Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Зубы небесного хищника: как обновленный вертолет Ми-24 усилит российские ВКС


10 июля 2018 года Дмитрий Дрозденко, Телеканал "Звезда"


«Звезда» рассказывает о российском боевом вертолете Ми-24ВМ (Ми-35М), возможности которого были значительно расширены в ходе модернизации.

Вертолет Ми-35М, или Ми-24ВМ - это глубокий апгрейд проверенной временем и огнем «двадцатьчетверки». Старый добрый «Крокодил» оказался настолько удачной и популярной машиной, что в 90-х годах прошлого века было решено не списывать его в утиль, а дать машине новую жизнь.

Решение оказалось правильным, и теперь мы имеем самый востребованный за рубежом российский вертолет огневой поддержки. Эта машина состоит на вооружении 11 стран, включая Россию, и интерес к ней со стороны иностранных заказчиков не ослабевает. Выпускается вертолет с 2005 года на предприятии «Роствертол».

Мощная «прокачка» Ми-24В позволила обновленному вертолету смело шагнуть в XXI век. Модернизация коснулась многих систем и агрегатов боевой машины, при этом была сохранена общая преемственность вертолета.

Новая жизнь легенды

По мнению военного летчика, кандидата технических наук подполковника Вячеслава Полуяхтова, последнее особенно важно, потому что существенно облегчается переподготовка летно-технического персонала и обслуживание вертолета. Можно сохранить большую часть оснастки и наземного оборудования, а это позволяет существенно сэкономить на стоимости жизненного цикла. Вместе с невысокой стоимостью эксплуатации заказчик получает боевой вертолет, полностью соответствующий современным требованиям боя.

«Несущая система на Ми-35М полностью перешла от более современного Ми-28Н “Ночной охотник”. Это не только повысило эффективность винтов, но и снизило общую звуковую заметность вертолета до 20 %», - отметил Вячеслав Полуяхтов.

Стреловидные законцовки новых, композитных лопастей отодвигают волновой кризис на наступающих лопастях при максимальных скоростях полета, что уменьшает аэродинамическое сопротивление, увеличивает скорость полета и снижает шум. Х-образный рулевой винт обладает более высокой эффективностью по сравнению с обычным трехлопастным винтом на Ми-24. Это дает больший запас по путевому управлению, особенно при сильном боковом ветре, и поднимает общую энерговооруженность вертолета.

Композитная лопасть имеет не один лонжерон (силовой элемент), как классическая, а несколько, что существенно усиливает жесткость конструкции. При попадании пули композит ведет себя по-другому, нежели алюминий на старых лопастях. В композите остается аккуратное отверстие, которое практически не мешает работе, а вот в обычной алюминиевой лопасти вокруг отверстия образуются трещины, которые быстро развиваются, приводя к выходу лопасти и всего несущего винта из строя. Да и эксплуатация композитов в условиях сильной запыленности - в Сирии - показала их преимущество перед алюминием.

«Кроме винтов, Ми-35М получил от Ми-28Н более совершенный автомат перекоса и прогрессивную титановую втулку с эластомерными шарнирами. Все эти изменения позволили повысить устойчивость несущей системы Ми-35М к боевым повреждениям, снизить эксплуатационные издержки и повысить ресурс», - сказал подполковник Полуяхтов.

Сердце рептилии

На Ми-35М устанавливают новые мощные двигатели ВК-2500 с улучшенными высотными характеристиками. Высокие параметры двигателя достигаются за счет использования современных жаропрочных материалов, что позволило увеличить температуру газов перед турбиной компрессора и свободной турбиной. Все это вкупе с новым, усиленным диском первой ступени компрессора и электронной системой управления топливной автоматики позволило повысить частоту вращения турбокомпрессора. В результате выросла мощность и «высотность» двигателя.

По данным АО «Климов», статический потолок вертолета увеличился на 25 %, а скороподъемность - до 50 %. С такими двигателями Ми-35М приобретают дополнительные возможности при эксплуатации в высокогорных районах и районах с жарким климатом. Вспомним, что Ми-24 с высотными двигателями ТВ3-117В достаточно чувствителен к большой температуре воздуха и высоте площадки.

Насчет укороченных крыльев вертолета мнения расходятся. Хотя положительных факторов озвучивается больше. К однозначным плюсам можно отнести меньшее лобовое сопротивление и более удобную подвеску вооружения. Пилоны новых крыльев оборудованы системой крепления и подъема груза. Это сильно облегчает подвеску вооружения, особенно в полевых условиях, и, конечно, сокращает время на подготовку машины к боевому вылету. Также более короткие крылья снижают вес машины.

Скорость  атаки

Существует мнение, что короткие крылья хуже разгружают несущий винт в полете и тем самым снижают летные характеристики вертолета. Это правда, но частичная. На Ми-24 крылья разгружают несущий винт до 23%, а на Ми-35 - до 15%, но эти цифры справедливы для максимальных скоростей полета. А часто в реальной жизни вертолет летит на скорости 300 километров в час? Поэтому из соотношения факторов преимущественным было выбрано снижения веса и лобового сопротивления.

К недостаткам коротких крыльев можно отнести изменение центровки и некоторое ухудшение устойчивости вертолета в полете. Хотя такое мнение летчиков не носит массовго характера и его вполне можно отнести к субъективному.

Шасси вертолета сделали неубирающимся, и связано это с уменьшением веса, а не с повышением безопасности полета на малых высотах. Часто упоминается, что неубирающиеся шасси могут серьезно смягчить аварийную посадку при полете на предельно малой высоте. Но поверьте, при посадке с ходу, с пробегом, по неровному полю, на режиме авторотации и при скорости за полторы сотни километров в час, шасси не особо помогут, ведь такая экстренная посадка может понадобиться только в случае отказа двух двигателей или полного отказа гидросистемы.

На вертолете сохранили дублирование управления, что позволяет гораздо легче переучивать летный состав. Например, для переучивания пилотов на Ми-28Н с одним управлением летчиков вначале переучивают на Ми-24 и только после этого они вылетают на Ми-28Н.  Существенно изменилось бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) вертолета. Естественно, оно стало цифровым и адаптированным для полетов с применением систем ночного видения.

Глаза «Крокодила»

Кабина командира экипажа практически сохранила свой привычный вид. В общем, добавились два МФИ, один из которых заменил абсолютно бесполезный картографический планшет, в который летчики вместо карты вставляли листки с более важной информацией, например, фотографию или памятку по особым случаям.

Изменился цвет подсветки приборной диски и арматуры кабины с красного на зеленый. Это необходимо для использования приборов ночного видения. Летчику, который до этого летал на Ми-24, потребуются считанные минуты, чтобы освоиться в обновленной кабине.

Кабина оператора претерпела более серьезные изменения - она стала «чище». Это связано с тем, что серьезно изменилось оборудование наблюдения и целеуказания. Вместо привычной на Ми-24 «бороды» с оптической аппаратурой «Радуга-Ш» установлена гиростабилизированная, оптико-электронная станция ГОЭС-324, которая работает в тепло- и телевизионном режимах, имеет лазерный дальномер и пеленгатор.  Станция входит в обзорно-прицельную систему ОПС-24Н и позволяет не только осуществлять наведение оружия, но и осуществлять пилотирование в сложных условиях днем и ночью с посадкой на необорудованные площадки.

МФИ оператора, расположенный на месте предназначенной для управления пулеметом прицельной станции КПС-53АВ,  передает полный спектр необходимой прицельной и пилотажной информации. Рядом с ним, по центру, находится джойстик системы управляемого ракетного оружия. Теперь для работы с ПТУР оператору не надо нагибаться и поворачиваться вправо, что затрудняло работу с ПТУР при маневрировании вертолета.

Зубы нибесного хищника

Ми-35М может применять противотанковые ракеты с радиокомандной системой управления «Штурм-В» или «Атака-М», которые подвешиваются на крайние пилоны крыльев пакетом по четыре ракеты. В итоге Ми-35М может взять на борт до восьми ПТУР против четырех на Ми-24, а при применении съемной пусковой установки АПУ-8/4У количество ПТУР удваивается.

Двухствольная поворотная пушка ГШ-23 калибра 23 миллиметра представляет собой более эффективное оружие, чем четырехствольный пулемет ЯкБ-12,7 установленный на Ми-24В, и более точное, нежели неподвижная пушка ГШ-30К на Ми-24П.


В результате модернизации мы имеем вертолет, по боевым возможностям полностью соответствующий современным требованиям боя, высокой степенью унификации систем узлов и агрегатов как с предыдущими, так и новейшими российскими вертолетами. Но зачем нам вертолет с в принципе устаревшей конструкцией? Ведь в строю уже есть более современные Ми-28Н «Ночной охотник» и Ка-52 «Аллигатор».

Цена имеет значение

Стоимость. Вот главный козырь этой машины. Гораздо дешевле провести глубокую модернизацию, нежели создать новый вертолет, тем более, когда модернизированная машина практически не уступает своему более современному собрату. К этому факту стоит добавить более низкую стоимость жизненного цикла, легкость переучивания летно-технического персонала и высокую унификацию узлов и агрегатов с Ми-24 и Ми-28. В полевых условиях это очень важно. 



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBenye
Транспортные услуги: http://perevozki.youdo.com/city/materials/aggregates/gravel/, гарантии.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer