Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


"Руслана" не ждите


10 августа 2018 года Александр Храмчихин, Независимое военное обозрение


Военно-транспортная авиация решает целый ряд важнейших задач. Она осуществляет перевозки личного состава и грузов в интересах не только ВКС, но и ВС в целом внутри страны и за ее пределами. Она также обеспечивает переброску, а при необходимости и десантирование парашютным способом частей ВДВ и спецназа. Она же обеспечивает функционирование специальной авиации, созданной на основе транспортных самолетов.

СТРУКТУРА

Командование ВТА ВКС РФ включает 12-ю авиадивизию со штабом в Твери и 18-ю со штабом в Оренбурге. В их составе шесть военно-транспортных авиаполков (втап). В 12-й дивизии это 334-й втап (Псков), 196-й втап (Тверь, аэродром Мигалово; единственный авиаполк, в составе которого остались самолеты Ан-22 «Антей»), 566-й втап (Сеща, Брянская область; единственный авиаполк, оснащенный самолетами Ан-124 «Руслан»). В 18-й дивизии – 117-й втап (Оренбург), 235-й втап (Ульяновск), 708-й втап (Таганрог).

Кроме того, на аэродроме Северный г. Иваново дислоцирован единственный в ВКС РФ 144-й полк самолетов ДРЛО семейства А-50, созданных на базе Ил-76. В полку имеется 17 А-50, в том числе 3–4 модернизированных А-50У, а также один воздушный командный пункт (ВКП) Ил-22М, который создан на базе самолета Ил-18. На аэродроме Чкаловский Московской области дислоцируется 8-я авиадивизия особого назначения.

Также в ВКС имеется пять смешанных транспортных авиаполков – по одному в каждом из военных округов (базируются в городах, где размещены штабы округов) и в составе Дальней авиации. В Западном военном округе (ВО) – 33-й полк (аэродром Левашово, Санкт-Петербург), в Южном ВО – 30-й полк (аэродром Центральный, Ростов-на-Дону), в Центральном ВО – 390-й полк (аэродром Кольцово, Екатеринбург), в Восточном ВО – 257-й полк (аэродром Большой, Хабаровск).

На аэродроме Шагол в Челябинской области, на аэродромах Балашов и Ртищево Саратовской области развернуты соответственно 221, 205 и 217-я учебная авиабазы. Некоторое количество транспортных и специальных самолетов имеется в составе 929-го Государственного летно-испытательного центра (ГЛИЦ) в Ахтубинске Астраханской области и 610-го центра боевого применения и переучивания летного состава ВТА (аэродром Северный, Иваново).

АВИАЦИОННЫЙ ПАРК

Всего в перечисленных соединениях и частях ВКС РФ имеется около 20 самолетов ДРЛО А-50 (У), более 20 специальных самолетов Ил-20 и Ил-22, около полутора десятков тяжелых транспортных самолетов Ан-124 и Ан-22, примерно 90 средних Ил-76 и примерно 40 Ан-12, примерно 120 Ан-26, Ан-72, Ан-140, Ан-148 и L-410, а также до 40 вертолетов Ми-8 и Ми-26.

Для сравнения можно сказать, что ВВС США имеют сегодня в строю (без учета машин на хранении) 47 самолетов ДРЛО Е-3 (из них 16 формально числятся «общенатовскими»), около 250 специальных самолетов (ВКП, РЭР, РЭБ, связи и ретрансляции, разведки и наблюдения, спасательных, спецназовских), 53 тяжелых транспортных самолета С-5, 222 средних С-17, около 300 С-130, около 150 легких и средних транспортных и пассажирских самолетов других типов, 44 конвертоплана CV-22В, свыше 100 спасательных вертолетов. Таким образом, на фоне американцев мы выглядим весьма печально.

Над ВВС НОАК по количеству транспортных и специальных самолетов ВКС РФ пока имеют небольшое превосходство, но скоро оно будет утрачено. Много транспортных самолетов имеется в ВВС Индии, Франции, Бразилии, еще ряда стран, но там это в основном средние и легкие самолеты. Однако дело ведь не в количестве как таковом, а в том, какие задачи этим количеством предполагается решать.

Огромные размеры американской транспортной авиации объясняются глобальностью задач, стоящих перед ВС США, тем более что все эти задачи решаются за пределами Северной Америки. У нас такого размаха вроде бы нет, хотя, как показывают события в Сирии, он вполне может рано или поздно появиться. Но и размер собственной страны в совокупности с конфигурацией российской территории (сильно вытянута в широтном направлении в отличие от почти квадратных США) и труднодоступностью большей ее части требует наличия очень большой ВТА. У нас между пунктом А и пунктом Б может быть 6–7 тыс. км внутри собственной территории, причем пункт Б вполне может находиться в таком месте, куда в прямом смысле «только самолетом можно долететь». Поэтому 250 транспортных самолетов (из которых к тому же больше половины – средние и легкие) нам мало, тем более что большинство из них (все Ан-12 и Ан-22, значительная часть Ил-76 и Ан-26) сильно устарели. К тому же ВТА у нас очень странно размещена по территории страны – на гигантские Сибирь и Дальний Восток, которые почти целиком представляют собой труднодоступные районы, приходится единственный 257-й транспортный полк с 12 устаревшими средними самолетами Ан-12 и 5 Ан-26, дислоцированный к тому же в крайнем юго-восточном «углу» данного суперрегиона! Крупнейшие в мире ВДВ РФ также требуют гораздо большего количества более современных транспортных самолетов.

ПРОБЛЕМА С ЗАВОДАМИ

Ситуация усугубляется тем, что военно-транспортными самолетами занималось в СССР в первую очередь ОКБ Антонова – единственное авиационное ОКБ, которое размещалось не в Москве. К сожалению, находится оно в Киеве. Понятно, что в нынешней ситуации уже невозможно реализовать никакие совместные проекты, главным из которых был Ан-70. Единственный самолет этого типа, поступивший на вооружение ВВС Украины, почти наверняка единственным и останется. Более того, проблематичным становится техническое сопровождение уже имеющихся Ан.

В первую очередь речь идет о крупнейшем в мире серийном транспортном самолете Ан-124. Большая часть самолетов этого типа находится в распоряжении коммерческих авиакомпаний, которые успели заработать очень большие деньги на перевозках по всему миру крупногабаритных грузов. Причем главным источником доходов была перевозка войск и техники НАТО в Афганистан и из него. Сокращение масштабов афганской операции и одновременный разрыв между Россией и Украиной почти уничтожили этот источник. Возникают теперь проблемы и с обслуживанием военных Ан-124, вряд ли России удастся наладить их отдельное производство, сколько бы об этом ни говорили различные официальные и не совсем официальные лица.

Россия чуть было не лишилась и производства своего основного транспортного самолета – Ил-76. В СССР оно велось на Ташкентском авиазаводе, который в независимом Узбекистане вполне ожидаемо развалился. К счастью, оснастку и персонал завода удалось вывезти в Ульяновск, где в настоящее время разворачивается производство модернизированного Ил-476. Эти самолеты тем более необходимы потому, что на их основе создаются заправщики и самолеты ДРЛО, которых у нас очень мало.

Со специальной авиацией дело обстоит еще хуже, чем с собственно военно-транспортной. Как было показано выше, по количеству специальных самолетов мы отстаем от США в семь раз, причем здесь еще не учтены заправщики (у нас они относятся к Дальней авиации), с которыми все совсем плохо (там наше отставание является 25-кратным!). К тому же Ил-20 и Ил-22 устарели даже сильнее, чем Ан-12. Если учесть с обеих сторон еще и морскую авиацию, а также машины, находящиеся на хранении, то для России соотношение станет еще более печальным. Нехватка специальных самолетов заметно снижает эффективность боевой авиации, то есть отчасти обесценивает усилия последних лет по ее восстановлению.

Кроме потери ОКБ Антонова проблемой для «транспортников» является практически полный развал в России пассажирского авиастроения, которое было отдано на откуп рыночной стихии, в результате чего ожидаемо и очень быстро задавлено Boeing и Airbus. При этом пассажирское и транспортное авиастроение очень тесно связаны. Более того, из-за описанных выше географических особенностей России пассажирское авиасообщение не может быть сферой чисто коммерческой. Это на самом деле стратегическая отрасль экономики, обеспечивающая единство страны.

К сожалению, в решении данной проблемы от военных почти ничего не зависит. Они могут только говорить (или кричать) о своих потребностях. Решать же проблему должны Кремль и правительство путем восстановления (или даже создания с нуля) производства необходимых ВКС транспортных и специальных машин.            




комментарии (0):







Материалы рубрики

Дмитрий Сикорский
Экономика сегодня
Двигатель ПД-14 сделает гражданскую авиацию РФ недосягаемой для санкций США
Мария Кокорева, Тимофей Дзядко, Владимир Дергачев
РБК
Треть россиян после катастрофы SSJ захотели летать на западных самолетах
Владимир Тучков
Свободная пресса
Зачем Индия атаковала российский Су-57?
Александр Волобуев
Известия
Окно из Парижа: паспортный контроль для бизнес-класса могут ускорить
Роман Крецул, Алексей Рамм, Алексей Козаченко, Эльнар Байназаров, Екатерина Постникова
Известия
Мост на Босфор: поставка Турции основных элементов С-400 займет неделю
Илья Максимов
Российская газета
Грозный противник: ветераны ВВС США рассказали о встрече с МиГ-29
Марина Гусенко
Российская газета
Закурим перед стартом
Сергей Птичкин
Российская газета
Су-30 полетят в Ташкент



Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Слышу цель: РЛС научат узнавать самолеты и корабли
Роман Крецул, Алексей Козаченко, Богдан Степовой
Известия
Блочный док: С-500 оснастят ремонтной машиной
Роман Маркелов
Российская газета
Керосин разогревается. Спрос на авиационное топливо в России и в мире будет только расти
Сабина Адлейба
Интерфакс
Полет временно недоступен
Игорь Кармазин
Известия
Прерванный полет: как Грузия ищет замену россиянам
Александр Плеханов
Популярная механика
Самолет-беглец: самая нелепая катастрофа советского истребителя
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Памятник авиационному технику
Роман Азанов
ТАСС
Техника, способная удивлять. Летчик-испытатель о боевом потенциале вертолетов России
Сабина Адлейба
Интерфакс
Без НДС
Евгений Гайва
Российская газета
Пролет нормальный
Сергей Сергеев
КоммерсантЪ
Тюменскую катастрофу рассудят во Франции
Герман Костринский, Наталья Скорлыгина, Александра Мерцалова
КоммерсантЪ
Размен крыла. Спор авиарегуляторов России и Чехии обернулся отменой рейсов
Александр Волобуев, Ирина Цырулева, Дмитрий Лару, Евгения Перцева
Известия
Летательный исход: лишатся ли россияне прямых рейсов в Чехию
Анастасия Николаева
Интерфакс
Неделя на переговоры
Роман Барский
Наука и техника
На чем экономил Boeing? Фатальные последствия дешевого программного обеспечения
Ольга Кантемирова, Яна Войцеховская, Константин Куркин
КоммерсантЪ - Санкт-Петербург
Сиверский открыл счет инвесторам
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ - Санкт-Петербург
Пулково перенасытился в мае
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Взвод на винтах: российские войска переходят на боевые мини-коптеры
Александр Ермаков
Известия
Громыхнуло в небесах: зачем России нужна "летающая канонерка"
Анастасия Николаева
Интерфакс
Система с технологиями
Сергей Сергеев
КоммерсантЪ
В деле о хищениях злоупотребили с обвинением
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Бизнес-авиации согласовали взлет
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Бей до дна: Арктику прикроют новейшие бомбардировщики
Елена Сидоренко, Александр Волобуев
Известия
Честь командира: капитан Ан-24 спас пассажиров ценой собственной жизни
Александр Буланов
Известия
Посекундно свысока: о проблемах на борту сообщат по интернету
Дмитрий Ладыгин, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Манипулирование от убытков
Наталья Пономарева
Интерфакс
Разбился на полпути
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Минтранс просчитает грузинское небо
Наталья Пономарева
Интерфакс
Минимальное наказание
Александр Волобуев
Известия
Пересадка по требованию: кто заработает на запрете полетов в Грузию
Анна Старицкая
360
Самолеты в простое. Как катастрофы 737 MAX ударили по Boeing
Эльнар Байназаров, Дмитрий Лару, Ирэна Шекоян
Известия
Год горы не видать: полеты в Грузию не возобновят до конца 2019-го
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вынужденные меры
Александра Мерцалова, Анатолий Костырев, Герман Костринский, Георгий Двали
КоммерсантЪ
Завтрак без туриста. В этом сезоне Грузия недополучит 150 тыс. российских путешественников
Марат Кузаев
ТАСС
NASA испытает "зеленое" топливо для космических аппаратов. Дело не в заботе о природе
Алексей Леонков
Российская газета
Самолет непростой судьбы: первый полет Ту-22 состоялся 61 год назад
Илья Крамник
Известия
Выполнить форму: чем примечательна выставка "Ле-Бурже-2019"
Дмитрий Козлов, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Дело пахнет президентом
Екатерина Постникова, Татьяна Байкова, Ирэна Шекоян, Роман Крецул
Известия
Голландский план: Амстердам нашел новых подозреваемых по делу MH-17
Андрей Калий
Красная звезда
Первый Герой советской морской авиации
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Заход на просадку
Кирилл Кривошеев
КоммерсантЪ
Расследование гибели MH17 никак не долетит до конца

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer