Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


F-35 попали под С-400


27 июля 2018 года Сергей Строкань, Елена Черненко, Кирилл Кривошеев, КоммерсантЪ


До ухода на летние каникулы Конгрессу США предстоит принять закон об ассигнованиях на национальную оборону на 2019 год. Он дает Белому дому право не наказывать три государства, входящие в список ключевых покупателей российского оружия,— Индию, Вьетнам и Индонезию. При этом администрации не удалось убедить Конгресс включить в этот список одного из ключевых союзников США в Евразии — Турцию. В случае покупки Анкарой у России зенитных ракетных систем С-400 ей могут отказать в поставке более чем ста истребителей F-35 на общую сумму $10 млрд. По мнению опрошенных “Ъ” экспертов, вопрос о том, в чью пользу сделает выбор Анкара, остается открытым.

В споре о том, какая из ветвей американской власти будет принимать главное решение по реализации закона «О противодействии противникам США посредством санкций» (CAATSA) (.pdf), поставлена точка. Согласованный профильными комитетами Палаты представителей и Сената вариант закона об ассигнованиях на национальную оборону на 2019 год дает администрации президента Трампа право не применять санкции CAATSA в отношении трех ведущих покупателей российского оружия и технологий — Индии, Вьетнама и Индонезии.

Пойдя на уступки Белому дому, ранее призывавшему Конгресс не наказывать эти государства, чтобы избежать осложнений в военно-техническом сотрудничестве с ними, Конгресс США тем не менее проявил непреклонность по отношению к другим государствам, включая ключевого союзника Вашингтона на южном фланге НАТО — Турцию. Так, внесенная в проект оборонного бюджета на будущий год поправка приостанавливает сделку по продаже Анкаре крупной партии истребителей пятого поколения F-35 до выполнения администрацией США нескольких условий. Главное из них — предоставление Конгрессу доклада о том, какими последствиями для США может быть чревато сотрудничество Турции с Россией в военно-технической сфере. Ранее американские законодатели предупреждали, что в случае реализации уже подписанного контракта на поставки Турции российских зенитных ракетных систем С-400 получение страной истребителей F-35 станет весьма проблематичным. Как ожидается, Палата представителей проголосует за финальный вариант оборонного бюджета на 2019 год до конца июля, после чего в августе, еще до ухода Конгресса на летние каникулы, его одобрит Сенат и, наконец, подпишет президент Дональд Трамп.

Вопрос о том, следует ли отказать Турции в поставке F-35 в случае ее нежелания свернуть сотрудничество с Москвой по С-400, до последнего момента оставался яблоком раздора между президентской администрацией и Конгрессом. При этом каждая из сторон, добивающаяся права оставить за собой в этом споре последнее слово, пыталась сыграть на опережение.

Так, в конце июня, несмотря на возражения законодателей, Пентагон передал турецкой стороне первые два истребителя F-35: торжественная церемония прошла в Форт-Уэрте (штат Техас). Напомним, что Анкара заинтересована в приобретении более чем ста F-35. Общая сумма сделки оценивается в $10 млрд, и в случае реализации она могла бы стать одной из самых крупных в американо-турецком оборонном сотрудничестве.

Тем не менее после саммита президентов США и РФ в Хельсинки оппоненты Дональда Трампа, обвинившие его в излишней уступчивости Владимиру Путину и чуть ли не в предательстве национальных интересов, потребовали форсировать усилия по принятию новых антироссийских санкций и максимально жесткому соблюдению уже действующих. В качестве одной из первоочередных мер демократы в Конгрессе предложили лишить Белый дом возможности обходить закон CAATSA, обязывающий власти США вводить санкции против стран, закупающих российское оружие. Найденный в итоге компромисс временно выводит из-под потенциальных санкций три страны Юго-Восточной Азии, но усиливает давление на Турцию.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган оказался в непростой ситуации. Ранее турецкая сторона давала понять, что не откажется от контракта с Москвой, и предупреждала США о контрпродуктивности санкций. Однако опрошенные “Ъ” эксперты обращают внимание на то, что цена вопроса для Турции в случае сохранения сделки по С-400 может оказаться высокой, учитывая, что Вашингтон имеет мощные рычаги воздействия на Анкару. Речь не только об угрозе срыва поставок истребителей F-35, но и о возможном отказе от других военных поставок и даже постепенном сворачивании военно-технического сотрудничества, что больно ударит по обороноспособности Турции.

Отметим, что Турция входит в консорциум стран, участвовавших в финансировании разработки F-35, а десять турецких компаний производят детали конструкции для истребителя.
Одновременно с требованием к администрации предоставить прогноз последствий сотрудничества Турции и РФ, Конгресс потребовал от Пентагона отчет о том, как скажется на программе производства F-35 выход из нее турецких компаний.

По мнению экспертов, вопрос о том, в чью пользу сделает выбор сама Анкара, остается открытым. «Стремление Турции получить С-400 объясняется как соображениями безопасности, так и геополитическими причинами. Обладание этой системой обеспечит Анкаре многоцелевую защиту от ракет большой дальности, которыми в Ближневосточном регионе обладают сразу несколько государств — Израиль, Иран, Саудовская Аравия, и прикрытие от ударов авиации в случае конфликта с тем или иным региональным игроком,— пояснил “Ъ” старший научный сотрудник НИУ ВШЭ Василий Кашин.— Кроме того, в условиях последовательного ухудшения отношений с США президенту Эрдогану принципиально важно иметь не просто продвинутую систему ПВО. Ему необходима система, которая не будет контролироваться Западом и обеспечит его стране стратегическую автономность в вопросах безопасности».

«Зенитные системы нужны Турции для обеспечения собственной безопасности. При этом альтернативные предложения союзников по НАТО оказались для Анкары неприемлемыми. Турецким властям навязывали такие условия продажи, как географические ограничения для размещения противоракет или ограничения на передачу чувствительных технологий,— продолжает, в свою очередь, бывший глава МИД Турции Яшар Якыш.— В итоге Анкара посчитала, что ей в большей степени подходит российское предложение».

Турецкие официальные лица неоднократно говорили, что сделка по закупке российских зенитных ракетных систем предусматривает передачу чувствительных технологий и локализацию производства. Однако власти РФ, комментируя эту тему, напрямую это не подтверждали.

Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов оценивает значение российских С-400 для обеспечения безопасности Анкары более сдержанно, настаивая на том, что стремление Турции получить российские системы ПВО в гораздо большей степени объясняется той политической игрой, которую президент Эрдоган ведет в отношениях с США и странами Запада, пытаясь оказать давление на Вашингтон и Брюссель путем разыгрывания «российской карты».

«Военная аргументация в стремлении получить российские С-400 для Анкары далеко не главная. Если под угрозой введения американских санкций и сворачивания военно-технического сотрудничества с США президент Эрдоган поймет, что в вопросе об С-400 издержки и риски для него выше, чем изначально предполагалось, то он может пойти на отказ от сделки с Москвой. Российская сторона должна быть готова к такому неблагоприятному сценарию и рассматривать возможные варианты компенсации в случае, если контракт по С-400 не будет выполнен, как это в свое время произошло с французскими вертолетоносцами Mistral»,— пояснил “Ъ” господин Пухов.

Впрочем, турецкие собеседники “Ъ” это мнение не разделяют. «Анкара все равно не откажется от покупки С-400,— заверил “Ъ” эксперт Центра политических исследований в Анкаре Орхан Гафарлы.— Этого требует многовекторная политика. Кроме того, у Анкары тоже есть свои преимущества: ее стратегическое положение крайне важно для НАТО». Схожую точку зрения высказывает живущий в Анкаре эксперт Российского совета по международным делам Тимур Ахметов. «За покупку С-400 Турцию накажут только срывом контракта по F-35, но не думаю, что США пойдут на полное прекращение военно-технического сотрудничества»,— заявил “Ъ” Тимур Ахметов.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров



Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC7AWV
Услуги мастера: http://remont.youdo.com/building/roofing/montazh/metallocherepica/, лучшие цены здесь.
Услуги мастера: http://remont.youdo.com/facing/walls/plastered/price/, подробное описание тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer