Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


"Руслана" не ждите


10 августа 2018 года Александр Храмчихин, Независимое военное обозрение


Военно-транспортная авиация решает целый ряд важнейших задач. Она осуществляет перевозки личного состава и грузов в интересах не только ВКС, но и ВС в целом внутри страны и за ее пределами. Она также обеспечивает переброску, а при необходимости и десантирование парашютным способом частей ВДВ и спецназа. Она же обеспечивает функционирование специальной авиации, созданной на основе транспортных самолетов.

СТРУКТУРА

Командование ВТА ВКС РФ включает 12-ю авиадивизию со штабом в Твери и 18-ю со штабом в Оренбурге. В их составе шесть военно-транспортных авиаполков (втап). В 12-й дивизии это 334-й втап (Псков), 196-й втап (Тверь, аэродром Мигалово; единственный авиаполк, в составе которого остались самолеты Ан-22 «Антей»), 566-й втап (Сеща, Брянская область; единственный авиаполк, оснащенный самолетами Ан-124 «Руслан»). В 18-й дивизии – 117-й втап (Оренбург), 235-й втап (Ульяновск), 708-й втап (Таганрог).

Кроме того, на аэродроме Северный г. Иваново дислоцирован единственный в ВКС РФ 144-й полк самолетов ДРЛО семейства А-50, созданных на базе Ил-76. В полку имеется 17 А-50, в том числе 3–4 модернизированных А-50У, а также один воздушный командный пункт (ВКП) Ил-22М, который создан на базе самолета Ил-18. На аэродроме Чкаловский Московской области дислоцируется 8-я авиадивизия особого назначения.

Также в ВКС имеется пять смешанных транспортных авиаполков – по одному в каждом из военных округов (базируются в городах, где размещены штабы округов) и в составе Дальней авиации. В Западном военном округе (ВО) – 33-й полк (аэродром Левашово, Санкт-Петербург), в Южном ВО – 30-й полк (аэродром Центральный, Ростов-на-Дону), в Центральном ВО – 390-й полк (аэродром Кольцово, Екатеринбург), в Восточном ВО – 257-й полк (аэродром Большой, Хабаровск).

На аэродроме Шагол в Челябинской области, на аэродромах Балашов и Ртищево Саратовской области развернуты соответственно 221, 205 и 217-я учебная авиабазы. Некоторое количество транспортных и специальных самолетов имеется в составе 929-го Государственного летно-испытательного центра (ГЛИЦ) в Ахтубинске Астраханской области и 610-го центра боевого применения и переучивания летного состава ВТА (аэродром Северный, Иваново).

АВИАЦИОННЫЙ ПАРК

Всего в перечисленных соединениях и частях ВКС РФ имеется около 20 самолетов ДРЛО А-50 (У), более 20 специальных самолетов Ил-20 и Ил-22, около полутора десятков тяжелых транспортных самолетов Ан-124 и Ан-22, примерно 90 средних Ил-76 и примерно 40 Ан-12, примерно 120 Ан-26, Ан-72, Ан-140, Ан-148 и L-410, а также до 40 вертолетов Ми-8 и Ми-26.

Для сравнения можно сказать, что ВВС США имеют сегодня в строю (без учета машин на хранении) 47 самолетов ДРЛО Е-3 (из них 16 формально числятся «общенатовскими»), около 250 специальных самолетов (ВКП, РЭР, РЭБ, связи и ретрансляции, разведки и наблюдения, спасательных, спецназовских), 53 тяжелых транспортных самолета С-5, 222 средних С-17, около 300 С-130, около 150 легких и средних транспортных и пассажирских самолетов других типов, 44 конвертоплана CV-22В, свыше 100 спасательных вертолетов. Таким образом, на фоне американцев мы выглядим весьма печально.

Над ВВС НОАК по количеству транспортных и специальных самолетов ВКС РФ пока имеют небольшое превосходство, но скоро оно будет утрачено. Много транспортных самолетов имеется в ВВС Индии, Франции, Бразилии, еще ряда стран, но там это в основном средние и легкие самолеты. Однако дело ведь не в количестве как таковом, а в том, какие задачи этим количеством предполагается решать.

Огромные размеры американской транспортной авиации объясняются глобальностью задач, стоящих перед ВС США, тем более что все эти задачи решаются за пределами Северной Америки. У нас такого размаха вроде бы нет, хотя, как показывают события в Сирии, он вполне может рано или поздно появиться. Но и размер собственной страны в совокупности с конфигурацией российской территории (сильно вытянута в широтном направлении в отличие от почти квадратных США) и труднодоступностью большей ее части требует наличия очень большой ВТА. У нас между пунктом А и пунктом Б может быть 6–7 тыс. км внутри собственной территории, причем пункт Б вполне может находиться в таком месте, куда в прямом смысле «только самолетом можно долететь». Поэтому 250 транспортных самолетов (из которых к тому же больше половины – средние и легкие) нам мало, тем более что большинство из них (все Ан-12 и Ан-22, значительная часть Ил-76 и Ан-26) сильно устарели. К тому же ВТА у нас очень странно размещена по территории страны – на гигантские Сибирь и Дальний Восток, которые почти целиком представляют собой труднодоступные районы, приходится единственный 257-й транспортный полк с 12 устаревшими средними самолетами Ан-12 и 5 Ан-26, дислоцированный к тому же в крайнем юго-восточном «углу» данного суперрегиона! Крупнейшие в мире ВДВ РФ также требуют гораздо большего количества более современных транспортных самолетов.

ПРОБЛЕМА С ЗАВОДАМИ

Ситуация усугубляется тем, что военно-транспортными самолетами занималось в СССР в первую очередь ОКБ Антонова – единственное авиационное ОКБ, которое размещалось не в Москве. К сожалению, находится оно в Киеве. Понятно, что в нынешней ситуации уже невозможно реализовать никакие совместные проекты, главным из которых был Ан-70. Единственный самолет этого типа, поступивший на вооружение ВВС Украины, почти наверняка единственным и останется. Более того, проблематичным становится техническое сопровождение уже имеющихся Ан.

В первую очередь речь идет о крупнейшем в мире серийном транспортном самолете Ан-124. Большая часть самолетов этого типа находится в распоряжении коммерческих авиакомпаний, которые успели заработать очень большие деньги на перевозках по всему миру крупногабаритных грузов. Причем главным источником доходов была перевозка войск и техники НАТО в Афганистан и из него. Сокращение масштабов афганской операции и одновременный разрыв между Россией и Украиной почти уничтожили этот источник. Возникают теперь проблемы и с обслуживанием военных Ан-124, вряд ли России удастся наладить их отдельное производство, сколько бы об этом ни говорили различные официальные и не совсем официальные лица.

Россия чуть было не лишилась и производства своего основного транспортного самолета – Ил-76. В СССР оно велось на Ташкентском авиазаводе, который в независимом Узбекистане вполне ожидаемо развалился. К счастью, оснастку и персонал завода удалось вывезти в Ульяновск, где в настоящее время разворачивается производство модернизированного Ил-476. Эти самолеты тем более необходимы потому, что на их основе создаются заправщики и самолеты ДРЛО, которых у нас очень мало.

Со специальной авиацией дело обстоит еще хуже, чем с собственно военно-транспортной. Как было показано выше, по количеству специальных самолетов мы отстаем от США в семь раз, причем здесь еще не учтены заправщики (у нас они относятся к Дальней авиации), с которыми все совсем плохо (там наше отставание является 25-кратным!). К тому же Ил-20 и Ил-22 устарели даже сильнее, чем Ан-12. Если учесть с обеих сторон еще и морскую авиацию, а также машины, находящиеся на хранении, то для России соотношение станет еще более печальным. Нехватка специальных самолетов заметно снижает эффективность боевой авиации, то есть отчасти обесценивает усилия последних лет по ее восстановлению.

Кроме потери ОКБ Антонова проблемой для «транспортников» является практически полный развал в России пассажирского авиастроения, которое было отдано на откуп рыночной стихии, в результате чего ожидаемо и очень быстро задавлено Boeing и Airbus. При этом пассажирское и транспортное авиастроение очень тесно связаны. Более того, из-за описанных выше географических особенностей России пассажирское авиасообщение не может быть сферой чисто коммерческой. Это на самом деле стратегическая отрасль экономики, обеспечивающая единство страны.

К сожалению, в решении данной проблемы от военных почти ничего не зависит. Они могут только говорить (или кричать) о своих потребностях. Решать же проблему должны Кремль и правительство путем восстановления (или даже создания с нуля) производства необходимых ВКС транспортных и специальных машин.            




комментарии (0):










Материалы рубрики

Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
У самолетов проверяют прописку
Андрей Меньшенин
Фонтанка.ру
Как в России заканчиваются пилоты и кто в этом виноват
Алексей Никольский
Ведомости
До конца года Минобороны закупит не менее 36 истребителей Су-30СМ
Василий Маринин
РБК
Авиакомпания "Россия" впервые начала набор иностранных пилотов
Татьяна Шадрина
Российская газета
Небо. Самолет. Девушка.
Светлана Баева
РИА Новости
Успеть за 90 секунд. Как нужно спасать пассажиров самолетов
Алексей Рамм, Александр Круглов, Богдан Степовой
Известия
Крым превращается в авиабазу для "стратегов"
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Авиакомпании просят их не керосинить



Роман Гусаров
Московский комсомолец
Россиян обещают убивать, если…
Олег Фаличев
Военно-промышленный курьер
Интеллект для самолета
Елизавета Кузнецова, Александра Мерцалова
КоммерсантЪ
Авиабилеты легли на курс
Юлия Кривошапко
Российская газета
Wi-Fi не полетел
Анна Юдина
ТАСС
"Летчик живет только в полете". Секреты мастерства от шеф-пилота ОКБ Ильюшина

РИА Новости
Минобороны рассекретило личный приказ Сталина о бомбардировке Берлина
Денис Киреев
Euromag
На чем экономят лоукостеры
Александр Храмчихин
Независимое военное обозрение
"Руслана" не ждите
Богдан Степовой, Алексей Рамм
Известия
Робот наведет авиацию с высокой точностью
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
"Победа" над ценами
Игорь Елков
Российская газета
Дрон среди ясного неба
Юрий Евдокимов
Журнал "АвиаСоюз"
"Авиатис" развивается
Ирина Овчинникова
РИА Новости
Как получить компенсацию за задержку рейса
Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
Ярославлю очертили новые "Сферы" интересов
Иван Драгомиров
Военно-промышленный курьер
"Сталинское задание" Павла Сухого
Алексей Рамм, Александр Круглов
Известия
"Самолет звездных войн": Минобороны модернизирует Ил-22М11

РИА Новости
Индийский тендер на поставку морских вертолетов: шансы России и конкуренты

Газета.Ru
Знакомство со взломом: через Tinder утекли данные о новом истребителе
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Пассажиров пропишут на Родине
Татьяна Косачева, Константин Воронов
КоммерсантЪ
Вертолет с нефтяниками упал, несмотря на предупреждение
Дмитрий Лапин
Российская газета
Тесно в небе?
Анастасия Николаева
Интерфакс
Необъяснимая катастрофа
Евгений Девятьяров
Известия
Овербукинг вне закона: за "лишних" пассажиров будут штрафовать
Татьяна Шадрина
Российская газета
Все спокойно
Анна Лозинская
Газета.Ru
"Упал, как камень": раскрыта загадка пропавшего "Юнкерса"
Елизавета Королева
Газета.Ru
Ложная тревога: сближения самолетов не было в небе Турции
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Взять след: "Сушки" превратятся во всевидящих разведчиков
Евгений Девятьяров
Известия
Авиаотрасль переходит на рубли
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
"Ростех" сел за штурвал скорой помощи
Клим Галиуллин
Журнал "АвиаСоюз"
Есть ли будущее у сельхозавиации в России?
Юлия Гарипова
КоммерсантЪ - Челябинск
Домодедово поделится с Баландино
Константин Ляпунов
Lenta.ru
Пора летать
Илья Крамник
Известия
Небюджетная недостаточность: перспективы новой госпрограммы вооружений
Виталий Барсуков
Независимая газета
Аэропортовое наследие большого спорта
В. Комарова, П. Канаев, А. Фадеева, В. Маринин
РБК
Домодедово на низком старте: кто ведет переговоры о покупке аэропорта
Николай Протопопов
РИА Новости
Беспощадный ас: самая опасная женщина-летчик Великой Отечественной войны
Михаил Ходаренок
Газета.Ru
"Антонов" променял Россию на Турцию
Евгений Девятьяров
Известия
Идут на Север: терминалы Шереметьево ждут свой "Аэроэкспресс"
Мария Буравцева
РБК
Стало известно, когда в Петербурге появится линия "Аэроэкспресса"
Лидия Мисник
Газета.Ru
Самолет кто-то круто развернул: что узнали про пропавший Boeing
Виталий Барсуков
Независимая газета
Камень преткновения иркутского аэропорта
Кирилл Сенин
Известия
К взлету не готов: авиакомпании столкнулись с дефицитом пилотов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer