Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Есть ли будущее у сельхозавиации в России?


02.08.18 17:50 Клим Галиуллин, Журнал "АвиаСоюз"


Россия последние годы активно восстанавливает свои позиции на мировом рынке, в частности, в агропроизводстве. Например, по экспорту зерна наша страна вышла в число лидеров. Для удержания передовых позиций и дальнейшего движения вперед требуется технологический рывок, который позволит эффективно обрабатывать большие посевные площади. Этим и обусловлена жизненная необходимость возрождения и развития отечественной сельскохозяйственной авиации.


Клим Галиуллин, президент Фонда содействия развитию сельского хозяйства.

Наверное, многие авиаторы, учившиеся в летных учебных заведениях в 1970-1980-х гг., еще помнят броский плакат с надписью «Один самолет типа Ан-2 заменяет 40-45 тракторных прицепов». Действительно, почти 4000 «кукурузников» (самолетов типа Ан-2сх), а также вертолетов типа Ми-2сх, Ка-26 вносили свою лепту в «битве за урожай» в СССР. В стране была развита сеть межколхозных сельскохозяйственных аэродромов. С 1967 г. эти аэродромы оснащались асфальтовыми полосами для использования в любых погодных условиях. Обработка с воздуха позволяет увеличить урожайность сельскохозяйственных культур до 20-25%. Время на обработку химикатами в период нашествия вредителей снижается до 10 раз. То, что наземная техника делает в течение 10 дней, самолет выполняет за один. Нужно признать, что в условиях социалистической действительности, когда все вокруг было «своим, народным», а значит, по сути, ничейным, эффективность применения сельхозсамолетов во многом была на совести агрономов и пилотов. Именно нерадивость некоторых представителей этих профессий нанесла урон репутации «крылатых тракторов».

Эффективность агросамолета

Звено самолетов Ан-2сх за три летных дня может обработать до 10 тыс. га посевов. Весной, когда из-за распутицы колесной технике не войти в поля на раннюю подкормку озимых, только самолет способен внести удобрения. По той же причине влажных грунтов в осенний период провести своевременную десикацию удастся только с воздуха. Технологическая колея, неизбежная при работе колесной техники, губит до 10% урожая, самолет же ее не оставляет.  Современные системы спутниковой навигации позволяют проводить обработку полей с практически ювелирной точностью. И самое, наверное, главное сейчас – проводить обработку посевов агроавиацией в 1,5-2 раза дешевле, чем наземной техникой. Парадокс? Нет, поскольку агросамолет – это эффективность и скорость. Исследования российских ученых в начале 2000-х гг., показали, что при распылении с самолета эффективность агрохимикатов выше – до 30 %.

Положение дел в современной сельхозавиации

За последние 25 лет объемы обработки полей с воздуха сократились в десятки раз. Между тем, потребность в агроавиации очень высока.

Мое знакомство с положением дел в сельскохозяйственной авиации современной России состоялось 3 года назад в одной из областей недалеко от Москвы. На региональном празднике «День поля», в присутствии губернатора и других высокопоставленных лиц области, в конце парадной линейки сельхозтехники стоял невразумительный летательный аппарат. В беседе с его владельцем выяснилось, что он – местный предприниматель. С позволения сказать, «летать», он выучился у соседа – отставного военного летчика, получил свидетельство пилота сверхлегкой авиации (СЛА), купил подержанный мотодельтоплан, приладил пластиковую садовую бочку для химикатов и на возмездной основе начал обрабатывать поля местных аграриев. Совершенно бесконтрольно и не имея должной квалификации.

Сегодня всего около 30 авиакомпаний в России сертифицированы на проведение авиахимработ. Они добросовестно тратят средства на поддержание уровня безопасности полетов, обучение пилотов, продление летной годности воздушных судов (ВС), уплату налогов. В тоже время сотни нелегалов, так называемых в авиационном сообществе «чернофлажников», совершенно спокойно используют серые и черные финансовые схемы, обрабатывая поля российских аграриев. Прорехи в действующем законодательстве не позволяют эффективно с ними бороться. Сотни ВС работают в полях без разрешительных документов, даже не регистрируя свои вылеты. Известны случаи, когда владельцы незарегистрированных летательных аппаратов после аварии просто распиливали самолет «болгаркой», грузили на машину и увозили в неизвестном направлении. Летательные аппараты сельхозназначения, к сожалению, с печальной регулярностью терпят аварии и катастрофы: только в этом году СМИ уже сообщили о шести авариях и катастрофах, в 2017 г. – 6 случаев, в 2016 г. было 7.

Подготовка летного состава для авиахимработ – один из важнейших аспектов этой темы. Когда уйдет поколение пилотов, которых действительно учили применению авиации в сельском хозяйстве, а это будет, в силу возраста, через 5-6 лет, Россия рискует на значительный период потерять огромный пласт практического опыта, накопленного пилотами, десятилетиями работавшими на полях. Сейчас эту дисциплину нигде не преподают, и, когда уйдут профессионалы, надо будет опять начинать все по новой.

Зарубежный опыт

По данным Департамента растениеводства Минсельхоза России, в нашей стране легально работают 238 летательных аппаратов, производящих авиахимические работы.

Например, в США – около 4000 воздушных судов сельскохозяйственного назначения, в Бразилии – 2000 агросамолетов, в крохотной Новой Зеландии столько же, сколько у нас – порядка 300 самолетов. То есть, во всем мире сельскохозяйственный самолет рассматривают как мощное средство интенсификации аграрного производства.
 
Заменят ли агродроны сельхозавиацию?

В моде сейчас сельскохозяйственные дроны (БПЛА), которые по заверению разработчиков, могут заменить «традиционную» сельхозавиацию. Безусловно, это прекрасное, светлое, высокотехнологичное будущее авиахимработ, но в ближайшие 5-7 лет сельхоздроны не смогут полноценно заменить самолеты. Причина тому лежит на поверхности – грузоподъемность. Вес, который сейчас могут поднимать дроны, составляет 10-15 кг. Дрон грузоподъемностью 300 кг еще только разрабатывается. Россия обрабатывает 80 млн га посевов, а Президент и Правительство РФ ставят задачу вернуть в сельхозоборот еще 40 млн га земель. Эти площади требуют агросамолетов грузоподъемностью хотя бы 1500 кг, например, как у Ан-2. Более того, остро встанет вопрос наличия соответствующих грамотных специалистов: программистов – потребуется качественное программное обеспечение, которое можно будет «растиражировать» на всю страну и которое не зависнет при одновременном включении 100 и более дронов; внешних пилотов – хоть дрон и «летает сам», но кто-то должен ему поставить задачу, куда и когда лететь.

Также надо учитывать, что каждое поле в нашей стране уникально (границы, деревья посередине и т. п.) и должно быть «оцифровано», чтобы дрон смог выполнять задачи, не врезаясь в каждый столб линии электропередач. А это в масштабах всей страны колоссальные затраты. И далее, далее, далее… Пока мало кто об этом задумывался, но хороший пилот всегда «летит впереди самолета», и мы обязаны сейчас думать о решении предстоящих проблем.

Возрождение отрасли

Создавая новую Россию, мы потеряли многое из того хорошего, что было ранее в нашей стране. Развитием сельскохозяйственной авиации не занимается ни один орган исполнительной власти. Минсельхоз России заявляет, что вопросы развития агро-авиации относятся к компетенции Минтранса. Минтранс считает, что у них есть Федеральное агентство воздушного траспорта (Росавиация), отвечающее за эту отрасль. Росавиация же говорит: мы – только контролирующий орган, у нас нет задачи развития авиации для аграрной отрасли.

Получается, что Департамент развития сельскохозяйственной авиации, который входит в состав нашего Фонда содействия развитию сельского хозяйства, по сути, единственная структура в стране, которая агрегирует участников, данные по развитию сельхозавиации, и вообще целенаправленно занимается этим вопрос. Именно руководство Фонда содействия развитию сельского хозяйства выступило с инициативой создания Ассоциации сельскохозяйственной авиации (АСА).

Для решения проблем, накопившихся в отрасли, в Москве в мае 2018 г. Фондом была проведена 1-ая Всероссийская конференция по развитию сельскохозяйственной авиации, участие в которой приняли: член Совета Федерации РФ Сергей Митин, директор Департамента растениеводства Минсельхоза России Петр Чекмарев, представители Генеральной Прокуратуры РФ, Министерства обороны РФ, руководители действующих авиакомпаний и эксперты. В ходе оживленной дискуссии и последующей работы нашей организации с экспертами появился программный документ, так называемая «дорожная карта», по решению проблем в сельхозавиации, которая легла на стол вице-премьеру Правительства РФ А.Гордееву.

Очевидно, что требуется кропотливая работа по совершенствованию нормативно-правовой базы, отладке механизмов кредитного и лизингового сопровождения, созданию учебных центров и регулированию рынка услуг и авиатехники для проведения авиационных сельскохозяйственных работ, поскольку мощная и безопасная сельхозавиация нужна России. 



комментарии (0):













Материалы рубрики

Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров



Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBVE8h
Услуги специалиста: http://remont.youdo.com/repair/office/, посетить сайт.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer