Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Небюджетная недостаточность: перспективы новой госпрограммы вооружений


2 августа 2018 года Илья Крамник, Известия


В последнее время российские СМИ опубликовали ряд материалов, проливающих свет на перспективы недавно принятой госпрограммы вооружений. Наибольший интерес вызвали высказывания относительно закупок новейшей бронетехники, включая танки «Армата» и истребителей Су-57. Портал iz.ru разбирался в перспективах предстоящего перевооружения.

Недешевая «Армата»

Свое мнение о закупках новейшей бронетехники высказал вице-премьер, куратор оборонно-промышленного комплекса Юрий Борисов.

«Зачем наводнять «Арматами» или «Бумерангами» все вооруженные силы? У нас танк Т-72 пользуется огромным спросом на рынке, его берут все. По сравнению с «Абрамсами», «Леклерками» и «Леопардами» по цене, эффективности и качеству он значительно их превосходит», — сказал Борисов.

С точки зрения Борисова, танк «Армата», как и бронетранспортер «Бумеранг», слишком дорог и его массовое производство сейчас было бы нужным только в том случае, если бы имеющаяся российская бронетехника критически уступала бы конкурентам. 

«Если бы существующая техника, в частности, модернизированный танк Т-72, БМП-3 или БТР-82 по своим возможностям резко уступали вероятному противнику, мы бы сейчас форсировали, закупали новые модели», — отметил куратор «оборонки».

Проблема высокой цены новой бронетехники действительно отмечалась. Оценка стоимости «Арматы» крутится в диапазоне 400–500 млн рублей. Для сравнения, модернизированный танк Т-72, что называется, с полной начинкой обойдется не более чем в 150 млн.

Вместе с тем цена «Арматы», как и любого другого высокотехнологичного изделия, неизбежно будет снижаться по мере развертывания серийного производства, так что финансовые параметры — лишь одна из причин решения.

Более серьезной причиной может быть неготовность танка к крупносерийному производству. По мнению некоторых специалистов, на уровень, позволяющий производство от 100 и более машин в год, «Армата» выйдет не ранее чем через пять лет, при этом модернизация танкового парка требуется российской армии прямо сейчас.

В этих условиях неизбежно встает вопрос о причинах спешки, и здесь напрашивается только один ответ: политическая обстановка близ границ России, в первую очередь в Средней Азии, чревата вспышками вооруженных конфликтов, которые могут потребовать более активного участия Сухопутных войск РФ, чем война в Сирии.

Тот же мотив может объяснять нежелание вкладывать крупные средства в закупку новейших БТР «Бумеранг» (и, скорее всего, БМП «Курганец») — эти машины также нуждаются в длительном цикле доводки.

Тем не менее получить боеспособные отработанные образцы без серийного производства новой техники невозможно — и в этих условиях, не исключено, логичным был бы запуск новых машин сначала в ограниченную серию, для перевооружения 1–2 соединений Сухопутных войск (скорее всего, на западном направлении), и получение опыта их рутинной войсковой эксплуатации.

Судьба Су-57

Отдельная интрига связана с перспективами запуска в серию истребителя Су-57.

Еще в начале июля Юрий Борисов сообщил об отсутствии смысла в форсировании производства этой перспективной машины: «Самолет проявил себя очень хорошо, в том числе и в Сирии, подтвердил свои летно-технические характеристики и боевые возможности. Вы знаете, что у нас Су-35 сегодня считается одним из лучших самолетов в мире. Поэтому у нас нет смысла форсировать работы по массовому производству самолета пятого поколения», — сказал Борисов в эфире телеканала «Россия 24».

С точки зрения куратора оборонной промышленности, Су-57 понадобится, когда серийные истребители начнут отставать по своим ТТХ от машин потенциального противника.

Эта точка зрения довольно распространена, но многие специалисты с ней не согласны. По мнению ряда опрошенных корреспондентом портала iz.ru офицеров ВКС РФ, такое решение чревато «проседанием» возможностей российской фронтовой авиации в период между обозначившимся отставанием машин типа Су-30СМ и Су-35 и массовым поступлением в части Су-57.

Разумеется, Су-57 в текущем виде не до конца соответствует требованиям технического задания по программе ПАК ФА (перспективный авиакомплекс фронтовой авиации), однако это тот случай, когда Вооруженным силам России стоило бы взять пример с западных стран, использующих метод «блочного» совершенствования машин нового поколения. На старте серийного производства и французские «Рафали», и англо-германо-итало-испанские «Еврофайтеры», и новейшие американские (с международной кооперацией) F-35 тем или иным образом отставали от заданных параметров, которые улучшались с каждой последующей производственной серией. При этом впоследствии ранее выпущенные истребители модифицируются до новых стандартов, получая свежее оборудование и дополнительные литеры и цифры после основного индекса.

Этот метод позволяет загрузить серийное производство, постепенно расширяя заказываемые объемы и совершенствуя уже произведенные самолеты, в то время как ожидание запуска в серию полностью доведенной машины может привести к большой потере темпа обновления — с ходу развернуть ее полномасштабный выпуск «по звонку» всё равно не получится.

Немаловажно и то, что даже «в базовой комплектации», с ограничениями по определенным системам, Су-57 может использоваться для переучивания летного состава и техников строевых полков. Однако для этого требуется производство как минимум нескольких десятков самолетов (которые впоследствии можно и нужно будет модернизировать), в то время как анонсированная партия в 12 машин позволит максимум переучить летчиков и специалистов Липецкого центра боевого применения и, возможно, один из лидерных полков.

На фоне того, что в этом году заказчикам должен быть передан 91 F-35, а в следующем году — более 100 этих машин, отставание с производством Су-57 приобретает уже угрожающие формы. Особенно с учетом того, что производство Су-35 также не отличается большими темпами — для сравнения, в 2019 году США и их союзники получат вдвое больше F-35, чем общее число Су-35 в ВВС РФ.

Разумеется, Россия не может и не должна соперничать по объему производства вооружения, включая авиатехнику, со всем блоком НАТО — паритет с альянсом обеспечивается в первую, вторую и третью очередь ракетно-ядерным потенциалом. Однако опасность локальных конфликтов, в том числе с передовыми в военном отношении странами, достаточно велика для того, чтобы оснащение ВКС современной авиатехникой было приоритетом первого уровня. Су-57 в этих условиях нужно сравнивать не с F-35, а с более крупным и тяжелым F-22, который, по сути, является самолетом «качественного усиления» ВВС США. 200–250 Су-57 в дополнение к нескольким сотням Су-35 и Су-30 могли бы дать ВВС России потенциал, позволяющий уверенно чувствовать себя в локальных конфликтах, в том числе и против США или коалиции европейских членов НАТО — особенно учитывая невысокие темпы обновления и низкую готовность ВВС стран Западной Европы: выпуск «Рафалей» не превышает полутора десятков машин в год, «Еврофайтеры» поставляются в пределах 20–30 машин ежегодно.

Но для сохранения потенциала отечественной военной авиации в сравнении с НАТО необходимо разворачивать серийное производство Су-57 и увеличивать закупки Су-35 уже сейчас.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний



Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Отвержение ударов: военные аэродромы проверили на прочность
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Охраняющие виды: Севморпуть начнут патрулировать Ту-142
Наталья Башлыкова,Максим Талавринов
Известия
Полет ненормальный: авиакомпании будут штрафовать за недостоверную информацию о билетах
Анастасия Ординян
ИА Регнум
Непосадочный талон. Как овербукинг рушит планы российским авиапассажирам
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Татарский» джет: «недобитый» Ту-324 превратят в летающий Aurus
Анастасия Львова,
РБК
Росавиация сообщила о росте числа инцидентов с самолетами из-за птиц
Станислав Федоров, Юлия Леонова
Известия
«Ми» не виноваты: в Росавиации прошли обыски из-за вывоза за рубеж 59 бортов
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Ремонт аэропортов предложили финансировать новым сбором с авиакомпаний
Кирилл Комаров
Профиль
"Тушка" в небе: самолеты Туполева вернулись на коммерческие маршруты в России

Известия
120 лет назад родился летчик-испытатель Валерий Чкалов
Виктор Бодров 
ТАСС
Реактивная "летающая парта": каким будет учебно-тренировочный самолет МиГ-УТС
Елена Проколова
Аргументы и Факты
«Они выжили, чтобы их судили». Летчики оценили действия пилотов Falcon 10
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Улетный план: пассажирам внутренних рейсов в аэропортах разрешат продажу алкоголя
Евгения Перцева
Известия
Остановили по требованию: «Аэрофлот» обязали отправить людей на Пхукет
Максим Талавринов
Известия
Летательный исход: пилотов разбившегося Falcon 10 лишили «прав»
Станислав Кучушев, Андрей Коршунов
Известия
Орбитальная инстанция: конструктору «российского Хаббла» светит два года
Анастасия Львова
РБК
Пулково попросило ускорить внедрение duty free на внутрироссийских рейсах
Анастасия Львова
РБК
Глава Пулково упрекнул «Аэрофлот» в непредсказуемости его планов
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Угрозы с неба вынудили предприятия Петербурга и Ленобласти искать защиту от БПЛА
Вадим Кузьмицкий
Деловой Петербург
К аэропорту Пулково хотят сделать новый подъезд с юго-запада Петербурга
Анна Воробьева
Forbes
Первая женщина — военный пилот: почему турецкий аэропорт назван именем Сабихи Гёкчен

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBTtCy
Мастер по ремонту электрики: http://remont.youdo.com/electrician/cabling/tv-cable/, смотреть варианты >>
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer