заметно усилили, включив в ее состав стальную плитку толщиной 10 мм, защищавшую голову и затылок пилота и закрепленную на откидной части фонаря. Помимо этого, имелся стальной лист между сиденьем летчика и бензобаком.

На фоне устоявшегося негативного отношения летного состава к МиГ-3 очень контрастно выглядит мнение летчика 126-го иап в то время лейтенанта Петра Белясника, впоследствии полковника, Героя Советского Союза, заслуженного летчика-испытателя.

«Истребитель МиГ-3, на который наш полк переучивался, – рассказывал Петр Никифорович, – потребовал от летчиков немало новых навыков, дополнительных усилий в обучении. Этот самолет мне понравился сразу. Его можно было сравнить со строгим конем в руках наездника. Он мчит стрелой, и, потеряв над ним власть, оказываешься под его «копытами». Отличные боевые качества МиГ-3 были как бы скрыты за некоторыми его недостатками. Достоинства этой машины доступны были только тем летчикам, которые владели умением их использовать».

Я не раз задумывался: почему столь уважаемый и заслуженный летчик отзывался о машине так хорошо вопреки общепринятому мнению других участников Великой Отечественной войны. Ответ нашелся не сразу, только после того как я предположил, что ему пришлось летать на облегченном МиГ-3 поздней серии. Тогда все сходится.

По этой причине я неоднократно корил себя за то, что не задал Петру Никифоровичу этот вопрос четверть века назад. Но время властно над нами, поскольку знания приходят постепенно и многие ответы на вопросы, открывающие тайны бытия, уходят в прошлое вместе с участниками событий прошлого.

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

В качестве примера приведу результаты боевой работы летчиков 28-го истребительного авиаполка (иап). С начала войны по ноябрь 1941 года полк, входивший в 15-ю смешанную авиадивизию (сад) Юго-Западного фронта (Киевский особый военный округ), был укомплектован истребителями И-16 и МиГ-3. С осени 1941 года 28-й иап вошел в состав 6-го истребительного авиакорпуса московской зоны ПВО и одно время дислоцировался в подмосковном Клину.

За тот период летчики полка на МиГ-3 сбили 119 самолетов противника, из них 35 машин (30%) пришлось на долю Bf 109E и лишь пять – на Bf 109F. Два «мессера» достались пилотам И-16. По другим данным, было одержано 83 победы и потеряно 15 воздушных бойцов. Столь большую разницу можно объяснить лишь пополнением летчиками, прибывавшими из других полков или из госпиталей вместе со своими победами. Командир полка П.Н. Даргис, участвуя в боях, с 20 июля по 2 декабря 1941 года сбил на МиГ-3 лично шесть и в группе девять самолетов, в том числе по одному Bf 109E и Bf 109F, пять Bf 110 и восемь Ju 88.

В 2007 году в болотах Тверской области были найдены останки МиГ-3 № 4321. Самолеты этой серии в облегченном варианте были выпущены после начала войны и составили основу 28-го иап. Машину, пилотируемую Крапивко, потеряли 2 октября 1941 года. В тот день на прикрытие штурмовиков вылетело звено во главе с командиром эскадрильи Еремеевым. Его ведомыми были младшие лейтенанты Тюрин и Крапивко. При возвращении с задания они подверглись атаке «мессершмиттов», неожиданно вывалившихся из облаков. В итоге все три МиГа были сбиты, а из летчиков уцелел лишь Крапивко.

С 22 июня 1941-го по 1 января 1942 года 28-й иап потерял 17 МиГов: один сбит в воздушном бою, 3 – зенитной артиллерией и 13 – не вернулись на свой аэродром.

Еще пример. 23 февраля 1942 года звено из трех МиГ-3 16-го иап ПВО Москвы возвращалось после патрулирования на свой аэродром. Первый ведомый лейтенант Семенов заметил трассу справа. Быстро развернувшись, летчик попал в окружение двух Bf 109 (видимо, вариант «Е») и одного Bf 110. В итоге Cеменов сбил два Bf 109, тогда как ведущий и левый ведомый продолжали следовать на аэродром. Вот что значит инициативный пилот на облегченном МиГ-3.

Однако преимущество МиГа над супостатом было утеряно после появления на фронте «Фридриха» – модернизированного истребителя Bf 109F.

ТРЕБУЕТСЯ ДОРАБОТКА

Спустя год после начала войны специалисты НИИ ВВС, обобщив информацию, поступавшую с фронтов, в разделе оценка мощности вооружения самолетов привели общее мнение личного состава 519-го иап, включая его командира подполковника Рязанова: «МиГ-3 – со стрелковым вооружением, состоящим из двух 12,7-мм пулеметов УБ в огневом отношении превосходят МиГ-3 ранних серий, имеющих два пулемета ШКАС и один БС. Самолет по стрелковому вооружению (без РС) уступает немецким истребителям Ме-109 (две 20-мм пушки МГ-ФФ <…> и два пулемета МГ-17)… Необходимо к двум пулеметам УБ добавить пушку ВЯ».

К тому времени МиГ-3 был снят с серийного производства, а устанавливать столь мощные орудия и даже пушки на стоявшие на вооружении истребители было проблематично и не нужно, поскольку увеличение их огневой мощи неизменно приводило к ухудшению их маневренных и скоростных параметров.

Однако далеко не все просили оснастить МиГ пушками, и примером тому может служить воздушный бой 2 июня 1943 года, проведенный летчиком 562-го иап ПВО Москвы младшим лейтенантом Сырейщиковым на МиГ-3. Израсходовав весь боекомплект, он решил таранить бомбардировщик Ju 88, находившийся на высоте 8000 м. Сблизившись с «юнкерсом», летчик полностью убрал газ и с принижением в полтора метра потянул ручку на себя, отрубив винтом хвост бомбардировщика до передней кромки стабилизатора. После тарана МиГ потерял управление. На 6000 м летчика выбросило из кабины и на 5000 м он, открыв парашют, благополучно приземлился на удалении около километра от упавших МиГ-3 и Ju 88.

Воздушный бой младший лейтенант Сырейщиков проводил с открытым фонарем. При осмотре останков Ju 88 было обнаружено до 50 пулевых пробоин в носовой и средней частях фюзеляжа, моторах и крыле. Два члена экипажа получили пулевые ранения, а бронеплита летчика имела много пробоин, что свидетельствовало о достаточной мощности пулеметов Березина, установленных на МиГ-3.

Часто МиГ-3 называют высотным истребителем, но это не соответствует действительности, поскольку у него отсутствовала гермокабина летчика, а практический потолок облегченной машины лишь на 600 м превышал аналогичный параметр Bf 109E. Но на такие высоты самолеты тех лет забирались крайне редко. Более того, попытки перехвата высотных разведчиков Ju 86R, способных летать в стратосфере, оканчивались неудачами.

Последние МиГ-3 можно было встретить на фронтах до лета 1944 года, но это уже были не те машины, что в середине 1941-го. Они прошли по нескольку ремонтов, преимущественно во фронтовых, полукустарных условиях и с сильно изношенными моторами и не представляли серьезной опасности для новейших модификаций бомбардировщиков и истребителей люфтваффе.

Один лишь пример. 27 февраля 1944 года на перехват Ju 88, находившегося на высоте 8000 м, на догонном курсе вылетела пара МиГ-3 из 11-го иап во главе с младшим лейтенантом Каравайцевым. Однако из-за малой мощности изношенного мотора с «немцем» удалось сблизиться лишь на дистанцию 700 м, а огонь из пулеметов не дал должного результата.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBZ5Fv
Смотрите: http://remont.youdo.com/electrician/service/wiring-electrical/, подробности по ссылке.
Услуги проверенных исполнителей: http://remont.youdo.com/doors/entrance-doors/, варианты >>
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer