Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Швейцарский пилот полетит в стратосферу на солнечных батареях


29 июня 2018 года РИА Новости


"Вы опять у военной части! Пришлите мне свою локацию, я вас заберу", — раздается в трубке голос Рафаэля Домжана, основателя проекта Solar Stratos. Я уже второй раз пытаюсь доехать до офиса Solar Stratos, который находится рядом с аэропортом в Пайерне, но навигатор упорно выводит меня то на казармы авиаучилища, то на военный аэродром, где уже тренируются будущие военные летчики. Не иначе родные хакеры стараются показать мне все красоты местности.

Минут через десять за мной на обычной машине приезжает человек, который с помощью энергии Солнца собирается взлететь на 25 километров над землей и "дотянуться до звезд", и мы выдвигаемся в сторону небольшого ангара, где нас ждет его самолет.

Амбициозная идея пришла к Рафаэлю во время путешествия вокруг света на яхте на солнечных батареях Planet Solar. Это его предыдущий проект, который с большим успехом прошел в 2010 году. Тогда швейцарец вместе с таким же энтузиастом из Германии Иммо Штруе и еще четырьмя членами экипажа 60-тонной яхты с солнечными электрическими панелями смогли совершить кругосветное путешествие за 160 дней и доказали надежность и эффективность солнечной энергии.

В качестве примера Рафаэль рассказывает историю о том, как в один из переходов они натолкнулись на рыболовецкое судно, у которого закончилось топливо посреди океана, а для связи с большой землей не добивали рации. Попросившие немного топлива, чтобы доплыть до берега, рыбаки сильно удивились, когда узнали, что на огромной яхте ничего нет. В итоге швейцарец со своей командой отдали им несколько баллонов с топливом, которое использовалось на кухне, и вызвали спасателей. А рыбаки в благодарность поделились своим уловом. По мнению пилота, этот случай – пример того, как солнечная энергия может спасти нашу планету.

Новый проект Рафаэля оказался не менее масштабным.

"Идея пришла мне в голову, когда мы на яхте переплывали Тихий океан. Там небо все усыпано звездами и потрясающий вид на Млечный Путь. И там я задумал еще более амбициозную идею, чем объехать вокруг света на яхте с солнечными батареями. Это была, скорее, фантазия — сможем ли мы достигнуть стратосферы, приблизиться к звездам, и при помощи солнечной энергии в качестве топлива повторить путь Икара", — рассказал он.

Пилот-романтик при этом преследует вполне прагматические цели: доказать миру, что солнечная энергия является надежным, возобновляемым источником энергии, за которым будущее.

"Это экспериментальный экологический проект, с помощью которого мы хотим показать потенциал солнечной энергии и разбудить людей. Мы уже смогли это сделать и привлечь внимание людей с проектом Planet Solar. О нас было свыше 5 тысяч публикаций по всему миру, мы были везде. Конечно, достигнуть цели перехода на солнечную энергию непросто. Но ситуация развивается и меняется, люди начинают всерьез задумываться об изменении климата. И мы пытаемся с помощью современных технологий показать, что можно сделать с солнечной энергией", — отмечает Рафаэль.

При этом его не смущает тот факт, что крупные энергетические компании, которые получают огромные прибыли от добычи, переработки и продажи угля, нефти, газа и других ресурсов, могут быть против того, чтобы у людей был доступ к бесплатному, возобновляемому и экологически чистому солнечному топливу.

"Изменения уже есть. Не такие быстрые, как нам бы с вами хотелось, но они есть. И вы не можете их избежать, вы можете их затормозить, но их уже не остановить. Кроме того, возобновляемые источники энергии создают больше рабочих мест и делают страны независимыми от энергоресурсов. Конечно, будут те, кто потеряет. Но даже в области энергоресурсов многие нас поддерживают. К примеру, солнечные батареи сделала фирма, которая принадлежит Total. Они понимают, что завтра уже не будет ископаемых источников энергии. И вы либо совершите переход сейчас, либо вы ничего не будете делать, и ваша компания перестанет существовать", — уверен швейцарец.

По словам Рафаэля, тяжелее всего переходить на возобновляемую энергию придется странам, которые живут за счет продажи энергоресурсов, как государства Персидского Залива или Россия. Но в отношении РФ пилот полон оптимизма.

"Когда я был на российском стенде на Экспо-2017 в Астане, я увидел только газ и ядерные технологи. Конечно, в России условия сложнее, но вы можете намного больше. Через несколько лет, когда климат потеплеет, вы будете находиться в идеальной ситуации. У вас будет одна из самых больших территорий, пригодных для сельского хозяйства!" — считает Домжан.

Мне рассказывают про ангар, специально построенный четко по меркам самолета, про кабину симулятора, на котором тренируется пилот.

"А вот здесь у нас VIP-зона, — показывает Рафаэль на стену с черно-белыми фотографиями. — Тут висят снимки всех аппаратов, которые использовали солнечную энергию – от машин до самолетов. Двадцать второго октября мы планируем открыть в Монтрё выставку. На церемонию открытия обещал приехать принц Монако Альберт. Теперь пошли, я покажу самолет. Только ничего руками трогать нельзя". Солнечные панели очень хрупкие, извиняясь, объясняет пилот.

Размах крыльев Solar Stratos – почти 25 метров, его вес — 450 килограммов. Он использует три литиевые батареи общим весом 80 килограммов, заряда которых хватит на 12 часов автономной работы. Еще два электрических мотора по 19 киловатт-часов каждый помогут самолету взлететь. По предварительным оценкам, весь полет займет чуть больше шести часов, из них всего 15 минут пройдут в стратосфере.

Машина получилась интернациональной. Инженер, спроектировавший ее, родом из Германии. Батареи предоставила Австрия, солнечные панели – швейцарские, пропеллер сделан в США на основе швейцарских технологий.

"Мы будем использовать исключительно энергию солнца, потому что это лучший способ добраться до стратосферы. Атмосферное давление влияет на качество работы электрического мотора, а с солнечными батареями чем выше ты поднимаешься, тем больше энергии производится", — объясняет Рафаэль.

По его словам, совершать длительный полет в стратосфере не входит в его задачи. Его команда рассчитывает только установить рекорд по высоте, на которую сможет выйти управляемый человеком винтовой самолет на солнечных батареях. И особую роль в этом играет Россия.

Именно российское научно-производственное предприятие "Звезда" создает для Домжана специальный скафандр, в котором он сможет выдержать нагрузки при взлете и посадке, а также без серьезных последствий для организма продержаться достаточное количество времени в стратосфере, где усилена радиация и почти нет кислорода. Ведь пилот намерен взлететь на высоту 25 километров.

Обычный человек может порядка десяти минут продержаться на высоте в восемь километров, на 16 километрах — несколько секунд. Дальше у него закончится кислород для дыхания. Выше 19 километров температура может опуститься ниже минус 70 градусов, но давление будет настолько низким, что температуры тела будет достаточно, чтобы заставить кипеть воду в организме. Поэтому перед НПП "Звезда" оказалась непростая задача. Кроме того, скафандр должен питаться от солнечной энергии, которую выработает самолет. Это создает дополнительные риски, так как лишает пилота возможности катапультироваться, если что-то пойдет не так.

В итоге было принято решение оптимизировать спасательный скафандр "Сокол", который используется космонавтами на опасных участках полета, когда возможна разгерметизация корабля. В нем переделали специальную систему жизнеобеспечения, которая стала близка к той, что используют в скафандрах для выходов в космос. Скафандр для пилота Solar Stratos получил кислородную систему и аппаратуру поглощения углекислого газа. Кроме того, перед полетом планируется отработать эргономику скафандра — он не должен мешать пилоту управлять самолетом.

Первые тестовые испытания скафандра уже прошли на базе "Звезды" 27 марта. Домжан успешно пережил полную имитацию полета в стратосферу. Теперь костюм ждет дальнейшая подгонка, а пилота – реальные тестовые полеты.
"Это оказалось несложно. Я всегда мечтал быть космонавтом, и вот я тренируюсь как космонавт, а то, что делаешь со страстью, совсем не сложно", — делится впечатлениями от нахождения в кессоне Рафаэль.

Теперь он приезжает в Россию как на работу – каждые два-три месяца, чтобы вновь примерить скафандр и провести тренировки по пребыванию в стратосфере.

В ближайших планах Рафаэля в сентябре побить рекорд высоты в 9240 метров для самолета на солнечной энергии, которую установил его земляк на Solar Impuls. Факт рекорда будут фиксировать представители Международной авиационной федерации, которая объединяет авиационные организации около 100 стран. Одиночный полет в стратосферу запланирован на 2020 год, а в 2021 Рафаэль намерен установить абсолютный рекорд, достигнув высоты в 25 метров.

Несмотря на то, что полеты на аппаратах на солнечных батареях кажутся вполне мирной затеей, есть в них и военная составляющая. И проект Домжана не исключение.

К примеру, в США уже активно присматриваются к освоению слоев стратосферы выше 20 километров, то есть "предкосмоса". С учетом специфики влияния давления и радиации на работы обычных двигателей, предполагается, что в стратосферу будут засылаться беспилотные дирижабли и самолеты на солнечной энергии. Они смогут длительное время находиться на высоте порядка 30 километров и обеспечивать наблюдением и связью очень большие территории, оставаясь при этом малоуязвимыми для средств ПВО.

В России тоже ведутся разработки в этом направлении. Так, НПО имени Лавочкина проводит испытания первого российского высотного беспилотного летательного аппарата на солнечной энергии "Аист" ЛА-252. Его техническая подготовка к полету завершилась в прошлом году. Беспилотник считается атмосферным псевдоспутником и может бесконечно долго находиться в стратосфере на высоте от 15 до 22 километров, подзаряжаясь от солнечного света. Вся верхняя поверхность крыла "Аиста" покрыта солнечными батареями, которые подают энергию в электродвигатели.

"Для нас проект Solar Stratos – это еще один эксперимент полетов в стратосфере воздушного аппарата на солнечной энергии с использованием зарубежных технологий, а также возможность проверки использования инновационных материалов в конструкции скафандров. Этот опыт будет полезен в отработке решений для топографии, связи, видеонаблюдения в труднодоступной местности или режиме чрезвычайной ситуации", — рассказал РИА Новости источник, занимающийся подобными разработками для силовых структур России.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC2d8L
Услуги проверенных исполнителей: http://remont.youdo.com/doors/replacement-lock/brand/masterlock/ тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer