Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


F-35 попали под С-400


27 июля 2018 года Сергей Строкань, Елена Черненко, Кирилл Кривошеев, КоммерсантЪ


До ухода на летние каникулы Конгрессу США предстоит принять закон об ассигнованиях на национальную оборону на 2019 год. Он дает Белому дому право не наказывать три государства, входящие в список ключевых покупателей российского оружия,— Индию, Вьетнам и Индонезию. При этом администрации не удалось убедить Конгресс включить в этот список одного из ключевых союзников США в Евразии — Турцию. В случае покупки Анкарой у России зенитных ракетных систем С-400 ей могут отказать в поставке более чем ста истребителей F-35 на общую сумму $10 млрд. По мнению опрошенных “Ъ” экспертов, вопрос о том, в чью пользу сделает выбор Анкара, остается открытым.

В споре о том, какая из ветвей американской власти будет принимать главное решение по реализации закона «О противодействии противникам США посредством санкций» (CAATSA) (.pdf), поставлена точка. Согласованный профильными комитетами Палаты представителей и Сената вариант закона об ассигнованиях на национальную оборону на 2019 год дает администрации президента Трампа право не применять санкции CAATSA в отношении трех ведущих покупателей российского оружия и технологий — Индии, Вьетнама и Индонезии.

Пойдя на уступки Белому дому, ранее призывавшему Конгресс не наказывать эти государства, чтобы избежать осложнений в военно-техническом сотрудничестве с ними, Конгресс США тем не менее проявил непреклонность по отношению к другим государствам, включая ключевого союзника Вашингтона на южном фланге НАТО — Турцию. Так, внесенная в проект оборонного бюджета на будущий год поправка приостанавливает сделку по продаже Анкаре крупной партии истребителей пятого поколения F-35 до выполнения администрацией США нескольких условий. Главное из них — предоставление Конгрессу доклада о том, какими последствиями для США может быть чревато сотрудничество Турции с Россией в военно-технической сфере. Ранее американские законодатели предупреждали, что в случае реализации уже подписанного контракта на поставки Турции российских зенитных ракетных систем С-400 получение страной истребителей F-35 станет весьма проблематичным. Как ожидается, Палата представителей проголосует за финальный вариант оборонного бюджета на 2019 год до конца июля, после чего в августе, еще до ухода Конгресса на летние каникулы, его одобрит Сенат и, наконец, подпишет президент Дональд Трамп.

Вопрос о том, следует ли отказать Турции в поставке F-35 в случае ее нежелания свернуть сотрудничество с Москвой по С-400, до последнего момента оставался яблоком раздора между президентской администрацией и Конгрессом. При этом каждая из сторон, добивающаяся права оставить за собой в этом споре последнее слово, пыталась сыграть на опережение.

Так, в конце июня, несмотря на возражения законодателей, Пентагон передал турецкой стороне первые два истребителя F-35: торжественная церемония прошла в Форт-Уэрте (штат Техас). Напомним, что Анкара заинтересована в приобретении более чем ста F-35. Общая сумма сделки оценивается в $10 млрд, и в случае реализации она могла бы стать одной из самых крупных в американо-турецком оборонном сотрудничестве.

Тем не менее после саммита президентов США и РФ в Хельсинки оппоненты Дональда Трампа, обвинившие его в излишней уступчивости Владимиру Путину и чуть ли не в предательстве национальных интересов, потребовали форсировать усилия по принятию новых антироссийских санкций и максимально жесткому соблюдению уже действующих. В качестве одной из первоочередных мер демократы в Конгрессе предложили лишить Белый дом возможности обходить закон CAATSA, обязывающий власти США вводить санкции против стран, закупающих российское оружие. Найденный в итоге компромисс временно выводит из-под потенциальных санкций три страны Юго-Восточной Азии, но усиливает давление на Турцию.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган оказался в непростой ситуации. Ранее турецкая сторона давала понять, что не откажется от контракта с Москвой, и предупреждала США о контрпродуктивности санкций. Однако опрошенные “Ъ” эксперты обращают внимание на то, что цена вопроса для Турции в случае сохранения сделки по С-400 может оказаться высокой, учитывая, что Вашингтон имеет мощные рычаги воздействия на Анкару. Речь не только об угрозе срыва поставок истребителей F-35, но и о возможном отказе от других военных поставок и даже постепенном сворачивании военно-технического сотрудничества, что больно ударит по обороноспособности Турции.

Отметим, что Турция входит в консорциум стран, участвовавших в финансировании разработки F-35, а десять турецких компаний производят детали конструкции для истребителя.
Одновременно с требованием к администрации предоставить прогноз последствий сотрудничества Турции и РФ, Конгресс потребовал от Пентагона отчет о том, как скажется на программе производства F-35 выход из нее турецких компаний.

По мнению экспертов, вопрос о том, в чью пользу сделает выбор сама Анкара, остается открытым. «Стремление Турции получить С-400 объясняется как соображениями безопасности, так и геополитическими причинами. Обладание этой системой обеспечит Анкаре многоцелевую защиту от ракет большой дальности, которыми в Ближневосточном регионе обладают сразу несколько государств — Израиль, Иран, Саудовская Аравия, и прикрытие от ударов авиации в случае конфликта с тем или иным региональным игроком,— пояснил “Ъ” старший научный сотрудник НИУ ВШЭ Василий Кашин.— Кроме того, в условиях последовательного ухудшения отношений с США президенту Эрдогану принципиально важно иметь не просто продвинутую систему ПВО. Ему необходима система, которая не будет контролироваться Западом и обеспечит его стране стратегическую автономность в вопросах безопасности».

«Зенитные системы нужны Турции для обеспечения собственной безопасности. При этом альтернативные предложения союзников по НАТО оказались для Анкары неприемлемыми. Турецким властям навязывали такие условия продажи, как географические ограничения для размещения противоракет или ограничения на передачу чувствительных технологий,— продолжает, в свою очередь, бывший глава МИД Турции Яшар Якыш.— В итоге Анкара посчитала, что ей в большей степени подходит российское предложение».

Турецкие официальные лица неоднократно говорили, что сделка по закупке российских зенитных ракетных систем предусматривает передачу чувствительных технологий и локализацию производства. Однако власти РФ, комментируя эту тему, напрямую это не подтверждали.

Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов оценивает значение российских С-400 для обеспечения безопасности Анкары более сдержанно, настаивая на том, что стремление Турции получить российские системы ПВО в гораздо большей степени объясняется той политической игрой, которую президент Эрдоган ведет в отношениях с США и странами Запада, пытаясь оказать давление на Вашингтон и Брюссель путем разыгрывания «российской карты».

«Военная аргументация в стремлении получить российские С-400 для Анкары далеко не главная. Если под угрозой введения американских санкций и сворачивания военно-технического сотрудничества с США президент Эрдоган поймет, что в вопросе об С-400 издержки и риски для него выше, чем изначально предполагалось, то он может пойти на отказ от сделки с Москвой. Российская сторона должна быть готова к такому неблагоприятному сценарию и рассматривать возможные варианты компенсации в случае, если контракт по С-400 не будет выполнен, как это в свое время произошло с французскими вертолетоносцами Mistral»,— пояснил “Ъ” господин Пухов.

Впрочем, турецкие собеседники “Ъ” это мнение не разделяют. «Анкара все равно не откажется от покупки С-400,— заверил “Ъ” эксперт Центра политических исследований в Анкаре Орхан Гафарлы.— Этого требует многовекторная политика. Кроме того, у Анкары тоже есть свои преимущества: ее стратегическое положение крайне важно для НАТО». Схожую точку зрения высказывает живущий в Анкаре эксперт Российского совета по международным делам Тимур Ахметов. «За покупку С-400 Турцию накажут только срывом контракта по F-35, но не думаю, что США пойдут на полное прекращение военно-технического сотрудничества»,— заявил “Ъ” Тимур Ахметов.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC7AWV
Услуги мастера: http://remont.youdo.com/building/roofing/montazh/metallocherepica/, лучшие цены здесь.
Услуги мастера: http://remont.youdo.com/facing/walls/plastered/price/, подробное описание тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer