Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Есть ли будущее у сельхозавиации в России?


02.08.18 17:50 Клим Галиуллин, Журнал "АвиаСоюз"


Россия последние годы активно восстанавливает свои позиции на мировом рынке, в частности, в агропроизводстве. Например, по экспорту зерна наша страна вышла в число лидеров. Для удержания передовых позиций и дальнейшего движения вперед требуется технологический рывок, который позволит эффективно обрабатывать большие посевные площади. Этим и обусловлена жизненная необходимость возрождения и развития отечественной сельскохозяйственной авиации.


Клим Галиуллин, президент Фонда содействия развитию сельского хозяйства.

Наверное, многие авиаторы, учившиеся в летных учебных заведениях в 1970-1980-х гг., еще помнят броский плакат с надписью «Один самолет типа Ан-2 заменяет 40-45 тракторных прицепов». Действительно, почти 4000 «кукурузников» (самолетов типа Ан-2сх), а также вертолетов типа Ми-2сх, Ка-26 вносили свою лепту в «битве за урожай» в СССР. В стране была развита сеть межколхозных сельскохозяйственных аэродромов. С 1967 г. эти аэродромы оснащались асфальтовыми полосами для использования в любых погодных условиях. Обработка с воздуха позволяет увеличить урожайность сельскохозяйственных культур до 20-25%. Время на обработку химикатами в период нашествия вредителей снижается до 10 раз. То, что наземная техника делает в течение 10 дней, самолет выполняет за один. Нужно признать, что в условиях социалистической действительности, когда все вокруг было «своим, народным», а значит, по сути, ничейным, эффективность применения сельхозсамолетов во многом была на совести агрономов и пилотов. Именно нерадивость некоторых представителей этих профессий нанесла урон репутации «крылатых тракторов».

Эффективность агросамолета

Звено самолетов Ан-2сх за три летных дня может обработать до 10 тыс. га посевов. Весной, когда из-за распутицы колесной технике не войти в поля на раннюю подкормку озимых, только самолет способен внести удобрения. По той же причине влажных грунтов в осенний период провести своевременную десикацию удастся только с воздуха. Технологическая колея, неизбежная при работе колесной техники, губит до 10% урожая, самолет же ее не оставляет.  Современные системы спутниковой навигации позволяют проводить обработку полей с практически ювелирной точностью. И самое, наверное, главное сейчас – проводить обработку посевов агроавиацией в 1,5-2 раза дешевле, чем наземной техникой. Парадокс? Нет, поскольку агросамолет – это эффективность и скорость. Исследования российских ученых в начале 2000-х гг., показали, что при распылении с самолета эффективность агрохимикатов выше – до 30 %.

Положение дел в современной сельхозавиации

За последние 25 лет объемы обработки полей с воздуха сократились в десятки раз. Между тем, потребность в агроавиации очень высока.

Мое знакомство с положением дел в сельскохозяйственной авиации современной России состоялось 3 года назад в одной из областей недалеко от Москвы. На региональном празднике «День поля», в присутствии губернатора и других высокопоставленных лиц области, в конце парадной линейки сельхозтехники стоял невразумительный летательный аппарат. В беседе с его владельцем выяснилось, что он – местный предприниматель. С позволения сказать, «летать», он выучился у соседа – отставного военного летчика, получил свидетельство пилота сверхлегкой авиации (СЛА), купил подержанный мотодельтоплан, приладил пластиковую садовую бочку для химикатов и на возмездной основе начал обрабатывать поля местных аграриев. Совершенно бесконтрольно и не имея должной квалификации.

Сегодня всего около 30 авиакомпаний в России сертифицированы на проведение авиахимработ. Они добросовестно тратят средства на поддержание уровня безопасности полетов, обучение пилотов, продление летной годности воздушных судов (ВС), уплату налогов. В тоже время сотни нелегалов, так называемых в авиационном сообществе «чернофлажников», совершенно спокойно используют серые и черные финансовые схемы, обрабатывая поля российских аграриев. Прорехи в действующем законодательстве не позволяют эффективно с ними бороться. Сотни ВС работают в полях без разрешительных документов, даже не регистрируя свои вылеты. Известны случаи, когда владельцы незарегистрированных летательных аппаратов после аварии просто распиливали самолет «болгаркой», грузили на машину и увозили в неизвестном направлении. Летательные аппараты сельхозназначения, к сожалению, с печальной регулярностью терпят аварии и катастрофы: только в этом году СМИ уже сообщили о шести авариях и катастрофах, в 2017 г. – 6 случаев, в 2016 г. было 7.

Подготовка летного состава для авиахимработ – один из важнейших аспектов этой темы. Когда уйдет поколение пилотов, которых действительно учили применению авиации в сельском хозяйстве, а это будет, в силу возраста, через 5-6 лет, Россия рискует на значительный период потерять огромный пласт практического опыта, накопленного пилотами, десятилетиями работавшими на полях. Сейчас эту дисциплину нигде не преподают, и, когда уйдут профессионалы, надо будет опять начинать все по новой.

Зарубежный опыт

По данным Департамента растениеводства Минсельхоза России, в нашей стране легально работают 238 летательных аппаратов, производящих авиахимические работы.

Например, в США – около 4000 воздушных судов сельскохозяйственного назначения, в Бразилии – 2000 агросамолетов, в крохотной Новой Зеландии столько же, сколько у нас – порядка 300 самолетов. То есть, во всем мире сельскохозяйственный самолет рассматривают как мощное средство интенсификации аграрного производства.
 
Заменят ли агродроны сельхозавиацию?

В моде сейчас сельскохозяйственные дроны (БПЛА), которые по заверению разработчиков, могут заменить «традиционную» сельхозавиацию. Безусловно, это прекрасное, светлое, высокотехнологичное будущее авиахимработ, но в ближайшие 5-7 лет сельхоздроны не смогут полноценно заменить самолеты. Причина тому лежит на поверхности – грузоподъемность. Вес, который сейчас могут поднимать дроны, составляет 10-15 кг. Дрон грузоподъемностью 300 кг еще только разрабатывается. Россия обрабатывает 80 млн га посевов, а Президент и Правительство РФ ставят задачу вернуть в сельхозоборот еще 40 млн га земель. Эти площади требуют агросамолетов грузоподъемностью хотя бы 1500 кг, например, как у Ан-2. Более того, остро встанет вопрос наличия соответствующих грамотных специалистов: программистов – потребуется качественное программное обеспечение, которое можно будет «растиражировать» на всю страну и которое не зависнет при одновременном включении 100 и более дронов; внешних пилотов – хоть дрон и «летает сам», но кто-то должен ему поставить задачу, куда и когда лететь.

Также надо учитывать, что каждое поле в нашей стране уникально (границы, деревья посередине и т. п.) и должно быть «оцифровано», чтобы дрон смог выполнять задачи, не врезаясь в каждый столб линии электропередач. А это в масштабах всей страны колоссальные затраты. И далее, далее, далее… Пока мало кто об этом задумывался, но хороший пилот всегда «летит впереди самолета», и мы обязаны сейчас думать о решении предстоящих проблем.

Возрождение отрасли

Создавая новую Россию, мы потеряли многое из того хорошего, что было ранее в нашей стране. Развитием сельскохозяйственной авиации не занимается ни один орган исполнительной власти. Минсельхоз России заявляет, что вопросы развития агро-авиации относятся к компетенции Минтранса. Минтранс считает, что у них есть Федеральное агентство воздушного траспорта (Росавиация), отвечающее за эту отрасль. Росавиация же говорит: мы – только контролирующий орган, у нас нет задачи развития авиации для аграрной отрасли.

Получается, что Департамент развития сельскохозяйственной авиации, который входит в состав нашего Фонда содействия развитию сельского хозяйства, по сути, единственная структура в стране, которая агрегирует участников, данные по развитию сельхозавиации, и вообще целенаправленно занимается этим вопрос. Именно руководство Фонда содействия развитию сельского хозяйства выступило с инициативой создания Ассоциации сельскохозяйственной авиации (АСА).

Для решения проблем, накопившихся в отрасли, в Москве в мае 2018 г. Фондом была проведена 1-ая Всероссийская конференция по развитию сельскохозяйственной авиации, участие в которой приняли: член Совета Федерации РФ Сергей Митин, директор Департамента растениеводства Минсельхоза России Петр Чекмарев, представители Генеральной Прокуратуры РФ, Министерства обороны РФ, руководители действующих авиакомпаний и эксперты. В ходе оживленной дискуссии и последующей работы нашей организации с экспертами появился программный документ, так называемая «дорожная карта», по решению проблем в сельхозавиации, которая легла на стол вице-премьеру Правительства РФ А.Гордееву.

Очевидно, что требуется кропотливая работа по совершенствованию нормативно-правовой базы, отладке механизмов кредитного и лизингового сопровождения, созданию учебных центров и регулированию рынка услуг и авиатехники для проведения авиационных сельскохозяйственных работ, поскольку мощная и безопасная сельхозавиация нужна России. 



комментарии (0):








Материалы рубрики

Роман Азанов
ТАСС
В погоне за звуком. Самые скоростные вертолеты мира
Антон Крылов
Взгляд
Гибель человека на ВПП Шереметьево требует жестких решений
Ольга Самофалова
Взгляд
Зачем российским военным запрещенные украинские авиадвигатели
Юрий Гаврилов
Российская газета
Зенитки под куполом
Александр Черных, Анна Занина, Герман Костринский
КоммерсантЪ
"Аэрофлот" лишил клиента "платинового" статуса из-за твита о директоре компании
Герман Костринский, Ольга Никитина
КоммерсантЪ
Аэродромам не хватило чемпионата мира
Наталия Ячменникова
Российская газета
Люди на МКС
Дмитрий Окунев
Газета.Ru
Побег из СССР: зачем грузинские "мажоры" угнали самолет



Герман Костринский
Коммерсантъ
Бюджет отправят дальним рейсом
Алексей Заквасин
RT
"Способность молниеносно реагировать": как Минобороны России укрепляет боевую мощь ВДВ
Алексей Заквасин
RT
Транспортный высокоплан: на что будет способен новейший самолёт ВКС России Ил-276
Анна Занина, Анатолий Джумайло, Андрей Райский
КоммерсантЪ
Призрак "Трансаэро" пролетел над БВО
Виктор Сокирко
Взгляд
Зачем из уникальных боевых самолетов "делают чучела"
Елизавета Зорина, Олег Москвин
Взгляд
Что не так со здоровьем пилотов гражданской авиации

ТАСС
Россия представила на авиасалоне в Бахрейне SSJ100 и предложила "билеты" в космос

РИА Новости
"Аэрофлот" планирует перевозить сто миллионов пассажиров уже в 2023 году
Григорий Беденко
Informburo.kz
Как авиация помогает охранять самые крупные в Казахстане саксауловые леса
Александр Широкорад
Независимое военное обозрение
Бесчеловечная угроза с неба
Анатолий Журин
Газета "Труд"
Крылатым раритетам велено переезжать
Анатолий Комраков
Независимая газета
Российский авиапром не сможет удовлетворить растущий спрос на гражданские лайнеры
Алексей Сивашенков
Forbes
Эксперты усомнились в некомпетентности пилотов упавшего Boeing
Дмитрий Юров
Известия
Эффективная малозаметность: на что способен Су-57
Герман Костринский
КоммерсантЪ
"Аэрофлот" нашел замдиректора по стратегии
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
Пулково принимает новые заявки на полеты
Николай Новичков, Дмитрий Федюшко
ТАСС
"Рой" беспилотников. Новая тактика боевых действий уникального оружия Китая
Иван Синергиев
КоммерсантЪ
Со спутниками не всем по пути
Николай Бодрихин
Военно-промышленный курьер
Совместный полет Туполева и Берга
Анатолий Соколов, Николай Оськин
Военно-промышленный курьер
Капкан для дрона
Николай Новичков, Дмитрий Федюшко
Военно-промышленный курьер
Китайские роботы рассекречены
Роман Крецул Алексей Рамм
Известия
Беспилотный налет: войска научатся отражать массовые атаки дронов
Алексей Абатуров
Еженедельник "ЗВЕЗДА"
Ка-52: самый "зубастый" вертолет России прошел проверку боем в Сирии
Глеб Столяров, Наталья Чумаков
Reuters
Многомиллиардные убытки российской авиации растут из-за керосина
Александр Ермаков
Известия
Стращай, оружие: что показали в Чжухае
Роман Азанов, Дмитрий Федюшко, Николай Новичков
ТАСС
Airshow China 2018. Что крупнейший авиасалон мира принес России
Тимур Латыпов
Бизнес Онлайн
"Судя по всему, реально мало что готово": зачем миру напомнили о "преемнике" Ту-160?
Инна Сидоркова
РБК
Сердюков рассказал о судьбе контракта с Китаем по вертолету AHL
Роман Азанов, Дмитрий Федюшко, Николай Новичков, Роман Баландин
ТАСС
Дотянуться до пятого поколения. Превзойдут ли новые истребители Китая российские "стелс"?
Анна Юдина
ТАСС
От "Страны Советов" до "Медведя". Лучшие самолеты Туполева
Анна Юдина
ТАСС
"Летают только красивые самолеты". Внук Туполева о знаменитом авиаконструкторе
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
"Морские убийцы": стелс-сторожевики получат ударные вертолеты
Анатолий Комраков
Независимая газета
РФ засекретила условия передачи КНР уникальных технологий
Константин Крылов
ТАСС
Деревянные крылья Арктики
Светлана Тарасова
РИА "Воронеж"
"Самые адекватные – вороны". Воронежский авиационный орнитолог рассказал о своей работе
Кристина Акопова
Российская Газета
Трезвый полет
Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Дмитрий Рогозин отменил фасадное положение
Константин Барановский
Военно-промышленный курьер
Боевая колбаса
Наталия Ячменникова
Российская газета
Кто виноват и как лететь?
Алиса Штыкина
Investing.com
Прорыв года: Сможет ли новый МС-21 разогнать акции "Иркута"?
Григорий Беденко
informburo.kz
От "Крокодила" до "Терминатора". Как перевооружается казахстанская армия
Андрей Валеев
Газета.Ru
Менделеев нарасхват: чем завершился второй этап конкурса "Великие имена России"

 

 

 

 

Реклама от YouDo
Услуги специалиста: ремонты в офисе в москве, посетить сайт.
Рекомендуем: услуги художника и фотографа, подробности здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer