Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Овербукинг подводят под санкции


20 июня 2018 года КоммерсантЪ FM


Авиакомпаниям грозят штрафы за овербукинг — продажу большего количества билетов, чем мест на борту. «Общероссийский народный фронт» разработал законопроект, который обяжет перевозчиков выплачивать до 200 тыс. руб. за подобное нарушение. Такая мера, как считают авторы документа, защитит права пассажиров. Но аналитики рынка видят здесь и риски для клиентов авиакомпаний. Какие именно? Разбирался Сергей Соболев.

Около года назад москвич Александр оказался в крайне неприятной ситуации: молодой человек приобрел авиабилеты на Сардинию с пересадкой в Милане. Однако ни до одного из этих мест вовремя Александру добраться не удалось — перевозчик просто не пустил его на борт. По словам пассажира, представитель авиакомпании в подробности вдаваться не стал, сухо объявив, что на всех пассажиров мест не хватило.

«Когда я стоял в очереди к стойке регистрации, появился сотрудник аэропорта и попросил подойти тех, кто летит в Милан. Кроме меня, таким пассажиром оказался еще один мужчина. Мы очень долго ждали сотрудника авиакомпании "Победа", который появился лишь спустя минут 20-30. Он сказал, что они не могут нас сегодня посадить на рейс, потому что все места оказались распроданы. Стало понятно, что у меня сгорает билет из Милана в Ольбию, плюс смещаются все планы. Все это я сообщил сотруднику авиакомпании. А в ответ услышал, что это риски, на которые я сам пошел», — рассказал Александр.

Теоретически Александр мог рассчитывать на компенсацию. Правда, для этого ему пришлось бы написать заявление в авиакомпанию, собрать чеки, предоставить документы, подтверждающие ущерб. В худшем случае к этому могли бы добавиться оплата услуг юриста и судебные издержки. Одно лишь перечисление всех этих мер способно убить всякую жажду справедливости.

Вот на защиту таких пассажиров рассчитан законопроект, который предложили в ОНФ. Там считают, что усиление ответственности заставит авиакомпании отказаться от овербукинга. По мнению автора документа, депутата Госдумы Александра Васильева, зачастую перевозчики прикрывают сверхнормативную продажу билетов ссылками на технические сбои, например, экстренную необходимость подать судно меньшей вместимости. Такая формулировка позволяет авиакомпаниям избежать возможных претензий.

Если же законопроект примут, перевозчикам придется доказывать, что пассажира не пустили на рейс на законных основаниях. Все это сделает овербукинг нерентабельным, считает господин Васильев: «Для того чтобы наши граждане были лучше защищены в этой ситуации, мы увеличим степень ответственности. Это сделает нерентабельным введение овербукинга на своих рейсах, потому что стоимость перевозки изменяется, и экономика уже нарушается. То есть если граждане будут добиваться каждый раз возмещения хотя бы штрафа со стороны авиакомпаний, то для последних продажа таких мест станет менее привлекательной».

Российское законодательство запрещает овербукинг, однако прямой меры ответственности за это не предусмотрено. В Кодексе об административных правонарушениях есть лишь общая норма о нарушении условий оказания услуг с возможным штрафом в 30 тыс. руб. Но она не учитывает реальный размер убытков и издержек пассажира, не попавшего на рейс.

При этом в Европе и США сверхнормативная продажа билетов законодательно разрешена, что позволяет избегать возможных конфликтных ситуаций, пояснил главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров: «Такая практика во всем мире не просто не наказывается, наоборот, существуют специальные законы об овербукинге. Он разрешен, там четко регламентировано его использование. В том же случае, если возникают "лишние" пассажиры, то тогда четко прописаны те обязательства авиакомпании, которые она должна выполнить перед ними, в частности, речь идет о выплате определенных компенсаций. Если мы хотим защитить интересы авиапассажиров, то, в первую очередь, надо вывести такое явление, как овербукинг, из "серой" зоны».

Авиакомпании пока неохотно комментируют предложение ОНФ — например, воздержались от оценок в «Аэрофлоте» и S7. Участники рынка уже давно пытаются закрепить понятие овербукинга.

Основной аргумент — это позволит, хоть и немного, повысить рентабельность авиаперевозок, рассказал гендиректор авиакомпании Red Wings Евгений Ключерев: «Это способ повышения доходности. У нас крайне низкодоходный рынок, всем авиакомпаниям очень тяжело рентабельно работать и заниматься оперированием. Во всем мире существует статистика, сколько людей не приходит на рейсы. И почему бы не отвезти других пассажиров на этих пустых местах?».

Аналитики считают, что в нелегких для бизнеса условиях любое ужесточение ответственности негативно отразится и на авиаперевозчиках, и на пассажирах. Первые будут искать возможности избежать санкций, в том числе и страховать свои риски за счет увеличения тарифов, что неминуемо отразится на стоимости билетов.

Пока же авиакомпании вынуждены самостоятельно выстраивать диалог с непопавшими на рейс пассажирами. Как правило, перевозчики заинтересованы в сохранении лояльности клиентов и стараются минимизировать неудобства. Но бывает и иначе. Весной этого года суд обязал авиакомпанию «Уральские авиалинии» выплатить пассажиру компенсацию более 200 тыс. руб. за овербукинг. В такую цену заявитель оценил стоимость первоначальных билетов, покупку новых, расходы на проживание в гостинице, неустойку, услуги юриста и моральную компенсацию.

Ранее в Госдуме предлагали в десятикратном размере компенсировать пассажиру стоимость билета, если ему не хватило места в самолете из-за овербукинга.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBmqrx
http://remont.youdo.com/building/villa/ - подробности здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer