Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


F-35 попали под С-400


27 июля 2018 года Сергей Строкань, Елена Черненко, Кирилл Кривошеев, КоммерсантЪ


До ухода на летние каникулы Конгрессу США предстоит принять закон об ассигнованиях на национальную оборону на 2019 год. Он дает Белому дому право не наказывать три государства, входящие в список ключевых покупателей российского оружия,— Индию, Вьетнам и Индонезию. При этом администрации не удалось убедить Конгресс включить в этот список одного из ключевых союзников США в Евразии — Турцию. В случае покупки Анкарой у России зенитных ракетных систем С-400 ей могут отказать в поставке более чем ста истребителей F-35 на общую сумму $10 млрд. По мнению опрошенных “Ъ” экспертов, вопрос о том, в чью пользу сделает выбор Анкара, остается открытым.

В споре о том, какая из ветвей американской власти будет принимать главное решение по реализации закона «О противодействии противникам США посредством санкций» (CAATSA) (.pdf), поставлена точка. Согласованный профильными комитетами Палаты представителей и Сената вариант закона об ассигнованиях на национальную оборону на 2019 год дает администрации президента Трампа право не применять санкции CAATSA в отношении трех ведущих покупателей российского оружия и технологий — Индии, Вьетнама и Индонезии.

Пойдя на уступки Белому дому, ранее призывавшему Конгресс не наказывать эти государства, чтобы избежать осложнений в военно-техническом сотрудничестве с ними, Конгресс США тем не менее проявил непреклонность по отношению к другим государствам, включая ключевого союзника Вашингтона на южном фланге НАТО — Турцию. Так, внесенная в проект оборонного бюджета на будущий год поправка приостанавливает сделку по продаже Анкаре крупной партии истребителей пятого поколения F-35 до выполнения администрацией США нескольких условий. Главное из них — предоставление Конгрессу доклада о том, какими последствиями для США может быть чревато сотрудничество Турции с Россией в военно-технической сфере. Ранее американские законодатели предупреждали, что в случае реализации уже подписанного контракта на поставки Турции российских зенитных ракетных систем С-400 получение страной истребителей F-35 станет весьма проблематичным. Как ожидается, Палата представителей проголосует за финальный вариант оборонного бюджета на 2019 год до конца июля, после чего в августе, еще до ухода Конгресса на летние каникулы, его одобрит Сенат и, наконец, подпишет президент Дональд Трамп.

Вопрос о том, следует ли отказать Турции в поставке F-35 в случае ее нежелания свернуть сотрудничество с Москвой по С-400, до последнего момента оставался яблоком раздора между президентской администрацией и Конгрессом. При этом каждая из сторон, добивающаяся права оставить за собой в этом споре последнее слово, пыталась сыграть на опережение.

Так, в конце июня, несмотря на возражения законодателей, Пентагон передал турецкой стороне первые два истребителя F-35: торжественная церемония прошла в Форт-Уэрте (штат Техас). Напомним, что Анкара заинтересована в приобретении более чем ста F-35. Общая сумма сделки оценивается в $10 млрд, и в случае реализации она могла бы стать одной из самых крупных в американо-турецком оборонном сотрудничестве.

Тем не менее после саммита президентов США и РФ в Хельсинки оппоненты Дональда Трампа, обвинившие его в излишней уступчивости Владимиру Путину и чуть ли не в предательстве национальных интересов, потребовали форсировать усилия по принятию новых антироссийских санкций и максимально жесткому соблюдению уже действующих. В качестве одной из первоочередных мер демократы в Конгрессе предложили лишить Белый дом возможности обходить закон CAATSA, обязывающий власти США вводить санкции против стран, закупающих российское оружие. Найденный в итоге компромисс временно выводит из-под потенциальных санкций три страны Юго-Восточной Азии, но усиливает давление на Турцию.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган оказался в непростой ситуации. Ранее турецкая сторона давала понять, что не откажется от контракта с Москвой, и предупреждала США о контрпродуктивности санкций. Однако опрошенные “Ъ” эксперты обращают внимание на то, что цена вопроса для Турции в случае сохранения сделки по С-400 может оказаться высокой, учитывая, что Вашингтон имеет мощные рычаги воздействия на Анкару. Речь не только об угрозе срыва поставок истребителей F-35, но и о возможном отказе от других военных поставок и даже постепенном сворачивании военно-технического сотрудничества, что больно ударит по обороноспособности Турции.

Отметим, что Турция входит в консорциум стран, участвовавших в финансировании разработки F-35, а десять турецких компаний производят детали конструкции для истребителя.
Одновременно с требованием к администрации предоставить прогноз последствий сотрудничества Турции и РФ, Конгресс потребовал от Пентагона отчет о том, как скажется на программе производства F-35 выход из нее турецких компаний.

По мнению экспертов, вопрос о том, в чью пользу сделает выбор сама Анкара, остается открытым. «Стремление Турции получить С-400 объясняется как соображениями безопасности, так и геополитическими причинами. Обладание этой системой обеспечит Анкаре многоцелевую защиту от ракет большой дальности, которыми в Ближневосточном регионе обладают сразу несколько государств — Израиль, Иран, Саудовская Аравия, и прикрытие от ударов авиации в случае конфликта с тем или иным региональным игроком,— пояснил “Ъ” старший научный сотрудник НИУ ВШЭ Василий Кашин.— Кроме того, в условиях последовательного ухудшения отношений с США президенту Эрдогану принципиально важно иметь не просто продвинутую систему ПВО. Ему необходима система, которая не будет контролироваться Западом и обеспечит его стране стратегическую автономность в вопросах безопасности».

«Зенитные системы нужны Турции для обеспечения собственной безопасности. При этом альтернативные предложения союзников по НАТО оказались для Анкары неприемлемыми. Турецким властям навязывали такие условия продажи, как географические ограничения для размещения противоракет или ограничения на передачу чувствительных технологий,— продолжает, в свою очередь, бывший глава МИД Турции Яшар Якыш.— В итоге Анкара посчитала, что ей в большей степени подходит российское предложение».

Турецкие официальные лица неоднократно говорили, что сделка по закупке российских зенитных ракетных систем предусматривает передачу чувствительных технологий и локализацию производства. Однако власти РФ, комментируя эту тему, напрямую это не подтверждали.

Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов оценивает значение российских С-400 для обеспечения безопасности Анкары более сдержанно, настаивая на том, что стремление Турции получить российские системы ПВО в гораздо большей степени объясняется той политической игрой, которую президент Эрдоган ведет в отношениях с США и странами Запада, пытаясь оказать давление на Вашингтон и Брюссель путем разыгрывания «российской карты».

«Военная аргументация в стремлении получить российские С-400 для Анкары далеко не главная. Если под угрозой введения американских санкций и сворачивания военно-технического сотрудничества с США президент Эрдоган поймет, что в вопросе об С-400 издержки и риски для него выше, чем изначально предполагалось, то он может пойти на отказ от сделки с Москвой. Российская сторона должна быть готова к такому неблагоприятному сценарию и рассматривать возможные варианты компенсации в случае, если контракт по С-400 не будет выполнен, как это в свое время произошло с французскими вертолетоносцами Mistral»,— пояснил “Ъ” господин Пухов.

Впрочем, турецкие собеседники “Ъ” это мнение не разделяют. «Анкара все равно не откажется от покупки С-400,— заверил “Ъ” эксперт Центра политических исследований в Анкаре Орхан Гафарлы.— Этого требует многовекторная политика. Кроме того, у Анкары тоже есть свои преимущества: ее стратегическое положение крайне важно для НАТО». Схожую точку зрения высказывает живущий в Анкаре эксперт Российского совета по международным делам Тимур Ахметов. «За покупку С-400 Турцию накажут только срывом контракта по F-35, но не думаю, что США пойдут на полное прекращение военно-технического сотрудничества»,— заявил “Ъ” Тимур Ахметов.



комментарии (0):








Материалы рубрики

Дмитрий Окунев
Газета.Ru
Побег из СССР: зачем грузинские "мажоры" угнали самолет
Герман Костринский
Коммерсантъ
Бюджет отправят дальним рейсом
Алексей Заквасин
RT
"Способность молниеносно реагировать": как Минобороны России укрепляет боевую мощь ВДВ
Алексей Заквасин
RT
Транспортный высокоплан: на что будет способен новейший самолёт ВКС России Ил-276
Анна Занина, Анатолий Джумайло, Андрей Райский
КоммерсантЪ
Призрак "Трансаэро" пролетел над БВО
Виктор Сокирко
Взгляд
Зачем из уникальных боевых самолетов "делают чучела"
Елизавета Зорина, Олег Москвин
Взгляд
Что не так со здоровьем пилотов гражданской авиации

ТАСС
Россия представила на авиасалоне в Бахрейне SSJ100 и предложила "билеты" в космос




РИА Новости
"Аэрофлот" планирует перевозить сто миллионов пассажиров уже в 2023 году
Григорий Беденко
Informburo.kz
Как авиация помогает охранять самые крупные в Казахстане саксауловые леса
Александр Широкорад
Независимое военное обозрение
Бесчеловечная угроза с неба
Анатолий Журин
Газета "Труд"
Крылатым раритетам велено переезжать
Анатолий Комраков
Независимая газета
Российский авиапром не сможет удовлетворить растущий спрос на гражданские лайнеры
Алексей Сивашенков
Forbes
Эксперты усомнились в некомпетентности пилотов упавшего Boeing
Дмитрий Юров
Известия
Эффективная малозаметность: на что способен Су-57
Герман Костринский
КоммерсантЪ
"Аэрофлот" нашел замдиректора по стратегии
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
Пулково принимает новые заявки на полеты
Николай Новичков, Дмитрий Федюшко
ТАСС
"Рой" беспилотников. Новая тактика боевых действий уникального оружия Китая
Иван Синергиев
КоммерсантЪ
Со спутниками не всем по пути
Николай Бодрихин
Военно-промышленный курьер
Совместный полет Туполева и Берга
Анатолий Соколов, Николай Оськин
Военно-промышленный курьер
Капкан для дрона
Николай Новичков, Дмитрий Федюшко
Военно-промышленный курьер
Китайские роботы рассекречены
Роман Крецул Алексей Рамм
Известия
Беспилотный налет: войска научатся отражать массовые атаки дронов
Алексей Абатуров
Еженедельник "ЗВЕЗДА"
Ка-52: самый "зубастый" вертолет России прошел проверку боем в Сирии
Глеб Столяров, Наталья Чумаков
Reuters
Многомиллиардные убытки российской авиации растут из-за керосина
Александр Ермаков
Известия
Стращай, оружие: что показали в Чжухае
Роман Азанов, Дмитрий Федюшко, Николай Новичков
ТАСС
Airshow China 2018. Что крупнейший авиасалон мира принес России
Тимур Латыпов
Бизнес Онлайн
"Судя по всему, реально мало что готово": зачем миру напомнили о "преемнике" Ту-160?
Инна Сидоркова
РБК
Сердюков рассказал о судьбе контракта с Китаем по вертолету AHL
Роман Азанов, Дмитрий Федюшко, Николай Новичков, Роман Баландин
ТАСС
Дотянуться до пятого поколения. Превзойдут ли новые истребители Китая российские "стелс"?
Анна Юдина
ТАСС
От "Страны Советов" до "Медведя". Лучшие самолеты Туполева
Анна Юдина
ТАСС
"Летают только красивые самолеты". Внук Туполева о знаменитом авиаконструкторе
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
"Морские убийцы": стелс-сторожевики получат ударные вертолеты
Анатолий Комраков
Независимая газета
РФ засекретила условия передачи КНР уникальных технологий
Константин Крылов
ТАСС
Деревянные крылья Арктики
Светлана Тарасова
РИА "Воронеж"
"Самые адекватные – вороны". Воронежский авиационный орнитолог рассказал о своей работе
Кристина Акопова
Российская Газета
Трезвый полет
Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Дмитрий Рогозин отменил фасадное положение
Константин Барановский
Военно-промышленный курьер
Боевая колбаса
Наталия Ячменникова
Российская газета
Кто виноват и как лететь?
Алиса Штыкина
Investing.com
Прорыв года: Сможет ли новый МС-21 разогнать акции "Иркута"?
Григорий Беденко
informburo.kz
От "Крокодила" до "Терминатора". Как перевооружается казахстанская армия
Андрей Валеев
Газета.Ru
Менделеев нарасхват: чем завершился второй этап конкурса "Великие имена России"
Татьяна Лисатович
БЕЛТА
Национальный аэропорт Минск готовится к открытию второй взлетной полосы
Дмитрий Астахов
КоммерсантЪ
"Редуктор" раскрутил подрядчика
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ - Санкт-Петербург
"Альманах" разворачивается на Калининград
Павел Иванов
Военно-промышленный курьер
Беспилотники на высшем уровне
Храмчихин Александр
Военно-промышленный курьер
Летчики по вызову
И. Цырулева, И. Шекоян П. Гриценко Б. Степовой, А. Рамм
Известия
Фатальный MAX: в Индонезии разбился самый продаваемый самолет Boeing
Григорий Копиев
N+1
Стою у трапа самолета

 

 

 

 

Реклама от YouDo
Услуги мастера: шпатлевка стен цена работы, подробное описание тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer