Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Второй из поколения шесть


19 июля 2018 года Денис Комаровский, Известия


Европейские страны запускают амбициозные проекты боевой авиации следующего — шестого — поколения. Вслед за Францией и Германией презентацию перспективной машины провела Великобритания. О том, как причудливо тасуются команды-конкуренты в европейском авиапроме, — в материале iz.ru.

На авиасалоне Фарнборо в Великобритании официально дан старт проекту разработки нового британского истребителя шестого поколения. Машину назвали Tempest в честь одноименного истребителя Второй мировой войны.
 
Британия делает сама
 
До 2025 года в научно-исследовательскую часть проекта будет вложено свыше 2 млрд фунтов (более $2,6 млрд). Всё это позволит разработать набор технологий, которые будут применены на новых машинах, вводимых в строй после 2035 года. Самолет должен будет заменить в британских ВВС истребитель Eurofighter Typhoon.
 
Tempest восходит к раннему поисковому проекту Replica, которые вела в 1994–1997 годах компания BAE Systems. Тогда Британия вырабатывала технический облик перспективного тактического истребителя и решала вопрос о том, делать ли ее самостоятельно или пока отложить разработку и закупить американские F-35. Как мы теперь знаем, выбрано было второе направление, однако научно-технический задел будет использован при проектировании самолета следующего поколения.
 
Этим объясняется и амбициозность: Лондон не собирается повторять машины пятого поколения, а сразу намерен взяться за шестое. Этому есть ряд практических объяснений и помимо выбора, уже сделанного в пользу закупок американского F-35. Тяжелая история разработки «еврофайтеров» и весь опыт европейских оборонных программ с 1980-х годов показывает: они не столько даже дороги (а они очень недешевы), сколько крайне медленно реализуются.
 
В итоге, запуская проектирование, типовая ведущая европейская держава рискует в самом лучшем случае получить готовую к серийному производству машину пятого поколения в точности тогда, когда США и, возможно, Россия с Китаем выкатят прототипы самолетов шестого поколения.
 
Британцы делают истребитель не в изоляции: в кооперацию по Tempest включены, помимо национальных чемпионов BAE Systems и Rolls-Royce, итальянский концерн Leonardo (бывшая Finmeccanica, диверсифицированная авиастроительная группа), а также консорциум MBDA (общеевропейское объединение по производству авиационных средств поражения).
 
Для самолета будут создаваться специальный многорежимный двигатель и бортовая система управления с самообучающимся искусственным интеллектом и функцией «виртуального кокпита», проецируемого внутрь пилотского шлема. Самолет будет способен управлять беспилотниками и оснащаться «оружием направленной энергии».
 
Разделенный континент
 
Однако мы видим, что в шестом поколении Европа повторяет судьбу поколения четвертого. В 1980-х годах проект единого евроистребителя развалился на национальный французский Dassault Rafale и, собственно, похудевший консорциум Eurofighter, выкативший в итоге Typhoon.
 
Буквально в течение последних месяцев Франция и Германия продвинулись в понимании того, как они будут развивать свои воздушные силы. На данный момент обе страны намерены делать свой истребитель шестого поколения — FCAS (Future Combat Air System), который заменит и «рафали» во Франции, и «еврофайтеры» в Германии (а возможно, и не только — как минимум, интерес проявлен к замене испанских F-18). Новый самолет планируется сделать к 2040 году.
 
Характерно, что ранее Франция собиралась участвовать как раз в совместном проекте с Британией. То, что сейчас показано под маркой Tempest, как раз и должно было именоваться FCAS (сейчас программа именуется FCAS TI — Future Combat Air System Technology Initiative). Но не сложилось: ковавшийся с конца 2000-х годов военно-политический союз Франции и Британии дал слабину, и Париж вернулся назад, в традиционный тандем с Берлином, который с 1970-х считается опорой Евросоюза.
 
Франция официально не отказывалась от работы с британцами, но на практике выбор Парижа был сделан в пользу «континентального истребителя».
 
Шестое только на горизонте
 
Что такое боевой летательный аппарат шестого поколения, в точности не определено до сих пор. Зануды, впрочем, укажут, что и пятое поколение единого четкого определения по-прежнему не имеет. Однако определенные характерные черты этих будущих концептов уже определены.
 
Главный из них — создание полностью беспилотных боевых авиационных комплексов. Эти машины проектируются как беспилотные и лишь после этого — как «опционально пилотируемые». Это общее место: например, российский концепт шестого поколения, прорабатываемый сейчас в самой начальной стадии, ориентирован именно на беспилотное исполнение, и лишь в качестве возможного допускается пилотируемый вариант. Беспилотные машины имеют определенные плюсы, в частности, они легче и имеют свои преимущества по перегрузкам и допустимому уровню физических полей.
 
Более того, шестое поколение предусматривает создание «стай»: групп машин, работающих в единой боевой сети обмена информацией. В России рассматривался в том числе вариант пилотируемого «командного» самолета во главе стаи беспилотников.
 
Шестое поколение, скорее всего, станет первым двухсредным. Самолеты станут воздушно-космическими и получат возможность действовать не только в верхних слоях атмосферы, но и на орбите. При этом будет внедрено новое поколение композитов и наноматериалов, которые в том числе радикально снизят радиолокационную и инфракрасную заметность самолетов.
Среди откровенно фантастических (по крайне мере, из сегодняшнего дня) предложений — метаморфизм: придание самолетам способности изменять форму в полете и не только в виде изменения стреловидности крыла.
 
Само собой, особый интерес представляют бортовые комплексы вооружения «на новых физических принципах». К ним в первую очередь относится электромагнитное оружие, способное поражать бортовую аппаратуру вражеских летательных аппаратов. Кроме того, допускается создание лазеров, что будет выгодно для применения в том числе и за пределами атмосферы.
Помимо европейцев и России, соответствующие проработки ведутся в Китае (проект «Темный меч») и в США (где программы размножаются из-за противоречий ВВС и авиации флота).



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах



София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBngws
Услуги проверенных исполнителей: http://remont.youdo.com/repair/room/cabinet/, подробнее тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer