Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


"Нордавиа" нашла способ не отдавать кредит из-за стратегического статуса


10 июля 2018 года Валерия Комарова, РБК


«Нордавиа» удалось добиться беспрецедентного решения суда — оно позволит компании не возвращать кредит офшору благодаря статусу стратегического предприятия. Кредит не был согласован в ФАС, а значит сделка — ничтожная, решил суд.

Девятый арбитражный апелляционный суд Москвы отклонил иск сейшельской World Best Trade, которая требовала от авиакомпании «Нордавиа», подконтрольной бизнесмену Сергею Кузнецову, возврата кредита на 639,3 млн руб., говорится в постановлении суда от 3 июля. В качестве аргумента председательствующий судья Борис Стешан указал на необходимость согласования такой кредитной сделки между иностранным инвестором и стратегическим предприятием («Нордавиа») в Федеральной антимонопольной службе. Сейшельская компания не предоставила доказательства того, что получила одобрение ФАС, сделка признана «ничтожной», решил судья.

«Нордавиа», которая занимает 17-е место среди российских авиакомпаний по количеству пассажиров (в 2017 году перевезла 1,087 млн человек) — предприятие, имеющее стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности страны, говорится в материалах суда: компания осуществляет деятельность, связанную с транспортировкой радиоактивных веществ, а также имеет допуск к гостайне. В ходе рассмотрения иска было установлено, что общая сумма задолженности авиакомпании перед World Best Trade превышает ее активы (639,3 млн руб. — это лишь часть кредита «Нордавиа» на общую сумму более 13 млрд руб.), поэтому кредитной договор влечет установление контроля иностранного инвестора в случае, если долг не будет погашен. Для такой сделки требовалось предварительное согл​асование ФАС, указал судья.

«Это беспрецедентное решение российского суда, нарушающее интересы не только моего клиента, но и создающее опасный прецедент для взаимоотношений на российском рынке с участием любого иностранного инвестора», — сообщила РБК адвокат Екатерина Духина, представляющая интересы World Best Trade (WBT). По ее словам, компания собирается обжаловать это решение в следующих инстанц​​иях.

Миллиардные долги

«Норникель» приобрел «Нордавиа» в 2011 году у «Аэрофлота» за $235 млн, из которых за акции было заплачено всего $7 млн, остальные $228 млн — долг авиакомпании. В марте 2016 году «Норникель» перепродал авиакомпанию «Скай-инвесту», подконтрольному бизнесмену Сергею Кузнецову. А через месяц кипрская «дочка» «Норникеля» Norilsknickel Finance переуступила сейшельской World Best Trade (WBT) права требования к «Нордавиа» по кредитам на $182 млн и 1,2 млрд руб. (в сумме — более 13 млрд руб.)

WBT, по информации «Ведомостей», контролируется предпринимателем Дмитрием Чертком, сыном бывшего замруководителя Ространснадзора Владимира Чертка. Но Дмитрий Черток сказал РБК во вторник, 10 июля, что не имеет отношения к этой компании. «На тот момент я организовывал их заход на рынок, но не более того», — сказал он.

После смены кредитора начался корпоративный конфликт между «Нордавиа» и WBT — сейшельская компания потребовала досрочного возврата рублевой части кредитов. 28 апреля 2017 года «Нордавиа» заявила, что эти претензии необоснованны и заявила о попытке рейдерского захвата со стороны WBT и Дмитрия Чертока. Бизнесмен отвергал обвинения в рейдерстве.

В мае 2017 года WBT обратилась в Арбитражный суд Москвы с требованием о взыскании с «Нордавиа» 639,3 млн руб. по договору займа. 20 марта 2018 года суд отклонил этот иск, компания подала апелляцию, которую 3 июля проиграла.

Помимо необходимости согласовывать кредитную сделку в ФАС, WBT не предоставила доказательств того, что кредитные средства были зачислены на счет «Нордавиа», говорится в постановлении судьи Бориса Стешана. Адвокат WBT Екатерина Духина сказала РБК, что компания была готова предоставить документы, но для этого требовалось дополнительное время, а судья отказался откладывать слушания.

31 января 2018 года сейшельская компания подала второй иск «Нордавиа» на 528,8 млн руб. в рамках кредитного договора. Сумма требований по двум иска составляет около 1,2 млрд руб.

По закону об иностранных инвестициях, кредиты, предоставляемые стратегическим предприятиям действительно должны согласовываться в ФАС, потому что могут привести к переходу контроля к иностранному кредитору, отмечает адвокат юридической фирмы Art de Lex Кирилл Дозмаров​. Но для ФАС является редкостью согласование таких сделок, указывает он. Еще реже аргумент об отсутствии одобрения антимонопольной службы как доказательство ничтожности сделки использует не сама ФАС, а должник, добавляет он. ​

«Когда компания, имеющая стратегическое значение, привлекает значительные заемные средства, как правило, все стороны сделки очень тщательно взвешивают все возможные нюансы во избежание как раз таких случаев, какой произошел с World Best Trade и «Нордавиа», — добавляет партнер компании «НАФКО-Консультанты» Ирина Мостовая. ​По ее словам, процесс переуступки долга (WBT выкупила долг у «дочки» «Норникеля», см. врез), скорее всего, сопровождался оценкой таких рисков. Это безусловный просчет, который, скорее всего, очень дорого обойдется кредитору — WBT, заключает эксперт.

Адвокат WBT Духина утверждает, что произошла подмена понятий: World Best Trade выдала заем, не выступая инвестором «Нордавиа», соответственно не могла установить контроль над ней. «Это нонсенс, что суд посчитал необходимость согласования сделки ФАС. Они, по сути, приравняли заем к контролю над деятельностью компании», — сказала она.

Мостовая уверена, что и в аналогичных случаях и другие суды будут занимать сторону должников-стратегических предприятий, если иностранные кредиторы не получили одобрения ФАС.



комментарии (0):









Материалы рубрики

Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
«Победа» осталась за США
Ирина Дронина
Независимое военное обозрение
МиГ-35 готов к новой борьбе за Индию
Инна Сидоркова
РБК
"Ростех" возьмет авиапром под крыло
Алексей Рамм, Александр Круглов
Известия
Су-57 идет в армию
Денис Комаровский
Известия
Второй из поколения шесть
Егор Левин
Телеканал "Звезда"
Соответствует количеству боевых кораблей США
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Конкурс дальнемагистральных прогнозов
Михаил Телехов
РАПСИ
Нормы о возмещении убытков за обеспечение полетов силовиков неконституционны - КС



Мария Голубкова
Российская газета
Деньги за воздух
Петр Захаров
Военно-промышленный курьер
Вертолеты первой необходимости
Арсений Гришин, Устин Истомин
Военно-промышленный курьер
Ждут команды "Мотор!"
Юлия Колбина
КоммерсантЪ - Пермь
Минеральная "Победа"
Анна Пушкарская, Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Аэропортам обещают заплатить за силовиков
Игорь Гашков
РИА Новости
"Киев должен был закрыть воздушное пространство". Годовщина крушения MH17
Максим Солопов, Валерия Комарова, Алексей Гаврилко-Алексеев
РБК
Чиновник Росавиации арестован за взятку от главы авиакомпании iFly
Алексей Никишин
Парламентская газета
Когда расправит крылья региональная авиация
Рафаэль Фахрутдинов
Газета.Ru
Разведка США интересуется "Кинжалами"
Владимир Щербаков
Независимое военное обозрение
Музей ВВС в Монино: перенести нельзя оставить
Константин Чуприн
Военно-промышленный курьер
Советские авианосцы на американский лад
Елизавета Кузнецова, Ангелина Давыдова
КоммерсантЪ
Россия не готова считать выбросы
Дмитрий Людмирский
Известия
Авиадвигатели будут чинить без сварки
Наталия Ячменникова
Российская газета
Внимание: вас снимают
Дмитрий Болтенков
Известия
Ясли для российской палубной авиации
Ирина Халецкая
РИА Новости
"Помогают даже пассажиры". Как принимают роды на борту самолета
Анжелина Григорян, Даниил Кузин
Известия
Для авиакомпаний подготовили правила этикета при общении с инвалидами
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
Red Wings нацелилась на Брюссель
Валерия Комарова
РБК
"Нордавиа" нашла способ не отдавать кредит из-за стратегического статуса
Дмитрий Дрозденко
Телеканал "Звезда"
Зубы небесного хищника: как обновленный вертолет Ми-24 усилит российские ВКС
Александр Бартош
Военно-промышленный курьер
Авиация с адаптацией
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Отстрел дронов включили в боевую подготовку
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Самолетам дают посадку на ремонт
Ксения Редичкина
Парламентская газета
Брань в адрес стюардессы обойдётся в 40 тысяч рублей
Евгений Девятьяров
Известия
Сервисы страхования дронов переведут на "цифру"
Леонид Нерсисян
ИА REGNUM
Срочно за дело! Россия по беспилотникам отстаёт от США на 20 лет
Андрей Коц
РИА Новости
Уйти от ракеты. Почему бомбардировщики Ил-28 почти не несли потерь
Михаил Мошкин
Взгляд
Су-57 оказался дорогой и бесполезной игрушкой
Иван Сафронов, Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Лопастям указ не писан
Татьяна Берсенева
Известия
Дебоширов пожалели
Илья Крамник
Известия
"Кинжал" для "Тушки"
Владимир Бычков
РИА Новости
Полет русского "летучего голландца" над НАТО
Ирина Дронина
Независимое военное обозрение
Су-57 переходит на новый уровень
Александр Воронов, Иван Буранов
КоммерсантЪ
Штрафы для авиадебоширов удесятеряются
Егор Созаев-Гурьев
Известия
Не опускать планку
Олег Фаличев, Юрий Петров
Военно-промышленный курьер
Гиперзвук для боеголовок

ТАСС
Арктическая авиаэкспедиция по девяти странам стартовала в Самарской области
Александр Шарковский
Независимая газета
Автономия дронов становится опасной
Михаил Куприков
Военно-промышленный курьер
Без разбега
Алла Салькова, Павел Котляр
Газета.Ru
"Никогда не извинюсь": как США сбили иранский лайнер
Константин Геращенко
Военно-промышленный курьер
Самолет, развернувший Америку
Сергей Сергеев, Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Египетский премьер не заплатит за теракт

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

© Aviation Explorer