Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Срочно за дело! Россия по беспилотникам отстаёт от США на 20 лет


9 июля 2018 года Леонид Нерсисян, ИА REGNUM


Согласно информации, предоставленной начальником Управления строительства и развития системы применения беспилотных летательных аппаратов Генерального штаба Вооружённых сил России, генерал-майором Александром Новиковым, опубликованной в газете «Красная звезда», российская армия имеет на вооружении более 1900 единиц беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). При этом только в Сирии было выполнено более 23 000 вылетов с налётом более 140 000 часов. Отдельно Новиков отметил, что в рамках Государственной программы вооружений завершается разработка перспективных БПЛА с большой продолжительностью и высотой полёта. Посмотрим, о каких беспилотниках идёт речь.

Россия начала «с нуля» в 2008 году

Война в Южной Осетии, разгоревшаяся в августе 2008 года, стала настоящим испытанием для российской армии. Несмотря на сравнительно лёгкую победу (Грузия в качестве противника России подходит слабо), по многим пунктам тест этот был провален. И одним из главных пунктов стала именно беспилотная авиация — тогда на вооружении России имелись такие образцы, как Ту-143 «Рейс» и Ту-243 «Рейс-Д». Эти беспилотники были уже абсолютно морально устаревшими и, несмотря на свои большие габариты, а также сложность применения, могли вести разведку на достаточно небольшой дальности от командного пункта, причём полёт осуществлялся по заранее введённому маршруту (то есть изменить полётное задание или вести постоянное наблюдение за каким-то конкретным объектом было невозможно). Также невозможно было и осуществлять видеоконтроль работы собственных дальнобойных средств поражения (артиллерия, авиабомбы, тактические ракеты и т.п.). Даже у Грузии на тот момент были на порядок лучшие возможности в этой области — в Израиле были приобретены БПЛА Hermes 450 и Skylark. Ход войны показал, что «шапкозакидательское» отношение к теме БПЛА, которое было характерно для российского военного руководства, оказалось в корне неверным, из-за чего Россия отстала в этих технологиях от запада по меньшей мере на 20 лет.

Решением проблемы пришлось заниматься очень быстро — причём как за счёт закупок технологий за рубежом, так и собственных разработок. Сначала, в 2009 году в Израиле были приобретены БПЛА Searcher II, позже началось их лицензионное производство в России из израильских комплектующих (машина получила название «Форпост»). Есть планы к 2019 году начать самостоятельный выпуск модернизированной версии БПЛА из российских комплектующих. Из имеющихся в распоряжении российской армии БЛПА — «Форпост» имеет самые большие возможности, как по дальности действия и времени полёта (250 км, 15−18 часов), так и по полезной нагрузке (до 120 кг).

В самой России было разработано множество БПЛА меньшего радиуса действия и габаритов, самым массовым из них стал «Орлан-10», способный брать до 5 кг полезной нагрузки и имеющий максимальную продолжительной полёта до 16 часов (оператор может управлять машиной на дальности до 120 км). Есть и другие системы, например, «Наводчик-2», в состав которого входит линейка БПЛА «Гранат» (четыре типа) — известно, что один из них приспособили к задаче лазерного целеуказания, для корректировки огня управляемыми артиллерийскими снарядами «Краснополь-М» (эффективность была показана в Сирии). Однако все успешные российские проекты объединяет одно — они имеют относительно небольшие габариты, небольшую высоту полёта (тяжелое высококлассное разведывательное оборудование, способное действовать с большой высоты, на них поставить невозможно) и дальность полёта, а также низкую полезную нагрузку. К тому же до сих пор большая часть ключевых систем закупается за рубежом — от двигателей до самих средств разведки. Тем не менее по количеству БПЛА, которое в 2008 году, можно сказать, равнялось нулю, к 2018 году Россия подошла со вторым или третьим по численности парком БПЛА в мире (до США пока очень далеко — ещё в 2014 году у них было около 11 000 БПЛА разного класса, а информация по Китаю очень ограничена — возможно, страна занимает второе место).

Дальнейшие перспективны

Несмотря на серьёзный рывок, Россия пока достаточно далека от принятия на вооружение БПЛА класса MALE (средней высоты и большой продолжительности полёта) и HALE (большой высоты и большой продолжительности полёта, иногда именуются стратегическими). Именно этот класс машин способен нести серьёзное ударное вооружение, такое как противотанковые управляемые ракеты, и вести разведку на огромных дистанциях от собственных баз. Надо сказать, что первый ударный MALE беспилотник в США — MQ-1A Predator, был принят на вооружение ещё в 2002 году и был способен провести в небе не менее 20 часов. А HALE БЛПА RQ-4 GlobalHawk на вооружении с 2004 года (ведёт разведку с высоты 18 км, может находится в полёте не менее 30 часов). Больших успехов достиг и Израиль. Интересно, что тот же Азербайджан, закупивший БПЛА Hermes 900 и Heron, в этом смысле заметно опережает Россию.

В России есть ряд проектов в категории MALE БПЛА — это «Орион» (прямой аналог Predator) компании «Кронштадт», «Альтиус» ОКБ Симонова (масса до 7,5 тонны — промежуточный между Predator/Reaper и RQ-4 GlobalHawk) и «Охотник» компании «Сухой». «Альтиус» и «Орион» уже выполняют лётные испытания, а «Охотник» (более сложная машина, судя по всему, выполненная по схеме «летающее крыло») начнёт их в 2018 году. Работы идут достаточно сложно, есть информация о потере одного «Ориона» по техническим причинам, а также проблемах с «Альтиусом» (явно не помог делу и арест генерального директора ОКБ Симонова Александра Гомзина в апреле 2018 года). При лучшем стечении обстоятельств принятия этих машин на вооружение в ударной конфигурации не стоит ожидать раньше начала или середины 2020-х годов. По «Охотнику» и вовсе очень мало информации, по мнению некоторых экспертов, это могут быть работы на уровне создания демонстратора технологий. Требует решения множество задач — от выбора оптимальной силовой установки (закупка или разработка), до решения задачи создания устойчивого канала спутниковой связи (именно так управляются американские БПЛА в тысячах километров от наземного пункта управления). Нужна работа и над вооружением для БПЛА — разработка небольших корректируемых бомб и решение хронических проблем по разработке противотанковых управляемых ракет третьего поколения «Гермес», работающих по принципу «выстрелил и забыл».

Таким образом, по заметной части категорий БПЛА даже сейчас, после огромного количества выполненных работ, Россия отстаёт от США не менее чем на 18−20 лет. Таким стал результат отсутствия понимания важности этого вооружения до войны 2008 года. Тем не менее дополнительное финансирование и грамотный контроль за идущими работами могут принести реальный результат и уменьшение технологического отставания в течение 5−6 лет.




комментарии (0):









Материалы рубрики

Михаил Телехов
РАПСИ
Нормы о возмещении убытков за обеспечение полетов силовиков неконституционны - КС
Мария Голубкова
Российская газета
Деньги за воздух
Петр Захаров
Военно-промышленный курьер
Вертолеты первой необходимости
Арсений Гришин, Устин Истомин
Военно-промышленный курьер
Ждут команды "Мотор!"
Юлия Колбина
КоммерсантЪ - Пермь
Минеральная "Победа"
Анна Пушкарская, Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Аэропортам обещают заплатить за силовиков
Игорь Гашков
РИА Новости
"Киев должен был закрыть воздушное пространство". Годовщина крушения MH17
Максим Солопов, Валерия Комарова, Алексей Гаврилко-Алексеев
РБК
Чиновник Росавиации арестован за взятку от главы авиакомпании iFly



Алексей Никишин
Парламентская газета
Когда расправит крылья региональная авиация
Рафаэль Фахрутдинов
Газета.Ru
Разведка США интересуется "Кинжалами"
Владимир Щербаков
Независимое военное обозрение
Музей ВВС в Монино: перенести нельзя оставить
Константин Чуприн
Военно-промышленный курьер
Советские авианосцы на американский лад
Елизавета Кузнецова, Ангелина Давыдова
КоммерсантЪ
Россия не готова считать выбросы
Дмитрий Людмирский
Известия
Авиадвигатели будут чинить без сварки
Наталия Ячменникова
Российская газета
Внимание: вас снимают
Дмитрий Болтенков
Известия
Ясли для российской палубной авиации
Ирина Халецкая
РИА Новости
"Помогают даже пассажиры". Как принимают роды на борту самолета
Анжелина Григорян, Даниил Кузин
Известия
Для авиакомпаний подготовили правила этикета при общении с инвалидами
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
Red Wings нацелилась на Брюссель
Валерия Комарова
РБК
"Нордавиа" нашла способ не отдавать кредит из-за стратегического статуса
Дмитрий Дрозденко
Телеканал "Звезда"
Зубы небесного хищника: как обновленный вертолет Ми-24 усилит российские ВКС
Александр Бартош
Военно-промышленный курьер
Авиация с адаптацией
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Отстрел дронов включили в боевую подготовку
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Самолетам дают посадку на ремонт
Ксения Редичкина
Парламентская газета
Брань в адрес стюардессы обойдётся в 40 тысяч рублей
Евгений Девятьяров
Известия
Сервисы страхования дронов переведут на "цифру"
Леонид Нерсисян
ИА REGNUM
Срочно за дело! Россия по беспилотникам отстаёт от США на 20 лет
Андрей Коц
РИА Новости
Уйти от ракеты. Почему бомбардировщики Ил-28 почти не несли потерь
Михаил Мошкин
Взгляд
Су-57 оказался дорогой и бесполезной игрушкой
Иван Сафронов, Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Лопастям указ не писан
Татьяна Берсенева
Известия
Дебоширов пожалели
Илья Крамник
Известия
"Кинжал" для "Тушки"
Владимир Бычков
РИА Новости
Полет русского "летучего голландца" над НАТО
Ирина Дронина
Независимое военное обозрение
Су-57 переходит на новый уровень
Александр Воронов, Иван Буранов
КоммерсантЪ
Штрафы для авиадебоширов удесятеряются
Егор Созаев-Гурьев
Известия
Не опускать планку
Олег Фаличев, Юрий Петров
Военно-промышленный курьер
Гиперзвук для боеголовок

ТАСС
Арктическая авиаэкспедиция по девяти странам стартовала в Самарской области
Александр Шарковский
Независимая газета
Автономия дронов становится опасной
Михаил Куприков
Военно-промышленный курьер
Без разбега
Алла Салькова, Павел Котляр
Газета.Ru
"Никогда не извинюсь": как США сбили иранский лайнер
Константин Геращенко
Военно-промышленный курьер
Самолет, развернувший Америку
Сергей Сергеев, Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Египетский премьер не заплатит за теракт
Владимир Мухин
Независимая газета
Минобороны закажет первую дюжину Су-57
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Новый авиарегистр по старым правилам

РИА Новости
Швейцарский пилот полетит в стратосферу на солнечных батареях
Иван Сафронов, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
В "Прогрессе" появится конструктивный элемент
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
"Аэрофлот" пролетит мимо Москвы
Ксения Чемоданова
Телеканал 360°
Приблизить Дальний Восток: на льготные полеты по России выделят 700 млн рублей
Александр Ахтырко
TourDom.ru
Медведев разрешил открывать отели в "чистой зоне" аэропортов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

© Aviation Explorer