Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Есть ли будущее у сельхозавиации в России?


02.08.18 17:50 Клим Галиуллин, Журнал "АвиаСоюз"


Россия последние годы активно восстанавливает свои позиции на мировом рынке, в частности, в агропроизводстве. Например, по экспорту зерна наша страна вышла в число лидеров. Для удержания передовых позиций и дальнейшего движения вперед требуется технологический рывок, который позволит эффективно обрабатывать большие посевные площади. Этим и обусловлена жизненная необходимость возрождения и развития отечественной сельскохозяйственной авиации.


Клим Галиуллин, президент Фонда содействия развитию сельского хозяйства.

Наверное, многие авиаторы, учившиеся в летных учебных заведениях в 1970-1980-х гг., еще помнят броский плакат с надписью «Один самолет типа Ан-2 заменяет 40-45 тракторных прицепов». Действительно, почти 4000 «кукурузников» (самолетов типа Ан-2сх), а также вертолетов типа Ми-2сх, Ка-26 вносили свою лепту в «битве за урожай» в СССР. В стране была развита сеть межколхозных сельскохозяйственных аэродромов. С 1967 г. эти аэродромы оснащались асфальтовыми полосами для использования в любых погодных условиях. Обработка с воздуха позволяет увеличить урожайность сельскохозяйственных культур до 20-25%. Время на обработку химикатами в период нашествия вредителей снижается до 10 раз. То, что наземная техника делает в течение 10 дней, самолет выполняет за один. Нужно признать, что в условиях социалистической действительности, когда все вокруг было «своим, народным», а значит, по сути, ничейным, эффективность применения сельхозсамолетов во многом была на совести агрономов и пилотов. Именно нерадивость некоторых представителей этих профессий нанесла урон репутации «крылатых тракторов».

Эффективность агросамолета

Звено самолетов Ан-2сх за три летных дня может обработать до 10 тыс. га посевов. Весной, когда из-за распутицы колесной технике не войти в поля на раннюю подкормку озимых, только самолет способен внести удобрения. По той же причине влажных грунтов в осенний период провести своевременную десикацию удастся только с воздуха. Технологическая колея, неизбежная при работе колесной техники, губит до 10% урожая, самолет же ее не оставляет.  Современные системы спутниковой навигации позволяют проводить обработку полей с практически ювелирной точностью. И самое, наверное, главное сейчас – проводить обработку посевов агроавиацией в 1,5-2 раза дешевле, чем наземной техникой. Парадокс? Нет, поскольку агросамолет – это эффективность и скорость. Исследования российских ученых в начале 2000-х гг., показали, что при распылении с самолета эффективность агрохимикатов выше – до 30 %.

Положение дел в современной сельхозавиации

За последние 25 лет объемы обработки полей с воздуха сократились в десятки раз. Между тем, потребность в агроавиации очень высока.

Мое знакомство с положением дел в сельскохозяйственной авиации современной России состоялось 3 года назад в одной из областей недалеко от Москвы. На региональном празднике «День поля», в присутствии губернатора и других высокопоставленных лиц области, в конце парадной линейки сельхозтехники стоял невразумительный летательный аппарат. В беседе с его владельцем выяснилось, что он – местный предприниматель. С позволения сказать, «летать», он выучился у соседа – отставного военного летчика, получил свидетельство пилота сверхлегкой авиации (СЛА), купил подержанный мотодельтоплан, приладил пластиковую садовую бочку для химикатов и на возмездной основе начал обрабатывать поля местных аграриев. Совершенно бесконтрольно и не имея должной квалификации.

Сегодня всего около 30 авиакомпаний в России сертифицированы на проведение авиахимработ. Они добросовестно тратят средства на поддержание уровня безопасности полетов, обучение пилотов, продление летной годности воздушных судов (ВС), уплату налогов. В тоже время сотни нелегалов, так называемых в авиационном сообществе «чернофлажников», совершенно спокойно используют серые и черные финансовые схемы, обрабатывая поля российских аграриев. Прорехи в действующем законодательстве не позволяют эффективно с ними бороться. Сотни ВС работают в полях без разрешительных документов, даже не регистрируя свои вылеты. Известны случаи, когда владельцы незарегистрированных летательных аппаратов после аварии просто распиливали самолет «болгаркой», грузили на машину и увозили в неизвестном направлении. Летательные аппараты сельхозназначения, к сожалению, с печальной регулярностью терпят аварии и катастрофы: только в этом году СМИ уже сообщили о шести авариях и катастрофах, в 2017 г. – 6 случаев, в 2016 г. было 7.

Подготовка летного состава для авиахимработ – один из важнейших аспектов этой темы. Когда уйдет поколение пилотов, которых действительно учили применению авиации в сельском хозяйстве, а это будет, в силу возраста, через 5-6 лет, Россия рискует на значительный период потерять огромный пласт практического опыта, накопленного пилотами, десятилетиями работавшими на полях. Сейчас эту дисциплину нигде не преподают, и, когда уйдут профессионалы, надо будет опять начинать все по новой.

Зарубежный опыт

По данным Департамента растениеводства Минсельхоза России, в нашей стране легально работают 238 летательных аппаратов, производящих авиахимические работы.

Например, в США – около 4000 воздушных судов сельскохозяйственного назначения, в Бразилии – 2000 агросамолетов, в крохотной Новой Зеландии столько же, сколько у нас – порядка 300 самолетов. То есть, во всем мире сельскохозяйственный самолет рассматривают как мощное средство интенсификации аграрного производства.
 
Заменят ли агродроны сельхозавиацию?

В моде сейчас сельскохозяйственные дроны (БПЛА), которые по заверению разработчиков, могут заменить «традиционную» сельхозавиацию. Безусловно, это прекрасное, светлое, высокотехнологичное будущее авиахимработ, но в ближайшие 5-7 лет сельхоздроны не смогут полноценно заменить самолеты. Причина тому лежит на поверхности – грузоподъемность. Вес, который сейчас могут поднимать дроны, составляет 10-15 кг. Дрон грузоподъемностью 300 кг еще только разрабатывается. Россия обрабатывает 80 млн га посевов, а Президент и Правительство РФ ставят задачу вернуть в сельхозоборот еще 40 млн га земель. Эти площади требуют агросамолетов грузоподъемностью хотя бы 1500 кг, например, как у Ан-2. Более того, остро встанет вопрос наличия соответствующих грамотных специалистов: программистов – потребуется качественное программное обеспечение, которое можно будет «растиражировать» на всю страну и которое не зависнет при одновременном включении 100 и более дронов; внешних пилотов – хоть дрон и «летает сам», но кто-то должен ему поставить задачу, куда и когда лететь.

Также надо учитывать, что каждое поле в нашей стране уникально (границы, деревья посередине и т. п.) и должно быть «оцифровано», чтобы дрон смог выполнять задачи, не врезаясь в каждый столб линии электропередач. А это в масштабах всей страны колоссальные затраты. И далее, далее, далее… Пока мало кто об этом задумывался, но хороший пилот всегда «летит впереди самолета», и мы обязаны сейчас думать о решении предстоящих проблем.

Возрождение отрасли

Создавая новую Россию, мы потеряли многое из того хорошего, что было ранее в нашей стране. Развитием сельскохозяйственной авиации не занимается ни один орган исполнительной власти. Минсельхоз России заявляет, что вопросы развития агро-авиации относятся к компетенции Минтранса. Минтранс считает, что у них есть Федеральное агентство воздушного траспорта (Росавиация), отвечающее за эту отрасль. Росавиация же говорит: мы – только контролирующий орган, у нас нет задачи развития авиации для аграрной отрасли.

Получается, что Департамент развития сельскохозяйственной авиации, который входит в состав нашего Фонда содействия развитию сельского хозяйства, по сути, единственная структура в стране, которая агрегирует участников, данные по развитию сельхозавиации, и вообще целенаправленно занимается этим вопрос. Именно руководство Фонда содействия развитию сельского хозяйства выступило с инициативой создания Ассоциации сельскохозяйственной авиации (АСА).

Для решения проблем, накопившихся в отрасли, в Москве в мае 2018 г. Фондом была проведена 1-ая Всероссийская конференция по развитию сельскохозяйственной авиации, участие в которой приняли: член Совета Федерации РФ Сергей Митин, директор Департамента растениеводства Минсельхоза России Петр Чекмарев, представители Генеральной Прокуратуры РФ, Министерства обороны РФ, руководители действующих авиакомпаний и эксперты. В ходе оживленной дискуссии и последующей работы нашей организации с экспертами появился программный документ, так называемая «дорожная карта», по решению проблем в сельхозавиации, которая легла на стол вице-премьеру Правительства РФ А.Гордееву.

Очевидно, что требуется кропотливая работа по совершенствованию нормативно-правовой базы, отладке механизмов кредитного и лизингового сопровождения, созданию учебных центров и регулированию рынка услуг и авиатехники для проведения авиационных сельскохозяйственных работ, поскольку мощная и безопасная сельхозавиация нужна России. 



комментарии (0):







Материалы рубрики

Александра Мерцалова, Анатолий Костырев, Герман Костринский, Георгий Двали
КоммерсантЪ
Завтрак без туриста. В этом сезоне Грузия недополучит 150 тыс. российских путешественников
Марат Кузаев
ТАСС
NASA испытает "зеленое" топливо для космических аппаратов. Дело не в заботе о природе
Алексей Леонков
Российская газета
Самолет непростой судьбы: первый полет Ту-22 состоялся 61 год назад
Илья Крамник
Известия
Выполнить форму: чем примечательна выставка "Ле-Бурже-2019"
Дмитрий Козлов, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Дело пахнет президентом
Екатерина Постникова, Татьяна Байкова, Ирэна Шекоян, Роман Крецул
Известия
Голландский план: Амстердам нашел новых подозреваемых по делу MH-17
Андрей Калий
Красная звезда
Первый Герой советской морской авиации
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Заход на просадку



Кирилл Кривошеев
КоммерсантЪ
Расследование гибели MH17 никак не долетит до конца
Виталий Чугин
ТАСС
Расследование крушения Boeing на Украине. Надежда остается лишь на суд
Александр Тихонов
Красная звезда
Су-57 будет превосходить всех
Алексей Рамм Богдан Степовой
Известия
"Сухие" крымские: полуостров защитят новейшие истребители
Арина Раксина
ТАСС
Boeing нашел покупателя для 737 MAX. Первого после двух авиакатастроф
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
Пулково поставят на рельсы
Иван Якунин
КоммерсантЪ
Трагичный полет SSJ 100 воспроизведут в небе и на тренажере
Ксения Чемоданова
360
Скорая помощь в полете и дозаправка в воздухе. На что способна отечественная авиация
Мария Кокорева
РБК
Российские авиакомпании получили рекордный убыток
Ольга Шерункова
Газета.ru
Наши в Ле Бурже: русская амфибия долетела до Парижа
Александр Шитов
Военно-промышленный курьер
Шагающие авианосцы
Андрей Синицын
Военно-промышленный курьер
Як-141, сбитый перестройкой
Виктор Друшляков
Военно-промышленный курьер
Будущая "вертикалка" уже летает
Тимур Латыпов, Елена Колебакина-Усманова, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
Не прошло и 22 лет: "Ансат" возвращается в Ле-Бурже
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Охотник на аллигаторе: в России унифицируют боевые вертолеты
Кирилл Ясько
Sakhalin.info
Первых в истории Сахалинской области юных пилотов выпустила самолетная секция ЦТВС
Андрей Станавов
РИА Новости
Ход “Жнецом”: чем угрожает России переброска ударных дронов США в Польшу
Олег Рубникович
КоммерсантЪ
К делу «Трансаэро» приобщили бухгалтера
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Налет на добавленную стоимость
Николай Проценко
ИА EADaily
Мирзиёев на взлетной полосе: узбекская авиация освоит российский опыт
Анастасия Николаева
Интерфакс
Завершенное дело

Русская служба BBC
Росавиация может "приземлить" самолеты российских авиакомпаний. Что случилось?
Мария Трубина
Взгляд
Украина не сможет запретить России летать на «Русланах»
Дмитрий Шестоперов
КоммерсантЪ
AliExpress загрузит самолеты
Алексей Рамм, Алексей Козаченко
Известия
Морской часовой: «Камовы» возьмут под охрану атомные подлодки
Иван Апулеев
Газета.ru
Белая пуля: в Калифорнии заметили секретный самолет
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Взлетная полоса длиною в суд
Анастасия Николаева
Интерфакс
В соответствии со стандартами

Lenta.ru
Синдром истребителя
Денис Федутинов
Независимое военное обозрение
Боевые дроны в Минске
Андрей Калий
Красная звезда
Полётные задания выполнены достойно
Анатолий Журин
Газета "Труд"
Немая сцена на взлетной полосе
Николай Сергеев, Юлия Гарипова, Сергей Петунин
КоммерсантЪ
У пилотов катастрофа с дипломами
Юрий Авдеев
Красная звезда
Готовность к серийному выпуску

Русская служба BBC
25 млн чемоданов ежегодно: почему авиакомпании по-прежнему теряют наш багаж?
Денис Соловых
ТАСС
За двумя зайцами. Придется ли Турции выбирать между С-400 и F-35?
Яков Лысенко
Газета.ru
Ждать еще долго: что не так с выдачей багажа в «Шереметьеве»
Сергей Гуцалюк
Журнал "АвиаСоюз"
Дальневосточный «Авиалифт»

Газета.ru
Последний гвоздь в крышку гроба? В Boeing 737 нашли брак
Александр Пинчук
Красная звезда
Небо раскрасил «Авиамикс»
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Льготы не столь отдаленные
Иван Апулеев
Газета.ru
«Лишь бы обвинить русских»: в Малайзии требуют правды о MH-17

 

 

 

 

Реклама от YouDo
Услуги специалиста: ремонты в офисе в москве, посетить сайт.
Рекомендуем: услуги художника и фотографа, подробности здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer