Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Швейцарский пилот полетит в стратосферу на солнечных батареях


29 июня 2018 года РИА Новости


"Вы опять у военной части! Пришлите мне свою локацию, я вас заберу", — раздается в трубке голос Рафаэля Домжана, основателя проекта Solar Stratos. Я уже второй раз пытаюсь доехать до офиса Solar Stratos, который находится рядом с аэропортом в Пайерне, но навигатор упорно выводит меня то на казармы авиаучилища, то на военный аэродром, где уже тренируются будущие военные летчики. Не иначе родные хакеры стараются показать мне все красоты местности.

Минут через десять за мной на обычной машине приезжает человек, который с помощью энергии Солнца собирается взлететь на 25 километров над землей и "дотянуться до звезд", и мы выдвигаемся в сторону небольшого ангара, где нас ждет его самолет.

Амбициозная идея пришла к Рафаэлю во время путешествия вокруг света на яхте на солнечных батареях Planet Solar. Это его предыдущий проект, который с большим успехом прошел в 2010 году. Тогда швейцарец вместе с таким же энтузиастом из Германии Иммо Штруе и еще четырьмя членами экипажа 60-тонной яхты с солнечными электрическими панелями смогли совершить кругосветное путешествие за 160 дней и доказали надежность и эффективность солнечной энергии.

В качестве примера Рафаэль рассказывает историю о том, как в один из переходов они натолкнулись на рыболовецкое судно, у которого закончилось топливо посреди океана, а для связи с большой землей не добивали рации. Попросившие немного топлива, чтобы доплыть до берега, рыбаки сильно удивились, когда узнали, что на огромной яхте ничего нет. В итоге швейцарец со своей командой отдали им несколько баллонов с топливом, которое использовалось на кухне, и вызвали спасателей. А рыбаки в благодарность поделились своим уловом. По мнению пилота, этот случай – пример того, как солнечная энергия может спасти нашу планету.

Новый проект Рафаэля оказался не менее масштабным.

"Идея пришла мне в голову, когда мы на яхте переплывали Тихий океан. Там небо все усыпано звездами и потрясающий вид на Млечный Путь. И там я задумал еще более амбициозную идею, чем объехать вокруг света на яхте с солнечными батареями. Это была, скорее, фантазия — сможем ли мы достигнуть стратосферы, приблизиться к звездам, и при помощи солнечной энергии в качестве топлива повторить путь Икара", — рассказал он.

Пилот-романтик при этом преследует вполне прагматические цели: доказать миру, что солнечная энергия является надежным, возобновляемым источником энергии, за которым будущее.

"Это экспериментальный экологический проект, с помощью которого мы хотим показать потенциал солнечной энергии и разбудить людей. Мы уже смогли это сделать и привлечь внимание людей с проектом Planet Solar. О нас было свыше 5 тысяч публикаций по всему миру, мы были везде. Конечно, достигнуть цели перехода на солнечную энергию непросто. Но ситуация развивается и меняется, люди начинают всерьез задумываться об изменении климата. И мы пытаемся с помощью современных технологий показать, что можно сделать с солнечной энергией", — отмечает Рафаэль.

При этом его не смущает тот факт, что крупные энергетические компании, которые получают огромные прибыли от добычи, переработки и продажи угля, нефти, газа и других ресурсов, могут быть против того, чтобы у людей был доступ к бесплатному, возобновляемому и экологически чистому солнечному топливу.

"Изменения уже есть. Не такие быстрые, как нам бы с вами хотелось, но они есть. И вы не можете их избежать, вы можете их затормозить, но их уже не остановить. Кроме того, возобновляемые источники энергии создают больше рабочих мест и делают страны независимыми от энергоресурсов. Конечно, будут те, кто потеряет. Но даже в области энергоресурсов многие нас поддерживают. К примеру, солнечные батареи сделала фирма, которая принадлежит Total. Они понимают, что завтра уже не будет ископаемых источников энергии. И вы либо совершите переход сейчас, либо вы ничего не будете делать, и ваша компания перестанет существовать", — уверен швейцарец.

По словам Рафаэля, тяжелее всего переходить на возобновляемую энергию придется странам, которые живут за счет продажи энергоресурсов, как государства Персидского Залива или Россия. Но в отношении РФ пилот полон оптимизма.

"Когда я был на российском стенде на Экспо-2017 в Астане, я увидел только газ и ядерные технологи. Конечно, в России условия сложнее, но вы можете намного больше. Через несколько лет, когда климат потеплеет, вы будете находиться в идеальной ситуации. У вас будет одна из самых больших территорий, пригодных для сельского хозяйства!" — считает Домжан.

Мне рассказывают про ангар, специально построенный четко по меркам самолета, про кабину симулятора, на котором тренируется пилот.

"А вот здесь у нас VIP-зона, — показывает Рафаэль на стену с черно-белыми фотографиями. — Тут висят снимки всех аппаратов, которые использовали солнечную энергию – от машин до самолетов. Двадцать второго октября мы планируем открыть в Монтрё выставку. На церемонию открытия обещал приехать принц Монако Альберт. Теперь пошли, я покажу самолет. Только ничего руками трогать нельзя". Солнечные панели очень хрупкие, извиняясь, объясняет пилот.

Размах крыльев Solar Stratos – почти 25 метров, его вес — 450 килограммов. Он использует три литиевые батареи общим весом 80 килограммов, заряда которых хватит на 12 часов автономной работы. Еще два электрических мотора по 19 киловатт-часов каждый помогут самолету взлететь. По предварительным оценкам, весь полет займет чуть больше шести часов, из них всего 15 минут пройдут в стратосфере.

Машина получилась интернациональной. Инженер, спроектировавший ее, родом из Германии. Батареи предоставила Австрия, солнечные панели – швейцарские, пропеллер сделан в США на основе швейцарских технологий.

"Мы будем использовать исключительно энергию солнца, потому что это лучший способ добраться до стратосферы. Атмосферное давление влияет на качество работы электрического мотора, а с солнечными батареями чем выше ты поднимаешься, тем больше энергии производится", — объясняет Рафаэль.

По его словам, совершать длительный полет в стратосфере не входит в его задачи. Его команда рассчитывает только установить рекорд по высоте, на которую сможет выйти управляемый человеком винтовой самолет на солнечных батареях. И особую роль в этом играет Россия.

Именно российское научно-производственное предприятие "Звезда" создает для Домжана специальный скафандр, в котором он сможет выдержать нагрузки при взлете и посадке, а также без серьезных последствий для организма продержаться достаточное количество времени в стратосфере, где усилена радиация и почти нет кислорода. Ведь пилот намерен взлететь на высоту 25 километров.

Обычный человек может порядка десяти минут продержаться на высоте в восемь километров, на 16 километрах — несколько секунд. Дальше у него закончится кислород для дыхания. Выше 19 километров температура может опуститься ниже минус 70 градусов, но давление будет настолько низким, что температуры тела будет достаточно, чтобы заставить кипеть воду в организме. Поэтому перед НПП "Звезда" оказалась непростая задача. Кроме того, скафандр должен питаться от солнечной энергии, которую выработает самолет. Это создает дополнительные риски, так как лишает пилота возможности катапультироваться, если что-то пойдет не так.

В итоге было принято решение оптимизировать спасательный скафандр "Сокол", который используется космонавтами на опасных участках полета, когда возможна разгерметизация корабля. В нем переделали специальную систему жизнеобеспечения, которая стала близка к той, что используют в скафандрах для выходов в космос. Скафандр для пилота Solar Stratos получил кислородную систему и аппаратуру поглощения углекислого газа. Кроме того, перед полетом планируется отработать эргономику скафандра — он не должен мешать пилоту управлять самолетом.

Первые тестовые испытания скафандра уже прошли на базе "Звезды" 27 марта. Домжан успешно пережил полную имитацию полета в стратосферу. Теперь костюм ждет дальнейшая подгонка, а пилота – реальные тестовые полеты.
"Это оказалось несложно. Я всегда мечтал быть космонавтом, и вот я тренируюсь как космонавт, а то, что делаешь со страстью, совсем не сложно", — делится впечатлениями от нахождения в кессоне Рафаэль.

Теперь он приезжает в Россию как на работу – каждые два-три месяца, чтобы вновь примерить скафандр и провести тренировки по пребыванию в стратосфере.

В ближайших планах Рафаэля в сентябре побить рекорд высоты в 9240 метров для самолета на солнечной энергии, которую установил его земляк на Solar Impuls. Факт рекорда будут фиксировать представители Международной авиационной федерации, которая объединяет авиационные организации около 100 стран. Одиночный полет в стратосферу запланирован на 2020 год, а в 2021 Рафаэль намерен установить абсолютный рекорд, достигнув высоты в 25 метров.

Несмотря на то, что полеты на аппаратах на солнечных батареях кажутся вполне мирной затеей, есть в них и военная составляющая. И проект Домжана не исключение.

К примеру, в США уже активно присматриваются к освоению слоев стратосферы выше 20 километров, то есть "предкосмоса". С учетом специфики влияния давления и радиации на работы обычных двигателей, предполагается, что в стратосферу будут засылаться беспилотные дирижабли и самолеты на солнечной энергии. Они смогут длительное время находиться на высоте порядка 30 километров и обеспечивать наблюдением и связью очень большие территории, оставаясь при этом малоуязвимыми для средств ПВО.

В России тоже ведутся разработки в этом направлении. Так, НПО имени Лавочкина проводит испытания первого российского высотного беспилотного летательного аппарата на солнечной энергии "Аист" ЛА-252. Его техническая подготовка к полету завершилась в прошлом году. Беспилотник считается атмосферным псевдоспутником и может бесконечно долго находиться в стратосфере на высоте от 15 до 22 километров, подзаряжаясь от солнечного света. Вся верхняя поверхность крыла "Аиста" покрыта солнечными батареями, которые подают энергию в электродвигатели.

"Для нас проект Solar Stratos – это еще один эксперимент полетов в стратосфере воздушного аппарата на солнечной энергии с использованием зарубежных технологий, а также возможность проверки использования инновационных материалов в конструкции скафандров. Этот опыт будет полезен в отработке решений для топографии, связи, видеонаблюдения в труднодоступной местности или режиме чрезвычайной ситуации", — рассказал РИА Новости источник, занимающийся подобными разработками для силовых структур России.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC2d8L
Услуги проверенных исполнителей: http://remont.youdo.com/doors/replacement-lock/brand/masterlock/ тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer