Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Авиация с адаптацией


10 июля 2018 года Александр Бартош, Военно-промышленный курьер


Руководство НАТО в июне нынешнего года – впервые почти за 70 лет существования Североатлантического альянса – приняло Объединенную стратегию воздушной мощи – The Joint Air Power (JAP) strategy, отражающую современные требования к Объединенным военно-воздушным силам (ОВВС) блока – одной из главных составляющих его боевых возможностей в региональном и глобальном масштабах.


Александр Бартош, член-корреспондент Академии военных наук

Авторы документа обращают внимание на проявившиеся в последние годы факторы, поколебавшие уверенность в способности ОВВС успешно противостоять любым вероятным вызовам и угрозам как входящим в альянс государствам, так и странам, находящимся под его опекой. Это в первую очередь все более эффективные системы ПВО, средства радиоэлектронной борьбы, операции в киберпространстве.

Инструкция по применению

Стратегия предписывает радикально улучшить разведывательное обеспечение действий ОВВС, вскрытие целей и оценку результатов воздушных ударов за счет привлечения подразделений спецназа всех видов вооруженных сил и кибервойск.

Документ ориентирует на гибкую адаптацию ОВВС к новым условиям за счет совершенствования их способности участвовать в боевых операциях во взаимодействии с сухопутными войсками и силами ВМС, охватывающими не только наземное и морское, но и киберпространство, а также космос. Предусматриваются внедрение новых систем управления и контроля, создание современной инфраструктуры и логистики, улучшение подготовки личного состава, проведение последовательных мероприятий по внедрению инноваций. Особое внимание обращается на эффективную стратегическую связь, которая считается ключевым элементом в современной международной дипломатической и информационной среде и способна обеспечить альянсу свободу действий в воздухе и полное использование мощи ОВВС.

В стратегии подчеркивается необходимость интеграции между различными операционными сферами, координации военно-гражданских отношений, учета вероятности вооруженного противоборства с равным по возможностям неприятелем в условиях сложной обстановки, проведения асимметричных/гибридных действий, последствий распространения оружия массового уничтожения (ОМУ) и урбанизации. Последняя обусловливает необходимость подготовки ОВВС к операциям в густонаселенных районах при повышенных требованиях к способности разграничить комбатантов и мирное население. Важной задачей считается развитие систем опознавания «свой-чужой», дабы не допустить поражения гражданских самолетов и вертолетов.

Короче говоря, стратегия рассматривается как базовый документ для разработки основ оперативного применения боевой авиации, создания новых сил и средств, охватывает весь спектр подготовки ОВВС, включая их организацию, материальное обеспечение (инфраструктуру и логистику), кадры, совместимость образцов вооружения, штабных процедур, систем командования, контроля и стратегической связи, обеспечение быстрой переброски техники и личного состава через границы государств.

Защита себя и партнеров

В документе детально проработана увязка воздушных операций с решением трех ключевых задач альянса, предусмотренных нынешней стратегической концепцией НАТО: коллективная оборона, урегулирование кризисов и обеспечение безопасности на основе сотрудничества. Наряду с ними указано на необходимость сдерживания потенциальных противников, проецирования стабильности и борьбы с международным терроризмом.

Что касается коллективной обороны, то здесь ОВВС должны демонстрировать готовность немедленно оказать помощь члену альянса с применением при этом обычного и ядерного оружия, участвовать в проведении конвенциональных операций, их эскалации и деэскалации, а также в действиях интегрированной ПВО/ПРО в условиях мирного времени, кризиса или военного конфликта.

В операциях по урегулированию кризисов современные ОВВС предоставляют политическому руководству НАТО широкий спектр гибких военных возможностей для реагирования на конфликты различной интенсивности и размаха, а также проведения операций по их предотвращению. В случае острой необходимости вмешательства именно на ОВВС в данном случае возлагается лидирующая роль, а на этапе завершения кризиса и нормализации жизни в регионе воздушные силы используются для мониторинга обстановки и разведки.

Согласно стратегии в интересах обеспечения безопасности на основе сотрудничества большое значение придается ОВВС в работе с партнерами альянса. В частности, натовские авиационные специалисты привлекаются для содействия развитию военной инфраструктуры и стандартизации штабных процедур в вооруженных силах страны-партнера как потенциальной «принимающей нации». Без этого не обойтись при проведении совместных операций, использовании воздушного пространства для гражданских и военных целей, налаживания контактов между военнослужащими, обмена информацией и повышения совместимости подразделений ВС.

В соответствии с решениями Постоянного совета НАТО проводится согласование мер, связанных с урегулированием последствий возможного уничтожения силами ПРО баллистических ракет противника над территорией других государств.

Ключевые характеристики

Совершенствование технологий, распространение ОМУ, интеграция способов применения баллистических и крылатых ракет, развитие передовых районов эшелонированной ПРО/ПВО, действия в киберпространстве и радиоэлектронная борьба изменят динамику операций ОВВС НАТО, планы которых должны тесно увязываться с замыслами командований других видов ВС и проводиться в любых условиях как при слабом, так и при крайне интенсивном противодействии.

Перед ОВВС ставится задача быть способными независимо от обстановки атаковать хорошо защищенные цели в насыщенном другими средствами вооруженной борьбы воздушном пространстве. Однако ключевые характеристики мощи не изменились и по-прежнему включают:

скорость, что подразумевает способность использовать в своих интересах фактор времени и контролировать интенсивность применения авиации;

дальность полета, которая увязывается со способностью глубоко проникать на территорию противника и действовать над далеко расположенными регионами;

высота, позволяющая применять ОВВС с наиболее выгодных позиций.

Названные базовые требования дополняют вездесущность, быстрота перемещения и сосредоточения. Их сочетание призвано превратить ОВВС в гибкий и легко адаптирующийся инструмент политики альянса. Предполагается ограничить в процессе развития военно-воздушных сил негативное влияние на эффективность и боеготовность авиации НАТО факторов, связанных с недостатками наземного обслуживания, проблемами перевооружения и обучения кадров.

Всерьез и надолго

Серьезное внимание в стратегии отведено анализу источников вызовов и угроз альянсу. В качестве потенциальных и реальных противников рассматриваются как государства, так и другие акторы (в том числе террористы). Учитывается, что отныне опасность исходит от гибридных атак, преступлений в киберпространстве.

Утверждается, что будущие вызовы и угрозы будут транснациональными, многоформатными и долговременными. Авторы стратегии исходят из того, что при противостоянии с равным соперником преимущество в воздухе не может быть достигнуто в сжатые сроки да и сохранять его затем в течение продолжительного периода не удастся. Для навязывания своей воли противнику потребуется настойчивая и упорная борьба.

Таким образом стратегия нацеливает на совершенствование способов эффективного использования ОВВС НАТО, чтобы не отступить перед лицом грозных недругов. Авиаторы альянса должны быть готовы к действиям в сложной обстановке, и поможет в этом современная, подвижная, способная к быстрому восстановлению организационная структура. Она призвана обеспечить плавный переход от мирного к военному времени и немедленно приступить к выполнению боевых задач в случае внезапного изменения обстановки в подконтрольных блоку регионах.

Объединенная стратегия воздушной мощи НАТО наряду с принятой в 2011 году военно-морской доктриной блока содержит конкретные указания по адаптации вооруженных сил Организации Североатлантического договора к царящей на планете турбулентности. В принятом документе не содержится прямого указания, против кого в первую очередь планируются операции ОВВС альянса, однако нет сомнений, что равной им по всем военным параметрам в Брюсселе считают Россию.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров



Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBeTVi
Здесь http://freelance.youdo.com/marketing/traditional/media/television/ - подробное описание тут.
Автоперевозки: http://perevozki.youdo.com/pereezd/dlv/price/, ссылка на описание.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer