Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


"Руслана" не ждите


10 августа 2018 года Александр Храмчихин, Независимое военное обозрение


Военно-транспортная авиация решает целый ряд важнейших задач. Она осуществляет перевозки личного состава и грузов в интересах не только ВКС, но и ВС в целом внутри страны и за ее пределами. Она также обеспечивает переброску, а при необходимости и десантирование парашютным способом частей ВДВ и спецназа. Она же обеспечивает функционирование специальной авиации, созданной на основе транспортных самолетов.

СТРУКТУРА

Командование ВТА ВКС РФ включает 12-ю авиадивизию со штабом в Твери и 18-ю со штабом в Оренбурге. В их составе шесть военно-транспортных авиаполков (втап). В 12-й дивизии это 334-й втап (Псков), 196-й втап (Тверь, аэродром Мигалово; единственный авиаполк, в составе которого остались самолеты Ан-22 «Антей»), 566-й втап (Сеща, Брянская область; единственный авиаполк, оснащенный самолетами Ан-124 «Руслан»). В 18-й дивизии – 117-й втап (Оренбург), 235-й втап (Ульяновск), 708-й втап (Таганрог).

Кроме того, на аэродроме Северный г. Иваново дислоцирован единственный в ВКС РФ 144-й полк самолетов ДРЛО семейства А-50, созданных на базе Ил-76. В полку имеется 17 А-50, в том числе 3–4 модернизированных А-50У, а также один воздушный командный пункт (ВКП) Ил-22М, который создан на базе самолета Ил-18. На аэродроме Чкаловский Московской области дислоцируется 8-я авиадивизия особого назначения.

Также в ВКС имеется пять смешанных транспортных авиаполков – по одному в каждом из военных округов (базируются в городах, где размещены штабы округов) и в составе Дальней авиации. В Западном военном округе (ВО) – 33-й полк (аэродром Левашово, Санкт-Петербург), в Южном ВО – 30-й полк (аэродром Центральный, Ростов-на-Дону), в Центральном ВО – 390-й полк (аэродром Кольцово, Екатеринбург), в Восточном ВО – 257-й полк (аэродром Большой, Хабаровск).

На аэродроме Шагол в Челябинской области, на аэродромах Балашов и Ртищево Саратовской области развернуты соответственно 221, 205 и 217-я учебная авиабазы. Некоторое количество транспортных и специальных самолетов имеется в составе 929-го Государственного летно-испытательного центра (ГЛИЦ) в Ахтубинске Астраханской области и 610-го центра боевого применения и переучивания летного состава ВТА (аэродром Северный, Иваново).

АВИАЦИОННЫЙ ПАРК

Всего в перечисленных соединениях и частях ВКС РФ имеется около 20 самолетов ДРЛО А-50 (У), более 20 специальных самолетов Ил-20 и Ил-22, около полутора десятков тяжелых транспортных самолетов Ан-124 и Ан-22, примерно 90 средних Ил-76 и примерно 40 Ан-12, примерно 120 Ан-26, Ан-72, Ан-140, Ан-148 и L-410, а также до 40 вертолетов Ми-8 и Ми-26.

Для сравнения можно сказать, что ВВС США имеют сегодня в строю (без учета машин на хранении) 47 самолетов ДРЛО Е-3 (из них 16 формально числятся «общенатовскими»), около 250 специальных самолетов (ВКП, РЭР, РЭБ, связи и ретрансляции, разведки и наблюдения, спасательных, спецназовских), 53 тяжелых транспортных самолета С-5, 222 средних С-17, около 300 С-130, около 150 легких и средних транспортных и пассажирских самолетов других типов, 44 конвертоплана CV-22В, свыше 100 спасательных вертолетов. Таким образом, на фоне американцев мы выглядим весьма печально.

Над ВВС НОАК по количеству транспортных и специальных самолетов ВКС РФ пока имеют небольшое превосходство, но скоро оно будет утрачено. Много транспортных самолетов имеется в ВВС Индии, Франции, Бразилии, еще ряда стран, но там это в основном средние и легкие самолеты. Однако дело ведь не в количестве как таковом, а в том, какие задачи этим количеством предполагается решать.

Огромные размеры американской транспортной авиации объясняются глобальностью задач, стоящих перед ВС США, тем более что все эти задачи решаются за пределами Северной Америки. У нас такого размаха вроде бы нет, хотя, как показывают события в Сирии, он вполне может рано или поздно появиться. Но и размер собственной страны в совокупности с конфигурацией российской территории (сильно вытянута в широтном направлении в отличие от почти квадратных США) и труднодоступностью большей ее части требует наличия очень большой ВТА. У нас между пунктом А и пунктом Б может быть 6–7 тыс. км внутри собственной территории, причем пункт Б вполне может находиться в таком месте, куда в прямом смысле «только самолетом можно долететь». Поэтому 250 транспортных самолетов (из которых к тому же больше половины – средние и легкие) нам мало, тем более что большинство из них (все Ан-12 и Ан-22, значительная часть Ил-76 и Ан-26) сильно устарели. К тому же ВТА у нас очень странно размещена по территории страны – на гигантские Сибирь и Дальний Восток, которые почти целиком представляют собой труднодоступные районы, приходится единственный 257-й транспортный полк с 12 устаревшими средними самолетами Ан-12 и 5 Ан-26, дислоцированный к тому же в крайнем юго-восточном «углу» данного суперрегиона! Крупнейшие в мире ВДВ РФ также требуют гораздо большего количества более современных транспортных самолетов.

ПРОБЛЕМА С ЗАВОДАМИ

Ситуация усугубляется тем, что военно-транспортными самолетами занималось в СССР в первую очередь ОКБ Антонова – единственное авиационное ОКБ, которое размещалось не в Москве. К сожалению, находится оно в Киеве. Понятно, что в нынешней ситуации уже невозможно реализовать никакие совместные проекты, главным из которых был Ан-70. Единственный самолет этого типа, поступивший на вооружение ВВС Украины, почти наверняка единственным и останется. Более того, проблематичным становится техническое сопровождение уже имеющихся Ан.

В первую очередь речь идет о крупнейшем в мире серийном транспортном самолете Ан-124. Большая часть самолетов этого типа находится в распоряжении коммерческих авиакомпаний, которые успели заработать очень большие деньги на перевозках по всему миру крупногабаритных грузов. Причем главным источником доходов была перевозка войск и техники НАТО в Афганистан и из него. Сокращение масштабов афганской операции и одновременный разрыв между Россией и Украиной почти уничтожили этот источник. Возникают теперь проблемы и с обслуживанием военных Ан-124, вряд ли России удастся наладить их отдельное производство, сколько бы об этом ни говорили различные официальные и не совсем официальные лица.

Россия чуть было не лишилась и производства своего основного транспортного самолета – Ил-76. В СССР оно велось на Ташкентском авиазаводе, который в независимом Узбекистане вполне ожидаемо развалился. К счастью, оснастку и персонал завода удалось вывезти в Ульяновск, где в настоящее время разворачивается производство модернизированного Ил-476. Эти самолеты тем более необходимы потому, что на их основе создаются заправщики и самолеты ДРЛО, которых у нас очень мало.

Со специальной авиацией дело обстоит еще хуже, чем с собственно военно-транспортной. Как было показано выше, по количеству специальных самолетов мы отстаем от США в семь раз, причем здесь еще не учтены заправщики (у нас они относятся к Дальней авиации), с которыми все совсем плохо (там наше отставание является 25-кратным!). К тому же Ил-20 и Ил-22 устарели даже сильнее, чем Ан-12. Если учесть с обеих сторон еще и морскую авиацию, а также машины, находящиеся на хранении, то для России соотношение станет еще более печальным. Нехватка специальных самолетов заметно снижает эффективность боевой авиации, то есть отчасти обесценивает усилия последних лет по ее восстановлению.

Кроме потери ОКБ Антонова проблемой для «транспортников» является практически полный развал в России пассажирского авиастроения, которое было отдано на откуп рыночной стихии, в результате чего ожидаемо и очень быстро задавлено Boeing и Airbus. При этом пассажирское и транспортное авиастроение очень тесно связаны. Более того, из-за описанных выше географических особенностей России пассажирское авиасообщение не может быть сферой чисто коммерческой. Это на самом деле стратегическая отрасль экономики, обеспечивающая единство страны.

К сожалению, в решении данной проблемы от военных почти ничего не зависит. Они могут только говорить (или кричать) о своих потребностях. Решать же проблему должны Кремль и правительство путем восстановления (или даже создания с нуля) производства необходимых ВКС транспортных и специальных машин.            




комментарии (0):







Материалы рубрики

Валерия Комарова
РБК
Авиакомпании не смогли переложить рост стоимости топлива на пассажиров
Максим Казанин
Военно-промышленный курьер
"Длинный меч" замахнется на Корею и Японию
Владимир Картошин
Военно-промышленный курьер
Истребители, легкие на подъем
Алексей Рамм, Александр Круглов
Известия
Снежный взгляд: новый радар закрыл Арктику от атак с воздуха
Александр Круглов, Алексей Рамм
Известия
"Новелла" об охотнике за стальными акулами: Ил-38Н модернизируют
Никита Коваленко
Взгляд
Какие выводы необходимо сделать из гибели летчиков Су-34

Business Class
Пермь приаэродромная. Жилые дома у аэропорта подешевеют из-за поправок в законодательстве
Павел Аксенов
Русская служба ВВС
Прокуратура хочет лишить дипломов 500 российских авиатехников



Евгения Перцева
Известия
О дыме думать надо: Минздрав призвал не возвращать курилки в аэропорты
Галина Бояркова, Юлия Никитина
Фонтанка
Потому и не летают. Что стоит за угрозой «Победы» отменить международные рейсы из Пулково
Герман Костринский, Александра Мерцалова
КоммерсантЪ
Чартеры опять опаздывают
Анастасия Николаева
Интерфакс
Столкновение в воздухе
Валерия Комарова, Екатерина Литова, Петр Канаев
РБК
Большая часть кредиторов Utair не поддержала план реструктуризации долгов
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
ВДВойне сильней: воздушно-десантные войска получат собственную авиацию
Наталья Скорлыгина, Герман Костринский, Ольга Никитина
КоммерсантЪ
Экспорт перевозок набирает высоту
Алексей Заквасин
RT
"Французам ничего другого не остаётся": как Париж модернизирует истребитель Dassault Rafale
Олег Москвин, Александр Колпаков
Взгляд
Стоит ли обращать внимание на американскую критику Су-57
Ксения Чемоданова
Телеканал 360
"Аэрофлот" отправил пассажиров из Вены в Ниццу через Москву. Из‐за этого можно судиться
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Авиаперевозки поставили рекорд на дешевых билетах
Наталья Пономарева
Интерфакс
На особых условиях

BFM
Можно ли рассчитывать на компенсацию при опоздании на стыковочный рейс?
Юлия Сырова
КоммерсантЪ
Достать билет и плакать
Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
Лаосским летчикам прилетело
Андрей Райский, Анна Занина, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Открыта регистрация на иск
Полина Гриценко
Известия
Посадят цены: Минтранс хочет избавить авиакомпании от "лишних" сборов
Анастасия Демченко
Buying Business Travel Russia
В 2019 году заработают пять международных аэропортов
К. Кривошеев, Е. Черненко, С. Строкань, Я. Соколовская
КоммерсантЪ
Турция поддержала Украину с воздуха
Татьяна Шадрина
Российская газета
Самолеты разводят с домами

РИА Новости
Ученые потеряли связь с российским космическим телескопом "Спектр-Р"
Иван Петров
Российская газета
Минобороны предложило сбивать пассажирские самолеты при реальной угрозе
Николай Протопопов
РИА Новости
Чем обновленный "Ночной охотник" может превзойти американский "Апач"
Тимур Латыпов, Александр Андреев, Алексей Лучников
БИЗНЕС Online
«Альтаир» улетает из ОКБ им. Симонова в "уральские" владения… Азата Хакима
Алексей Рамм, Александр Круглов, Богдан Степовой
Известия
Курс на поражение: самолеты — нарушители госграницы разрешат сбивать

Газета.ru
"Эмоции зашкаливали": Boeing застрял в Иране из-за санкций
Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
От NASA ждут особого неприглашения
Михаил Большаков
Взгляд
Почему американские военные самолеты падают все чаще
Марина Мазина
РБК
Новый рекорд Boeing. Почему котировки авиастроителя выросли на 4%
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Исламскую революцию оставили без SSJ 100
Татьяна Ренкова
РБК
Деньги на воздух: авиаторы РТ рассчитывают на более 1 млрд руб. субсидий
Алексей Рамм, Александр Круглов
Известия
Дроны-поводыри: беспилотники впервые указали путь эскадре
Андрей Станавов
РИА Новости
К барьеру. Почему у боевой авиации отобрали гиперзвук

Интерфакс
Экстренная посадка в регионах
Владимир Смирнов, Анастасия Румянцева, Полина Полетаева
RT
"Значительное расширение боевого потенциала": модернизированный бомбардировщик Ту-22М3М совершил первый полёт
Александр Волобуев, Полина Гриценко, Ирина Цырулева
Известия
Цены на взлет: авиабилеты в 2019 году подорожают вслед за керосином
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Между небом и землей. Авиарынок поставил правительство перед сложной дилеммой

ТАСС
"ОДК-Климов" решило проблему импортозамещения ряда авиадвигателей
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
Аэроэкспресс срывает стоп-кран. Смольный подготовил альтернативные варианты транспортного сообщения с Пулково
Роман Азанов
ТАСС
"Предела совершенствованию нет". Конструктор Михеев об уникальности вертолетов марки "Ка"

РИА Новости
Мировое воздушное пространство беззащитно перед БПЛА, считают эксперты

BFM
"Решение за акционерами". UTair приостановила выплаты по части кредитов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer