Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Срочно за дело! Россия по беспилотникам отстаёт от США на 20 лет


9 июля 2018 года Леонид Нерсисян, ИА REGNUM


Согласно информации, предоставленной начальником Управления строительства и развития системы применения беспилотных летательных аппаратов Генерального штаба Вооружённых сил России, генерал-майором Александром Новиковым, опубликованной в газете «Красная звезда», российская армия имеет на вооружении более 1900 единиц беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). При этом только в Сирии было выполнено более 23 000 вылетов с налётом более 140 000 часов. Отдельно Новиков отметил, что в рамках Государственной программы вооружений завершается разработка перспективных БПЛА с большой продолжительностью и высотой полёта. Посмотрим, о каких беспилотниках идёт речь.

Россия начала «с нуля» в 2008 году

Война в Южной Осетии, разгоревшаяся в августе 2008 года, стала настоящим испытанием для российской армии. Несмотря на сравнительно лёгкую победу (Грузия в качестве противника России подходит слабо), по многим пунктам тест этот был провален. И одним из главных пунктов стала именно беспилотная авиация — тогда на вооружении России имелись такие образцы, как Ту-143 «Рейс» и Ту-243 «Рейс-Д». Эти беспилотники были уже абсолютно морально устаревшими и, несмотря на свои большие габариты, а также сложность применения, могли вести разведку на достаточно небольшой дальности от командного пункта, причём полёт осуществлялся по заранее введённому маршруту (то есть изменить полётное задание или вести постоянное наблюдение за каким-то конкретным объектом было невозможно). Также невозможно было и осуществлять видеоконтроль работы собственных дальнобойных средств поражения (артиллерия, авиабомбы, тактические ракеты и т.п.). Даже у Грузии на тот момент были на порядок лучшие возможности в этой области — в Израиле были приобретены БПЛА Hermes 450 и Skylark. Ход войны показал, что «шапкозакидательское» отношение к теме БПЛА, которое было характерно для российского военного руководства, оказалось в корне неверным, из-за чего Россия отстала в этих технологиях от запада по меньшей мере на 20 лет.

Решением проблемы пришлось заниматься очень быстро — причём как за счёт закупок технологий за рубежом, так и собственных разработок. Сначала, в 2009 году в Израиле были приобретены БПЛА Searcher II, позже началось их лицензионное производство в России из израильских комплектующих (машина получила название «Форпост»). Есть планы к 2019 году начать самостоятельный выпуск модернизированной версии БПЛА из российских комплектующих. Из имеющихся в распоряжении российской армии БЛПА — «Форпост» имеет самые большие возможности, как по дальности действия и времени полёта (250 км, 15−18 часов), так и по полезной нагрузке (до 120 кг).

В самой России было разработано множество БПЛА меньшего радиуса действия и габаритов, самым массовым из них стал «Орлан-10», способный брать до 5 кг полезной нагрузки и имеющий максимальную продолжительной полёта до 16 часов (оператор может управлять машиной на дальности до 120 км). Есть и другие системы, например, «Наводчик-2», в состав которого входит линейка БПЛА «Гранат» (четыре типа) — известно, что один из них приспособили к задаче лазерного целеуказания, для корректировки огня управляемыми артиллерийскими снарядами «Краснополь-М» (эффективность была показана в Сирии). Однако все успешные российские проекты объединяет одно — они имеют относительно небольшие габариты, небольшую высоту полёта (тяжелое высококлассное разведывательное оборудование, способное действовать с большой высоты, на них поставить невозможно) и дальность полёта, а также низкую полезную нагрузку. К тому же до сих пор большая часть ключевых систем закупается за рубежом — от двигателей до самих средств разведки. Тем не менее по количеству БПЛА, которое в 2008 году, можно сказать, равнялось нулю, к 2018 году Россия подошла со вторым или третьим по численности парком БПЛА в мире (до США пока очень далеко — ещё в 2014 году у них было около 11 000 БПЛА разного класса, а информация по Китаю очень ограничена — возможно, страна занимает второе место).

Дальнейшие перспективны

Несмотря на серьёзный рывок, Россия пока достаточно далека от принятия на вооружение БПЛА класса MALE (средней высоты и большой продолжительности полёта) и HALE (большой высоты и большой продолжительности полёта, иногда именуются стратегическими). Именно этот класс машин способен нести серьёзное ударное вооружение, такое как противотанковые управляемые ракеты, и вести разведку на огромных дистанциях от собственных баз. Надо сказать, что первый ударный MALE беспилотник в США — MQ-1A Predator, был принят на вооружение ещё в 2002 году и был способен провести в небе не менее 20 часов. А HALE БЛПА RQ-4 GlobalHawk на вооружении с 2004 года (ведёт разведку с высоты 18 км, может находится в полёте не менее 30 часов). Больших успехов достиг и Израиль. Интересно, что тот же Азербайджан, закупивший БПЛА Hermes 900 и Heron, в этом смысле заметно опережает Россию.

В России есть ряд проектов в категории MALE БПЛА — это «Орион» (прямой аналог Predator) компании «Кронштадт», «Альтиус» ОКБ Симонова (масса до 7,5 тонны — промежуточный между Predator/Reaper и RQ-4 GlobalHawk) и «Охотник» компании «Сухой». «Альтиус» и «Орион» уже выполняют лётные испытания, а «Охотник» (более сложная машина, судя по всему, выполненная по схеме «летающее крыло») начнёт их в 2018 году. Работы идут достаточно сложно, есть информация о потере одного «Ориона» по техническим причинам, а также проблемах с «Альтиусом» (явно не помог делу и арест генерального директора ОКБ Симонова Александра Гомзина в апреле 2018 года). При лучшем стечении обстоятельств принятия этих машин на вооружение в ударной конфигурации не стоит ожидать раньше начала или середины 2020-х годов. По «Охотнику» и вовсе очень мало информации, по мнению некоторых экспертов, это могут быть работы на уровне создания демонстратора технологий. Требует решения множество задач — от выбора оптимальной силовой установки (закупка или разработка), до решения задачи создания устойчивого канала спутниковой связи (именно так управляются американские БПЛА в тысячах километров от наземного пункта управления). Нужна работа и над вооружением для БПЛА — разработка небольших корректируемых бомб и решение хронических проблем по разработке противотанковых управляемых ракет третьего поколения «Гермес», работающих по принципу «выстрелил и забыл».

Таким образом, по заметной части категорий БПЛА даже сейчас, после огромного количества выполненных работ, Россия отстаёт от США не менее чем на 18−20 лет. Таким стал результат отсутствия понимания важности этого вооружения до войны 2008 года. Тем не менее дополнительное финансирование и грамотный контроль за идущими работами могут принести реальный результат и уменьшение технологического отставания в течение 5−6 лет.




комментарии (0):








Материалы рубрики

Владислав Куликов, Иван Петров
Российская газета
Наручное управление
Иван Петров
Российская газета
Тесты в боевых условиях
Александр Манякин
Независимое военное обозрение
"Третий глаз Шивы" в небе
Инна Сидоркова, Максим Солопов
РБК
"Ростех" продал 75% холдинга "Технодинамика" владельцу НК Банка
Елена Шепелева, Анастасия Соломатина
КоммерсантЪ
"Платов" подсчитал пассажиров
Вероника Маслова
КоммерсантЪ
Эволюционные настроения
Владислав Трифонов
КоммерсантЪ
Мошенничество стало похоже на подкуп. Бывшему замгендиректора РКК "Энергия" переквалифицировали обвинение
Н. Скорлыгина, Д. Скоробогатько, А. Веденеева, О. Никитина
КоммерсантЪ
ГТЛК запланировала себе субсидии



Иван Петров
Известия
Небо, самолет, денежка: подробности дела о коррупции в Росавиации
Михаил Ходаренок
Газета.ru
Проекция силы: зачем Ту-160 полетели в Венесуэлу
Анастасия Николаева
Интерфакс
Операция в открытом космосе
Екатерина Мареева, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Ту-160 отработали мирные цели
Константин Кадочников
КоммерсантЪ
В заксобрании обсудили полетное задание
Владимир Лузянин
Журнал "Оборона России" № 11 (ноябрь) 2018 год
Отсутствие серийного производства самолетов гражданского назначения - вот основная проблема авиастроителей
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
Смольный принуждает "Аэрофлот" к посадке в аэропорту Пулково
Валерия Решетникова, Дмитрий Решетников
ТАСС
Космическое расследование. Кто просверлил "Союз"?
Иван Сафронов, Владислав Трифонов; Кирилл Антонов
КоммерсантЪ
Стартовый долг. Налоговые проблемы генподрядчика строительства космодрома Восточный встревожили "Роскосмос"
Герман Костринский, Анатолий Джумайло
КоммерсантЪ
Utair возвращается к реструктуризации
Татьяна Шадрина
Российская газета
Предъявите пальчики
Герман Костринский, Анастасия Веденеева
КоммерсантЪ
Airbus A321Neo улетают к лету
Валерий Чусов
Forbes
Так полетим: новые бизнес-джеты и VIP-вертолеты 2018 года
Герман Костринский, Татьяна Дятел, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Двигатель МС-21 опускают на землю
Виктор Галенко
ИА REGNUM
Создан "летающий трактор" для блокчейна и Книги рекордов Гиннесса. Зачем?
Дмитрий Астахов, Вячеслав Суханов
Коммерсант
Березникам просят взлет
Сергей Птичкин
Российская газета
"Аллигатор" прилетел
Наталья Пономарева
Интерфакс
В честь великих
Анна Бебекина, Анастасия Феостистова
Euromag
В честь кого названы европейские аэропорты
Софья Самохина, Лада Шамардина
КоммерсантЪ
Аэропорты вышли во второй тур
Алексей Козаченко, Алексей Рамм
Известия
"Болван" с пропеллером: на боевые вертолеты подвесят фугасы
Илья Максимов, Сергей Птичкин
Российская Газета
МиГом на продажу
С. Самохина, Л. Шамардина, А. Прах, К. Антонов, К. Кальярова
КоммерсантЪ
Регионы поспорили за соотечественников
Николай Новичков
Военно-промышленный курьер
Самолеты против США
Юлия Тишина, Владислав Новый, Иван Сафронов, Денис Скоробогатько
КоммерсантЪ
ГЛОНАСС без права передачи
Герман Костринский, Анастасия Веденеева
КоммерсантЪ
"Ансаты" улетают в Азию
Роман Азанов, Дмитрий Федюшко
ТАСС
Российские вертолеты произвели фурор в Юго-Восточной Азии
Валерия Комарова
РБК
Минтранс рассмотрит введение платы за регистрацию в аэропортах
Алексей Песляк
ТАСС
Космический состав. Кто летит на МКС?
Олег Москвин, Анна Кукушкина, Михаил Мошкин
Взгляд
Турция поплатилась за отказ от российского вертолета
Николай Якубович
Независимое военное обозрение
Су-35 вступает в бой
Леонид Нерсисян
Regnum
Ил-112В близок к первому полёту — нужен ли России этот самолёт?

КоммерсантЪ - Приложение (Business Guide)
Достижения высокого полета
Александр Запольскис
Regnum
"Роскосмос" как конец остатков советской мечты
Анна Героева
КоммерсантЪ - Приложение (Business Guide)
Центр высокого полета
Ирина Цырулева, Полина Гриценко
Известия
Посадочный эталон: в России начнут пускать в самолет по смартфону
Александра Джорджевич, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Полеты во сне и на Луну
Герман Костринский, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
МС-21 увяз в узлах

ИА MagadanMedia
Землю под строительство магаданского аэропорта на 56 км решено было выделить 60 лет назад
Ирина Юзбекова
РБК
Туристические летчики: как Royal Flight увеличила выручку в четыре раза
Татьяна Володина
КоммерсантЪ - Приложение (Business Guide)
Путевка в небо
Анна Героева
КоммерсантЪ - Приложение (Business Guide)
Парк высоких технологий

 

 

 

 

Реклама от YouDo
Тут газель переезд недорого: варианты по ссылке.
Услуги сервиса: нужно организовать свадьбу - подробности по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer