Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Зубы небесного хищника: как обновленный вертолет Ми-24 усилит российские ВКС


10 июля 2018 года Дмитрий Дрозденко, Телеканал "Звезда"


«Звезда» рассказывает о российском боевом вертолете Ми-24ВМ (Ми-35М), возможности которого были значительно расширены в ходе модернизации.

Вертолет Ми-35М, или Ми-24ВМ - это глубокий апгрейд проверенной временем и огнем «двадцатьчетверки». Старый добрый «Крокодил» оказался настолько удачной и популярной машиной, что в 90-х годах прошлого века было решено не списывать его в утиль, а дать машине новую жизнь.

Решение оказалось правильным, и теперь мы имеем самый востребованный за рубежом российский вертолет огневой поддержки. Эта машина состоит на вооружении 11 стран, включая Россию, и интерес к ней со стороны иностранных заказчиков не ослабевает. Выпускается вертолет с 2005 года на предприятии «Роствертол».

Мощная «прокачка» Ми-24В позволила обновленному вертолету смело шагнуть в XXI век. Модернизация коснулась многих систем и агрегатов боевой машины, при этом была сохранена общая преемственность вертолета.

Новая жизнь легенды

По мнению военного летчика, кандидата технических наук подполковника Вячеслава Полуяхтова, последнее особенно важно, потому что существенно облегчается переподготовка летно-технического персонала и обслуживание вертолета. Можно сохранить большую часть оснастки и наземного оборудования, а это позволяет существенно сэкономить на стоимости жизненного цикла. Вместе с невысокой стоимостью эксплуатации заказчик получает боевой вертолет, полностью соответствующий современным требованиям боя.

«Несущая система на Ми-35М полностью перешла от более современного Ми-28Н “Ночной охотник”. Это не только повысило эффективность винтов, но и снизило общую звуковую заметность вертолета до 20 %», - отметил Вячеслав Полуяхтов.

Стреловидные законцовки новых, композитных лопастей отодвигают волновой кризис на наступающих лопастях при максимальных скоростях полета, что уменьшает аэродинамическое сопротивление, увеличивает скорость полета и снижает шум. Х-образный рулевой винт обладает более высокой эффективностью по сравнению с обычным трехлопастным винтом на Ми-24. Это дает больший запас по путевому управлению, особенно при сильном боковом ветре, и поднимает общую энерговооруженность вертолета.

Композитная лопасть имеет не один лонжерон (силовой элемент), как классическая, а несколько, что существенно усиливает жесткость конструкции. При попадании пули композит ведет себя по-другому, нежели алюминий на старых лопастях. В композите остается аккуратное отверстие, которое практически не мешает работе, а вот в обычной алюминиевой лопасти вокруг отверстия образуются трещины, которые быстро развиваются, приводя к выходу лопасти и всего несущего винта из строя. Да и эксплуатация композитов в условиях сильной запыленности - в Сирии - показала их преимущество перед алюминием.

«Кроме винтов, Ми-35М получил от Ми-28Н более совершенный автомат перекоса и прогрессивную титановую втулку с эластомерными шарнирами. Все эти изменения позволили повысить устойчивость несущей системы Ми-35М к боевым повреждениям, снизить эксплуатационные издержки и повысить ресурс», - сказал подполковник Полуяхтов.

Сердце рептилии

На Ми-35М устанавливают новые мощные двигатели ВК-2500 с улучшенными высотными характеристиками. Высокие параметры двигателя достигаются за счет использования современных жаропрочных материалов, что позволило увеличить температуру газов перед турбиной компрессора и свободной турбиной. Все это вкупе с новым, усиленным диском первой ступени компрессора и электронной системой управления топливной автоматики позволило повысить частоту вращения турбокомпрессора. В результате выросла мощность и «высотность» двигателя.

По данным АО «Климов», статический потолок вертолета увеличился на 25 %, а скороподъемность - до 50 %. С такими двигателями Ми-35М приобретают дополнительные возможности при эксплуатации в высокогорных районах и районах с жарким климатом. Вспомним, что Ми-24 с высотными двигателями ТВ3-117В достаточно чувствителен к большой температуре воздуха и высоте площадки.

Насчет укороченных крыльев вертолета мнения расходятся. Хотя положительных факторов озвучивается больше. К однозначным плюсам можно отнести меньшее лобовое сопротивление и более удобную подвеску вооружения. Пилоны новых крыльев оборудованы системой крепления и подъема груза. Это сильно облегчает подвеску вооружения, особенно в полевых условиях, и, конечно, сокращает время на подготовку машины к боевому вылету. Также более короткие крылья снижают вес машины.

Скорость  атаки

Существует мнение, что короткие крылья хуже разгружают несущий винт в полете и тем самым снижают летные характеристики вертолета. Это правда, но частичная. На Ми-24 крылья разгружают несущий винт до 23%, а на Ми-35 - до 15%, но эти цифры справедливы для максимальных скоростей полета. А часто в реальной жизни вертолет летит на скорости 300 километров в час? Поэтому из соотношения факторов преимущественным было выбрано снижения веса и лобового сопротивления.

К недостаткам коротких крыльев можно отнести изменение центровки и некоторое ухудшение устойчивости вертолета в полете. Хотя такое мнение летчиков не носит массовго характера и его вполне можно отнести к субъективному.

Шасси вертолета сделали неубирающимся, и связано это с уменьшением веса, а не с повышением безопасности полета на малых высотах. Часто упоминается, что неубирающиеся шасси могут серьезно смягчить аварийную посадку при полете на предельно малой высоте. Но поверьте, при посадке с ходу, с пробегом, по неровному полю, на режиме авторотации и при скорости за полторы сотни километров в час, шасси не особо помогут, ведь такая экстренная посадка может понадобиться только в случае отказа двух двигателей или полного отказа гидросистемы.

На вертолете сохранили дублирование управления, что позволяет гораздо легче переучивать летный состав. Например, для переучивания пилотов на Ми-28Н с одним управлением летчиков вначале переучивают на Ми-24 и только после этого они вылетают на Ми-28Н.  Существенно изменилось бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) вертолета. Естественно, оно стало цифровым и адаптированным для полетов с применением систем ночного видения.

Глаза «Крокодила»

Кабина командира экипажа практически сохранила свой привычный вид. В общем, добавились два МФИ, один из которых заменил абсолютно бесполезный картографический планшет, в который летчики вместо карты вставляли листки с более важной информацией, например, фотографию или памятку по особым случаям.

Изменился цвет подсветки приборной диски и арматуры кабины с красного на зеленый. Это необходимо для использования приборов ночного видения. Летчику, который до этого летал на Ми-24, потребуются считанные минуты, чтобы освоиться в обновленной кабине.

Кабина оператора претерпела более серьезные изменения - она стала «чище». Это связано с тем, что серьезно изменилось оборудование наблюдения и целеуказания. Вместо привычной на Ми-24 «бороды» с оптической аппаратурой «Радуга-Ш» установлена гиростабилизированная, оптико-электронная станция ГОЭС-324, которая работает в тепло- и телевизионном режимах, имеет лазерный дальномер и пеленгатор.  Станция входит в обзорно-прицельную систему ОПС-24Н и позволяет не только осуществлять наведение оружия, но и осуществлять пилотирование в сложных условиях днем и ночью с посадкой на необорудованные площадки.

МФИ оператора, расположенный на месте предназначенной для управления пулеметом прицельной станции КПС-53АВ,  передает полный спектр необходимой прицельной и пилотажной информации. Рядом с ним, по центру, находится джойстик системы управляемого ракетного оружия. Теперь для работы с ПТУР оператору не надо нагибаться и поворачиваться вправо, что затрудняло работу с ПТУР при маневрировании вертолета.

Зубы нибесного хищника

Ми-35М может применять противотанковые ракеты с радиокомандной системой управления «Штурм-В» или «Атака-М», которые подвешиваются на крайние пилоны крыльев пакетом по четыре ракеты. В итоге Ми-35М может взять на борт до восьми ПТУР против четырех на Ми-24, а при применении съемной пусковой установки АПУ-8/4У количество ПТУР удваивается.

Двухствольная поворотная пушка ГШ-23 калибра 23 миллиметра представляет собой более эффективное оружие, чем четырехствольный пулемет ЯкБ-12,7 установленный на Ми-24В, и более точное, нежели неподвижная пушка ГШ-30К на Ми-24П.


В результате модернизации мы имеем вертолет, по боевым возможностям полностью соответствующий современным требованиям боя, высокой степенью унификации систем узлов и агрегатов как с предыдущими, так и новейшими российскими вертолетами. Но зачем нам вертолет с в принципе устаревшей конструкцией? Ведь в строю уже есть более современные Ми-28Н «Ночной охотник» и Ка-52 «Аллигатор».

Цена имеет значение

Стоимость. Вот главный козырь этой машины. Гораздо дешевле провести глубокую модернизацию, нежели создать новый вертолет, тем более, когда модернизированная машина практически не уступает своему более современному собрату. К этому факту стоит добавить более низкую стоимость жизненного цикла, легкость переучивания летно-технического персонала и высокую унификацию узлов и агрегатов с Ми-24 и Ми-28. В полевых условиях это очень важно. 



комментарии (0):








Материалы рубрики

Роман Азанов
ТАСС
В погоне за звуком. Самые скоростные вертолеты мира
Антон Крылов
Взгляд
Гибель человека на ВПП Шереметьево требует жестких решений
Ольга Самофалова
Взгляд
Зачем российским военным запрещенные украинские авиадвигатели
Юрий Гаврилов
Российская газета
Зенитки под куполом
Александр Черных, Анна Занина, Герман Костринский
КоммерсантЪ
"Аэрофлот" лишил клиента "платинового" статуса из-за твита о директоре компании
Герман Костринский, Ольга Никитина
КоммерсантЪ
Аэродромам не хватило чемпионата мира
Наталия Ячменникова
Российская газета
Люди на МКС
Дмитрий Окунев
Газета.Ru
Побег из СССР: зачем грузинские "мажоры" угнали самолет



Герман Костринский
Коммерсантъ
Бюджет отправят дальним рейсом
Алексей Заквасин
RT
"Способность молниеносно реагировать": как Минобороны России укрепляет боевую мощь ВДВ
Алексей Заквасин
RT
Транспортный высокоплан: на что будет способен новейший самолёт ВКС России Ил-276
Анна Занина, Анатолий Джумайло, Андрей Райский
КоммерсантЪ
Призрак "Трансаэро" пролетел над БВО
Виктор Сокирко
Взгляд
Зачем из уникальных боевых самолетов "делают чучела"
Елизавета Зорина, Олег Москвин
Взгляд
Что не так со здоровьем пилотов гражданской авиации

ТАСС
Россия представила на авиасалоне в Бахрейне SSJ100 и предложила "билеты" в космос

РИА Новости
"Аэрофлот" планирует перевозить сто миллионов пассажиров уже в 2023 году
Григорий Беденко
Informburo.kz
Как авиация помогает охранять самые крупные в Казахстане саксауловые леса
Александр Широкорад
Независимое военное обозрение
Бесчеловечная угроза с неба
Анатолий Журин
Газета "Труд"
Крылатым раритетам велено переезжать
Анатолий Комраков
Независимая газета
Российский авиапром не сможет удовлетворить растущий спрос на гражданские лайнеры
Алексей Сивашенков
Forbes
Эксперты усомнились в некомпетентности пилотов упавшего Boeing
Дмитрий Юров
Известия
Эффективная малозаметность: на что способен Су-57
Герман Костринский
КоммерсантЪ
"Аэрофлот" нашел замдиректора по стратегии
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
Пулково принимает новые заявки на полеты
Николай Новичков, Дмитрий Федюшко
ТАСС
"Рой" беспилотников. Новая тактика боевых действий уникального оружия Китая
Иван Синергиев
КоммерсантЪ
Со спутниками не всем по пути
Николай Бодрихин
Военно-промышленный курьер
Совместный полет Туполева и Берга
Анатолий Соколов, Николай Оськин
Военно-промышленный курьер
Капкан для дрона
Николай Новичков, Дмитрий Федюшко
Военно-промышленный курьер
Китайские роботы рассекречены
Роман Крецул Алексей Рамм
Известия
Беспилотный налет: войска научатся отражать массовые атаки дронов
Алексей Абатуров
Еженедельник "ЗВЕЗДА"
Ка-52: самый "зубастый" вертолет России прошел проверку боем в Сирии
Глеб Столяров, Наталья Чумаков
Reuters
Многомиллиардные убытки российской авиации растут из-за керосина
Александр Ермаков
Известия
Стращай, оружие: что показали в Чжухае
Роман Азанов, Дмитрий Федюшко, Николай Новичков
ТАСС
Airshow China 2018. Что крупнейший авиасалон мира принес России
Тимур Латыпов
Бизнес Онлайн
"Судя по всему, реально мало что готово": зачем миру напомнили о "преемнике" Ту-160?
Инна Сидоркова
РБК
Сердюков рассказал о судьбе контракта с Китаем по вертолету AHL
Роман Азанов, Дмитрий Федюшко, Николай Новичков, Роман Баландин
ТАСС
Дотянуться до пятого поколения. Превзойдут ли новые истребители Китая российские "стелс"?
Анна Юдина
ТАСС
От "Страны Советов" до "Медведя". Лучшие самолеты Туполева
Анна Юдина
ТАСС
"Летают только красивые самолеты". Внук Туполева о знаменитом авиаконструкторе
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
"Морские убийцы": стелс-сторожевики получат ударные вертолеты
Анатолий Комраков
Независимая газета
РФ засекретила условия передачи КНР уникальных технологий
Константин Крылов
ТАСС
Деревянные крылья Арктики
Светлана Тарасова
РИА "Воронеж"
"Самые адекватные – вороны". Воронежский авиационный орнитолог рассказал о своей работе
Кристина Акопова
Российская Газета
Трезвый полет
Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Дмитрий Рогозин отменил фасадное положение
Константин Барановский
Военно-промышленный курьер
Боевая колбаса
Наталия Ячменникова
Российская газета
Кто виноват и как лететь?
Алиса Штыкина
Investing.com
Прорыв года: Сможет ли новый МС-21 разогнать акции "Иркута"?
Григорий Беденко
informburo.kz
От "Крокодила" до "Терминатора". Как перевооружается казахстанская армия
Андрей Валеев
Газета.Ru
Менделеев нарасхват: чем завершился второй этап конкурса "Великие имена России"

 

 

 

 

Реклама от YouDo
Тут сварка алюминия в колпино, смотрите ссылку.
Транспортные услуги: компания перевозка щебня песка, гарантии.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer