Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Авиация с адаптацией


10 июля 2018 года Александр Бартош, Военно-промышленный курьер


Руководство НАТО в июне нынешнего года – впервые почти за 70 лет существования Североатлантического альянса – приняло Объединенную стратегию воздушной мощи – The Joint Air Power (JAP) strategy, отражающую современные требования к Объединенным военно-воздушным силам (ОВВС) блока – одной из главных составляющих его боевых возможностей в региональном и глобальном масштабах.


Александр Бартош, член-корреспондент Академии военных наук

Авторы документа обращают внимание на проявившиеся в последние годы факторы, поколебавшие уверенность в способности ОВВС успешно противостоять любым вероятным вызовам и угрозам как входящим в альянс государствам, так и странам, находящимся под его опекой. Это в первую очередь все более эффективные системы ПВО, средства радиоэлектронной борьбы, операции в киберпространстве.

Инструкция по применению

Стратегия предписывает радикально улучшить разведывательное обеспечение действий ОВВС, вскрытие целей и оценку результатов воздушных ударов за счет привлечения подразделений спецназа всех видов вооруженных сил и кибервойск.

Документ ориентирует на гибкую адаптацию ОВВС к новым условиям за счет совершенствования их способности участвовать в боевых операциях во взаимодействии с сухопутными войсками и силами ВМС, охватывающими не только наземное и морское, но и киберпространство, а также космос. Предусматриваются внедрение новых систем управления и контроля, создание современной инфраструктуры и логистики, улучшение подготовки личного состава, проведение последовательных мероприятий по внедрению инноваций. Особое внимание обращается на эффективную стратегическую связь, которая считается ключевым элементом в современной международной дипломатической и информационной среде и способна обеспечить альянсу свободу действий в воздухе и полное использование мощи ОВВС.

В стратегии подчеркивается необходимость интеграции между различными операционными сферами, координации военно-гражданских отношений, учета вероятности вооруженного противоборства с равным по возможностям неприятелем в условиях сложной обстановки, проведения асимметричных/гибридных действий, последствий распространения оружия массового уничтожения (ОМУ) и урбанизации. Последняя обусловливает необходимость подготовки ОВВС к операциям в густонаселенных районах при повышенных требованиях к способности разграничить комбатантов и мирное население. Важной задачей считается развитие систем опознавания «свой-чужой», дабы не допустить поражения гражданских самолетов и вертолетов.

Короче говоря, стратегия рассматривается как базовый документ для разработки основ оперативного применения боевой авиации, создания новых сил и средств, охватывает весь спектр подготовки ОВВС, включая их организацию, материальное обеспечение (инфраструктуру и логистику), кадры, совместимость образцов вооружения, штабных процедур, систем командования, контроля и стратегической связи, обеспечение быстрой переброски техники и личного состава через границы государств.

Защита себя и партнеров

В документе детально проработана увязка воздушных операций с решением трех ключевых задач альянса, предусмотренных нынешней стратегической концепцией НАТО: коллективная оборона, урегулирование кризисов и обеспечение безопасности на основе сотрудничества. Наряду с ними указано на необходимость сдерживания потенциальных противников, проецирования стабильности и борьбы с международным терроризмом.

Что касается коллективной обороны, то здесь ОВВС должны демонстрировать готовность немедленно оказать помощь члену альянса с применением при этом обычного и ядерного оружия, участвовать в проведении конвенциональных операций, их эскалации и деэскалации, а также в действиях интегрированной ПВО/ПРО в условиях мирного времени, кризиса или военного конфликта.

В операциях по урегулированию кризисов современные ОВВС предоставляют политическому руководству НАТО широкий спектр гибких военных возможностей для реагирования на конфликты различной интенсивности и размаха, а также проведения операций по их предотвращению. В случае острой необходимости вмешательства именно на ОВВС в данном случае возлагается лидирующая роль, а на этапе завершения кризиса и нормализации жизни в регионе воздушные силы используются для мониторинга обстановки и разведки.

Согласно стратегии в интересах обеспечения безопасности на основе сотрудничества большое значение придается ОВВС в работе с партнерами альянса. В частности, натовские авиационные специалисты привлекаются для содействия развитию военной инфраструктуры и стандартизации штабных процедур в вооруженных силах страны-партнера как потенциальной «принимающей нации». Без этого не обойтись при проведении совместных операций, использовании воздушного пространства для гражданских и военных целей, налаживания контактов между военнослужащими, обмена информацией и повышения совместимости подразделений ВС.

В соответствии с решениями Постоянного совета НАТО проводится согласование мер, связанных с урегулированием последствий возможного уничтожения силами ПРО баллистических ракет противника над территорией других государств.

Ключевые характеристики

Совершенствование технологий, распространение ОМУ, интеграция способов применения баллистических и крылатых ракет, развитие передовых районов эшелонированной ПРО/ПВО, действия в киберпространстве и радиоэлектронная борьба изменят динамику операций ОВВС НАТО, планы которых должны тесно увязываться с замыслами командований других видов ВС и проводиться в любых условиях как при слабом, так и при крайне интенсивном противодействии.

Перед ОВВС ставится задача быть способными независимо от обстановки атаковать хорошо защищенные цели в насыщенном другими средствами вооруженной борьбы воздушном пространстве. Однако ключевые характеристики мощи не изменились и по-прежнему включают:

скорость, что подразумевает способность использовать в своих интересах фактор времени и контролировать интенсивность применения авиации;

дальность полета, которая увязывается со способностью глубоко проникать на территорию противника и действовать над далеко расположенными регионами;

высота, позволяющая применять ОВВС с наиболее выгодных позиций.

Названные базовые требования дополняют вездесущность, быстрота перемещения и сосредоточения. Их сочетание призвано превратить ОВВС в гибкий и легко адаптирующийся инструмент политики альянса. Предполагается ограничить в процессе развития военно-воздушных сил негативное влияние на эффективность и боеготовность авиации НАТО факторов, связанных с недостатками наземного обслуживания, проблемами перевооружения и обучения кадров.

Всерьез и надолго

Серьезное внимание в стратегии отведено анализу источников вызовов и угроз альянсу. В качестве потенциальных и реальных противников рассматриваются как государства, так и другие акторы (в том числе террористы). Учитывается, что отныне опасность исходит от гибридных атак, преступлений в киберпространстве.

Утверждается, что будущие вызовы и угрозы будут транснациональными, многоформатными и долговременными. Авторы стратегии исходят из того, что при противостоянии с равным соперником преимущество в воздухе не может быть достигнуто в сжатые сроки да и сохранять его затем в течение продолжительного периода не удастся. Для навязывания своей воли противнику потребуется настойчивая и упорная борьба.

Таким образом стратегия нацеливает на совершенствование способов эффективного использования ОВВС НАТО, чтобы не отступить перед лицом грозных недругов. Авиаторы альянса должны быть готовы к действиям в сложной обстановке, и поможет в этом современная, подвижная, способная к быстрому восстановлению организационная структура. Она призвана обеспечить плавный переход от мирного к военному времени и немедленно приступить к выполнению боевых задач в случае внезапного изменения обстановки в подконтрольных блоку регионах.

Объединенная стратегия воздушной мощи НАТО наряду с принятой в 2011 году военно-морской доктриной блока содержит конкретные указания по адаптации вооруженных сил Организации Североатлантического договора к царящей на планете турбулентности. В принятом документе не содержится прямого указания, против кого в первую очередь планируются операции ОВВС альянса, однако нет сомнений, что равной им по всем военным параметрам в Брюсселе считают Россию.



комментарии (0):






Материалы рубрики

Светлана Баева
РИА Новости
Ручная кладь в четыре сантиметра: авиакомпании вводят новые правила
Алексей Сивашенков
Forbes
Гадкий утенок. Есть ли будущее у Sukhoi Superjet 100 в Европе
Иван Ткачёв, Инна Сидоркова, Петр Канаев
РБК
Не поставленные в Китай ракеты С-400 оказались поводом для санкций США
Анна Юранец
Газета.ru
«Попали в шторм»: С-400 не добрались до Китая

Forbes
СМИ сообщили об отказе в Европе от российских Sukhoi Superjet 100
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Авиационные выбросы некому принять
Сергей Самарин
Известия
Вид сверху: ВКС России нуждаются в обновлении парка «летающих радаров»
Андрей Меньшенин
Фонтанка
Почему самый большой самолет больше не нужен. Даже в самой большой стране



Первин Мамед-заде
ТАСС
Курс на Касабланку. Марокко укрепляет статус важного авиатранспортного узла Африки
Иван Сафронов, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
В третий раз на те же «МиГи»
Мария Бухарова, Алексей Петров
Известия
Отменный курс: снегопады оставили пассажиров «Аэрофлота» дома
Анастасия Николаева
Интерфакс
Сверхзвуковой, пассажирский
Александр Рассохин
КоммерсантЪ
Сверхзвуковые пассажирские самолеты ускорили высшим указом
Валерия Комарова, Петр Канаев, Мария Кокорева
РБК
Лебедев создаст VIP-авиакомпанию с совладельцем Внуково, ВЭБом и ОАК
Сергей Бабкин
Российская газета
В операционную по воздуху
Мария Кокорева, Алина Фадеева, Валерия Комарова
РБК
Правительство решило не компенсировать авиакомпаниям рост цен на керосин
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Utair собирает аргументы для кредиторов
А. Фадеева, В. Комарова, Т. Дзядко, П. Канаев
РБК
Акимов и Козак обсудят механизм ограничения роста цен на авиатопливо
Тимофей Дзядко, Петр Канаев, Мария Кокорева, Евгения Маляренко
РБК
В правительстве назвали варианты вывода Utair из кризиса
Андрей Загорский
КоммерсантЪ-FM
Льготные условия ускользают от авиакомпаний
Вера Кюппер
Наука и техника
ХХI век: эра электросамолетов и реактивных электродвигателей
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Государство оплатит укорачивание SSJ. Но для МС-21 в бюджете пока средств не нашли
Мария Кокорева, Екатерина Литова, Валерия Комарова
РБК
На совещании в Минтрансе UTair не представила новую финансовую модель
Ксения Чемоданова
360TV
«Аэродромные службы работают отвратительно». Почему самолет в аэропорту Домодедово врезался в столб
Роман Азанов
ТАСС
"Небо как соты. И там очень мало места". Как авиадиспетчеры разводят самолеты
Иван Сафронов, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Госбанки поставят на крыло. ОАК рассчитывает привлечь их в свои гражданские проекты
Иван Сафронов, Всеволод Инютин
КоммерсантЪ
А вместо сердца пламенный министр. Владимир Пучков перешел на работу в авиастроение
Алексей Рамм
Известия
Спорная солянка: нужны ли России крылатые ракеты средней дальности

РИА Новости
В "Роскосмосе" заявили, что госкорпорация выходит из кризиса
Фокеева Людмила
Военно-промышленный курьер
Микроны – в миллионы
Алексей Рамм Алексей Козаченко
Известия
Северная Миграция: в Арктике будет создан истребительный авиаполк
Максим Рубченко
РИА Новости
Утомленные рынком: авиакомпании опять требуют повышения цен на билеты
Ольга Коленцова
Известия
Сверхпроводник на борту: в России создали мощный электрический авиадвигатель
Наталья Ионова
Forbes
Битва на равных: зачем «Аэрофлот» судится с недовольными клиентами
Иван Сафронов, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
Россия продала Армении истребители как себе. Четыре Су-30СМ ушли покупателю по внутрироссийским ценам
Антон Лавров
Известия
Не все "Панцири" по зубам
Герман Костринский, Дмитрий Козлов
КоммерсантЪ
Авиакеросин встал поперек двигателей. Перевозчики вынуждены чаще их ремонтировать

ТАСС
Пассажиропоток аэропортов РФ в 2018 году поставил рекорд за историю гражданской авиации
Александра Джорджевич, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Военной авиации обещано скорейшее исправление
Наталья Козлова
Российская газета
Посадка себе дороже
Юрий Гаврилов
Российская газета
По команде - "Перехват"
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
От бинта: армия начнет закупать медицинские вертолеты
Алексей Рамм, Алексей Козаченко
Известия
Полчаса до полюса: скоростные истребители взяли Арктику под контроль
Тимур Латыпов
БИЗНЕС Online
"Смирно"! Для оборонщиков и градозащитников: 5 интриг визита Сергея Шойгу в Казань
Полина Гриценко
Известия
Пальцем в небо: граница в аэропортах станет электронной
Роман Шимаев, Анна Лушникова
RT
Приближался к госгранице: российский истребитель Су-27 перехватил самолёт-разведчик США в небе над Балтикой
Герман Костринский, Дмитрий Козлов
КоммерсантЪ
Авиакеросин подешевел без последствий
Николай Проценко
Взгляд
Почему цены на авиабилеты должны неизбежно расти
Анатолий Цыганок
Независимое военное обозрение
Пассажиров встретят снарядами и ракетами
Марина Мазина
РБК
Бум авиаперелетов в действии: акции United Technologies резко подорожали

 

 

 

 

Реклама от YouDo
Здесь расценка телевизионной рекламы - подробное описание тут.
Автоперевозки: грузчики переезд Московская область цена, ссылка на описание.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer