← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Успеть за 90 секунд. Как нужно спасать пассажиров самолетов


16 августа 2018 года Светлана Баева, РИА Новости


"Расстегнуть ремни! Оставить все! На выход! Прыгайте, съезжайте, убегайте!" — повторяли на русском и английском языках бортпроводники. Было не страшно — все происходило не после аварийной посадки, а в новом учебном центре, где подобные ситуации разыгрывают постоянно. О дебоширах на борту, секретах авиаперелетов и о том, почему у пассажиров есть только 90 секунд на эвакуацию при пожаре, — в материале РИА Новости.

Как будто на борту

"Причинами аварийной ситуации могут быть сложные метеоусловия, человеческий фактор, технический сбой, — рассказывает заместитель гендиректора тренажерного центра Олег Колыбельников. — Экипаж и бортпроводники должны действовать быстро: эвакуировать пассажиров нужно за 90 секунд". 

Новый учебный центр открылся недалеко от терминала В аэропорта Шереметьево. В большом ангаре поместились макеты салонов трех самолетов: Airbus A321, Boeing-767, Boeing-737. Всего в России три учебных центра с подобными тренажерными комплексами — у "Аэрофлота", S7 и Nordwind Airlines.

Тренажеры создают эффект присутствия на борту: ряды кресел, во время "взлета" в иллюминаторе движется картинка, есть туалет и кухня, а для эвакуации — надувные трапы.

Не курите в самолете
 
Пассажиры пристегивают ремни, берут газеты и журналы, вдруг сверху, с багажной полки, валит дым. Аварийная ситуация: пожар на борту, всем раздают влажные салфетки. Следует команда: "Пригнитесь и дышите".

Бортпроводник в дымозащитном капюшоне и огнеупорных перчатках тушит пожар. Конечно, огонь ненастоящий, но визуальные эффекты заставляют практически машинально прикрыть лицо от дыма.

Еще один пожар: неожиданно "загорелся" духовой шкаф, где разогревались касалетки с горячим питанием.

"Причиной пожара бывает и касалетка, и проводка, но чаще всего — курение на борту. Если источник огня обнаружен и ликвидирован, командир воздушного судна принимает решение, сажать самолет или нет", — объясняет бортпроводник Антон. Скорее всего, придется идти на посадку.

"Пожар на борту — это страшно: самолет герметичен, дым мгновенно распространяется по салону", — уточняет инструктор по аварийно-спасательной подготовке Сергей.

Нечем дышать

В учебном центре подчеркнули, что теоретически пламя может охватить самолет за 90 секунд — именно за это время нужно постараться эвакуировать всех пассажиров. И даже если очаг возгорания небольшой, через считаные минуты будет трудно дышать.

"Сейчас на борту реже курят, закон на нашей стороне, штрафы увеличились", — говорят бортпроводники. Но идеальный вариант, по мнению экспертов, уголовная ответственность. Слишком уж велики риски.

"Вот потушили пожар, казалось бы, можно отдохнуть, но нет", — продолжает учения Светлана Кириллова, старший методист учебного центра.

На пассажиров сверху падают кислородные маски. При пожаре они не помогут, от дыма не спасут — только при разгерметизации салона и не более чем на 15 минут.

"При аварийной ситуации достаточно семи минут, чтобы самолет опустился на безопасную высоту, когда можно дышать без масок, — 4200 метров", — поясняет бортпроводник Екатерина.

Еще одна опасная ситуация — нештатная посадка: "Расстегнуть ремни! Оставить все! На выход! Ко мне! прыгайте, съезжайте, убегайте!" Во время тренировки пассажирам несколько раз повторяют, что нужно внимательно слушать команды КВС и бортпроводников.

Тренажеры имитируют руление, разгон, взлет, набор высоты, приводнение, посадку с подломанными шасси, выкатывание за взлетно-посадочную полосу, прерванный взлет.

Безопасность и гостеприимство

По словам Светланы Кирилловой, обучение длится около трех месяцев и стоит 63 тысячи рублей. За это время будущие бортпроводники должны овладеть навыками разных профессий: научиться тушить пожар, спасать людей на воде, стать немного психологом и медиком (оказывать первую помощь и даже принимать роды!) и, наконец, освоить искусство обслуживания пассажиров.

На сайте авиакомпании "Аэрофлот" в разделе "Вакансии" должностные обязанности бортпроводника описаны так:

обеспечение безопасности пассажиров в полете;

обслуживание пассажиров, создание атмосферы гостеприимства и комфорта на борту воздушного судна.

"Нас учат делать искусственное дыхание, массаж сердца, приветствуются люди с медицинским образованием", — рассказывает стюардесса Анастасия.

На борту есть три аптечки: первой помощи, инфекционная и медицинская. Бортпроводники могут использовать первую, в экстренных ситуациях — вторую, а медицинскую аптечку с более сильными препаратами в случае серьезных проблем открывает врач (если, конечно, он есть на борту — как правило, находится).

Одно из главных качеств для бортпроводника — стрессоустойчивость, ведь капризные или буйные пассажиры не редкость.

Чтобы успокоить дебошира, ему делают устное предупреждение, потом — письменное. Не помогло — командир принимает решение об экстренной посадке, а к самолету вызывают полицейских.




URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2018/8/16/29635/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.