Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Интеллект для самолета


14 августа 2018 года Олег Фаличев, Военно-промышленный курьер


Эффективность действий российской авиации в Сирийской Арабской Республике вызывает интерес не только у специалистов. Статья «Бомбы для халифата» получила многочисленные отклики и собрала более миллиона просмотров на сайте газеты. Особое внимание привлекает прицельно-навигационная система СВП-24, благодаря которой даже выпущенные в советское время неуправляемые авиабомбы стали поражать цели не хуже высокоточного оружия. При этом СВП-24 имеет очевидные преимущества и достоинства. В их числе, как нередко сейчас говорят, цена вопроса. И сравнение не в пользу высокоточного и весьма дорогостоящего оружия, как отечественного, так и зарубежного производства. «Военно-промышленный курьер» выяснил, в чем уникальность системы и как она разрабатывалась.

Подчеркнем: операция в Сирии стала настоящим испытанием на прочность и надежность для российской военной авиации. В том числе для проверенных, но серьезно модернизированных Су-24М. Достаточно сказать, что из 18 тысяч боевых вылетов на их долю пришлось более половины, а точность поражения целей стала феноменальной благодаря технологии специализированной вычислительной подсистемы – СВП-24 (в обиходе – «ГЕФЕСТ»).

Изюминка технологии

Именно она помогла нашим Су-24, показавшим себя с лучшей стороны еще в Афганистане во времена СССР, обрести вторую молодость после его распада и производить прицельное бомбометание обычными свободнопадающими бомбами, для которых не важны ни дождь, ни снег, ни плохая видимость в очаге поражения. Сегодня электронная начинка, отвечающая за наведение и применение вооружения, полностью соответствует стоящим боевым задачам. Такая же система уже установлена на Су-33, Ту-22М и другие боевые авиационные комплексы. Самолет с такой системой может, не входя в зону поражения войсковых средств ПВО противника, производить бомбометание как с предельно малых, так и с больших высот, а также при выполнении свободного маневра, что значительно повышает выживаемость экипажа.

Изюминка системы в том, что она обеспечивает не самонаведение боеприпаса на цель, а выверенный вывод носителя в точку сброса и точное определение момента отцепки неуправляемых авиационных бомб. И этим принципиально отличается от американской JDAM: оружейники США устанавливают на бомбы комплекты, рассчитанные на одноразовое индивидуальное наведение на цель по данным GPS, а СВП-24 не имеет ограничений по применению неуправляемых средств поражения.

Специализированная вычислительная подсистема СВП-24 состоит из нескольких компонентов, размещенных как на борту самолета, так и на земле. Это позволяет не только производить навигационное бомбометание по заранее разведанной цели, но и осуществлять при необходимости перенацеливание в режиме реального времени с учетом изменения оперативной обстановки.

Комплекс взаимодействует с внешними наземными, воздушными и космическими системами, от которых получает необходимую информацию исходя из положения самолета в пространстве, его координат и параметров полета, а также данных о цели. Рассчитывает оптимальный момент сброса бомб, при этом отклонение от цели не превышает 15–20 метров.

Как конкретно все это работало? Для получения достоверной информации о местоположении террористов и результатах огневого поражения в САР были активно задействованы средства космической и воздушной разведки в лице беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Использовалась также агентурная информация, в том числе от сирийских правительственных войск.

Но СВП-24 обладает автономностью и собственными «мозгами». Система обеспечивает совмещение цели с местоположением носителя с поправкой на траекторию полета бомбы, рассчитываемую бортовым вычислительным комплексом с учетом ее баллистики, пространственного положения самолета с его полетными данными, метеоусловий и других параметров. В результате обычный боеприпас приобретает эффективность высокоточного оружия.

В боевой обстановке накладываются дополнительные факторы, существенно снижающие точность бомбометания: технические погрешности самого боеприпаса, точность определения координат цели, некорректная работа ГЛОНАСС, отсутствие полноты информации о метеорологической обстановке. С учетом названных факторов можно оценить точность боевого применения свободнопадающих бомб отклонением в 50–100 метров, а СВП-24 сокращает этот показатель до 15–20 метров.

Технология «ГЕФЕСТа» не только позволяет поражать цели свободнопадающими бомбами с точностью, сопоставимой с корректируемыми или управляемыми боеприпасами, но и может еще быстро перенацелить самолет и его вооружение прямо в полете сразу после получения данных разведки, скажем, с БЛА или от наземных источников через аппаратуру автоматизированного целеуказания из состава СВП-24, установленную в том числе и в комплексы разведки, управления и связи.

Начинали с нуля

Комплекс обеспечивает сопоставимость результатов применения свободнопадающих (обычных) авиабомб, в том числе с больших высот, с результатами высокоточных корректируемых средств поражения, а также межвидовое автоматизированное взаимодействие и целеуказание с земли, что позволяет поражать в одном полете несколько точечных целей, выявляемых в режиме реального времени. Этим достигнут колоссальный экономический эффект, ведь каждый боеприпас – десятки и сотни тысяч рублей.

«Мы занимаемся интеллектом боевой авиации, в том числе вертолетов, – говорит заместитель генерального директора ЗАО «ГЕФЕСТ и Т» генерал-лейтенант в отставке, заслуженный военный летчик СССР Дмитрий Ломако. – Начинали в 1996 году, в трудные для России и ее экономики времена, с тактико-технического задания от Минобороны по модернизации бортового и наземного оборудования самолета Су-24М, обусловленной известными событиями в Чечне. Еще на том этапе заложили возможность широкого модернизационного потенциала, что в последующем позволило модифицировать СВП-24 для установки на другие авиационные комплексы: Ту-22М3, Су-33, Су-25, частично на Ил-22 для коммутации потоков разночастотных радиостанций, ретрансляции и расширения поля сетецентрического управления войсками. Сейчас выполняем модернизацию СВП-24 на вертолете Ка-52».

Преемственность поколений – залог стабильности

«В чем наше преимущество?» – задается вопросом Ломако и сам отвечает на него. Главное достоинство в том, что CВП-24 позволяет экипажу концентрировать внимание на противнике, свободно маневрировать в пределах летно-технических характеристик самолета, строить скрытный маневр для выхода на цель, наносить внезапные удары. В бою это крайне важно, так как прямолинейность действий экипажа карается противником – ведет к гибели и самолета, и людей.

Единое программно-математическое обеспечение позволило разработать в инициативном порядке и предложить к использованию технологии СВП-24 для организации межвидового взаимодействия. В реальном масштабе времени, когда в бою стремительно меняется оперативно-тактическая обстановка и командиру необходимо принимать решение о перенацеливании для поражения вновь вскрытых объектов противника, дорога каждая секунда. Причем подавать команды голосом в таких ситуациях уже прошлый век (начинают действовать факторы времени, постановки радиопомех, демаскирования самолета). Не говоря о том, что в силу скоротечности полета (250 метров в секунду) самолет может не успеть нанести удар по цели в случае обмена информацией голосом. А СВП-24 позволяет вести информационный обмен между экипажем и пунктами управления и целеуказания в цифровом формате. Разработанная «ГЕФЕСТом» технология позволила создать и отработать протоколы информационного обмена, что открывает широкие перспективы для межвидового взаимодействия в едином цифровом поле, в том числе и с БЛА.

Как элемент разведывательно-ударного контура технология СВП-24 впервые связала ударные самолеты различного предназначения с разведывательными подразделениями и органами военного управления всех уровней в единую сетецентрическую систему автоматизированного межвидового взаимодействия. Боевые возможности самолетов, оснащенных СВП-24, в сравнении с базовыми возросли в три-четыре раза.

Кроме того, сокращен большой объем работ инженерно-технического состава, который участвует в подготовке ЛА к полету. В наземном и бортовом оборудовании СВП-24 реализован замкнутый цикл технической эксплуатации по состоянию бортовых навигационных датчиков из состава прицельно-навигационного комплекса. Данный подход повышает точность решения задач навигации и боевого применения, снижает трудоемкость и эксплуатационные расходы и допускает широкую унификацию для летательных аппаратов различного назначения.

Еще одно направление работ – сокращение ошибок летного и инженерного состава и минимизация влияния человеческого фактора. Благодаря внедрению автоматизированной системы подготовки полетных данных этот процесс сократился вдвое. Автоматизированная система эксплуатационного контроля помогает оперативно принимать решения соответствующим командирам о технической готовности самолета и экипажа к последующему вылету. Ранее это могло занимать часы, если требовалось выявить внезапно возникшую неисправность. Сейчас – три – пять минут. Включил, и программа сама определит отказ той или иной системы, прибора или датчика вплоть до указания места его нахождения.

И наконец, оценка действий экипажа по качеству, полноте, безопасности выполнения полетного задания и грамотной эксплуатации авиационной техники. Таких параметров (по работоспособности самолета и действий экипажа) в системе автоматизированного эксплуатационного контроля – около двух тысяч. Ни одна другая подобная разработка неспособна все это просчитать.

Вопреки обстоятельствам

Что показала война в Сирии? То, что 60 процентов боевых вылетов ударной авиации выполнили самолеты, оборудованные СВП-24. О многом говорят и результаты бомбометания. Точность попадания составила 95–97 процентов. Инновационная разработка предприятия доказала свою эффективность и высокую надежность в боевых условиях, получила блестящие отзывы как в России, так и за рубежом. Неудивительно, что по итогам работы изделия в боевых условиях генеральный директор – главный конструктор ЗАО «ГЕФЕСТ и Т» Александр Панин получил высокую награду.

Высокую оценку СВП-24 дали министр обороны Сергей Шойгу, начальник Генерального штаба Валерий Герасимов. Заместитель главы военного ведомства, а ныне вице-премьер Юрий Борисов сказал так: «СВП-24 – хороший прибор. Он учитывает полетные данные самолета по скорости, высоте, перегрузке, пространственному положению, количество и типы средств поражения с их баллистическими характеристиками, климатические условия, вплоть до направления и скорости ветра, и сам рассчитывает время отцепки боеприпаса. Бомбометание порою осуществлялось даже боеприпасами времен Второй мировой войны, самыми дешевыми и изначально неуправляемыми, но точно в цель».

Проводя модернизацию самолетов ЗАО «ГЕФЕСТ и Т» в состоянии устанавливать комплекс СВП-24 на один борт в течение двух-трех недель.

Не забывают здесь и про наземное оборудование. Предприятие, которым руководит Александр Панин, ранее поставляло автоматизированную систему подготовки полетных данных, для целеуказания самолетам только в ВВС, а теперь уже и в Сухопутные войска, ВМФ и ВДВ. Система постоянно развивается.

Оборудованные ею самолеты прошли обкатку Сирией, заслужили уважение летного и инженерно-технического состава. Руководство фирмы и ее специалисты много работают в войсках, знают и успешно решают вопросы, возникающие при эксплуатации изделия.

Но генеральный директор считает, что, кроме всего прочего, надо постоянно смотреть вперед, в том числе уметь предугадывать все возможные варианты развития боевой обстановки и противодействия противника. Каким, например, окажется полет к цели управляемого боеприпаса (крылатой ракеты) под воздействием иностранного спутника? В принципе любая информационная система может быть подавлена другой, и над этой проблемой надо работать.

Боевые действия российских ВКС в Сирии оказались весьма эффективны, взвешивая каждое слово, говорит Александр Панин. Сегодня требуется уже не только точно попасть в цель, но и в строго заданное время, чтобы противник не успел сменить позицию. СВП-24 решает эту задачу, позволяет уверенно взаимодействовать в межвидовом пространстве. Образно говоря, «ГЕФЕСТ и Т» связал экипаж самолета с наземными операторами аппаратуры автоматизированного управления и целеуказания. Для наведения авиации у разведчика на руке крепится приборчик, с помощью которого (без голосовых сообщений) можно выдать координаты цели прямо на прицел экипажу подлетающего самолета.

«Мы получили реальную возможность проверить, каким должно быть межвидовое взаимодействие войск, – подводит черту под разговором генеральный директор. – Что, кстати, потребует пересмотра некоторых документов по межвидовому взаимодействию».

Конечно же, хотелось бы узнать, какова роль государства в выводе этой уникальной технологии на рынок? На него, понятное дело, нельзя обижаться. Но государство у нас олицетворяют обычно чиновники, которые далеко не всегда могут вникнуть в суть проблемы, оценить достоинства новых вооружений. В случае СВП-24 получилось так, как в свое время с приемом на вооружение РК «Искандер», ЗРПК «Панцирь-С1», других образцов техники с нелегкой судьбой. СВП-24 просто недооценили, и в серию была запущена другая система. Лишь война в Сирии поставила все точки над i.

Сейчас, судя по всему, проблемы позади. Министерство обороны расширяет закупки для войск СВП-24 и ее модификаций. Однако, к большому сожалению, существующая ныне система ценообразования, объявленная ее авторами «революционной» и «мотивационной», таковой, по мнению Александра Панина, до сих пор не является, поскольку не стимулирует ни рост производительности труда на предприятиях «оборонки», ни выпуск инновационной продукции. Стержнем действующей системы ценообразования в сфере ГОЗ по-прежнему остаются нормо-час и трудоемкость, которые являются злейшим врагом производительности труда и всех инноваций. Конструкторы и инженеры в целях освоения выделенного бюджета вынуждены создавать не качественный продукт, а заведомо излишние нормо-часы, иначе не уложиться в разрешенную норму прибыли. Но зато затратный метод и фактические издержки в полной мере оправдывают наличие огромного аппарата чиновников (количество которых больше, чем во времена СССР) и осуществляемый ими контроль в угоду мнимой прозрачности расходов бюджета. Поэтому неудивительно, что законодательство в данной сфере становится все более витиеватым. Организаторы семинаров по тематике ГОЗ не случайно называют его «древом тайного знания». Это дает возможность чиновнику трактовать его по своему усмотрению и настроению. Найти золотую середину трудно, но возможно и необходимо, в противном случае, утверждает Александр Панин, повышение производительности труда так и останется декларацией и требуемого нашим Президентом экономического рывка не произойдет.

Удивительно, но, несмотря на все существующие проблемы, в стране не перевелись энтузиасты, настоящие патриоты, которые своим талантом и усердием творят чудеса, укрепляют обороноспособность, думают о завтрашнем дне Вооруженных Сил. На таких и держится Россия. И таких существенно больше, чем нам кажется. Просто их не видно, они не стремятся на экраны телевизоров и в первые ряды разного рода собраний, но честно и добросовестно выполняют свою работу – не за страх, а за совесть!

Справка «ВПК»

ЗАО «ГЕФЕСТ и Т» создано 3 марта 1992 года в городе Жуковском Московской области. Занимается модернизацией бортового и наземного оборудования авиационной техники (в том числе двойного назначения) и повышением эффективности применения неуправляемых средств поражения.

Высокий научный потенциал специалистов предприятия, современная элементная база, новые технические и математические решения позволили получить принципиально новые возможности решения навигационных и боевых задач. Предприятием разработана и внедрена единая технология оснащения парка авиационной техники специализированной вычислительной подсистемой – СВП-24. Оно является единственным ее производителем и поставщиком. Созданный продукт в разы дешевле аналогов и более высокого качества. Универсальный характер технологии дает возможность оснащать указанным комплексом и его модификациями любые летательные аппараты, в том числе непосредственно в местах их базирования.

Хозяйственная политика предприятия ориентирована на внедрение инновационных подходов, снижение издержек производства, повышение производительности труда, сокращение сроков изготовления продукции при сохранении и повышении ее качества, а также на инвестирование в инициативном порядке собственных средств в перспективные разработки, востребованность которых подтверждается временем.

На международном военно-техническом форуме «АРМИЯ-2018» ЗАО «ГЕФЕСТ и Т» представляет свою экспозицию в павильоне «С», экспоместо «3D4-2».



комментарии (0):













Материалы рубрики

Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»



Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer