Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


"КВЗ просто начинают дербанить": Николай Колесов создает "параллельный" вертолетный завод?


6 июня 2018 года Тимур Латыпов, БИЗНЕС Online


Не сумев поставить во главе Казанского вертолетного своего человека, Николай Колесов, похоже, компенсирует эту неудачу, забирая у КВЗ едва ли не львиную долю работы по «Ансату». Пока решено, что казанский «Рычаг» займется оснащением вертолетов медицинскими модулями, но не исключено, что в дальнейшем КВЗ станет поставлять ему лишь «голые» корпуса с двигателями. Эксперты «БИЗНЕС Online» недоумевают, как руководство КВЗ могло допустить такой поворот событий в столь тяжелое для завода время.

ПУТИН ОДОБРИЛ

В истории российского вертолетостроения наметился неожиданный поворот, который может дорого обойтись ПАО «Казанский вертолетный завод». Напомним, КВЗ (входит в холдинг «Вертолеты России» госкорпорации «Ростех») разработал и развернул производство легкого «Ансата». Особые надежды возлагаются на модификацию с медицинским модулем, которая уже начала пользоваться массовым (по нынешним российским авиапромовским меркам) спросом. И вот теперь значительный объем работ уплывает из рук казанских вертолетостроителей. «Ростех будет покупать у КВЗ „зеленый“ летающий „Ансат“ и наполнять его своим оборудованием. Делать это будет компания „Рычаг“. Можно спорить, но такое решение уже принято „Ростехом“», — сообщил «БИЗНЕС Online» источник в авиапроме. Мы предложили прокомментировать эту информацию КВЗ, ГК «Ростех» и АО «Рычаг», но на момент выхода статьи ответа ни от кого из них не получили.

Напомним, «Рычаг» находится на территории АО «Казанский оптико-механический завод» (КОМЗ), 72% акций которого принадлежат структурам генерального директора КРЭТ Николая Колесова. В 2011 году он привлек на КОМЗ большие заказы по тематике радиоэлектронной борьбы (РЭБ) — в частности, оснащение вертолетов Ми-8 системой РЭБ «Рычаг». Под эту тему и был создано АО, 75,2% капитала которого владеет ОАО «Радиоприборснаб», единственным акционером последнего выступает КРЭТ, а по 12,4% капитала владеют КОМЗ и родственное заводу АО «КОМЗ-Байгыш». Возглавляет компанию экс-замгендиректора КОМЗа Алексей Панин.

Новый этап в жизни ООО «Рычаг», по всей видимости, начался в 2017 году. Тогда компания стала соучредителем (25%) АО «Национальная служба санитарной авиации» (НССА, остальные 75% принадлежат петербургскому «Фонду развития санитарной авиации» Сергея Костюка), которое должно вывести санавиацию на принципиально новый уровень. До сих пор наладить ее работу во всероссийском масштабе не удавалось. Все изменилось в октябре 2016 года, когда премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил паспорт приоритетного проекта «Обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах РФ». 34 регионам выделялись деньги (10 млрд рублей до 2020 года) на закупку услуг санавиации. Причем в «Вертолетах России» (ВР) полагают, что 34 субъекта — это мало: санавиация должна работать во всех субъектах Федерации, а в целом России нужны до 350 медвертолетов. Словом, гигантский проект, в перспективе способный принести подрядчику хорошие деньги. В его рамках регионы могут покупать только вертолеты отечественного производства, сделанные после 2014 года и оснащенные медицинским модулем. А на сегодня ведущий производитель медицинских вертолетов — КВЗ.

Но «Ростех» решил оседлать тему не только как производитель вертушек. В ноябре директор авиастроительного кластера госкорпорации (в него входят ВР, Объединенная двигателестроительная корпорация, холдинг «Технодинамика» и КРЭТ), бывший министр обороны Анатолий Сердюков выступил с инициативой, как подчеркивается на сайте госкорпорации, меняющей подход к реализации этого проекта. По идее «Ростеха», в стране должен быть определен единый федеральный оператор услуг — вышеупомянутая НССА. Это позволит сформировать полноценный парк авиационных судов, а также создать необходимую авиационную и цифровую инфраструктуру и в итоге повысит качество медицинской помощи плюс снизит нагрузку на федеральный бюджет за счет унификации расценок и подходов. Для этого планируется привлечь 35,5 млрд рублей из внебюджетных источников. Их направят на создание в 2018–2021 годах парка воздушных судов — среди них 104 (!) «Ансата», — необходимой инфраструктуры в 1,5 тыс. учреждений здравоохранения, IТ-системы и центра управления полетами.
Инициативу Сердюкова сразу поддержали минпромторг и минздрав, а в январе 2018 года «Ростех» получил и одобрение Владимира Путина. Среди прочего, госкорпорация пообещала президенту, как писал «Коммерсант», создать условия производства» «Ансатов» в медицинской комплектации. Теперь ясно, что эти условия будут создаваться путем подключения к делу «Рычага».

ДАЙТЕ МНЕ «РЫЧАГ» И ТОЧКУ ОПОРЫ, И Я...

Обстоятельства сегодня благоволят этому решению.

Во-первых, «Рычаг» прекрасно зарекомендовал себя, начиняя Ми-8 казанского производства аппаратурой РЭБ. Предположительно, сегодня сделано примерно 20 этих сверхсложных машин (Ми-8МТПР). Колесов показал, что может стремительно, с нуля разворачивать масштабные сложные проекты: находившийся в упадке КОМЗ был перепрофилирован под РЭБ менее чем за полгода. Это подчеркивал и президент РТ Рустам Минниханов (то есть и поддержка руководства Татарстана обеспечена). К тому же в преддверии событий, 10 января 2017 года, ВР получили право распоряжаться 49,8% уставного капитала «Рычага», правда, в открытых базах данных это изменение пока не отражено.

Во-вторых, на руку компании играет продолжающееся укрепление позиций «Ростеха» в авиастроении. Утверждают, что ему передадут военную часть Объединенной авиастроительной корпорации, а усиливающегося параллельно Сердюкова прочат на пост руководителя департамента авиационной промышленности минпромторга РФ, который могут вывести из-под министерства, образовав федеральное агентство авиационной промышленности — Росавиапром. Подсчитано, что на сегодня Сердюков уже член советов директоров 31 крупного предприятия, а в трех СД он председательствует. Любопытно, что на днях он дал большое, первое после опалы, интервью, в котором предстал спасителем Вооруженных сил и прогрессивным руководителем... К тому же для Сергея Чемезова «Рычаг» может стать образцовым предприятием, которое выполнит данный Путиным «Ростеху» наказ об увеличении доли гражданской продукции до 50%. Кроме того, упомянутая «Технодинамика» пообещала создать двигатель для легких вертолетов и наконец решить эту извечную для России проблему (на «Ансате» стоят канадские Pratt & Whitney, а на его собрате по классу Ка-226 – французские Turbomeca).

В-третьих, очевидно и усиление самого Колесова — его империя все крепнет. На том же КОМЗе открыли еще одно «околовертолетное» предприятие — АО «Стелла К»: оно производит и устанавливает на вертушки бортовые комплексы самообороны «Витебск» и «Президент-С». Весьма примечателен тот факт, что на открытие этого частного предприятия явились замминистра обороны Юрий Борисов (ныне – вице-премьер РФ), гендиректор «Вертолетов России» Александр Михеев (сегодня – гендиректор Рособоронэкспорта), замминистра промышленности РФ Андрей Богинский (сейчас – гендиректор ВР) и сам Сердюков. В начале 2017 года Колесов вошел в состав только что сформированной авиационной коллегии при правительстве РФ. Аппетиты гендиректора КРЭТ выросли до того, что он попытался поставить во главе КВЗ своего человека – гендиректора КОМЗа Сергея Раковца. Но этот номер не прошел: кресло руководителя занял топ-менеджер еще одной «дочки» ВР — управляющий директор АО «Кумертауское авиационное производственное предприятие» Юрий Пустовгаров...

И еще об аппетите. Как полагают источники «БИЗНЕС Online», участие «Рычага» в «Ансате» может не ограничиться одним только «навешиванием» медмодуля. «Окончательной информации нет, но известно, что есть заявка вертолетному заводу на поставку разобранных „Ансатов“: „Рычаг“ хочет навешивать на них всю авионику», — говорит один из наших источников в авиапроме.

Дело в том, что сегодня «Ансат» может летать лишь в простых метеоусловиях, по правилам визуальных полетов. Для работы днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях необходимо другое бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО). Без него не обойтись при массированном использовании санитарной авиации (согласитесь, будет странно, если летающая скорая помощь не сможет отправиться к пациенту из-за неподходящей погоды). И на авиакосмическом салоне МАКС-2017 КРЭТ представил «Ансат» с таким оборудованием от АО «Раменское ПКБ» (входит в концерн) — разработчика и производителя авионики для таких знаковых машин, как Ка-52 «Аллигатор», Ми-28НЭ «Ночной охотник», Ми-26Т2, Су-35, Су-30МКИ, МиГ-29КУБ. «Крэтовский», как неофициально называют этот экземпляр, «Ансат» уже совершил первый полет, по некоторой информации, уже начался процесс сертификации. Новый технический комплекс, безусловно, повысит интерес к машине и приблизить ее к образу полноценно летающего вертолета (вместо формата постоянно модернизируемого воздушного судна). «Мы ищем потенциальных заказчиков, заинтересованных в новом комплексе БРЭО для этого вертолета», — говорили в прошлом году руководители РКПБ, будто изначально предполагая, что КВЗ, где только и выпускают «Ансат», таким заказчиком быть не может. Но теперь он, возможно, найден.

«КВЗ ПРОСТО НАЧИНАЮТ ДЕРБАНИТЬ»

Как потеря значительной части работы по «Ансату» скажется на КВЗ? Ведь медицинские машины в условиях охватившего завод кризиса становятся его едва ли не основной продукцией.

Аналитик «Финам» Дмитрий Баранов в комментарии «БИЗНЕС Online» отметил, что в мировом авиапроме давно практикуется разделение работ. Чтобы летательный аппарат соответствовал тем задачам, для которых он создан, оснащение его соответствующим (в данном случае — медицинским) оборудованием происходит в другой компании. «Поэтому нет ничего необычного в том, если и здесь будет происходить так, — считает эксперт. — То, что компании сосредоточатся каждая на своем, вполне в порядке вещей. Им не потребуется создавать у себя новые мощности, привлекать дополнительные ресурсы для выполнения несвойственных им задач. Конечно, это положительно скажется на стоимости готовой продукции, времени ее создания. Для предприятия главное, чтобы его вертолеты покупали и исправно оплачивали. А если дооснащать их под цели заказчиков будут другие компании, то в этом нет ничего особенного».

Баранов полагает, что «ситуация, когда производитель будет лишен возможности собирать вертолеты полностью», маловероятна. «БРЭО – неотъемлемая часть летательного аппарата, а значит, и устанавливать его должны там же, где создается вся машина. К тому же это вопросы ответственности и безопасности, нецелесообразно разделять их между несколькими производителями. Да и технологически это вряд ли возможно — не будут же вертолеты возить между разными площадками туда и обратно, это усложнит и удорожит процесс производства, увеличит его сроки», — говорит эксперт.

Однако такой вариант вовсе не исключен. Во-первых, по данным «БИЗНЕС Online», «Рычаг» активно переманивает специалистов КВЗ и агонизируещего казанского КНПП «Вертолеты Ми» (бывший филиал №1 Московского вертолетного завода). Во-вторых, по информации наших источников, компания полным ходом создает свой летно-испытательный комплекс (ЛИК).

«Два года назад Колесов ходил к [Денису] Мантурову (министр промышленности и торговли РФ— прим. ред.) с предложением отдать ему КВЗ, но не вышло, — продолжает наш собеседник. — Не получилось и в прошлом году. И в самом деле, не может же один человек, даже такой, как Николай Александрович, владеть всем. Теперь, видимо, он решил по-другому». Отдавать оснащение «Ансата» на сторону для КВЗ невыгодно — все сливки достаются продавцу конечного изделия, отмечает наш источник. Нормально, когда кто-то поставляет заводу оборудование, и завод его устанавливает на вертолет — нет такого, чтобы фирма, изготавливающая, скажем, высотомеры, потом продавала вертолет. Именно финалист диктует свою политику комплектаторам. Но сейчас все поставлено с ног на голову, говорит собеседник «БИЗНЕС Online». «Теперь на „Рычаге“ надо создавать ЛИК, систему управления полетами, которые надо сертифицировать. И все это, кстати, войдет в стоимость вертолета», — указывает источник нашей газеты.

У КВЗ финансовая ситуация и так плохая, и будет только ухудшаться, отмечает он. «А тут вместо того, чтобы помочь, его просто начинают дербанить. Прежнее руководство КВЗ не должно было допускать ситуации, когда у завода забирают его продукцию, когда уходят люди. Их ведь тоже непросто воспитать. На „Рычаг“ уже ушло немало специалистов — там платят в два раза больше. У КВЗ что, только клепальное производство останется? Он станет придатком? Тогда завод надо закрыть... Считаю, все дело в том, что в „Вертолетах России“ просто руководство не на месте — никто ни за что не отвечает», — заключает наш собеседник.

Во всей этой истории много неясного, отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» старший научный сотрудник Академии им. Жуковского, эксперт по вертолетной тематике Евгений Матвеев. «Ключевой вопрос — что называть изделием и кто его производитель. Если это изделие — вертолет, на который устанавливается комплекс, это одна ситуация: производитель — КВЗ, и все логично. Если изделие — комплекс, для которого вертолет только платформа, то производителем становится не КВЗ, и это уже совсем другая ситуация, последствия которой могут быть самыми неожиданными».



комментарии (0):








Материалы рубрики

Дмитрий Юров
Известия
Эффективная малозаметность: на что способен Су-57
Герман Костринский
КоммерсантЪ
"Аэрофлот" нашел замдиректора по стратегии
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
Пулково принимает новые заявки на полеты
Николай Новичков, Дмитрий Федюшко
ТАСС
"Рой" беспилотников. Новая тактика боевых действий уникального оружия Китая
Иван Синергиев
КоммерсантЪ
Со спутниками не всем по пути
Николай Бодрихин
Военно-промышленный курьер
Совместный полет Туполева и Берга
Анатолий Соколов, Николай Оськин
Военно-промышленный курьер
Капкан для дрона
Николай Новичков, Дмитрий Федюшко
Военно-промышленный курьер
Китайские роботы рассекречены



Роман Крецул Алексей Рамм
Известия
Беспилотный налет: войска научатся отражать массовые атаки дронов
Алексей Абатуров
Еженедельник "ЗВЕЗДА"
Ка-52: самый "зубастый" вертолет России прошел проверку боем в Сирии
Глеб Столяров, Наталья Чумаков
Reuters
Многомиллиардные убытки российской авиации растут из-за керосина
Александр Ермаков
Известия
Стращай, оружие: что показали в Чжухае
Роман Азанов, Дмитрий Федюшко, Николай Новичков
ТАСС
Airshow China 2018. Что крупнейший авиасалон мира принес России
Тимур Латыпов
Бизнес Онлайн
"Судя по всему, реально мало что готово": зачем миру напомнили о "преемнике" Ту-160?
Инна Сидоркова
РБК
Сердюков рассказал о судьбе контракта с Китаем по вертолету AHL
Роман Азанов, Дмитрий Федюшко, Николай Новичков, Роман Баландин
ТАСС
Дотянуться до пятого поколения. Превзойдут ли новые истребители Китая российские "стелс"?
Анна Юдина
ТАСС
От "Страны Советов" до "Медведя". Лучшие самолеты Туполева
Анна Юдина
ТАСС
"Летают только красивые самолеты". Внук Туполева о знаменитом авиаконструкторе
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
"Морские убийцы": стелс-сторожевики получат ударные вертолеты
Анатолий Комраков
Независимая газета
РФ засекретила условия передачи КНР уникальных технологий
Константин Крылов
ТАСС
Деревянные крылья Арктики
Светлана Тарасова
РИА "Воронеж"
"Самые адекватные – вороны". Воронежский авиационный орнитолог рассказал о своей работе
Кристина Акопова
Российская Газета
Трезвый полет
Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Дмитрий Рогозин отменил фасадное положение
Константин Барановский
Военно-промышленный курьер
Боевая колбаса
Наталия Ячменникова
Российская газета
Кто виноват и как лететь?
Алиса Штыкина
Investing.com
Прорыв года: Сможет ли новый МС-21 разогнать акции "Иркута"?
Григорий Беденко
informburo.kz
От "Крокодила" до "Терминатора". Как перевооружается казахстанская армия
Андрей Валеев
Газета.Ru
Менделеев нарасхват: чем завершился второй этап конкурса "Великие имена России"
Татьяна Лисатович
БЕЛТА
Национальный аэропорт Минск готовится к открытию второй взлетной полосы
Дмитрий Астахов
КоммерсантЪ
"Редуктор" раскрутил подрядчика
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ - Санкт-Петербург
"Альманах" разворачивается на Калининград
Павел Иванов
Военно-промышленный курьер
Беспилотники на высшем уровне
Храмчихин Александр
Военно-промышленный курьер
Летчики по вызову
И. Цырулева, И. Шекоян П. Гриценко Б. Степовой, А. Рамм
Известия
Фатальный MAX: в Индонезии разбился самый продаваемый самолет Boeing
Григорий Копиев
N+1
Стою у трапа самолета
Тимур Латыпов
Бизнес-ONLINE
По следам "Буратино": как в Казани "скрестили" стратегический Ту-160 с пассажирским Ту-214
Александр Запольскис
Regnum
F-35: машина, состоящая из одних недостатков
Денис Комаровский
Известия
Администрация претендента: кто станет преемником "Шарля де Голля"
Ольга Никитина
КоммерсантЪ
Жуковский потерял литовский акцент
Роман Азанов
ТАСС
Увидеть "невидимку". Способна ли система С-300 засечь самолеты-"стелс"
Анна Юдина
ТАСС
Молниеносный боец. Каким будет самый быстрый вертолет будущего
Татьяна Гладышева Дмитрий Гринкевич Инна Григорьева
Известия
Для страны: Костин сравнил создание новой авиакомпании с нацпроектом
Дмитрий Людмирский
Известия
Займем этот дрон: в России создают аэротакси
Елена Ковачич
ИА REGNUM
Минпромторг бросает вызов Боингу?
Дмитрий Михеенко
КоммерсантЪ
Воздушной гавани добавят земли
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
"Аллигатор" ждет перерождение: вертолеты Ка-52 будут модернизированы
Роман Крецул Алексей Рамм
Известия
"Кинжальная" дивизия: развернуто самое мощное в РФ авиасоединение
Александр Прытков, Сергей Калашников
КоммерсантЪ - Воронеж
Аэропортам Черноземья добавляют величия
Александр Ляпин
КоммерсантЪ-FM
Инициатива Минтранса создает риски для полетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer