Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Повелитель батута


26 июля 2018 года Дмитрий Саркисов, Lenta.ru


Прошло два месяца, как бывший вице-премьер правительства России Дмитрий Рогозин, предлагавший США доставлять астронавтов на МКС с помощью батута, а также на глазах президента Сербии Александра Вучича топивший таксу, возглавил «Роскосмос». Перед новым гендиректором госкорпорации стоят две главные задачи: бесперебойное обеспечение выполнения гособоронзаказа и повышение коммерческой эффективности (снижение зависимости от федерального бюджета). Можно не сомневаться, что Рогозин блестяще справится со своей миссией. На «технологический фитнес» российской космической отрасли у чиновника, как следует из его последних заявлений, достаточно не только сил и времени, но и государственных денег.

Большая черная дыра

Самым проблемным предприятием российской космической отрасли считается московский «Центр Хруничева», где ситуация фактически не отличается от положения дел на украинском «Южмаше».

Предприятие в 2017-м получило чистый убыток в размере более 23 миллиардов рублей. С 2014 года «Центру Хруничева» выдано 65 миллиардов рублей кредитных средств, ежегодные платежи по которым достигли 4,5 миллиарда рублей. В январе предприятию из-за сокращения заказов и аварий носителей, а также большой кредитной и социальной нагрузки потребовалась финансовая поддержка правительства в размере 30 миллиардов рублей. В апреле наблюдательный совет «Роскосмоса» допустил увеличение лимита по кредитам для центра на 10 миллиардов рублей. Сегодня общая долговая нагрузка единственного в России производителя тяжелых ракет («Протон-М» и «Ангара-А5») превышает 100 миллиардов рублей, то есть сравнима с годовым бюджетом всего «Роскосмоса».

Каким же образом Рогозин собирается одновременно сохранить производство тяжелых ракет и избавиться от долговой нагрузки «Центра Хруничева»? Для решения этой задачи у чиновника есть несколько путей. И Рогозин воспользуется каждым.

Не до Луны

Прежде всего, все 640 космических аппаратов российской глобальной системы спутникового интернета «Сфера», если до этого вообще дойдет, будут выводиться исключительно на ракетах «Ангара-А5». Для этого потребуется минимум 25 тяжелых носителей. Таким образом, полагает Рогозин, будут решены финансовые проблемы «Центра Хруничева». Проект «Сферы» общей стоимостью 300 миллиардов рублей уже выделен в отдельную целевую программу.

Неслучайно своим первым заместителем Рогозин назначил Николая Севастьянова, который, будучи в 2005-2007 годах президентом РКК «Энергия», обещал к 2015 году построить постоянную станцию на Луне, а с 2020 года начать на ней промышленную добычу гелия-3. В том числе и поэтому его тогда попросили оставить должность президента «Энергии» — уж слишком... амбициозные планы. Важно и другое — младший брат Севастьянова Дмитрий возглавляет компанию «Газпром космические системы», которая планирует организовать в подмосковном Щелкове собственную сборку космических аппаратов.

Таким образом «Сфера», изначально заявленная как конкурент западным системам OneWeb и Starlink, обеспечит не инновационное развитие госкорпорации, а достижение совсем иных целей.

Полетели

До конца не распроданные земли московского «Центра Хруничева» предоставляют дополнительные финансовые перспективы. Госкорпорация к концу 2018 года планирует освободить под коммерческую застройку около 80 процентов территории московского завода в Филевской пойме, включая производственную площадку ракет «Протон-М», которые в 2025 году должны перестать эксплуатироваться. В настоящее время освобождено 35 процентов площадей предприятия. Всего «Центру Хруничева» принадлежит более 140 гектаров земли в центре Москвы, общая стоимость которых оценивается в 28,7 миллиарда рублей.

В планы чиновника входит перенос московских производственных мощностей «Центра Хруничева» в омский филиал «Полет», где планируется организация серийного выпуска ракет семейства «Ангара», включая ранее отмененный носитель среднего класса («Ангара-А3»). Таким образом глава «Роскосмоса» всячески продвигает идею размещения производственных площадей в Сибири, обосновывая это расположением космодрома Восточный, где в августе должно начаться строительство стартового стола для семейства «Ангара». Бюджету очередная стройка обойдется в 58 миллиардов рублей.

Стартовая площадка для ракет «Ангара» уже есть в Плесецке. Оттуда носители семейства запускались всего дважды (легкая и тяжелая ракеты в 2014 году). Для достижения такого результата «Центру Хруничева» потребовалось почти 20 лет работы и 110 миллиардов рублей (в ценах 2013 года). При этом стоимость пуска уже устаревшей тяжелой «Ангары-А5» составила 3,4 миллиарда рублей (снова в ценах 2013 года), что в два раза дороже «Протон-М». Эта ракета остается конкурентоспособной (по цене сравнима с носителем Falcon 9 американской компании SpaceX), в отличие от «Ангары-А5», на которую нет ни одного коммерческого заказа. Единственное, с чем не в состоянии конкурировать проверенный временем носитель — стоимость земель в Филевской пойме.

Учитывая, что в последнее время наблюдается уверенная тенденция к уменьшению массы коммерческих космических аппаратов, «Ангара-А5» окажется нужной лишь для редких военных пусков. Вместо нее спутники «Сферы» вполне могут выводить действующие «Протон-М» и «Союзы».

От каждого по способностям, каждому по потребностям

Оказалось, что проблемы «Центра Хруничева» должны решать в том числе и другие предприятия «Роскосмоса». Чиновник заявил, что «Центр Хруничева» и самарский РКЦ «Прогресс», производитель легких и средних ракет семейства «Союз», с целью финансового оздоровления первого, объединят в «производственную кооперацию». Рогозин не уточнил, что именно подразумевается под такой кооперацией, однако нетрудно догадаться, что часть заказов или доходов прибыльного «Прогресса» будут переданы «Центру Хруничева».

Это вполне согласуется с политикой, которую намерен реализовывать в госкорпорации бывший вице-премьер, заявивший , что вся «ракетно-космическая промышленность будет развиваться как единое целое, где один за всех и все за одного». На деле такая форма коллективизма предполагает паразитное существование одного предприятия за счет другого и заканчивается печально для последнего.

Дорого, долго, убыточно

Такие планы Рогозина демотивируют РКЦ «Прогресс», а также подмосковную РКК «Энергия», производителя пилотируемых («Союз») и грузовых («Прогресс») кораблей. На данных двух компаниях сегодня фактически держится вся российская космическая отрасль. В июне чиновник заявил, что лететь на Луну можно на модернизированном корабле «Союз», а для создаваемого среднего носителя «Союз-5» необходимо разработать метановые двигатели вместо уже имеющихся керосиновых РД-171. При этом первый пуск «Федерации» (в беспилотном режиме), создающейся на замену кораблю «Союз», Рогозин распорядился перевести с «Союз-5» на «Ангара-А5». Последнее решение выглядит особенно странным, поскольку заявленная стоимость средней ракеты в три раза ниже, чем тяжелой.

Если семейство «Ангара» оказывается полностью убыточным и потому субсидируемым, то почему-то именно ракета «Союз-5», по Рогозину, должна бороться за коммерческий рынок и «стать простой, как автомат Калашникова».

Пока реализация таких планов Рогозина приостановлена. В июле, после встречи с президентом России Владимиром Путиным, глава госкорпорации заявил, что работы над «Федерацией» продолжатся и завершатся в срок, а «Союз-5» останется с РД-171.

Тихой сапой

Тем не менее столь очевидный интерес Рогозина к заведомо убыточным и бесперспективным проектам, связанным с семейством «Ангара», по-прежнему сохраняется. Вместо того, чтобы, например, сотрудничать с частной российской компанией S7 Space, выкупившей плавучий космодром «Морской старт» для запуска «Союз-5», глава «Роскосмоса», с завидным упорством продолжая вкладываться в практически обанкротившийся «Центр Хруничева», игнорирует интересы других предприятий отрасли.

Это привело к тому, что многие прежние руководители предприятий отрасли категорически отказались работать с Рогозиным. Одним из первых стал генеральный директор РКК «Энергия» Владимир Солнцев. Еще раньше уволилась директор ЦЭНКИ Рано Джураева, место которой получил руководитель дирекции по координации производства «Центра Хруничева» Андрей Охлопков. Фактически ключевые должности в госкорпорации занимают военные либо выходцы из «Центра Хруничева». Например, из Военно-промышленной комиссии России в госкорпорацию попали «профессионалы-технари» — директор по реализации оборонных программ Олег Фролов и заместитель по административной работе Иван Харченко, в прошлом — директор библиотечного коллектора.

Скандал о госизмене на предприятиях «Роскосмоса», в частности, ОРКК и ЦНИИМаше, а также возбуждение уголовного дела по обвинению в мошенничестве в отношении гендиректора «НПО Лавочкина» Сергея Лемешевского, сыграли Рогозину только на руку, позволяя под предлогом секретности не только заменить неугодное руководство предприятий отрасли, но и сделать госкорпорацию непрозрачной для общественности. Введение кодекса этики и служебного поведения под предлогом борьбы с коррупцией запрещает сотрудникам госкорпорации публичные высказывания, суждения и оценки, а также обнародование в СМИ стоимости товаров, услуг и сумм контрактов в иностранной валюте между резидентами РФ, показателей бюджетов всех уровней, размера государственных и муниципальных заимствований и долгов. Исполнение такого кодекса поручили заместителю гендиректора по безопасности Сергею Демину, который фактически станет цензором в «Роскосмосе».

«Фактор Рогозина»

Нужно очень сильно постараться, чтобы не заметить, что к катастрофической ситуации «Центр Хруничева» пришел в результате реформ последних 6,5 лет, когда Рогозин в правительстве курировал ракетно-космическую отрасль. Именно за это время Россия, из-за резкого снижения качества выпускаемых «Протон-М», уступила мировое лидерство американской компании SpaceX с ракетой Falcon 9. При этом риторика высказываний Рогозина, касающаяся использования США ракетных двигателей РД-180 и пилотируемых кораблей «Союз», способствовала коммерческой привлекательности российской космонавтики с точностью наоборот. Заявления чиновника до сих пор помнят в США, напрямую называя угрозы Рогозина коммерческим партнерам «Роскосмоса» одним из трех главных факторов падения спроса на российскую тяжелую ракету.

В неудачах российской космической отрасли чиновник винит кого угодно, только не себя. В ответ на критику своей персоны со стороны зарубежных СМИ Рогозин, будучи вице-премьером, в провалах госкорпорации фактически обвинил США, которые, являясь основными коммерческими партнерами «Роскосмоса», до сих пор фактически поддерживают существование РКК «Энергии» и НПО «Энергомаш», выпускающего РД-180 и РД-181.

Не вызывает сомнений, что подобные действия чиновника нанесли и продолжают наносить прямой финансовый ущерб бюджету страны. Заняв должность главы госкорпорации, Рогозин заявил о «непростительных ошибках» ее прежнего руководства и пообещал избавиться от «бездельников и интриганов». По всей видимости, себя действующий глава госкорпорации к таковым не относит, потому вопрос о том, чем он занимался последние 6,5 лет, находясь в должности вице-премьера, оказывается риторическим.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC6A4h
Услуги специалиста: http://remont.youdo.com/repair/living-room/, гарантии.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer