Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Авиация с адаптацией


10 июля 2018 года Александр Бартош, Военно-промышленный курьер


Руководство НАТО в июне нынешнего года – впервые почти за 70 лет существования Североатлантического альянса – приняло Объединенную стратегию воздушной мощи – The Joint Air Power (JAP) strategy, отражающую современные требования к Объединенным военно-воздушным силам (ОВВС) блока – одной из главных составляющих его боевых возможностей в региональном и глобальном масштабах.


Александр Бартош, член-корреспондент Академии военных наук

Авторы документа обращают внимание на проявившиеся в последние годы факторы, поколебавшие уверенность в способности ОВВС успешно противостоять любым вероятным вызовам и угрозам как входящим в альянс государствам, так и странам, находящимся под его опекой. Это в первую очередь все более эффективные системы ПВО, средства радиоэлектронной борьбы, операции в киберпространстве.

Инструкция по применению

Стратегия предписывает радикально улучшить разведывательное обеспечение действий ОВВС, вскрытие целей и оценку результатов воздушных ударов за счет привлечения подразделений спецназа всех видов вооруженных сил и кибервойск.

Документ ориентирует на гибкую адаптацию ОВВС к новым условиям за счет совершенствования их способности участвовать в боевых операциях во взаимодействии с сухопутными войсками и силами ВМС, охватывающими не только наземное и морское, но и киберпространство, а также космос. Предусматриваются внедрение новых систем управления и контроля, создание современной инфраструктуры и логистики, улучшение подготовки личного состава, проведение последовательных мероприятий по внедрению инноваций. Особое внимание обращается на эффективную стратегическую связь, которая считается ключевым элементом в современной международной дипломатической и информационной среде и способна обеспечить альянсу свободу действий в воздухе и полное использование мощи ОВВС.

В стратегии подчеркивается необходимость интеграции между различными операционными сферами, координации военно-гражданских отношений, учета вероятности вооруженного противоборства с равным по возможностям неприятелем в условиях сложной обстановки, проведения асимметричных/гибридных действий, последствий распространения оружия массового уничтожения (ОМУ) и урбанизации. Последняя обусловливает необходимость подготовки ОВВС к операциям в густонаселенных районах при повышенных требованиях к способности разграничить комбатантов и мирное население. Важной задачей считается развитие систем опознавания «свой-чужой», дабы не допустить поражения гражданских самолетов и вертолетов.

Короче говоря, стратегия рассматривается как базовый документ для разработки основ оперативного применения боевой авиации, создания новых сил и средств, охватывает весь спектр подготовки ОВВС, включая их организацию, материальное обеспечение (инфраструктуру и логистику), кадры, совместимость образцов вооружения, штабных процедур, систем командования, контроля и стратегической связи, обеспечение быстрой переброски техники и личного состава через границы государств.

Защита себя и партнеров

В документе детально проработана увязка воздушных операций с решением трех ключевых задач альянса, предусмотренных нынешней стратегической концепцией НАТО: коллективная оборона, урегулирование кризисов и обеспечение безопасности на основе сотрудничества. Наряду с ними указано на необходимость сдерживания потенциальных противников, проецирования стабильности и борьбы с международным терроризмом.

Что касается коллективной обороны, то здесь ОВВС должны демонстрировать готовность немедленно оказать помощь члену альянса с применением при этом обычного и ядерного оружия, участвовать в проведении конвенциональных операций, их эскалации и деэскалации, а также в действиях интегрированной ПВО/ПРО в условиях мирного времени, кризиса или военного конфликта.

В операциях по урегулированию кризисов современные ОВВС предоставляют политическому руководству НАТО широкий спектр гибких военных возможностей для реагирования на конфликты различной интенсивности и размаха, а также проведения операций по их предотвращению. В случае острой необходимости вмешательства именно на ОВВС в данном случае возлагается лидирующая роль, а на этапе завершения кризиса и нормализации жизни в регионе воздушные силы используются для мониторинга обстановки и разведки.

Согласно стратегии в интересах обеспечения безопасности на основе сотрудничества большое значение придается ОВВС в работе с партнерами альянса. В частности, натовские авиационные специалисты привлекаются для содействия развитию военной инфраструктуры и стандартизации штабных процедур в вооруженных силах страны-партнера как потенциальной «принимающей нации». Без этого не обойтись при проведении совместных операций, использовании воздушного пространства для гражданских и военных целей, налаживания контактов между военнослужащими, обмена информацией и повышения совместимости подразделений ВС.

В соответствии с решениями Постоянного совета НАТО проводится согласование мер, связанных с урегулированием последствий возможного уничтожения силами ПРО баллистических ракет противника над территорией других государств.

Ключевые характеристики

Совершенствование технологий, распространение ОМУ, интеграция способов применения баллистических и крылатых ракет, развитие передовых районов эшелонированной ПРО/ПВО, действия в киберпространстве и радиоэлектронная борьба изменят динамику операций ОВВС НАТО, планы которых должны тесно увязываться с замыслами командований других видов ВС и проводиться в любых условиях как при слабом, так и при крайне интенсивном противодействии.

Перед ОВВС ставится задача быть способными независимо от обстановки атаковать хорошо защищенные цели в насыщенном другими средствами вооруженной борьбы воздушном пространстве. Однако ключевые характеристики мощи не изменились и по-прежнему включают:

скорость, что подразумевает способность использовать в своих интересах фактор времени и контролировать интенсивность применения авиации;

дальность полета, которая увязывается со способностью глубоко проникать на территорию противника и действовать над далеко расположенными регионами;

высота, позволяющая применять ОВВС с наиболее выгодных позиций.

Названные базовые требования дополняют вездесущность, быстрота перемещения и сосредоточения. Их сочетание призвано превратить ОВВС в гибкий и легко адаптирующийся инструмент политики альянса. Предполагается ограничить в процессе развития военно-воздушных сил негативное влияние на эффективность и боеготовность авиации НАТО факторов, связанных с недостатками наземного обслуживания, проблемами перевооружения и обучения кадров.

Всерьез и надолго

Серьезное внимание в стратегии отведено анализу источников вызовов и угроз альянсу. В качестве потенциальных и реальных противников рассматриваются как государства, так и другие акторы (в том числе террористы). Учитывается, что отныне опасность исходит от гибридных атак, преступлений в киберпространстве.

Утверждается, что будущие вызовы и угрозы будут транснациональными, многоформатными и долговременными. Авторы стратегии исходят из того, что при противостоянии с равным соперником преимущество в воздухе не может быть достигнуто в сжатые сроки да и сохранять его затем в течение продолжительного периода не удастся. Для навязывания своей воли противнику потребуется настойчивая и упорная борьба.

Таким образом стратегия нацеливает на совершенствование способов эффективного использования ОВВС НАТО, чтобы не отступить перед лицом грозных недругов. Авиаторы альянса должны быть готовы к действиям в сложной обстановке, и поможет в этом современная, подвижная, способная к быстрому восстановлению организационная структура. Она призвана обеспечить плавный переход от мирного к военному времени и немедленно приступить к выполнению боевых задач в случае внезапного изменения обстановки в подконтрольных блоку регионах.

Объединенная стратегия воздушной мощи НАТО наряду с принятой в 2011 году военно-морской доктриной блока содержит конкретные указания по адаптации вооруженных сил Организации Североатлантического договора к царящей на планете турбулентности. В принятом документе не содержится прямого указания, против кого в первую очередь планируются операции ОВВС альянса, однако нет сомнений, что равной им по всем военным параметрам в Брюсселе считают Россию.



комментарии (0):









Материалы рубрики

Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
«Победа» осталась за США
Ирина Дронина
Независимое военное обозрение
МиГ-35 готов к новой борьбе за Индию
Инна Сидоркова
РБК
"Ростех" возьмет авиапром под крыло
Алексей Рамм, Александр Круглов
Известия
Су-57 идет в армию
Денис Комаровский
Известия
Второй из поколения шесть
Егор Левин
Телеканал "Звезда"
Соответствует количеству боевых кораблей США
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Конкурс дальнемагистральных прогнозов
Михаил Телехов
РАПСИ
Нормы о возмещении убытков за обеспечение полетов силовиков неконституционны - КС



Мария Голубкова
Российская газета
Деньги за воздух
Петр Захаров
Военно-промышленный курьер
Вертолеты первой необходимости
Арсений Гришин, Устин Истомин
Военно-промышленный курьер
Ждут команды "Мотор!"
Юлия Колбина
КоммерсантЪ - Пермь
Минеральная "Победа"
Анна Пушкарская, Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Аэропортам обещают заплатить за силовиков
Игорь Гашков
РИА Новости
"Киев должен был закрыть воздушное пространство". Годовщина крушения MH17
Максим Солопов, Валерия Комарова, Алексей Гаврилко-Алексеев
РБК
Чиновник Росавиации арестован за взятку от главы авиакомпании iFly
Алексей Никишин
Парламентская газета
Когда расправит крылья региональная авиация
Рафаэль Фахрутдинов
Газета.Ru
Разведка США интересуется "Кинжалами"
Владимир Щербаков
Независимое военное обозрение
Музей ВВС в Монино: перенести нельзя оставить
Константин Чуприн
Военно-промышленный курьер
Советские авианосцы на американский лад
Елизавета Кузнецова, Ангелина Давыдова
КоммерсантЪ
Россия не готова считать выбросы
Дмитрий Людмирский
Известия
Авиадвигатели будут чинить без сварки
Наталия Ячменникова
Российская газета
Внимание: вас снимают
Дмитрий Болтенков
Известия
Ясли для российской палубной авиации
Ирина Халецкая
РИА Новости
"Помогают даже пассажиры". Как принимают роды на борту самолета
Анжелина Григорян, Даниил Кузин
Известия
Для авиакомпаний подготовили правила этикета при общении с инвалидами
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
Red Wings нацелилась на Брюссель
Валерия Комарова
РБК
"Нордавиа" нашла способ не отдавать кредит из-за стратегического статуса
Дмитрий Дрозденко
Телеканал "Звезда"
Зубы небесного хищника: как обновленный вертолет Ми-24 усилит российские ВКС
Александр Бартош
Военно-промышленный курьер
Авиация с адаптацией
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Отстрел дронов включили в боевую подготовку
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Самолетам дают посадку на ремонт
Ксения Редичкина
Парламентская газета
Брань в адрес стюардессы обойдётся в 40 тысяч рублей
Евгений Девятьяров
Известия
Сервисы страхования дронов переведут на "цифру"
Леонид Нерсисян
ИА REGNUM
Срочно за дело! Россия по беспилотникам отстаёт от США на 20 лет
Андрей Коц
РИА Новости
Уйти от ракеты. Почему бомбардировщики Ил-28 почти не несли потерь
Михаил Мошкин
Взгляд
Су-57 оказался дорогой и бесполезной игрушкой
Иван Сафронов, Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Лопастям указ не писан
Татьяна Берсенева
Известия
Дебоширов пожалели
Илья Крамник
Известия
"Кинжал" для "Тушки"
Владимир Бычков
РИА Новости
Полет русского "летучего голландца" над НАТО
Ирина Дронина
Независимое военное обозрение
Су-57 переходит на новый уровень
Александр Воронов, Иван Буранов
КоммерсантЪ
Штрафы для авиадебоширов удесятеряются
Егор Созаев-Гурьев
Известия
Не опускать планку
Олег Фаличев, Юрий Петров
Военно-промышленный курьер
Гиперзвук для боеголовок

ТАСС
Арктическая авиаэкспедиция по девяти странам стартовала в Самарской области
Александр Шарковский
Независимая газета
Автономия дронов становится опасной
Михаил Куприков
Военно-промышленный курьер
Без разбега
Алла Салькова, Павел Котляр
Газета.Ru
"Никогда не извинюсь": как США сбили иранский лайнер
Константин Геращенко
Военно-промышленный курьер
Самолет, развернувший Америку
Сергей Сергеев, Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Египетский премьер не заплатит за теракт

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

© Aviation Explorer